Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегический контроллинг, его взаимосвязь с оперативным контроллингом

В процессе управления периодически осуществляется переход от оперативных проблем к стратегическим. При оперативном рассмотрении объектом внимания является "продукт". При стратегическом - "сфера интересов или область развития рынка". Виды потребностей - это стратегическая область, измерение их величины ведет к расчету объемов и цен реализации - оперативная область.

Стратегический вопрос: "В правильном ли направлении мы движемся?". Оперативный вопрос: "Правильным ли способом мы добиваемся результата в избранном направлении?".

При переходе от оперативного мышления к стратегическому и наоборот меняется инструментарий контроллинга. В оперативной сфере калькулируют себестоимость продукции и исчисляют суммы покрытия. В стратегической области определяют существующие позиции и выявляют перспективы развития.

Необходимо найти ответ на вопрос: "Как продолжить действовать в правильном направлении?".

Взаимосвязь учета и планирования образует целый управленческий комплекс. Через организацию управления путем постановки целей выясняется, кто отвечает за тот или иной показатель, кто планирует и проводит мероприятия по достижению целей. Когда в управлении не уделяется должное внимание стратегическим сигналам, это немедленно отражается на финансовых результатах деятельности.

Один из инструментов стратегического управления - методика измерения потенциального профиля или стратегических возможностей предприятия. Для этого задаются критерии, которым дается экспертная оценка в баллах. Показатели "рыночная привлекательность" и вытекающий из нее "рыночный рост", а также "позиция в конкурентной борьбе" и вытекающая из нее "рыночная доля" измеряются и откладываются в форме матрицы для получения единой картины. Это дает возможность отразить наши представления о рыночных величинах в наглядной форме.

С помощью портфельного анализа выясняют для каждой области:

¾ насколько привлекателен для нас тот или иной рынок

¾ насколько мы сильны в сравнении с нашими главными конкурентами.

Определяем состояние рынка и наши на нем позиции.


 

Таблица 9 - Анализ рыночной привлекательности

N п/п   Критерии (области наблюдения) Возможности/ сложности (Описание) Шкала
сложно нейтрально успешно
                     
  Емкость рынка                  
  Прирост рынка                  
  Потенциал роста выручки                  
  Инновационный потенциал                  
  Поведение конкурентов                  
  Конъюнктура                  
  Возможности замещения товара                  
  Поведение клиентуры                  
  Надежность поставок                  
  Государственное и общественное влияние                  
  Общая оценка                  
                     
                         

Таблица 10 - анализ положения на рынке в сравнении с конкурентом

N п/п   Критерии (сферы наблюдения) Сильные/ слабые стороны Шкала
слаб. нейтр. сильн.
                     
  Относительная рыночная доля                  
  Инвестиционная интенсивность                  
  Создание новой стоимости, нового продукта                  
  Качество товаров (услуг)                  
  Структура затрат, ее преимущества                  
  Квалификация специалистов                  
  Ноу-хау в системе маркетинга                  
  Финансовое положение                  
  Преимущества по сбыту, реализации                  
  Эффективность работы персонала                  
  Общая оценка                  
                     
                         

 

Отражаем полученную оценку на девятисекторной матрице как итог портфельного анализа.

 

Рисунок 4 - Матрица «МакКинзи»

Результаты исследований мы отражаем на листе "Постановка стратегических целей" с ожидаемыми значениями финансово-производственных показателей.

Таблица 11 - Постановка стратегических целей

  Денежная стоимость годового бюджета
Рыночная привлекательность Анализ 20 г. Бюджет 20 г. 5-летний прогноз
Реальный рыночный рост (% в год)      
Абсолютная емкость рынка (руб.)      
Рыночная доля лидера (% емкости рынка)      
 
Стратегическая роль (постановка целей) Значение Срочность
 
Положение на рынке Анализ 20 г. Бюджет 20 г. 5-летний план
Абсолютная рыночная доля (в %)      
Относительная рыночная доля (в %)      
 
Общехозяйственные результаты Анализ 20 г. Бюджет 20 г. 5-летний план
Выручка от реализации (руб.)      
Реальный прирост реализации (в %)      
Реализация в расчете на одного занятого (руб.)      
Абсолютная величина суммы покрытия (руб.)      
Объем суммы покрытия в расчете на одного занятого (руб.)      
         

 

Для каждого вида портфельного анализа сферы планирования мы составляем матрицу. Актуализируем эти данные ежемесячно и делаем выводы из результатов. В течение всего периода это систематически происходит в отношении:

¾ стратегической хозяйственной единицы

¾ группы центров продаж

¾ группы клиентов

¾ группы продуктов.

Рисунок 5 - Схема стратегического и оперативного планирования

Задача контроллинга - скоординировать стратегическое и оперативное планирование.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цели предприятия | Система раннего обнаружения отклонений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.