КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общение включает в себя три стороны
Понятие общения. Структура и средства общения. В современной психологии нет единого понятия «общение». Существование множества различных понятий «общение», прежде всего, связанно с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение. Общение - это сложный, многоплановый социально – психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности, коммуникации и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Цель человеческого общения – удовлетворение не только биологических потребностей, как у животных, но и многих других; социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностей интеллектуального роста, нравственного и профессионального развития и другие. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств. Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. «Ни для кого не секрет, - пишет польский психолог Е. Мелибруда, – что межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим». Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». На практике часто путают или отождествляют два понятия «отношение» и «общение». Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений. Первая – обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. К структуре общения относятся: · коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт; · познавательный компонент, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга; · интерактивный (контактный) компонент, связанный с процессом воздействия, поведения. Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Функции общения. В системе взаимосвязи человека с другими людьми выделяют три функции, такие как информационно-коммуникативная, регуляционно – коммуникативная и аффективно – коммуникативная. Информационно – коммуникативная функция – это передача и прием информации как некоего сообщения. Регуляционно - коммуникативная функция – направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния. Аффективно-коммуникативная функция - представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном и при непроизвольном действии. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует содержание общения и достигает его цели. Средства общения зависят от уровня развития человека и его культуры. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения. Речевое поведение человека – сложное явление, оно связано не только с личностными свойствами человека, но и с особенностями его воспитания, социальной и национальной средой, местом рождения и обучения. Речевое поведение стереотипно, привычно. В структуру речевого общения входят: · Значение и смысл слов и фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слов, правильность построения фразы и ее доходчивость, выразительность и доступность. · Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. · Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, вздохи и другие.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э» и другие. Невербальные средства общения нужны для того чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; выражать эмоции, отражать истолкование ситуации. Невербальная коммуникация выполняет следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по общению. Ученые считают, что в общении слова составляют 7%, звуки и интонация - 38%, неречевое взаимодействие - 55%, по другим оценкам, невербальному общению отводится до 80%. Невербальные средства общения подразделяются на: визуальные, акустические, ольфакторные.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |