КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-психологическая характеристика групп
Введение План Социально-психологические явления в малых группах Тема 8. Тесты по теме 1. Автор аналитической теории социального действия: а) Ф. Сосюр б) М. Вебер в) Т. Парсонс г) З.Фрейд 2. Специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, называется: а) активность б) деятельность в) действие г) жизнедеятельность 3. Осознанное побуждение к деятельности, вызванное какой-то определенной потребностью человека – это: а) мотив б) операция в) действие г) цель
Введение 1. Социально-психологическая характеристика групп 2. Динамика развития малой группы 3. Характеристика социально-психологического климата в группе Заключение. Тесты по теме Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Этот опыт, субъективно усвоенный в процессе социального взаимодействия, становится неотъемлемой частью личности. Социализация — это и есть процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Можно выделять первичную и вторичную социализацию. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение и связана с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. Как взаимосвязаны эти понятия в реальной, «живой» жизни мы сегодня рассмотрим в лекции.
Вся человеческая жизнь протекает в рамках тех или иных социальных групп. Обучаясь в школе, поступив на работу, отдыхая, человек все время вступает во взаимоотношения с окружающими, сталкивается с различного рода объединениями людей. Конкретная социальная общность, в пределах которой люди непосредственно контактируют между собой (семья, круг друзей, сотрудники отдела и тому подобные.) называется малой (референтной), или контактной группой. Обычно состав участников малой группы составляет от 2 до 5, 7 человек. В каждой малой группе выделяется лидер – член малой группы, который оказывает существенное влияние на членов группы и управляет их поведением. В современной социально-психологической науке малые (референтные) группы занимают особое место. Это не только старейшая, но и наиболее интенсивно разрабатываемая область социальной психологии. Вот уже десятилетия проблемы групповой психологии (проблемы взаимодействия людей в рамках небольших контактных объединений, возникших либо вследствие предписаний социальной структуры, либо на основе эмоциональных предпочтений) находятся в центре внимания исследователей многих стран, а число публикаций с результатами их работы давно превысило пятизначный рубеж. Так, известный американский психолог М. Шоу, рассмотрев более полутора десятков определений малой группы, классифицировал их по следующим шести категориям в зависимости от того, какие аспекты групповой жизни в большей степени привлекают внимание авторов: 1) восприятие членами группы отдельных партнеров и группы в целом; 2) мотивация членов группы; 3) групповые цели; 4) организационные (структурные) характеристики группы; 5) взаимосвязь; 6) взаимодействие членов группы. Наиболее краткое и вместе с тем точное определение, на наш взгляд, дано Г. М. Андреевой: «Малая группа это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». В данном определении подчеркивается социальность природы малой группы и в то же время выделяется психологическое содержание этого явления. Именно через межличностные контакты возможна реализация тех социальных связей, которые определяются местом группы в обществе. Прежде чем перейти к более детальному анализу процессов и феноменов, специфичных для малой группы рассмотрим классификацию малых групп. Не описывая подробно все возможные типы малой группы, остановимся лишь на наиболее важных основаниях для классификации малых групп. Прежде всего, выделим такие оппозиционные группы, как лабораторные и естественные группы. К первым относятся группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях; ко вторым - группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях. Другая, интересующая нас оппозиционная пара: организованные (формальные, официальные) - спонтанные (неформальные, неофициальные) группы. Главное отличие этих групп состоит в том, что существование организованных групп задано внешней ситуацией, обществом, которое создает специальные структуры для решения каких-то задач; спонтанные группы зарождаются непроизвольно, стихийно как в недрах организованных групп, так и вне их. Существует и другой подход к классификации групп, основанный на учете их направленности. С точки зрения этого подхода выделяют: группы с положительной, неустойчивой и отрицательной направленностью, а также преступные группы. Признаки групп: - определенный способ взаимодействия между их членами; - членство, чувство принадлежности к данной группе; - адекватность, то есть осознание членами группы себя как «мы», а других - как «они». Рассмотрев подходы к определению и классификации малой группы, перейдем к анализу основных феноменов и процессов в малой группе. Возникновение малой группы обусловлено запросами общественно-экономического характера. Можно утверждать, что возникновение группы не зависит от входящих в это сообщество людей (в первую очередь речь идет о группах организованных), однако номинальное заявление о существовании той или иной социальной «ячейки» еще не делает данную группу реальностью. Не менее важными (а для психологов, может быть, и более) являются причины, определяющие приход людей в заявленную социумом группу. Из числа первых назовем такой фактор, как престижность данной социальной сферы (профессиональной и так далее) в обществе. С одной стороны, эта перемена имеет чисто социальный характер, но с другой – отношение к определенной социальной позиции (в том числе к профессиональной роли, например) имеет очень большое психологическое содержание. Можно выделить также и собственно психологические причины вхождения в определенную социальную группу. Прежде всего, нужно отметить стремление индивида к удовлетворению потребностей, связанных со сферой человеческого общения. Малая группа выполняет функцию создания для человека поля межличностного общения, условий удовлетворения потребности быть включенным в систему отношений с другими людьми. Затрагивая вопрос о факторах, побуждающих человека стать членом той или иной группы, мы обращаемся, по сути дела, к его мотивационной сфере, анализ которой имеет весьма сложный характер. Образование группы является лишь отправной точкой ее существования. Каким окажется дальнейшее ее течение, как и посредством чего будет осуществляться процесс групповой жизнедеятельности - вопросы нашего дальнейшего рассмотрения. Традиционная линия подхода к развитию группы как психологической общности (во многом характерная для американской социальной психологии) базируется на выделении двух главных сфер ее жизнедеятельности: деловой (инструментальной) и эмоциональной (экспрессивной). Основной движущей силой развития в данном случае выступает противоречие между двумя этими сферами, обусловленное неравномерностью их развития. Существует большое количество самых разнообразных конкретных моделей развития группы, связанных с этим направлением. В качестве примера можно использовать достаточно популярную модель группового развити я, предложенную американским психологом Б. Такменом. В сфере межличностной активности он выделяет следующие четыре стадии: 1. «проверка зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе; 2. «внутренний конфликт», то есть нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы; 3. «развитие групповой сплоченности», достигаемой посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов; 4. «функционально-ролевая соотносительность», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, сопрягающейся с групповой задачей. В сфере деловой активности Такмен выделяет такие стадии, как: 1. «ориентировка в задаче» - поиск членами группы оптимального способа решения задачи; 2. «эмоциональный ответ на требование задачи», то есть противодействие членов группы требованиям, которые предъявляются содержанием задачи и противоречат их собственным намерениям; 3. «открытый обмен релевантными интерпретациями», понимаемый автором как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации; 4. «принятие решения» - стадия, характеризующаяся конструктивными попытками успешного решения задачи. Такмен подчеркивает наличие тесной связи между двумя выделенными сферами - деловой и эмоциональной, однако не раскрывает суть этой связи. Не решен вопрос и о движущих силах развития группы. Как нами отмечалось, именно противоречия между двумя сферами (инструментальной и эмоциональной) приводят к групповой динамике. Но какой тип противоречий выступает в роли движущей силы развития группы? А.Г. Кирпичников выделяет следующие противоречия: во-первых, между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью; во-вторых, между увеличивающимся стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, более жесткой ее интеграции с группой. Подводя итог изложению представлений о развитии малой группы, подчеркнем следующие наиболее существенные, на наш взгляд, моменты. В основе возникновения малой группы лежит сложное переплетение социальных психологических причин, среди которых исходными являются факторы социального характера, но определенным образом преломляющиеся в индивидуальном сознании. Дальнейшее развитие группы протекает одновременно и как составной части более широкой социальной общности (школьный класс – коллектив школы; бригады - коллектив завода), и как самостоятельной психологической общности. Нами рассмотрен вопрос о развитии группы как психологической общности. Одним из результатов такого психологического развития является формирование определенной структуры малой группы. Первый подход - формально-статусная структура, которая полностью совпадает со штатным расписанием. Однако эта структура, имея большое значение дня членов группы, очень часто не отражает реальность отношений между людьми. Второй подход - социометрическая структура, которая является аналогом неформальной статусной структуры группы. Самое высокое положение в иерархии группы занимает лидер. Одна из первых теорий, объясняющих природу влияния лидера в группе - теория черт (или харизматическая). Она пытается обусловить феномен лидерства в группе личностными характеристиками самого лидера. Согласно этой теории, лидером человека делает определенный набор характеристик, черт характера, необходимых для выполнения функций управления любой группой в различных условиях. С одной стороны, эта концепция оказалась очень влиятельной и живучей (до сих пор ее отголоски можно встретить в литературе, особенно в практических сферах, смежных с социальной психологией), а с другой - почти сразу появились опровергающие ее исследования. Другая концепция происхождения лидерства носит название ситуационной теории, которая объясняет появление лидера в группе через наиболее полное совпадение особенностей человека и требований конкретной ситуации. В соответствии с этой концепцией для каждой новой ситуации должен появляться новый лидер, что в реальности не происходит. Позиция лидера достаточно устойчива в группе, и смена одного лидера на другого представляет довольно сложный и часто конфликтный процесс. В настоящее время многие авторы подходят к лидерству как к наиболее значительной позиции в системе межличностного влияния в группе, то есть лидер рассматривается как член группы, обладающий наибольшим влиянием. Межличностное влияние, в свою очередь, связывается с той конкретной деятельностью, для которой создавалась группа. Иными словами, можно сказать, что лидер в группе – это такой член группы, который наиболее полно воплощает в своей активности групповые ценности, получая взамен наиболее высокий статус в группе, возможность максимального влияния на ее жизнь. Еще один критерий, который может быть положен в основу вычленения структуры группы, - позиция социальной власти, что отражает вертикальное взаиморасположение индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Причем проявление этого влияния осуществляется по разным направлениям. Всего можно выделить (вслед за некоторыми американскими психологами) пять типов социальной власти: 1) вознаграждающая; 2) принуждающая; 3) легитимная (то есть основанная на соглашении о том, что один член группы имеет право определять поведение другого); 4) референтная (связанная с принятием власти другого за счет эмоционального предпочтения, симпатии к нему); 5) экспертная (базирующаяся на признании превосходства другого лица в какой-либо сфере). Такое разделение, с одной стороны, подчеркивает разные каналы воздействия на человека, но с другой - показывает и условность этого деления, а также и то, что реально управление группой осуществляется, как правило, одновременно по разным каналам. Другая существенная характеристика жизни сложившейся малой группы – поведение, связанное с реализацией групповых норм. Этот вопрос является в какой-то мере продолжением предыдущего предмета рассмотрения - групповой структуры. Дело в том, что групповая норма, которая является неким стандартом поведения в малой группе, регулятором развертывающихся в ней отношений, причисляется к элементам групповой структуры, так как тесно связана с ними (например, со статусом, ролью).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |