Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологическая характеристика групп




Введение

План

Социально-психологические явления в малых группах

Тема 8.

Тесты по теме

1. Автор аналитической теории социального действия:

а) Ф. Сосюр

б) М. Вебер

в) Т. Парсонс

г) З.Фрейд

2. Специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, называется:

а) активность

б) деятельность

в) действие

г) жизнедеятельность

3. Осознанное побуждение к деятельности, вызванное какой-то определенной потребностью человека – это:

а) мотив

б) операция

в) действие

г) цель

 


Введение

1. Социально-психологическая характеристика групп

2. Динамика развития малой группы

3. Характеристика социально-психологического климата в группе

Заключение. Тесты по теме

Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Этот опыт, субъективно усвоенный в процессе социального взаимодействия, становится неотъемлемой частью личности.

Социализация — это и есть процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Можно выделять первичную и вторичную социализацию.

Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение и связана с формированием обобщенного образа действительности.

Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социаль­ных институтах, так и в различных неформальных объединениях. Как взаимосвязаны эти понятия в реальной, «живой» жизни мы сегодня рассмотрим в лекции.

 

Вся человеческая жизнь протекает в рамках тех или иных социальных групп. Обучаясь в школе, поступив на работу, отдыхая, человек все время вступает во взаимоотношения с окружающими, сталкивается с различного рода объединениями людей. Конкретная социальная общность, в пределах которой люди непосредственно контактируют между собой (семья, круг друзей, сотрудники отдела и тому подобные.) называется малой (референтной), или контактной группой. Обычно состав участников малой группы составляет от 2 до 5, 7 человек. В каждой малой группе выделяется лидер – член малой группы, который оказывает существенное влияние на членов группы и управляет их поведением.

В современной социально-психологической науке малые (референтные) группы занимают особое место. Это не только старейшая, но и наиболее интенсивно разрабатываемая область социальной психологии. Вот уже десятилетия проблемы групповой психологии (проблемы взаимодействия людей в рамках небольших контактных объединений, возникших либо вследствие предписаний социальной структуры, либо на основе эмоциональных предпочтений) находятся в центре внимания исследователей многих стран, а число публикаций с результатами их работы давно превысило пятизначный рубеж. Так, известный американский психолог М. Шоу, рассмотрев более полутора десятков определений малой группы, классифицировал их по следующим шести категориям в зависимости от того, какие аспекты групповой жизни в большей степени привлекают внимание авторов:

1) восприятие членами группы отдельных партнеров и группы в целом;

2) мотивация членов группы;

3) групповые цели;

4) организационные (структурные) характеристики группы;

5) взаимосвязь;

6) взаимодействие членов группы.

Наиболее краткое и вместе с тем точное определение, на наш взгляд, дано Г. М. Андреевой: «Малая группа это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». В данном определении подчеркивается социальность природы малой группы и в то же время выделяется психологическое содержание этого явления. Именно через межличностные контакты возможна реализация тех социальных связей, которые определяются местом группы в обществе.

Прежде чем перейти к более детальному анализу процессов и феноменов, специфичных для малой группы рассмотрим классификацию малых групп. Не описывая подробно все возможные типы малой группы, ос­тановимся лишь на наиболее важных основаниях для классификации малых групп.

Прежде всего, выделим такие оппозиционные группы, как лабораторные и естественные группы. К первым относятся группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях; ко вторым - группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях.

Другая, интересующая нас оппозиционная пара: организованные (формальные, официальные) - спонтанные (неформальные, неофициальные) группы. Главное отличие этих групп состоит в том, что существование организованных групп задано внешней ситуацией, обществом, которое создает специальные структуры для решения каких-то задач; спонтанные группы зарождаются непроизвольно, стихийно как в недрах организованных групп, так и вне их.

Существует и другой подход к классификации групп, основанный на учете их направленности. С точки зрения этого подхода выделяют: группы с положительной, неустойчивой и отрицательной направленностью, а также преступные группы.

Признаки групп:

- определенный способ взаимодействия между их членами;

- членство, чувство принадлежности к данной группе;

- адекватность, то есть осознание членами группы себя как «мы», а других - как «они».

Рассмотрев подходы к определению и классификации малой группы, перейдем к анализу основных феноменов и процессов в малой группе.

Возникновение малой группы обусловлено запросами общественно-экономического характера. Можно утверждать, что возникновение группы не зависит от входящих в это сообщество людей (в первую очередь речь идет о группах организованных), однако номинальное заявление о существовании той или иной социальной «ячейки» еще не делает данную группу реальностью.

Не менее важными (а для психологов, может быть, и более) являются причины, определяющие приход людей в заявленную социумом группу. Из числа первых назовем такой фактор, как престижность данной социальной сферы (профессиональной и так далее) в обществе. С одной стороны, эта перемена имеет чисто социальный характер, но с другой – отношение к определенной социальной позиции (в том числе к профессиональной роли, например) имеет очень большое психологическое содержание. Можно выделить также и собственно психологические причины вхождения в определенную социальную группу. Прежде всего, нужно отметить стремление индивида к удовлетворению потребностей, связанных со сферой человеческого общения.

Малая группа выполняет функцию создания для человека поля межличностного общения, условий удовлетворения потребности быть включенным в систему отношений с другими людьми. Затрагивая вопрос о факторах, по­буждающих человека стать членом той или иной группы, мы обращаемся, по сути дела, к его мотивационной сфере, анализ которой имеет весьма сложный характер. Образование группы является лишь отправной точкой ее существования. Каким окажется дальнейшее ее течение, как и посредством чего будет осуществляться процесс групповой жизнедеятельности - вопросы нашего дальнейшего рассмотрения.

Традиционная линия подхода к развитию группы как психологической общности (во многом характерная для американской социальной психологии) базируется на выделении двух главных сфер ее жизнедеятельности: деловой (инструментальной) и эмоциональной (экспрессивной).

Основной движущей силой развития в данном случае выступает противоречие между двумя этими сферами, обусловленное неравномерностью их развития. Существует большое количество самых разнообразных конкретных моделей развития группы, связанных с этим направлением.

В качестве примера можно использовать достаточно популярную модель группового развити я, предложенную американским психологом Б. Такменом. В сфере межличностной активности он выделяет следующие четыре стадии:

1. «проверка зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

2. «внутренний конфликт», то есть нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

3. «развитие групповой сплоченности», достигаемой посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;

4. «функционально-ролевая соотносительность», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, сопрягающейся с групповой задачей.

В сфере деловой активности Такмен выделяет такие стадии, как:

1. «ориентировка в задаче» - поиск членами группы оптимального способа решения задачи;

2. «эмоциональный ответ на требование задачи», то есть противодействие членов группы требованиям, которые предъявляются содержанием задачи и противоречат их со­бственным намерениям;

3. «открытый обмен релевантными интерпретациями», понимаемый автором как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;

4. «принятие решения» - стадия, характеризующаяся конструктивными попытками успешного решения задачи.

Такмен подчеркивает наличие тесной связи между двумя выделенными сферами - деловой и эмоциональной, однако не раскрывает суть этой связи. Не решен вопрос и о движущих силах развития группы.

Как нами отмечалось, именно противоречия между двумя сферами (инструментальной и эмоциональной) приводят к групповой динамике. Но какой тип противоречий выступает в роли движущей силы развития группы?

А.Г. Кирпичников выделяет следующие противоречия: во-первых, между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью; во-вторых, между увеличивающимся стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, более жесткой ее интеграции с группой.

Подводя итог изложению представлений о развитии малой группы, подчеркнем следующие наиболее существенные, на наш взгляд, моменты.

В основе возникновения малой группы лежит сложное переплетение социальных психологических причин, среди которых исходными являются факторы социального характера, но определенным образом преломляющиеся в индивидуальном сознании.

Дальнейшее развитие группы протекает одновременно и как составной части более широкой социальной общности (школьный класс – коллектив школы; бригады - коллектив завода), и как самостоятельной психологической общности.

Нами рассмотрен вопрос о развитии группы как психологической общности. Одним из результатов такого психологического развития является формирование определенной структуры малой группы.

Первый подход - формально-статусная структура, которая полностью совпадает со штатным расписанием. Однако эта структура, имея большое значение дня членов группы, очень часто не отражает реальность отношений между людьми.

Второй подход - социометрическая структура, которая является аналогом неформальной статусной структуры группы.

Самое высокое положение в иерархии группы занимает лидер. Одна из первых теорий, объясняющих природу влияния лидера в группе - теория черт (или харизматическая). Она пытается обусловить феномен лидерства в группе личностными характеристиками самого лидера. Согласно этой теории, лидером человека делает определенный набор характеристик, черт характера, необходимых для выполнения функций управления любой группой в различных условиях. С одной стороны, эта концепция оказалась очень влиятельной и живучей (до сих пор ее отголоски можно встретить в литературе, особенно в практических сферах, смежных с социальной психологией), а с другой - почти сразу появились опровергающие ее исследования.

Другая концепция происхождения лидерства носит название ситуационной теории, которая объясняет появление лидера в группе через наиболее полное совпадение особенностей человека и требований конкретной ситуации. В соответствии с этой концепцией для каждой новой ситуации должен появляться новый лидер, что в реальности не происходит. Позиция лидера достаточно устойчива в группе, и смена одного лидера на другого представляет довольно сложный и часто конфликтный процесс.

В настоящее время многие авторы подходят к лидерству как к наиболее значительной позиции в системе межличностного влияния в группе, то есть лидер рассматривается как член группы, обладающий наибольшим влиянием. Межличностное влияние, в свою очередь, связывается с той конкретной деятельностью, для которой создавалась группа.

Иными словами, можно сказать, что лидер в группе – это такой член группы, который наиболее полно воплощает в своей активности групповые ценности, получая взамен наиболее высокий статус в группе, возможность максимального влияния на ее жизнь.

Еще один критерий, который может быть положен в основу вычленения структуры группы, - позиция социальной власти, что отражает вертикальное взаиморасположение индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Причем проявление этого влияния осуществляется по разным направлениям.

Всего можно выделить (вслед за некоторыми американскими психологами) пять типов социальной власти:

1) вознаграждающая;

2) принуждающая;

3) легитимная (то есть основанная на соглашении о том, что один член группы имеет право определять поведение другого);

4) референтная (связанная с принятием власти другого за счет эмоционального предпочтения, симпатии к нему);

5) экспертная (базирующаяся на признании превосходства другого лица в какой-либо сфере).

Такое разделение, с одной стороны, подчеркивает разные каналы воздействия на человека, но с другой - показывает и условность этого деления, а также и то, что реально управление группой осуществляется, как правило, одновременно по разным каналам.

Другая существенная характеристика жизни сложившейся малой группы – поведение, связанное с реализацией групповых норм. Этот вопрос является в какой-то мере продолжением предыдущего предмета рассмотрения - групповой структуры. Дело в том, что групповая норма, которая является неким стандартом поведения в малой группе, регулятором развертывающихся в ней отношений, причисляется к элементам групповой структуры, так как тесно связана с ними (например, со статусом, ролью).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.