Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направленность как стержневая характеристика личности




Введение

План

Психические свойства личности

Тема 6.

Тесты по теме

1. Функция чувств, выражающаяся в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде и организме, - это:

а) экспрессивная функция

б) регуляторная функция

в) оценочная функция

г) побудительная функция

д) сигнальная функция

2. Какому волевому качеству личности соответствует определение: «Способность человека самому принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности»?

а) настойчивость

б) принципиальность

в) целеустремленность

г) решительность

д) самостоятельность

3. Активное состояние, характеризующееся сопротивлением изменениям, близкое к упрямству это:

а) тревожность

б) стресс

в) аффект

г) ригидность

д) фрустрация

4. Снижение или полное устранение чувствительности к боли это:

а) стресс

б) анальгезия

в) фрустрация

г) аффект

д) ригидность

5. Психическое состояние, проявляющееся в повышенном радостном, веселом настроении, это состояние благодушия, беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам это:

а) тревожность

б) эйфория

в) фрустрация

г) страсть

д) ригидгость

 


Введение

1. Направленность как стержневая характеристика личности

2. Понятие о темпераменте и его типах.

3. Общее понятие о характере и его природе.

4. Понятие о способностях личности.

Заключение Тесты по теме

В данной лекции речь пойдет о психологических свойствах личности. Они в отличие от процессов и состояний устойчивы и постоянны, что не исключает возможности их развития. Возникая на основе психических процессов и состояний, психологические свойства оказывают существенное влияние на психические процессы и состояния.

Направленность личности - это относительно устойчивое единство целей, мотивов, установок и потребностей личности. Это ведущее существенное свойство личности, которое основывается на его потребностях, структурно включает мотивы деятельности и поведения, систему целей человека, психологические установки и другие психологические явления.

Структуру направленности определяют: потребности; мотивы; цели.

Потребности - это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни организма и развития его личности.

Известный американский психолог Маслоу в рамках своей теории выделяет пять базовых потребностей. Между ними устанавливается достаточно четкая иерархия. Кроме того, заметим, что выделяются еще две потребности, статус которых описывается не столь определенно, что дает основания помещать их на разные ступени иерархии.

Физиологические потребности. При выделении физиологических потребностей известный американский психолог А. Маслоу опирается на концепцию гомеостаза, суть которой состоит в том, что организм совершает определенные действия, направленные на поддержание определенного внутреннего постоянства. Это постоянство связано, например, с необходимостью поддержания солевого, белкового, кислотно-щелочного балансов, а также с постоянством температуры тела. Этот список можно, безусловно, продолжить, вспомнив о гормонах, витаминах и так далее.

Таким образом, физиологические потребности связаны с удовлетворением потребности в пище, воде, с поддержанием температурного баланса, удовлетворением сексуальных потребностей. По мнению автора теории, физиологические потребности – самые мощные, самые насущные из всех потребностей, и до тех пор пока они не удовлетворены, потребности более высокого уровня, как правило, не будут актуализированы.

Потребность в безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходит потребность в безопасности. Потребность в безопасности – это свобода от страха, тревоги и хаоса; это потребность в стабильности и защите; в структуре, порядке, законе. Актуализация потребности в безопасности, ее доминирование на конкретном этапе означает, что именно удовлетворению этой потребности будет подчинено все поведение личности. Также как и в случае с физиологическими потребностями, здесь можно сказать, что все будет инструментом обеспечения безопасности: ум, память и все прочие способности будут направлены на достижение этой цели.

В нормальном обществе у человека (имеется в виду здоровая личность, без психопатологии) потребность в безопасности редко выступает как активная сила. Эта потребность доминирует лишь в критических, экстремальных ситуациях, каковыми являются войны, стихийные бедствия, социальные кризисы, вспышки преступности.

В отсутствие таких экстремальных обстоятельств, при нормальном течении событий потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например в желании устроиться на работу в солидную, стабильную фирму или в откладывании денег на «черный день» и так далее.

Потребность в принадлежности и любви. После того как удовлетворены потребности двух предыдущих уровней, актуализируется потребность в принадлежности, любви, привязанности. Она включает в себя стремление к общению, принадлежности к социальной группе, желание дружеских отношений и любви.

Существует мнение, что стремительное развитие «групп встреч» и других групп личностного роста как метода психологической помощи современному «цивилизованному» человеку, связано с неутоленной жаждой искреннего, открытого общения, с потребностью в близости, в принадлежности, со стремлением преодолеть чувство одиночества и изоляции, преодолеть утрату глубины понятия «дружба».

Потребность в признании. Эта потребность включает в себя как желания и стремления, связанные с понятием «достижение» (рост личностной значимости, уверенности, самоуважения), так и достижение уважения других (завоевание статуса, признания, престижа). Удовлетворение этой потребности порождает у личности чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, чувство собственной необходимости и полезности в этом мире. Неудовлетворение этой потребности вызывает чувство слабости, униженности, беспомощности.

В результате запускаются компенсаторные и невротические механизмы. Фрустрация этой потребности является, кроме того, одним из механизмов запуска асоциального и делинктвеного поведения.

Потребность в самоактуализации. Самоактуализация в рамках данной концепции рассматривается как стремление к самовоплощению человека, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идентичности. Почти в афористичной форме суть этой потребности может формулироваться так: человек обязан быть тем, кем он может быть; человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе.

Совершенно очевидно, что потребность в самоактуализации у разных людей может выражаться по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий актуализирует себя в научном или художественном творчестве и так далее Общая тенденция состоит в том, что человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней.

Позднее, уже вслед за предложенной пятистадиальной моделью потребностей и после описания потребности в самоактуализации, А. Маслоу представляет еще две потребности: потребность в познании и понимании, а также эстетические потребности. Эти две потребности он также относит к базовым, фундаментальным.

Мы уже отмечали выше, что статус этих потребностей описывается не столь определенно. Несмотря на то что они описаны уже после потребности в самоактуализации, по своему смыслу в иерархическом ряду они очевидно занимают место, предшествующее самоактуализации. В интерпретации некоторых авторов потребность в познании и понимании включается в состав потребности в самоактуализации.

Потребность в познании и понимании. Стремление к познанию и пониманию есть когнитивная потребность человека. Эта потребность связана со стремлением к истине, влечением к непознанному, таинственному, необъясненному. Реализация когнитивной потребности не сводится только к приобретению новой информации.

Человек стремится также к пониманию, к систематизации, к анализу фактов и выявлению взаимосвязей между ними, к построению некой упорядоченной системы ценностей. Взаимоотношения между указанными двумя стремлениями иерархичны, то есть стремление к познанию всегда предшествует стремлению к пониманию.

Когнитивная потребность относится к базовым потребностям человека, на что указывают прямо или косвенно результаты различных исследований и клинические данные. Фрустрация когнитивных потребностей может стать причиной серьезной психопатологии.

Эстетические потребности. Описание этой группы потребностей, в сравнении со всеми предыдущими, отличается наибольшей диффузностью и неопределенностью. Это осознает и сам автор концепции, который отмечает, что эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна.

По мнению Маслоу, эстетические потребности обнаруживаются практически у любого здорового ребенка и взрослого человека. Свидетельства существования этих потребностей можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с первобытных племен.

Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности.

В качестве мотивов могут выступать идеалы и интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но при этом мы предполагаем, что за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их разнообразии.

В каждом мотиве сложно сочетаются различные духовные и материальные потребности с преобладанием какой-то определенной. Мотивы, которые побуждают человека к совершению поступков, различают по форме и содержанию.

По форме:

· влечение - самая элементарная форма мотива. Оно возникает, когда человек еще не осознал свои потребности и действует стихийно.

· желание – это осознание человеком своих потребностей. Однако желание чаще всего направлено на цели в возможности, достижения которых человек не очень убежден.

· хотение – это мотив родственный желанию. Это осознанная потребность, чаще всего материального порядка. В отличие от желания побудительная сила хотения более высокая. При достижении соответствующей цели хотение как мотив утрачивает свою побуждающую роль.

Влечения, желания и хотения – простые мотивы, в большей степени они связаны с материальными потребностями человека. Для духовных потребностей характерны более сложные формы мотивов, прежде всего интересы, склонности, идеалы, убеждения.

Интересы – это избирательное, преимущественно познавательное отношение человека к каким-то явлениям, предметам, определенной деятельности. В интересах проявляется в первую очередь познавательная потребность человека. Однако интерес – мотив неустойчивый. Он может или исчезнуть, или превратиться в склонность.

Склонность – это не только познавательная направленность личности на осознанно значимый предмет деятельности, но и стремление к деятельности по отношению к этому предмету.

Более сильным мотивом, побудителем поступков и действий человека является идеал, который в психологии определяется как высшая цель личных потребностей. Идеал всегда соответствует главным личным потребностям человека. В качестве идеала может быть человек, идея, поступок, которым человек следует.

Самым сильным, сложным и высоким мотивом поведения человека являются его убеждения, а точнее, их система. При достаточном развитии и глубоком содержании убеждений им подчиняются все другие мотивы. Убеждения человека определяют облик личности, его действия и поступки. Убеждения - это его личные взгляды, убеждения об окружающих событиях, фактах, людях. Эти взгляды выражают основные потребности человека. Такова система мотивов человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.