Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Финансы предприятий




 

Сущность финансов предприятий, их функции и основы организации.

Финансы коммерческих предприятий.

Финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую
деятельность.

Финансы общественных объединений.

 

1. Сущность финансов предприятий, их функции и основы организации

Финансы предприятий – денежные отношения, связанные с формированием, распределением денежных доходов и накоплений у субъектов экономики и их использованием в целях финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обеспечению и материальному стимулированию работающих.

Все общественное производство в зависимости от характера затрачиваемого в нем труда подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и нематериальное производство.

По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений в сфере материального производства можно классифицировать по следующим видам отношений:

связанные с формированием первичных доходов;

связанные с образованием и использованием в хозяйственных подразделениях материального производства целевых фондов внутрихозяйственного назначения – уставного фонда, фонда развития производства, поощрительных фондов и др.;

возникающие между предприятиями, если эти отношения носят распределительный характер, а не обслуживают обмен: уплата штрафов, внесение взносов, получение прибыли от долевого участия;

складывающиеся между производственными и страховыми организациями в связи с образованием и использованием страховых фондов;

возникающие между предприятиями и финансовыми рынками по поводу мобилизации ресурсов и выплаты доходов;

складывающиеся у предприятия с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов;

распределительные отношения, возникающие у предприятий с их вышестоящими управленческими структурами – так называемые “вертикальные” взаимосвязи.

Специфические черты финансов предприятий материального производства:

исходная основа всей финансовой системы страны;

многогранность, разнообразие форм финансовых отношений;

опосредование процессов формирования, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов;

потенциально высокая активность, широкие возможности воздействия на экономику.

Финансовые отношения в непроизводственной сфере – это денежные отношения, обеспечивающие реализацию экономических, социальных и других услуг, связанные с образованием и использованием денежных фондов. К ним относятся отношения:

отрасли или самого учреждения с бюджетом;

между отраслевыми органами управления и подведомственными организациями, а также внутри последних;

между субъектами хозяйствования разных отраслей;

субъектов хозяйствования с потребителями услуг и спонсорами.

Особенность финансов непроизводственной сферы:

опосредование процесса оказания услуг;

опосредование процесса приобретения фондов непроизводственного назначения, их расширение и использование;

особый характер вследствие специфики услуг: они не могут накапливаться и должны отчуждаться по мере их создания;

необходимость использования специфических элементов финансового механизма, направленных на стимулирование труда.

Особенности финансов предприятий в условиях рыночной системы:

финансовая независимость (самостоятельность) субъектов хозяйствования;

отсутствие жесткой регламентации финансовых отношений;

субъекты хозяйствования несут реальную экономическую ответственность по своим обязательствам;

многообразие форм финансовых отношений.

В общественном процессе финансы предприятий как экономическая категория проявляют и выражают свою сущность, свое внутреннее свойство через следующие функции:

формирование денежных фондов в процессе производственно-хозяйственной деятельности;

использование финансовых ресурсов для обеспечения текущей уставной деятельности, при выполнении своих обязательств перед финансово-банковской системой, для социально-экономического развития предприятия;

обеспечение эффективного использования ресурсов;

контроль над формированием и использованием финансовых ресурсов в производственном процессе.

Функционирование финансов предприятий осуществляется на основе целенаправленной их организации. Под организацией финансов предприятий понимаются формы, методы, способы формирования и использование ресурсов, контроль их кругооборота для достижения экономических целей в соответствии с действующими законодательными актами.

В основу организации финансов коммерческих предприятий положен коммерческий расчет. Он представляет собой метод ведения хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат и результатов деятельности. Его целью является получение максимума прибыли при минимуме затрат.

Принципами коммерческого расчета являются:

§ хозяйственная самостоятельность;

§ самофинансирование;

 

§ материальная заинтересованность как собственников, так и наемных работников;

§ материальная ответственность лиц, работающих на предприятии;

§ саморегулирование.

 

2. Финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах

Финансы коммерческих предприятий – это денежные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности в процессе формирования целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий:

§ Организационно-правовая форма хозяйствования.

Коммерческие организации в Украине могут создаваться в форме акционерных и иных обществ, кооперативов, государственных, муниципальных предприятий и форме частного предприятия. Организационно-правовая форма хозяйствования определяет содержание финансовых отношений в процессе формирования капитала предприятия, последующего привлечения ресурсов и распределения доходов.

Формирование имущества обществ основано на принципах корпоративности, государственных и муниципальных предприятий – на государственной собственности, частного предпринимательства – на частной собственности владельца.

§ Отраслевые технико–экономические особенности.

Отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования развития предприятия, формирование резервов и других фондов.

§ Особенности налогообложения и финансовой системы страны.

Существующая практика организации налогообложения и других экономических методов финансового механизма определяют специфические особенности финансов предприятий различных стран. Это относится, прежде всего, к выбору организационных форм предприятий, способов финансирования основных производственных фондов и потребности в оборотном капитале, определению структуры капитала предприятия и т.д.

Состав финансовых фондов предприятий:

Уставный фонд (капитал) формируется за счет взносов собственников и используется предприятием для осуществления уставной деятельности путем инвестирования в основные и оборотные активы;

Паевой фонд (капитал) формируется за счет взносов членов кооперативов и других предприятий.

Дополнительный капитал формируется за счет дополнительно полученных сумм (сверх номинальной стоимости) при реализации акций, бесплатно полученных необоротных активов, дооценки активов и т.д.

Нераспределенная прибыль представляет собой фонд предприятия, формируемый за счет результатов деятельности предприятия (прибыли) после выплаты дохода собственников. Эти средства находятся в обороте предприятия и предназначены для расширения деятельности предприятия.

Резервные фонды создаются на основании уставных документов для решения конкретных задач путем резервирования части прибыли на эти цели (распределение прибыли).

Совокупность вышеназванных фондов представляют собой собственный капитал предприятия – сумму средств, принадлежащих собственникам предприятия.

Социальные фонды предназначены для финансирования расходов предприятия по предоставлению социальных услуг работникам, предоставление которых берет на себя в силу закона, по коллективному договору или по иным причинам. Они формируются в размере, установленном законодательством или необходимом для осуществления запланированных выплат путем включения в затраты с последующей компенсацией из выручки. Средства фондов расходуются по целевому назначению в установленном порядке.

Операционные резервы – фонды, создаваемые в ходе обычной производственной деятельности для компенсации возможных потерь или выполнения взятых обязательств. Примером этих фондов служит гарантийный резерв (для финансирования гарантийных ремонтов). Резервы создаются путем отнесения соответствующих сумм на затраты с последующей компенсацией из выручки. Используются строго по целевому назначению.

Ф онд оплаты труда формируется за счет включения начисленной основной и дополнительной заработной платы в затраты производства и ли обращения с последующей компенсацией из выручки и выплатой работникам;

Амортизационный фонд создается на государственных и муниципальных предприятиях для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных средств путем начисления особого вида затрат – амортизации.

Предприятия могут в рамках действующего законодательства создавать другие фонды для реализации своих целей.

Финансовые ресурсы предприятий – это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для осуществления затрат по расширенному воспроизводству, выполнения финансовых обязательств и формирования фондов.

Основными источниками финансовых ресурсов предприятия являются:

взносы собственников;

выручка от реализации продукции, работ, услуг;

доходы от реализации материальных запасов, основных средств, ценных бумаг и других ценностей, принадлежащих предприятию;

доходы от сдачи в аренду помещений и оборудования, продажи авторских прав и т. д.;

амортизация;

начисленные, включенные в затраты, но не выплаченные суммы по обязательствам (заработная плата, налоговые платежи, отчисления во внебюджетные фонды и другие) – устойчивые пассивы;

банковский и коммерческий кредит;

бюджетные средства (субсидии, целевое финансирование);

прочие.

Направления использования финансовых ресурсов предприятий:

финансирование капитальных и текущих затрат на производство;

налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

платежи за привлечение средств;

инвестирование средств в ценные бумаги;

образование финансовых фондов;

выплаты собственникам;

благотворительные цели.

Организация финансовой работы предприятия в современных условиях требует не только выполнения обязательств перед собственниками, кредиторами и другими контрагентами, но и оптимизации финансовых потоков предприятия с целью достижения поставленных целей. Данный вид деятельности осуществляется обычно финансовой службой предприятия во взаимодействии с другими подразделениями.

К функциям финансовой службы относятся:

участие в разработке и исполнении бизнес-плана;

разработка финансового плана как составной части бизнес-плана предприятия;

участие в формировании кредитной политики;

разработка инвестиционной политики;

управление денежными потоками;

осуществление платежей;

обеспечение страхования рисков предприятия;

анализ финансово-хозяйственной деятельности;

осуществление финансового контроля и другие.

 

3. Финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность

В непроизводственной сфере наряду с предприятиями (организациями), функционирующими на коммерческих началах – коммунальными, бытового обслуживания, страховыми, банковскими и другими, – действует большое число учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, т.е. такую, которая не преследует цель получения прибыли. Некоммерческая деятельность не исключает возможности получения определенных доходов, однако, последние используются на финансирование текущих нужд самого учреждения.

К некоммерческим организациям относятся: большая часть учреждений здравоохранения и образования, культуры и искусства, фундаментальная наука, охрана природы и другие. Функционирование этих учреждений и организаций в полной мене в принципе не может быть ориентировано на коммерческие критерии, а сами они должны составлять нерыночный сектор экономики.

К нерыночному сектору экономики относятся также такие виды деятельности, как государственное управление, охрана общественного порядка, оборона. Их финансирование осуществляется полностью за счет бюджетных средств и предусматривается в соответствующих планово-финансовых документах – сметах расходов.

Преобладающая часть учреждений и организаций нерыночного сектора экономики имеет социально-культурное назначение. Специфика их функционирования заключается в том, что, во-первых, благодаря ним осуществляются важнейшие конституционные права граждан – на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д., а во-вторых, при потреблении социальных услуг используются как платные, так и бесплатные способы их предоставления.

Для финансирования организаций и учреждений, оказывающие такие услуги, используются следующие источники:

бюджетные средства, выделяемые на основе нормативов. Нормативы бюджетного финансирования играют роль цены (тарифа) на те работы (услуги), которые предоставляются государством потребителю;

денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных организаций, граждан, поступающие в виде оплаты за оказанные услуги, выполненные работы, проведенные платные мероприятия согласно заключенным с юридическими лицами договорам и заказам населения;

поступления от продажи изделий собственного производства (например, лекарственных средств, продукции учебно-производственных мастерских);

выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;

добровольные взносы и безвозмездно предаваемые материальные ценности, прочие денежные поступления.

Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов (доход) учреждения. Остатки неиспользованных за год поступлений остаются в распоряжении учреждения и в бюджет не изымаются. Они не должны влиять на снижение норматива бюджетного финансирования затрат в следующем году.

Данные учреждения, если они имеют самостоятельный баланс и расчетный счет, имеют право пользоваться банковским кредитом. При этом краткосрочные ссуды выдаются им на затраты, связанные с осуществлением текущей деятельности, а долгосрочные – для целей производственного и социального развития с последующим погашением за счет средств фонда производственного и социального развития.

В зависимости от форм и методов ведения хозяйства для субъектов нерыночного сектора экономики различают следующие виды финансирования:

Сметное финансирование, при котором основные услуги потребителям предоставляют бесплатно. Главным источником формирования финансовых ресурсов выступают бюджетные средства, предусматриваемые в смете расходов и доходов. В случае использования и других видов денежных поступлений, они также отражаются в смете. Главное отличие сметы от финансового плана заключается в том, что в смете более детально обосновываются расходы, тогда как доходы отражаются лишь в разрезе различных источников.

Для составления смет в качестве исходных данных используются контрольные цифры и экономические нормативы.

Контрольные цифры состоят из показателей, отражающих специфику соответствующего учреждения и определяющих перспективы его развития. Они доводятся до учреждений в качестве тех ориентиров, которые должны обеспечить достижение соответствующего уровня социального обслуживания населения. К ним, например, могут относиться: численность и состав обслуживаемого учреждением населения; объем и качество выполняемых услуг (число принятых в поликлиниках больных).

Экономические нормативы включают в свой состав нормативы:

§ бюджетного финансирования учреждения;

§ образования фонда заработной платы (если используется 1-ый способ распределения финансовых ресурсов);

§ образование фонда производственного и социального развития;

§ образование фонда валютных отчислений за счет валютной выручки.

Кроме того, учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, могут получать государственный заказ на ввод в действие новых мощностей и объектов за счет государственных централизованных капитальных вложений.

Основываясь на контрольных цифрах, экономических нормативов и государственном заказе, учреждение осуществляет необходимые расчеты и составляет смету расходов и доходов. Утверждается она совместным решением руководителя учреждения и профсоюзной организации.

Полная самоокупаемость. На началах самоокупаемости и самофинансировании функционируют те организации, затраты которых полностью возмещаются из выручки от реализации нематериальных благ и услуг. К ним относятся некоторые культурно-просветительные учреждения, отдельные медицинские учреждения и др. Формирование и использование их финансовых ресурсов отражается в финансовом плане по соответствующим статьям доходов и расходов.

В учреждениях нерыночного сектора экономики за счет финансовых ресурсов осуществляются все текущие затраты и формируются фонды экономического стимулирования.

К фондам экономического стимулирования относятся:

§ фонд производственного и социального развития;

§ фонд материального поощрения (фонд оплаты труда);

§ фонд валютных отчислений.

Основным источником формирования фондов экономического стимулирования выступает совокупный доход учреждения; в качестве дополнительных источников могут использоваться специфические поступления.

Так, в фонд производственного и социального развития зачисляются:

§ экономия по материальным затратам, расчетам со сторонними организациями и процентам за кредит;

§ выручка от реализации ТМЦ;

§ средства, полученные за предоставление в аренду зданий, сооружений и т.п.

В фонд материального поощрения дополнительно зачисляются неиспользованные средства фонда заработной платы, а также средства, предаваемые на эту цель другими предприятиями и организациями за счет своих фондов оплаты труда.

Последовательность финансирования текущих затрат и порядок формирования фондов экономического стимулирования зависят от способов распределения и использования финансовых ресурсов учреждения.

Существует два способа расходования финансовых ресурсов:

§ Сначала учреждение осуществляет все текущие расходы, а оставшиеся после этого финансовые ресурсы поступают в распоряжение трудового коллектива и направляются на формирование фонда производственного и социального развития в соответствии с установленным нормативом. Остаток средств используется на образование фонда материального поощрения. При этом перерасход средств по фонду заработной платы, материальным и приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентам за кредит относится на уменьшение соответствующих фондов экономического стимулирования.

§ Из общего объема финансовых ресурсов прежде всего возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, осуществляются расчеты со сторонними организациями, выплачиваются проценты за кредит. Оставшиеся средства направляются на образование фонда производственного и социального развития, формируемого в соответствии с установленным нормативом. И лишь в итоге, остаточным методом, формируется единый фонд оплаты труда (без подразделения его на фонд заработной платы и фонд материального поощрения).

 

4. Финансы общественных объединений

Общественные объединения представляют собой различные добровольные организации граждан, обладающие материальной и финансовой самостоятельностью. Эти объединения создаются на основе принадлежности людей к одной профессии или определенной социальной группе, общих интересов, увлечений (союзы учителей, шахтеров, творческие союзы писателей, благотворительные фонды).

Финансы общественных организаций включают следующие денежные отношения:

между общественными объединениями и их членами (по уплате вступительных и членских взносов);

общественных объединений с предприятиями, учреждениями (последние могут вносить добровольные пожертвования на проведение выставок, фестивалей);

внутри общественного объединения по формированию, использованию фондов;

между нижестоящими и вышестоящими общественными объединениями (филиалами) по передаче доходов вышестоящим организациям, оказанию помощи со стороны вышестоящих организаций;

между общественными организациями и подведомственными производственно-хозяйственными организациями.

Факторы, оказывающие влияние на организацию финансов общественных объединений:

вследствие добровольности, самодеятельности организации основным источником поступления ресурсов являются вступительные и членские взносы;

владение собственностью, финансовыми ресурсами определяет частичную регламентацию деятельности государством, а в главном их организация оговаривается уставами.

Источником средств у этих организаций являются вступительные и членские взносы; кроме того, они могут владеть имуществом (в том числе на долевых началах), приносящим доходы.

По своей уставной деятельности общественные объединения, как правило, не имеют финансовых обязательств перед бюджетом. Однако их доходы, получаемые от хозяйственной деятельности, регулируются государством через налоговый механизм. Имущество общественной организации не может служить источником доходов для ее членов. Все доходы любой формы общественного объединения используются на финансирование расходов, связанных с уставной деятельностью.

В хозяйственно-финансовой деятельности общественных объединений сочетается коммерческий расчет и сметное финансирование. Эта особенность находит отражение в их финансовых планах.

Доходная часть финансовых планов состоит из:

§ вступительных и членских взносов;

§ доходов от деятельности хозяйственных предприятий и проведения платных мероприятий;

§ специальные денежные отчисления предприятий и организаций из их прибыли;

§ доход от предоставления платных услуг (ведение спортивных секций и т.п.);

§ ассигнования из Государственного бюджета.

В расходной части финансовых планов общественных объединений отражаются затраты средств, связанные с:

§ основной деятельностью;

§ содержанием платного аппарата;

§ управление капитальным строительством и капитальным ремонтом;

§ административно-хозяйственными расходами;

§ международными связями.

Конкретизация расходных статей предопределяется характером деятельности общественных организаций.

Предприятия производственной сферы, находящиеся в собственности общественных объединений классифицируются как коммерческие, но могут иметь льготы, установленные соответствующими законодательными актами.

Финансы профессиональных союзов.

Профсоюзы – массовые организации, объединения трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуры.

Финансы профсоюзов и подчиненных им предприятий складываются из трех групп денежных отношений:

- между профсоюзами и их членами (члены уплачивают членские и вступительные взносы и получают от профсоюзов материальную помощь и различные финансовые льготы);

- профсоюзов с предприятиями, организациями, учреждениями (начисления на заработную плату и взносы в фонд государственного социального страхования, добровольные взносы);

- внутри системы профсоюзов (между вышестоящими и нижестоящими звеньями профсоюзов, между профсоюзами и находящимися в их ведении социально-культурными учреждениями).

Для осуществления своей деятельности профсоюзы имеют прочную материально-финансовую базу. В их распоряжении находятся санатории, пансионаты и т.п. Часть этих фондов была создана с привлечением бюджетных средств. Профсоюзы являются учредителями, а соответственно – собственниками части уставного фонда коммерческих предприятий, таких, как банки, совместные предприятия и другие.

Профсоюзы обладают полной самостоятельностью и не несут перед государственным бюджетом никаких финансовых обязательств по своей основной деятельности (за исключением по принадлежащим им предприятиям, которые вносят в бюджет налоги).

К собственным средствам профсоюзных организаций относятся: членские взносы, доходы от деятельности хозяйственных организаций, доходы от платных мероприятий.

Финансово-хозяйственная деятельность профсоюзных организаций основана на самоокупаемости, хотя внутри системы возможно и сметное финансирование, обусловленное перераспределением собственных средств между звеньями.

Расходы профсоюзных организаций соответствуют их уставным задачам. Это, прежде всего расходы на оказание материальной помощи, охрану труда, административно-хозяйственные расходы.

Финансы профсоюзных организаций организуются с учетом вертикальной системы их управления. Доходы профсоюзов распределяются между вышестоящими и нижестоящими организациями. Взносы членов профсоюзов в основном остаются у первичных организаций.

Финансы политических партий и общественных движений.

Главным объединяющим началом здесь выступают идеологические принципы или общественные идеи.

Финансовая система политических партий и общественных движений такая же, как и у других общественных объединений, хотя имеются и определенные особенности.

Источники финансовых средств политических партий и общественных движений:

членские взносы;

вклады и пожертвования от их сторонников в лице частных предпринимателей, учреждений, организаций, коллективов и отдельных граждан;

поступления от издательской и прочей деятельности.

Для политических партий характерна вертикальная структура управления (при наличии первичных партийных органов и аппарата центрального руководства) и достаточно широкое распространение внутрипартийных финансовых отношений между вышестоящими и нижестоящими органами, в том числе в форме дотаций.

Политические партии, как правило, имеют собственность, размеры которой зависят от популярности политики, проводимой ее руководством, а также от положения партии в общественно-политической системе страны.

Общественные движения, напротив, собственности практически не имеют, а их лидеры нередко работают на общественных началах.

В финансовых планах партий можно наблюдать достаточно полный состав доходов, в том числе поступления от деятельности хозяйственных организаций, действующих на принципах коммерческого расчета.

В общественных движениях финансовым планом, как правило, является смета, объем которой значительно различается по годам.

Состав и структура расходов отдельных партий непосредственно зависит от масштабов ее деятельности. Они связаны в основном с уставной деятельностью партий и включают:

заработную плату партийных руководителей и обслуживающего
персонала;

расходы на проведение митингов, собраний;

расходы по наглядной агитации;

текущее содержание мемориальных домов-музеев;

расходы по строительству и содержанию административных зданий, сооружений и т.д.

 

Контрольные вопросы

Почему финансы коммерческих предприятий являются основой финансовой системы страны?

Приведите конкретные примеры факторов влияющих на организацию финансов предприятий.

Назовите источники финансовых ресурсов рассмотренных субъектов.

Каким образом финансы различных предприятий и организаций связаны с финансами государства?

К какому классификационному виду вы бы отнесли финансы акционерного общества, муниципального водоснабжающего предприятия, парикмахерской, кружка дома культуры отдела образования, детского сада, больницы, службы вневедомственной охраны?

Назовите особенности финансов организаций непроизводственной сферы.

Можно ли сказать, что финансы общественных объединений независимы от финансовой системы страны?

Перечислите особенности финансов различных видов общественных объединений.

Какие особенности следует учесть при планировании финансов различных предприятий и организаций?

 

Список рекомендуемой литературы

Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Л.А. Дробозиной. -М.: ЮНИТИ, 2000. – 527 с.

Финансы / В.М. Радионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.,; Под. ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 432 с.

Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 №435-IV.– Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua


Учебное издание

 

 

ЛЕКЦИИ

по курсу «Финансы»
(для студентов, обучающихся по направлению

0501 – «Экономика и предпринимательство»

заочной и дневной форм обучения)

 

 

Составители:

Сергей Иванович Непочатов

Анна Владимировна Пчелинская

 

 

Редактор А.В. Пчелинская
Техн. редактор А.В. Пчелинская
Оригинал – макет А.Е. Турчанина

 

Подписано в печать___ 30.12.2004 _____

Формат 60×841/ 16. Бумага типограф. Гарнитура Times.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 6,5. Уч.-изд. л. 4,5

Тираж 120 экз. Изд. №__ 3 / 05 _. Заказ №_ 3 / 05 _. Цена договорная.

 

 

Издательство Северодонецкого технологического института

ВНУ им. Владимира Даля

 

 

Адрес издательства: 93400. г. Северодонецк. Луганской обл.

пр. Советский. 59-а. главный корпус

Телефон: 8 (06452) 4-03-42

E-mail: sti@sti. lg. ua


[1] Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Под ред. Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы и статистика,1997.

[2] ИНТОСАИ – международная организация высших контрольных органов 178 стран, в рамках которой действуют региональные организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.14 сек.