Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и функции финансов




Введение

Гуров М.П., Фролова О.В.

Экономика. Финансовая система и политика: Фондовая лекция., СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012. 23 с.

 

Краткая аннотация: в лекции последовательно раскрываются четыре вопроса: сущность и функции финансов; государственный бюджет: структура, формирование и использование; налоговая система и налоговая политика; цели и инструменты финансовой политики.

 

 

Рассмотрена на заседании предметно-методической секции и одобрена на заседании кафедры экономики и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России, протокол № 5 от 20 ноября 2012 г.

Рекомендована для организации учебных занятий.

 

 

Рецензенты:

А.Н. Литвиненко, доктор экономических наук, профессор

(Санкт-Петербургский университет МВД России);

 

Н.А. Бурибаева, кандидат экономических наук, доцент

(Санкт-Петербургский национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им.П.Ф. Лесгафта)

 

 

© Санкт-Петербургский университет МВД России, 2011

 

  УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры экономики и управления социально-экономическими процессами
полковник полиции
М.П. Гуров
«20» ноября 2012года.

 

 

«ЭКОНОМИКА»

По теме: «Финансовая система и политика»

 

 

План

 

1. Сущность и функции финансов.

2. Государственный бюджет: структура, формирование и использование.

3. Налоговая система и налоговая политика.

4. Цели и инструменты финансовой политики.

 

 

Финансовая система возникла в связи с развитием товарно-денежных отношений под влиянием функций и потребностей государства. Важно уяснить, в чем состоит отличие финансов как системы экономических отношений от денежных отношений, разбираться в природе финансов, их признаках и функциях, в структуре финансов.

Особую роль среди государственных финансов играет государственный бюджет. Важно уяснить, как складываются доходы и на что расходуются эти средства в госбюджете. Состояние бюджета бывает нормальное и дефицитное. Дефицитный госбюджет приводит к возникновению государственного долга.

В цивилизованном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Надо уяснить экономическую природу налога, принципы построения налоговой системы, классификацию налогов в зависимости от субъекта налогообложения.

 

 

Финансы – это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов), иными словами, денежные отношения, движение которых происходит через особые фонды. Финансовые отношения – это отношения между: государством и юридическими и физическими лицами, физическими и юридическими лицами, юридическими лицами, отдельными государствами.

Система этих отношении получила название финансовой системы. Звенья финансовой системы: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды.

Изучение экономической структуры любого современного общества невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и институтов, регулирующих эти отношения. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах. Показатели финансовой системы являются надежным индикатором состояния национальной экономики в целом. Здесь прямо или косвенно отражаются все наиболее важные аспекты хозяйственной деятельности: структура производства, межотраслевые и территориальные пропорции, эффективность деятельности отдельных отраслей и т. п.

Различают финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства. Финансы хозяйствующих субъектов – это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими лицами и физическими лицами. Основным показателем состояния этих финансовых отношений является счет прибылей и убытков отдельных хозяйственных субъектов.

Доходную часть финансов населения образуют первичные доходы семей, расходную часть – все расходы и сбережения населения. Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а ведущим звеном финансов государства является государственный (федеральный) бюджет доходов и расходов государства. С его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта.

Наиболее распространенным принципом построения финансовой системы является принцип фискального федерализма, используемый в том числе при формировании финансовой системы России. Сущность данного принципа сводится к четкому разграничению функций между отдельными звеньями финансовой системы. Так, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом, расходов на оборону, космос, внешние отношения государства.

Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т.п. Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный (федеральный) бюджет. Так, например, в США доходная часть федерального бюджета в основном формируется за счет прямых налогов (45 %), налогов и взносов по социальному страхованию, уплачиваемых рабочими и работодателями (примерно 35 %), налога на прибыль акционерных компаний (10 %). Доля косвенных налогов незначительна: акцизы – примерно 5 %,таможенные пошлины – 1,5-2 % доходной части федерального бюджета. Доходная часть бюджетов штатов формируется прежде всего за счет косвенных налогов, а источниками доходов местных бюджетов выступают различные местные налоги.

Примерно такая структура складывается в переходной экономике России. Финансы выражают систему отношений, которая связана с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств. Денежные фонды образуются и используются не автоматически, а под воздействием сложных распределительных отношений, чем и обусловливается объективная необходимость финансового контроля. Поле его действия очень широкое. Контроль за формированием и использованием стоимостных, финансовых показателей охватывает и разные стороны производственной, снабженческой и сбытовой деятельности предприятий и организаций. Поэтому зачастую становится трудным отделить финансовый контроль от экономического, так как финансовые операции находят отражение в экономической деятельности предприятий и организаций. В условиях рыночных отношений в правовом государстве финансово-экономический контроль крайне необходим. Он должен исходить от высших органов государственной власти. Это важно особенно сейчас, когда бюджетный дефицит в России стал хроническим.

До настоящего времени такой контроль осуществлялся периодически, в основном при рассмотрении проектов бюджета и отчетов о его исполнении. Контроль за выполнением доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налоговыми, таможенными и другими органами, которые организуют работу по взиманию налогов и следят за своевременным и правильным порядком их уплаты. Контроль за этими процессами идет через Министерство финансов Российской Федерации, Федеральную налоговую службу России, а также таможенные органы. Развитие акционерных форм собственности привело к созданию нового для нашей страны института независимого внешнего финансового контроля – аудита. Сеть аудиторских фирм положила начало внедрению подлинно экономических принципов финансового контроля, основанных на договорных платных партнерских взаимоотношениях между аудиторскими и проверяемыми ими структурами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.