Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды конфликтов и их особенности




Конфликт. Классификация, структура и функции конфликта

Введение

План

Психология конфликта

Тема 10.

Тесты по теме

1. В социальной психологии коммуникативные взаимоотношения характеризуют, как:

а) функционально-организаторскую зависимость людей в совместной деятельности.

б) результат отражения адекватности взаимного познания людей, диапазоне «понимание-непонимание» партнеров через проявление сочувствия.

в) активность членов сообщества в их контактах, взаимосвязях и общении, возникающие посредством информационного обмена между участниками взаимодействия.

2. Движения мышц лица, отражающие внутренние эмоциональное состояния человека, к которым можно отнести удивление, страх, гнев, интерес и т.д., называется:

а) жестикуляция

б) мимика

в) пантомимика

г) эмоции

3. Целевое общение обычно:

а) связано с психологическими проблемами внутреннего мира человека: познанием себя и себе подобных, отношением к другим людям, к тому, что происходит вокруг, разрешением внутреннего конфликта и т. п.

б) присутствует в совместной деятельности и направлено на повышение ее качества и продуктивности.

в) служит средством удовлетворения специфической потребности, в том числе потребности в общении с людьми.


Введение

1. Конфликт. Классификация, структура и функции конфликта

2. Формулы конфликтов

3. Виды конфликтов и их особенности

4. Технологии управления конфликтами

Заключение

Тесты по теме

Вряд ли кто-нибудь из ныне живущих может похвастаться тем, что ни разу в жизни не сталкивался с конфликтом или не оказывался его участником. Тем более этого не может сказать руководитель или рядовой сотрудник. Деятельность последних, как показывают специальные исследования и повседневные факты очень часто осложнена конфликтами. И если часть конфликтов так или иначе бывает разрешена без особых последствий для карьеры и здоровья, то иные конфликты отнимают силы, время и угрожают имиджу сотрудника в глазах сослуживцев. Во многих случаях даже опытные руководители не могут помочь подчиненному для благоприятного разрешения сложившейся ситуации. Поэтому, чтобы компетентно ответить на вопросы: «Что это за конфликт, в который я угодил?», «Какова его причина?» и самое главное - «Что мне делать?»,- нужны систематические знания и сумма умений работы с конфликтом.

Основные разногласия и споры как зарубежных, так и отечественных авторов в вопросе определения сущности конфликта идут вокруг двух концептуальных подходов.

Первый – «поведенческий», ориентирован на актуальные действия: социальный конфликт считается частным видом социального взаимодействия между участниками, имеющими несовместимые интересы, ценности и тому подобные; психологические антагонизмы исключаются из сферы конфликтных явлений (Козер, Керр, Мак и Снайдер и другие).

Второй – это мотивационно-ориентированный подход: под социальным конфликтом понимается такое социальное явление, которое включает любые отношения между совокупностями индивидуумов (и все формы открытой борьбы, и антагонизмы, и напряжения, не выражающиеся в открытой борьбе), которые вовлекают несовместимые различия целей (Дарендорф, Бернард, Болдуинг, Гальтунг, Стагнер и другие). Эти различия в принципе, если их строго придерживаться в исследовательской практике, влекут за собой важные последствия и для теории, и для прикладных исследований, поскольку основаны на различных критериях идентификации конкретных случаев конфликтов.

Однако, как показывает анализ, сторонники обеих концептуальных подходов, включают в одну теорию и психологические аспекты (субъективное восприятие) и открытые (поведенческие) конфликтные взаимодействия. Разница лишь в том, что одни предпочитают определять термином «конфликт» лишь открытую фазу конфликта как процесса, другие не считают нужным этого делать. Спор между ними фактически носит терминологический характер. Не случайно, например, К. Левин, а вслед за ним и К. Болдуинг утверждают, что все конфликты «имеют общие элементы и общие динамические формы, а, следовательно, изучение и описание этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении».

Попытки создать универсальный алгоритм анализа конфликта, как правило, предпринимаются большинством исследователей. Так, по мнению Б. Хасана, основными компонентами конфликта являются следующие:

1) сущность конфликта;

2) его истоки (причины);

3) внутреннее содержание;

4) внешние проявления.

На основании данных компонентов попытаемся осуществить анализ сущности конфликта.

Таблица 5.

Основные компоненты описания конфликта.

Автор Сущность (определение конфликта) Истоки конфликта (причины) Внутреннее содержание Внешние проявления
Боулдинг К. Процесс взаимодействия двух или более единиц- возникает напряжение и соответствующее по ведение, регулируемое конфликтной посылкой или посылкой сотрудничества. Несовместимость посылок сотрудничества и конфликтности Напряжение Конфликтное поведение
  Конкретная ситуация, в которой стороны создают несовместимость своих позиций и каждая сторона стремится занять позицию несовместимую с желанием другой стороны Несовместимость позиций Осознание несовместимости позиций с противоположной стороной, выработка соответствующей стратегии Стремление занять выгодную позицию, конфликтное поведение
Дарендроф Р. Социальный конфликт – любое соотношение элементов, которому присущи объективные («скрытые») или субъективные («явные») противоположности Соотношение противоположных элементов (целей) Скрытые или открытые отношения противоположности элементов (целей) «явные» отношения противоположных элементов, субъективная выраженность отношений сторон
Козер Л. Борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника Противоречия целей и интересов сторон Отношения противоборства сторон Деятельность, направленная на нейтрализацию или уничтожение соперника
Гришина Н.В. Возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей в условиях их стремления к достижению какой-либо цели Противоречия целей Отношения сторон в условиях несовместимости их установок и способов поведения Столкновения в сфере общения
Ершов А.А. Действие одновременно примерно равной силы, противоположных, несовместимых в данной ситуации тенденций, мотивов, интересов, типов поведения. Противоречия мотивов, интересов, типов поведения Отношения сторон в условиях несовместимости их интересов, взглядов, норм поведения, когда существует угроза главным потребностям и так далее; психическая напряженность; включение психологической защиты своего «Я» и другие. Нарушение сферы контактов, взаимное недоверие и враждебность
Кайдалов Д.П. Суйменко Е.И. Столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личностей Противоречия интересов, взглядов, установок, стремлений То же То же
Фрыгина Н.И. Столкновения противоположных установок, ожиданий, ценностных ориентаций То же То же То же
Хасан Б.И. Способ существования противоречия во взаимодействии, заключающийся в столкновении деятельностей носителей противоречия и их изменении, обусловленном этим столкновением Противоречие Изменение деятельностей сторон Столкновение носителей противоречий, использование разнообразных стратегий

 

Безусловно, список авторов и точек зрения, представленных в таблице 5, далеко не полон. Более обстоятельный анализ определений конфликта дается в публикациях А.Я. Анцупова, О.Я. Баева, Ф.М. Бородкина, Н.В. Гришиной, А.И. Донцова, А. Дмитриева, В.Н. Кудрявцева, С.В. Кудрявцева, Н.М. Коряк, В.А. Соснина, Т.А. Полозовой, Л.А. Петровской, Б.И. Хасана и других авторов. В то же время, большинство исследователей, в том числе и зарубежных, единодушны в подходах к пониманию феномена «конфликт».

Во-первых, в попытке установить связь между конфликтом и противоречием. Разумеется, конфликт – это и есть противоречие на определенной стадии своего развития и стадии не всегда и не для всякого противоречия обязательной. То есть конфликт выражает лишь различные ступени развития одного и того же. Противоречие может превращаться в конфликт в случае своего крайнего обострения, пройдя любую или несколько ступеней и не найдя на них разрешения.

По справедливому утверждению исследователей «в подлинном виде противоречие реализуется в актуальном конкретно-целостном человеческом жизнеосуществлении: духовно-предметной деятельности человека по реализации своих сущностных сил, собственных замыслов в самоопределении». Тем самым можно сказать, что конфликт – это способ существования противоречия в особой форме реализации духовно-предметной активности человека, обусловленной потребностью в самоосуществлении. Собственно противоречие и не может иначе существовать, не объектируясь в реальном «человеческом жизнеосуществлении».

Другими словами, конфликт – форма взаимодействия носителей противоречия или противопоставленных интересов, когда они начинают действовать, проявлять себя. Тем самым конфликт здесь не синоним противоречия, а относительно самостоятельный процесс, развивающийся порой в стороне от противоречия его породившего. Следовательно, конфликт есть специфическая форма социальности, в которой получают свободное выражение накопленные и блокированные антагонизмы, предрасположения и стремления людей. В то же время остается не вполне ясным, какие факторы приводят к перерастанию противоположностей непосредственно в конфликт.

Во-вторых, конфликт тесно увязывается с категорией интереса как одного из основных его детерминантов и источников. Так, М. Дойч указывает на пять проблем, вокруг одной из которых обычно разворачивается конфликт: 1) контроль над «ресурсами»; 2) сфера предпочтения и вкусов; 3) ценности сторон; 4) убеждения; 5) сами по себе взаимоотношения между сторонами. Аналогичной позиции придерживается и известный отечественный психолог А.Г. Ковалев: «Противоречия приводят, по его представлениям, к конфликтам тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или личности, материальные или духовные интересы людей, их престиж, моральное достоинство личности и так далее».

Перечисление содержательных характеристик противоречий неизбежно приводит к расширению объема определения конфликта. Невозможно представить в рамках определения все источники конфликта. В то же время следует согласиться с тем, что именно антагонизм интересов, как правило, лежит в основе противоборства субъектов в конфликте.

В-третьих, большинство исследователей считают, что конфликт предполагает столкновение, противоборство или, другими словами, - борьбу. Исходя тем самым из этимологии латинского слова конфликт, означающий столкновение.

Однако сложность и метафорический характер термина «борьба» породили его различные толкования. В словаре русского языка С.И. Ожегова термин «бороться» означает: состязаться, сражаться, стремясь победить; добиваться чего-нибудь, преодолевая препятствия; вступать в противоречие, в столкновение. Такая неопределенность одного из основных признаков конфликта вызывает сомнения в обоснованности распространения самого понятия «конфликт» на многие его формы. Скажем, на спортивные состязания, спор, полемику и так далее.

Не следует, видимо сбрасывать со счетов и тот очевидный факт, что генезис термина «борьбы» имеет, прежде всего, спортивный, а значит игровой характер. Если определить слову игра его антоним - слово выражающее противоположное по смыслу, то это будет «серьезное». Но как тогда быть с тем, что мы встречаем в рассказах о спортивной борьбе, состязаниях в древности? Нередко тогда люди соперничали с оружием в руках и при этом гибли или получали увечья. Это характерно, например, для римских боев, с их кровопролитным, суеверным и жестоким характером. У греков вообще было принято состязаться во всем, что заключало в себе возможность борьбы. И все же данные формы борьбы обоснованно называются игрой. И эта борьба имеет свои особенности, которые заключаются в том, что она протекает внутри самой игры, содержит цель в самой себе, и ее исход не составляет части необходимого жизненного процесса группы (этноса). Популярное присловье «важны не камушки, а важна сама игра» достаточно это выражает. Другими словами, борьба в игровой сфере возможна только при условии принятия ее участниками определенных правил. Если они нарушаются, то разрушается игровое пространство и весь смысл борьбы. Тем самым обнажается относительность и хрупкость этого «игрового мирка», внутри которого законы и обычаи мира повседневности силы не имеют.

Весьма существенным для всякой игры является выигрыш, победа. И только с этим выигрышем значение игры выходит за ее рамки. Выигрываются почет или, если в игре была материальная ставка, заслуживается честь и престиж. В любом случае, не смотря на то, что в рамках игры присутствует риск, напряжение, неопределенность, страдание, то есть границу с серьезным порой провести трудно, тем не менее, понятие борьбы, а значит и конфликта в сфере спорта, состязания имеют свои особенности. Если рассматривать судебный процесс как состязание сторон, способ доказательства, спор и так далее то, значит, и в нем имеется определенное игровое пространство, где понятие борьбы приобретает известные ограничения. Они заключаются в ее функциях, целях и формах.

Наиболее специфической формой борьбы выступает война. И только потому, что война утратила свое место как элемент культуры, а вместе с этим в ней исключается всякая ассоциация вооруженной борьбы (боя) с игрой. Таким образом, смысл, который мы вкладываем в понятие борьбы, указывает на характер ее связи с определенной функцией культуры. Эта связь может сводиться к простому доказательству, что всякая борьба имеет своей целью восстановить состояние равновесия и гармонии душевной жизни человека и общества. Стало быть, когда мы вспоминаем древнюю истину о том, что жизнь есть борьба, в первую очередь речь идет о той борьбе, которую может вести сам человек против зла в самом себе.

Отсюда можно сделать вывод о том, что конфликт есть борьба, но не каждый вид борьбы есть конфликт. Собственно поэтому конфликт следует отличать от других форм конфронтации, которые могут быть следствием: 1) отсутствия согласия (например, между участниками дискуссии); 2) соперничество (например, в сфере экономики); 3) соревнования (например, в спорте) и так далее. Ни одна из таких форм конфронтации сама по себе не есть конфликт в полном смысле этого слова, хотя способна привести к его возникновению.

Наряду с этим понятием «конфликт» широко используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины «конкуренция», «соперничество», «враждебность», «агрессивность».

Конкуренция – особый тип конфликта, цель которого получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. Особенность конкуренции в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в данном обществе. Иначе говоря, конкуренция - такой конфликт интересов, где противоборство сторон ведется по правилам «игры», одобряемым нормативной структурой и культурой данного общества, а конфликт, особенно на высшей стадии, когда люди теряют чувство меры, самоконтроль и ответственность, может выходить за регулируемые общепризнанные нормы. Кроме того, чтобы достичь своего, в ход идут любые способы и средства, а желание подавить, подчинить, унизить, уничтожить противника становится самоцелью. Психологический негативизм превращается в антагонизм, нарушаются многие связи, внешние правила приличия и так далее Конкуренты в основном действуют параллельно, а конфликтующие противостоят друг другу. Таким образом, разница между конкуренцией и конфликтом состоит, прежде всего, в мотивах, в психологических образованиях и поведенческих образцах.

Иное содержание вкладывается в понятие «соперничество». Для него характерна демонстрация индивидами взаимного превосходства путем достижения общезначимых, престижных целей. Соперничество - обычно борьба, редко непосредственная, за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, группы, коллектива. Его объект - лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.

Если конфликт - специфическая форма социального взаимодействия, то враждебность - психическое явление, которое находит воплощение в психологической установке, своеобразной предрасположенности к конфликтному поведению. Однако не всегда враждебность превращается в конфликт, и не в каждом конфликте враждебность является доминирующим фактором. По сути дела каждый конфликт содержит определенную дозу враждебности. Различные типы конфликтов характеризуются неодинаковой степенью проявления враждебных установок. Даже один и тот же конфликт может на разных его стадиях сопровождаться различными степенями враждебности. Враждебность, несомненно, развивается вместе с конфликтом, углубляет его, но не является его сущностью.

Это относится и к понятию «агрессивность», которое иногда понимается как синоним конфликтности и однозначно оценивается отрицательно. Действительно, основным признаком агрессивности является атака, независимо от формы ее проявления (физической, вербальной, косвенной). Именно атака в различной ее форме выступает сутью борьбы в конфликтных отношениях. Однако для того чтобы конфликт возник в полном значении этого слова атака, предпринятая одной из сторон, должна получить соответствующий отклик другой стороны. Тем самым понятие «агрессивность» включается в качестве элемента конфликтной ситуации, то есть гораздо меньшим по объему, нежели сам конфликт. Одновременно агрессивность может рассматриваться в качестве зависимой переменной, выполняющей функции дополнения и динамизации конфликтного процесса. В этом случае она зависит от характеристик участвующих в конфликте людей и социального контекста их взаимодействия. Низкий уровень социализации, нарушенный нравственно-психологический баланс поведения личности, в частности, может стимулировать ее активность на достижение собственной выгоды через нарушение общепринятых норм.

Агрессивность может выражать и защитные функции личности, ее стремление к самоутверждению и реализации своих высших потребностей. Поэтому проявление агрессивности, даже в самой простой форме, предполагают наличие мотивационной фазы, связанной с интересами и целями личности (группы).

Оценка подходов к агрессивности как явлению и проблеме доказывает очевидный факт: всесторонне раскрыть сущностную и особенно процессуальную сторону конфликта без обращения к понятию «агрессия» («агрессивность») на любом уровне его рассмотрения практически невозможно. В то же время значительная неопределенность понятия «агрессивность» придает дополнительные трудности в однозначном толковании феномена конфликта, его классификации и формализации. Перебирая различные понятия, выражающие отношения конфликта, - антагонизм интересов и непримиримость целей, социальный раскол и напряженность взаимоотношений, агрессивность и вражда, конкуренция и соперничество, следует признать, что ни одно из них не является синонимом понятия конфликта. Поэтому модель определения конфликта и конструируется из перечня его отличительных черт. Среди этих черт такие как, ограниченность общего объекта притязания сторон, манера поведения каждой стороны, рассчитанная на то, чтобы разбить, причинить вред или взять под контроль другую сторону, дабы выигрыш какой-либо стороны был осуществлен за счет проигрыша противостоящей стороны и так далее.

Естественно, можно указать и на многие другие составляющие определения сущности конфликта, что впрочем, свидетельствует о принципиальной невозможности сформулировать достаточно полное определение конфликта, отражающее его целостную сущность. Стоит вновь указать на то, что главным переменным конфликтного взаимодействия людей все же являются сознание и восприятие, когнитивность – процессы мыслительной деятельности, посредством которых люди получают возможность воспринимать ситуацию как угрожающую для их значимых интересов и ценностей, интерпретировать намерения и поведения свои собственные и противостоящей стороны, а также принимать осознанные решения.

Не только «общая теория конфликта», но и многие более частные направления конфликтологии, как известно, исходят из того, что, в конечном счете, конфликты определяются сознанием людей. При этом в качестве причин, вызывающих конфликты, указываются несовпадение индивидуальных и общественных ценностей, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками лиц, непонимание людьми своих действий по отношению друг к другу, всяческие недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации, недостаток и не качественность информации и так далее

Не преуменьшая роли сознания, эмоций и воли следует признать решающую роль личностного начала в такой специфической форме взаимодействия как конфликт. Отрицание или преуменьшение в нем элементов сознательности или свободы воли значительно снизило бы возможности его регулирования и управления. Точно также, чем менее рационален конфликт, тем он более эмоционален, а значит, труднее управляем и разрешим. Обоснованно акцентируя субъективную основу конфликта вряд ли можно забывать о том, что перерастание объективно противостоящих интересов в конфликтное поведение трудно объяснить без учета переживаний эмоционального напряжения конфликтующих субъектов. Изменение качеств, возврат или нарушение целостности «Я» личности - необходимый атрибут любого конфликта, его сущностная характеристика. Человек нарушает равновесие в сторону того или иного стимула. Именно здесь рождается собственно человеческое поведение. Человек здесь выходит за пределы натурального поведения, детерминируемого воздействиями внешней среды. Именно в таком жестком столкновении необходимостей и рождается свобода человеческой воли, основа его личности. Отсюда суть, природа конфликта духовна.

В то же время не следует забывать и о механизме непосредственного взаимодействия субъектов конфликта. Поэтому в качестве необходимых и достаточных сущностных характеристик конфликта также должны быть следующие:

1) для конфликта необходимо две стороны, ибо конфликт - специфическая форма взаимодействия. При этом конфликт предполагает определенный минимум соприкосновения и зримости «сторон»;

2) конфликт обусловлен невозможностью удовлетворить субъектами свои потребности в силу «дефицита», ограниченности объекта притязания или взаимопротиводействия;

3) конфликтное отношение возникает только в том случае, когда стороны стремятся к получению выгоды за счет друг друга и их поведение направлено на уничтожение, воспрепятствование или какой-либо другой контроль действий соперника;

4) конфликт - результат взаимодействия взаимоисключающих целей или ценностей и, следовательно, они должны сталкиваться;

5) при конфликте речь всегда идет о попытке сохранения равновесия и изменения положения сторон, достижения способности контролировать поведение другой стороны и так далее;

6) конфликт имеет место лишь в том случае, когда острое напряжение, противоречие осознанно, и притом - двумя сторонами; ключ к природе любой конфликтной ситуации находится в самосознании сторон;

7) конфликт возможен тогда, когда субъект выбирает для достижения своих целей формы поведения, выходящие за рамки общепринятых моральных, правовых, служебных, социально-психологических и других норм. Не случайно одним из критериев социализации личности признается не только знание общественных правил и норм, но и их «стереотипное», «автоматическое» соблюдение и выполнение.

Опираясь на проведенный анализ концептуальных подходов и сущностные характеристики конфликта его можно определить как одну из социализированных форм существования противоречия во взаимодействии, заключающемся в столкновении деятельностей субъектов противоречия, которое приводит их к социально-ценностным ориентированным изменениям.

Структура такого сложного комплексного явления как конфликт аккумулирует в себе весьма большое число объектов и связей между ними. Одновременно она (структура) состоит из многих и в разное время возникающих, неоднородных подструктур, таких, например, как социальная, социально-экономическая, социально-психологическая, идеологическая, психологическая и других, которые наслаиваются одна на другую и лишь таким образом составляют структуру конфликта. Как правило, предполагается, что последняя должна так или иначе имитировать реальный конфликт. В то же время с учетом особенностей развития конфликта как системы его универсальную модель построить достаточно сложно. Она в любом случае будет описывать только отдельные принципы или тенденции существования данного феномена в каких-то идеализированных условиях. Поэтому структурным моделям конфликтных процессов нельзя придавать самодавлеющий, безусловный характер, как, например, законам физики. Эти модели могут претендовать лишь на то, чтобы повысить в определенной степени уровень понимания изучаемого явления, то есть по своему характеру соответствовать статусу эвристических.

Люди, работающие в рамках идеальной структуры конфликта выстраивают ее, исходя из знания законов функционирования физического мира, где действия обязательно имеют определенную последовательность начало и конец, а человек реализует свои возможности, желания, эмоции, поступки, цели только в рамках культурной организации. Поэтому построение структурной модели конфликта выступает одновременно как вспомогательный инструмент, отражающий логику мыслительных действий исследователя, а также и как способ совершенствования теории и практики управления конфликтом.

Анализируя структуру конфликта, исследователи по-разному подходят к отбору компонентов, подлежащих изучению. В качестве сущностных выделяют в первую очередь следующие понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий, цели, ценности, целесообразность, потенциалы и обстоятельства, конфликтная ситуация, инцидент и другие. Расхождения в позициях исследователей по этому вопросу связаны главным образом с необходимостью и достаточностью учета внешних - поведенченского антагонизма - или внутренних - психологических аспектов (интересы, ценности, цели, мнения и так далее). По сути дела, выявленные расхождения являются формальными, так как абсолютное большинство отечественных исследователей в содержательном отношении придерживаются сходных концептуальных подходов. Здесь следует отметить только то, что нам в методологическом плане более близка точка зрения тех авторов, которые подчеркивают внешнюю реализацию противоречий между субъектами в конфликтном взаимодействии. Последнее, на наш взгляд, структурирует отношения сторон и фиксирует их обоюдное взаимовлияние и взаимовоздействие. Именно на данном уровне возникают социальные последствия поведенченского противоборства, а также основные параметры, характеризующие его протекание.

В качестве методологического ориентира структура конфликта может включать в себя следующий круг ведущих понятий: цели конфликтующих сторон, причины конфликта, обстоятельства конфликта, конфликтная ситуация, инцидент, стороны (оппоненты) конфликта, возможные действия участников конфликта, результаты конфликтных взаимодействий.

Рассмотрим указанные понятия подробнее.

Цели конфликтующих сторон это то, для кого или для чего люди действуют. Цели взаимодействующих сторон могут совпадать или не совпадать по своим ценностям, объекту воздействия, по способам, средствам и формам соответствующей активности. Тем самым как совпадающие, так и несовпадающие цели могут стать взаимоисключающими, несовместимыми, конфликтогенными. Цели могут различаться по степени их осознания, реалистичности, перспективности, масштабности, многообразию (глобальные и частные, демонстрируемые и скрываемые, рассчитанные на свои силы или на помощь других, навязанные извне, подсказанные или образованные личностью, уникальные или типичные, свойственные отдельной группе или обществу). Выделяют доминантные и подчиненные, ближайшие и отдаленные, тактические и стратегические, изменяемые или неизменяемые, последовательные или случайные, противоречивые цели. Конфликтогенные цели некорректируемые, неконкретные, неадекватные возможностям субъекта и реалиям, не диалектичные, стереотипные, не согласованные с другими целями, абсолютизированные вплоть до маниакальности. Коррекция, преобразования, упорядочение целей каждого из взаимодействующих зависит от внешних обстоятельств, экстремальности ситуации, состояния сторон, от тех взаимоотношений, которые складываются между ними. Как правило, если доминирующая цель подавляет другие цели, интересы личности, то она становится конфликтогенной и ригидной. Несовместимость целей, одержимость одной идеей сказывается на развитии конфликтного взаимодействия.

В качестве объекта конфликта - материального или идеального предмета удовлетворения доминирующей потребности личности - могут выступать: карьера, деньги, благополучие, власть, истина, процесс творчества и его результаты, нормы права и морали и так далее Цели определяют средства для их овладения.

Потенциально конфликтогенными являются - неделимость, единственность и незаменимость объекта, одинаково ценного для конфликтующих сторон, ограниченность, дефицит времени, пространства, ресурсов, а также способностей, знаний, опыта, необходимых конфликтантам для овладения объектом и достижения своих целей. Именно цели и связанные с ними мотивы и переживания конфликтующих сторон - тот живой двигатель конфликтов, превращающий взаимодействие противоборствующих сил в неповторимую и сложную психологическую ситуацию, где проявляются личности, сталкиваются характеры, совершается нравственный выбор.

Причины, которые обусловливают конфликтные явления и их следствия, в литературе подразделяют на несколько типов, в том числе:

1) условия, усиливающие или поощряющие несовместимость ценностных различий,

2) агрессивные установки, прямо ведущие к конфликтному поведению,

3) психологические процессы, влекущие за собой уверенность в несовместимости различий.

Условия выступают базой конфликта.

Обстоятельства конфликта - это состояние среды, а также действие субъективных и объективных факторов, преимущественно не зависящих от взаимодействующих.

Обычно имеется в виду два свойства среды: стадия развития и господствующие нормы взаимодействия. Среда выступает источником внешней поддержки участникам конфликта. Одной из форм такого рода социальной поддержки является информация. Различаются: "инструментальная" поддержка или консультирование, "активная" поддержка и "материальная" поддержка. Кроме того, выделяют эмоциональную и оценочную поддержку конфликта.

Обстоятельства конфликта включают также обычные или экстремальные условия деятельности, материальные ресурсы, технологию и организацию совместного труда, число и состав участников взаимодействия. Обстоятельства могут оказаться относительно устойчивыми или быстро, внезапно или неожиданно меняющимися (вмешательство извне, стихийное бедствие, авария, болезнь, смерть, непредсказуемая обстановка в семье, коллективе, районе, стране и так далее). Для каждого из нас элементами обстоятельств выступают отношения, установки, поведение окружающих людей.

Центральным компонентом структуры конфликта является конфликтная ситуация. Она включает в себя совокупность условий, в которых взаимодействуют субъекты конфликта и которые оказывают влияние на это взаимодействие.

В литературе принято трактовать конфликтную ситуацию как объективную несовместимость индивидуальных целей и потребностей ее участников. "Стороны А и Б оказываются участниками объективной конфликтной ситуации,- пишет Л.А. Петровская,- если стремление стороны А к достижению некоторого желаемого для нее состояния. Сторона А объективно препятствует достижению стороной Б некоторого желаемого для нее состояния. Однако объективной противоречивости частных интересов как таковой для конфликтной ситуации еще недостаточно. Поэтому конфликтная ситуация - это материализация объективных и субъективных основ конфликта, состоящей из системы форм единичных конкретных конфликтных ситуаций (микроконфликтов).

Чтобы конфликт произошел, нужны действия со стороны конфликтантов, направленные на достижение целей и овладение объектом. Такие действия называются инцидентом.

Конфликтная ситуация может появиться задолго до того, как произошло столкновение сторон. Она начинает проявлять себя либо по инициативе оппонентов, либо объективно, независимо от их воли и желания. Кроме того, конфликтная ситуация может "передаваться по наследству" новым оппонентам, хотя причины конфликта давно исчезли.

Для обозначения участников (сторон) конфликта употребляют термин "оппоненты", что в переводе с латинского означает "противополагающий, возражающий в споре противник". Оппонентами в конфликтной ситуации выступают различные сложные образования, состоящие из отдельных людей, подгрупп, организаций. Они характеризуются широким набором качеств (социально- демографических, деловых, личностных, мотивов, целей, ценностей, установок и прочее).

Оппоненты в конфликте обладают неодинаковой "силой", подразумевая под силой способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Сюда же включается физическая сила, применяемая как инструмент насилия, информация - цивилизованная форма применения силы, требующая сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и так далее с целью обеспечения знания о существе конфликта и о своем оппоненте.

"Силу" оппонентов Н.В. Крогиус предлагает назвать "рангом" оппонента. Оппонентом первого ранга, по его мнению, можно определить индивида, выступающего от собственного имени и преследующего в конфликте собственные интересы, оппонентом второго ранга - группу, состоящую из отдельных индивидов, имеющих общие цели и тому подобные. Общественные институты, выступающие на основе закона и от имени государства, предлагается рассматривать в качестве оппонентов высшего ранга обладающих в любом конфликте наибольшей "силой".

Специфика действий участников конфликта заключается в том наборе возможных приемов поведенческого противоборства, которые призваны нейтрализовать, ущемить, блокировать, уничтожить цели противника или снизить эффективность его действий. Преимущественно все конфликтные действия сторон носят деструктивный характер, так как представляют собой формы влияния, нарушающего функционирование объекта воздействия.

По мнению С.В. Кудрявцева указания на действия оппонента или на самого оппонента как объект деструктивного воздействия не совсем точны и не являются достаточным для общей оценки направленности конфликтного поведения. "Логично полагать считает он,- что коль скоро конфликт основан на реальном или иллюзорном противоречии определенных психологических структур, то действия оппонентов в конечном счете должны быть направлены на противостоящую структуру". То есть, действия сторон скорее всего ориентированы на отвержение той или иной структуры, того или иного элемента противоречия и утверждение элемента, ему противостоящего.

В межличностном конфликте в качестве противоборствующих элементов выступают интересы (мотивы) субъектов.

Для описания действий конфликтующих сторон применяется термин "стратегия", заимствованный из теории игр.

Результаты конфликтного взаимодействия непосредственно вплетены в самый конфликт и обусловлены типом (или видом) разрешения противоречия и стадией его развития: победа одной противоположности над другой или исчезновению одной из них, гибель обеих противоположностей, сохранение противоречия, одновременность его возникновения и разрешения, сознательное сочетание неантагонистических противоположностей как необходимое средство и способ достижения целей, смена отношения доминирования противоположностей, переход от одной формы противоречия к другой, переход противоречия в новое качество, в частности смена типа или вида противоречия, смена функции противоречия, например, неспецифическое противоречие становится специфическим.

Разрешение конфликта на основе различного рода идеологических установок типа борьбы до уничтожения своего "иного" является неконструктивным и недемократическим способом, так как не учитывает сохранение необходимого разнообразия противоположностей и их открытой полемики.

С этой точки зрения показательно мироощущение В.Я. Брюсова, который в одном из своих стихотворений писал:

Мой дух не изнемогал во мгле противоречий,

Не обессилел ум в щепленьях роковых.

Я все мечты люблю, мне дороги все речи,

И всем богам я посвящаю стих!

Результаты конфликта могут состоять в формировании таких отношений, как компромисс, "багаж интересов", консенсус, партнерство, интеграция, союз, приоритет интересов целого над интересами частей и так далее Выбор стратегии борьбы исключает возможность минимальной кооперации участников конфликта.

Как правило, в конфликте действия перемежаются с их результатами. Осознание этих результатов позволяет участникам корректировать свои представления о конфликтной ситуации и характере конфликтного взаимодействия.

Таким образом, цель, как субъективно отраженный предмет потребностей, побуждающий деятельность, причины, обстоятельства, конфликтная ситуация, инцидент, стороны конфликта, действия участников конфликта и результаты конфликтных взаимодействий образуют сложную структуру конфликта. От особенностей и взаимоотношений этих компонентов зависит предметное содержание и динамика конфликтной деятельности сторон.

Всякий реальный конфликт представляет собой процесс. Теоретическая схема, характеризующая данный процесс, уже стала традиционной. Она предполагает вычленение четырех стадий конфликта:

1. возникновение объективной конфликтной ситуации,

2. осознание объективной конфликтной ситуации,

3. переход к конфликтному поведению,

4. разрешение конфликта.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных этапов конфликта.

Стадии протекания конфликта

А) Б) В) Г)

Возникновение конфликтной ситуации   Осознание конфликтной ситуации   Конфликтное поведение   Разрешение конфликта Разрешение противоречия
Противоречие   Блок ориентации   Конфликт   Блок регуляции

 

А). Возникновение объективной конфликтной ситуации. Конфликт не возникает мгновенно. Ему предшествуют скрытые или открытые социально-психологические процессы, которые в основном связаны с развитием программы конфликтной деятельности конкретной личности или группы. В этом процессе участвует система естественного регулирования возникающих проблем, которая пытается преобразовать острое противоречие или "сбросить" его. Если это не достигает цели, то происходит изменение характеристик процесса взаимодействия оппонентов. Психический мир личности захватывается эмоциональными переживаниями, повышенной тревожностью, страхом, враждебными чувствами, предубежденностью, агрессивностью, подъемом или упадком, уверенностью или неуверенностью и так далее. Эти внутренние состояния и переживания личности сужают ее возможности адекватно воспринимать окружающую среду и рационально оценивать действия противоположной стороны.

Дальнейшее усиление конфликтной напряженности может выражаться в повышенной раздражимости, отрицательной реакции на людей, слова, предметы и явления. Порог и время готовности к конфликту и нахождения в нем у каждого человека (и коллектива) различны.

Какое-то время объективная конфликтная ситуация не осознается сторонами. Эту стадию поэтому называют стадией потенциального конфликта, ибо подлинным конфликтом он становится лишь после восприятия, осознания объективной ситуации ее участниками.

Б). Переход конфликтной ситуации в стадию осознания вначале существует лишь возможность такого превращения. И здесь вполне обоснованно необходимость какого-то толчка. Толчком для вступления личности в конфликт бывает, как правило, внутреннее или внешнее побуждение, вызывающее определенную реакцию на основе уже сложившегося отношения личности к окружающей ее среде.

Таковыми могут быть: пренебрежительный жест, мимика, грубое, резкое слово, оскорбительный тон, физическое или моральное оскорбление, недоброжелательный взгляд, унижение достоинства личности, предвзятое отношение к личности, необъективная оценка результатов деятельности личности или группы, коллектива, равнодушие, формализм, бюрократизм и так далее. Однако, для полного созревания и перехода одной стадии конфликта в другую необходим достаточный уровень и других структур его системы как целостности: механизма детерминации, возможности и действительности, случайности и необходимости, сущности и явления. Только тогда, когда все процессы развития конфликта относительно завершены его участниками должны воспринять и понять реальность как угрожающую их интересам и ценностям, то есть как конфликтную. В этом случае, по мнению Л.А. Петровской, возможен следующий вариант отношений между идеальными картинами и реальностью: объективная конфликтная ситуация существует, и стороны считают, что структура их целей, интересов конфликтна, и правильно понимают существо реального конфликта, то есть правильно оценивают себя, друг друга и ситуацию в целом. Налицо, таким образом, адекватно понятый конфликт.

Возможны и другие варианты. Когда объективная ситуация существует, но ее воспринимают с теми или иными отклонениями (неадекватно понятый конфликт). Объективная конфликтная ситуация существует, но она не осознается сторонами. Конфликтной ситуации может и не быть, но стороны могут ошибочно воспринимать ее как конфликтную (ложный конфликт).

Таким образом, осознать ситуацию конфликтной это значит слить воедино то, что я думаю и чувствую с тем, что действительно существует. Поскольку именно внутренняя представленность в сознании сложившейся ситуации, определяет непосредственное поведение сторон в конфликте.

В). Конфликтное поведение можно определить как действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений и добиться реализации своих собственных.

Конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, что стимулирует конфликтное поведение, видоизменяет первоначальную структуру конфликта и порождает тенденции к его эскалации и дестабилизации.

Конфликт открыто выражается в порывах, тяжелых обидах и оскорблениях, спорах, насилии, нарушении деятельности, открытом упрямстве, неповиновении, других сходных столкновениях и разрыве. Крайнее выражение враждебных отношений выявляется в драках, военных действиях, различных формах насилия над людьми. Отрицательные эмоции тормозят разум, возбуждают инстинкты, требующие разрушительной, агрессивной разрядки напряженности, ограничивающие поле восприятия действительности и регуляцию поведения. Объекты ненависти - антиценность, подлежащая уничтожению, изоляции. При оптимальном напряжении психики конфликтующих возможны максимальная мобилизация способностей, творческих потенциалов, что ведет к разрушению стереотипов и усиливает перцептивные и когнитивные процессы, ощущение самооценности личности.

Вместе с тем, конфликтное столкновение ориентирует участников в силе сторон, укрепляет или разрушает уверенность в истинности оценок, намерений и ценностей. Эта коррекция приводит к более адекватному пониманию смысла ситуации и роли в ней сторон, что способствует в дальнейшем разрешению конфликта, или, по крайней мере, прекращению конфликтных действий.

Г). Разрешение конфликта. Разрешение конфликта является одной из наиболее ответственной стадией в деятельности руководителя. Разрешение конфликта возможно в связи с изменением конфликтной ситуации, любой ее характеристики: цели, объекта конфликта, оппонентов и других. Используя все возможные средства и стратегии, целесообразно поэтапно снимать конфликт целей, оценок, отношений оппонентов как на межличностном, так и внутриличностном уровнях. Тем самым устраняется антагонизм в сознании, формах поведения и взаимодействия сторон.

Возможно и частичное разрешение конфликта на объективном уровне, когда посредством соответствующей модификации реальных условий среды конфликтная ситуация преобразуется таким образом, что сторонам выгоднее всего отказаться от конфликтных действий, но сохранить при этом стремление достичь первоначальной цели. К этому типу относятся, например, многие чисто административные решения конфликта, вводящие определенные запреты и санкции на случай их нарушения.

Разрешение конфликта, таким образом, может быть связано с прекращением конфликтной деятельности сторон или разрешением объективно существовавшего противоречия. Именно внутреннее отрицание, снятие противоречия, а не внешнее отбрасывание его составляет сущность завершенного процесса разрешения конфликта. В любом из этих случаев послеконфликтный процесс выхода из него характеризуется глубокими переживаниями конфликтовавших, осмыслением своих позиций, самооценок и отношений к оппоненту, частичным переструктурированием имеющихся ценностей, мотивов, установок и образов конфликтной ситуации.

В литературе справедливо подчеркивается, что не всякий конфликт непременно проходит каждую из перечисленных стадий. Динамика конфликта предполагает также его возможные переходы из одних форм (типов) в другие. Например, внутренний конфликт (внутриличностный, внутригрупповой) может переходить во внешний (межличностный, межгрупповой) и внешний - во внутренний. Ложный конфликт может трансформироваться в истинный, подлинный и, наоборот. Возникший в одной области отношений конфликт может перейти в другую: например, конфликт, возникший на личной почве, перерастает в деловой и обратно. Глубокий, базовый конфликт, иррадируясь, обрастает совокупностью мелких, на первый взгляд, неоправданных мелких конфликтов и так далее.

Таким образом, динамика конфликта вовлекает в свой оборот множество сторон и уровней репрезентации противоречия (физические, биологические, психофизиологические, социальные явления).

М. Дойч сравнивает развитие конфликта с творческим мышлением - для обоих характерны периоды ориентации и включения в проблемную ситуацию, использование шаблонных, привычных действий, при неудачах - возникновение фрустрации, напряжения, поиск нового решения, способа поведения в условиях выбора, проверка их на практике по принципу обратной связи. Им в одинаковой мере присущи также такие психологические элементы, как определенный уровень мотивации, форсированная переформулировка проблемы при вынужденной альтернативной ситуации, одновременное рассмотрение различных идей, вариантов поведения.

Перечень феноменов, с которыми можно было бы сравнить динамику развития конфликта не трудно дополнить. Это лишний раз доказывает его сложную модель и отражает те закономерные функции, которые реализуют конфликтный процесс.

Функции конфликта. Если исходить из процессуальной модели конфликта, то необходимо согласиться с утверждением В.Г. Иванова, что любой конфликт может оказаться и полезным и вредным. Все будет зависеть от того, как он будет развиваться и как будет разрешен. И добавим: как он будет в таком случае прожит личностью или группой. Любой тип конфликта содержит в себе стимулирующее качество, отличающееся своей целостностью как в социально-психологических проявлениях, так и в социальных результатах. Здесь важен конкретный подход. Один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную - на другом этапе, в другой конкретной ситуации.

Если выделить деструктивные и конструктивные функции конфликта, как это делают многие авторы, то к деструктивным функциям можно отнести следующие:

1) внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта и может привести к разрушению личности,

2) на уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство и снижать эффективность совместной деятельности в целом,

3) накопление обид и опыт применения насилия в отношении оппонента является основой для формирования криминальной готовности поведения.

Деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его развития, и, особенно, на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.

Конструктивные функции конфликта. Они также многообразны. Так, по справедливому замечанию Л.С.Выготского, развитие личности посредством включения в систему общественных отношений и присвоения социальных норм не может не носить характер последовательных конфликтов. Более того, зачастую в познавательной, морально- поведенческой, предметно-преобразующей и в других сферах жизнедеятельности индивида конфликт выступает единственным способом творческой адаптации и развития личности.

Моральный, поведенческий конфликт, например, особенно виден в ситуации выбора, в совершении бескорыстного поступка, в соблюдении норм нравственности и закона. Собственно когда все хорошо и личности легко быть положительной. Самоутверждение своей самости, своей позиции и достижение общественно значимой цели уже предполагает противостояние самому себе или внешнему оппоненту.

Таким образом, неформальная институлизация личности происходит в отстаивании своей целостности (целостности "Я"), переходом к новому качеству (или сохранением старого), в формировании конфликтоустойчивости и освоении границ своих личностных возможностей.

В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя (стагнации), служит источником нововведений, развития (появления новых целей, норм, ценностей и так далее). Внешний конфликт также может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу и тем самым повышать ее управляемость. Естественно, конфликт играет и диагностическую роль, а также выполняет функции особо значимой ситуации общения, актуализации защитных механизмов, средства профилактики и терапевтического воздействия и так далее.

С точки зрения психологии и педагогики управления важно отметить стимулирующий характер конфликта, который видится: в выявлении проблем, перед которыми стоят коллектив или отдельная личность, разрешение конфликта совершенствует систему руководства социальными процессами, обогащает людей опытом сотрудничества в условиях конфликтного взаимодействия.

В своей работе "Функции социального конфликта" Л.Козер выделил не менее тринадцати функций. Среди них выделяются следующие:

· группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;

· установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений, интеграция и идентификация, социализация и адаптация как индивидов, так и групп;

· получение информации об окружающей социальной среде;

· создание и поддержание баланса сил, и в частности власти, социальный контроль;

· нормотворчество;

· создание новых социальных институтов.

Таким образом, функции конфликта многообразны, но не универсальны. Эффективность конфликта необходимо рассматривать каждый раз относительно конкретной ситуации и только по отношению к конкретному взаимодействию. Позиция однозначно негативного отношения к конфликту, особенно с точки зрения управления им, носит скорее эмоциональный характер и поэтому не имеет под собой серьезной перспективы. Затронутые здесь общие вопросы генезиса, сущности и функций конфликта служат практическим целям деятельности коллектива.

 

Внутриличностный конфликт - это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями являются:

• Необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей.

• Специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в невроз.

• Латентность. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.

Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.

Классификация внутриличностных конфликтов по К. Левину

Таблица 6

Тип конфликта Причина Модель разрешения
Эквивалентный (приближение-приближение) Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов Компромисс
Витальный (избегание-избегание) Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами Компромисс
Амбивалентный (приближение-избегание) Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны Примирение

Ниже в таблице 7 мы приводим формы проявления внутренних конфликтов, которые призваны помочь их обнаружить у себя или других людей, а в таблице 8 — способы их разрешения.

Таблица 7

Формы проявления внутренних конфликтов

Форма проявления Симптомы
Неврастения Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли
Эйфория Показное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы»
Регрессия Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности
Проекция Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная
Номадизм Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения
Рационализм Самооправдание своих поступков, действий

 

 

Таблица 8

Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Способ разрешения Содержание действий
Компромисс Сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации
Уход Уход от решения проблемы
Переориентация Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему
Сублимация Перевод психической энергии в другие сферы деятельности — занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п.
Идеализация Предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности
Вытеснение Подавление чувств, устремлений, желаний
Коррекция Изменение Я-концепции в направлении достижения адекватного представления о себе



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.18 сек.