КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория условно-рефлекторного научения, учение о сигнальных системах
Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идей И.М. Сеченова. Руководящим принципом для Павлова послужило представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей адаптивный смысл. При этом учитывалась сила нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. На базе имеющегося типа ВНД человек формирует индивидуальный стиль поведения и деятельности. В качестве основного акта поведения выступает условный рефлекс, благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных систем. Для осуществления открытых И.П. Павловым условных рефлексов организм не имеет готовых нервных путей. Они формируются на протяжении всей жизни. Базовым явилось открытие им принципа условно-рефлекторной связи, условного рефлекса (с латинского слово «рефлекс» переводится как отражение). Условный рефлекс – прижизненно приобретенная реакция, автоматически следующая в ответ на биологически нейтральный раздражитель (ранее индифферентный), который превратился в сигнал, предупреждающий организм о предстоящем биологически важном воздействии. · Условия формирования условного рефлекса: · Наличие биологически нейтрального сигнала; · Условный раздражитель должен предшествовать во времени безусловному раздражителю (свет-мясо, деньги-стулья, если будешь хорошо учиться, то…); · Возбуждение безусловно-рефлекторного центра должно быть достаточно высоким (должна быть потребность, мотивация и так далее); · Отсутствие помех со стороны других сигналов (шума); · Неоднократно повторяющееся предъявление связи условных и безусловных сигналов до образования устойчивых внутренних связей. Основные принципы рефлекторной теории И.П. Павлов изложил в книге «Ответ физиолога психологам» (1932 г.). Теория системной динамической локализации А.Р. Лурии. Согласно этой теории, в процессе регуляции произвольного поведения на первый план выходит речь. При этом слово, выполняющее познавательную функцию, выступает важнейшим регулятором произвольных движений человека, переходя от импульсивных призвольных действий к произвольному типу поведения, представляющему сложную единую систему. Учение о двух сигнальных системах. Для человека существуют две системы сигналов: первая сигнальная система – объекты окружающего мира (огонь, звук, свет и тому подобные.), вторая сигнальная система – слово как закодированный образ этого мира. В пределах первой сигнальной системы у человека и животных выработка условных рефлексов требует подкрепления безусловным сигналом; только у человека условные рефлексы могут формироваться лишь в ответ на действие слова, безусловный сигнал теряет свою необходимость. Поведение человека представляет собой сочетание сложившееся последовательности реакций, поступков в виде динамического стереотипа и ломки этого стереотипа в нестандартных условиях. Человек формирует индивидуальный стиль своего поведения, индивидуальный стиль профессиональной, спортивной или учебной деятельности с учетом особенностей типа высшей нервной деятельности (нейродинамика), свойств темперамента (психодинамика), особенностей восприятия, памяти и тому подобные.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |