Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Невербальные средства общения изучают следующие науки: кинесика, проксемика, такесика




КИНЕСИКА изучает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций, в основе которых лежит общая моторика различных частей тела. Это мимика, жестика, пантомимика.

Мимика – это движения мышц лица, отражающие внутренние эмоциональные состояния человека, к которым можно отнести удивление, страх, гнев, интерес, отвращение, презрение, печаль, счастье и другие. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность.

Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку несут глаза, брови и губы. Эти части лица выражают основные человеческие эмоции: гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и тому подобные. Причем легче всего распознаются положительные эмоции – радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, страх, отвращение.

Эмоции человека отражаются чаще всего на левой стороне лица. Это связано с тем, что правое полушарие коры головного мозга отвечает за опыт ощущений, асимметрично отражающийся на лице, то есть с левой стороны. Это аналоговый канал информации.

Левое полушарие отвечает за знаковую, логическую информацию; это знаковый канал, асимметрично отражающий правую сторону лица. Человек, обладающий достаточными психологическими знаниями, может по рту, губам, форме и яркости глаз, положению бровей, горизонтальным или вертикальным складкам на лбу, подвижности лица в целом или его отдельных частей воспринять и проанализировать мимические «коды» эмоциональных состояний собеседников.

Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Наше тело может принимать около – 1000 устойчивых положений.

Позы человека могут быть «закрытыми» – когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве – («наполеоновская» поза стоя – руки скрещены на груди и сидя – обе руки упираются в подбородок и тому подобные.), воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия.

«Открытые» же позы (стоя – руки раскрыты ладонями вверх, сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Походка человека – это стиль передвижения, по которому довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние. Так, провинившийся человек чаще всего идет неуверенной походкой, сутулится, чтобы уменьшить свой рост, подчеркнуть отношения субординации и попытаться уйти от наказания.

Жесты дополняют общение гаммой движений отдельных частей тела человека. Жесты могут быть открытыми и закрытыми. Первые свидетельствуют о психологической открытости, желании продуктивного общения (например, не скрещенные и незамкнутые позиции рук и ног).

Вторые говорят о психологической закрытости, тенденции к отгороженности от ситуации (например, скрещенные руки и ноги).

Жесты при общении несут много информации. В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения.

Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 5 групп:

· жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения;

· жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, движения руками;

· жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении (например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания»;

· жесты-адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: почесывания, подергивания отдельных частей тела, касания, похлопывания партнера, поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и так далее);

· жесты-аффекторы – жесты выражающие определенные эмоции через движения тела и мышцы лица.

Умение понимать жесты позволит лучше разбираться в людях.

ПРОКСЕМИКА занимается нормами пространственной, временной организации общения. Ее сущность заключается в том, что время и пространство несут смысловую нагрузку в общении.

Основатель проксемики Э. Холл, изучая нормы приближения партнеров, выделил четыре зоны межличностного пространства:

· интимную (0-45 см),

· персональную (45 - 120 см),

· социальную (120 - 400 см),

· публичную (400 - 750 см).

Каждой из них соответствуют особые ситуации общения. Для интимной зоны характерны доверительность, негромкий голос, тактильный контакт. Она предназначена для близких людей.

Персональная зона – для друзей, коллег, она предполагает визуальный и аудиальный контакт.

Социальная зона – для общения с группой, например, на лекции.

В визуальном общении используется специфическая знаковая система – это контакт глазами. Его характеристиками являются частота обмена взглядами, направленность и длительность, динамика, статика и другие движения глаз.

Контакт глазами дополняет вербальную коммуникацию - он сообщает о готовности продолжать или прекратить ее, способствует раскрытию внутреннего состояния или, напротив, его сокрытию.

Взгляд партнера может быть:

а) деловым, если не опускается ниже глаз другого человека, сосредоточен в районе лба;

б) социальным, если он направлен на символический треугольник на лице партнера, расположенный на уровне глаз и в области рта;

в) интимный, проходящий через линию глаз и опускающийся на другие части тела;

г) взгляд искоса используется для демонстрации интереса или враждебности.

ТАКЕСИКА (пожатие руки, хлопанье по плечу, поглаживание, прикосновение).

В зависимости от средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.

С помощью естественных органов человека (руки, голова, туловище, голос, связки и так далее) осуществляется непосредственное общение. Оно необходимо человеку для обучения и воспитания и использует имеющиеся от рождения простые и эффективные средства и способы научения: условно-рефлекторные и вербальные.

При опосредованном общении используются специальные средства. Это могут быть как природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и другие.), так и культурные (знаковые темы, печать, радио, телевидение и другие.). Такое общение помогает как усвоению собственных средств, так и совершенствованию на их базе способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению процессом общения.

Прямое общение осуществляется при личных контактах, непосредственном восприятии друг друга, когда человек видит, слышит, чувствует собеседника, реагирует на определенные действия.

Косвенное общение предполагает участие посредников, которыми могут выступать другие люди.

В зависимости от содержания и целей общение можно подразделить на деловое, личностное и целевое.

Деловое общение присутствует в совместной деятельности и направлено на повышение ее качества и продуктивности.

Деловое общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями их совместной деятельности. Содержанием делового общения является обмен информацией и опытом, предполагающий достижение определенной цели и решение конкретной проблемы.

дело

 

собеседник 1 собеседник 2

 

Особенности делового общения заключаются в том, что партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта.

Деловое общение может проявляться в различных формах: деловые беседы (встречи, переговоры, совещания, дискуссии и так далее), деловые встречи (групповые и с глазу на глаз), публичные выступления (доклады, сообщения, приветствия), собрания, пресс-конференции (брифинги).

Основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.

Деловое общение принято разделять на официальное и неофициальное.

Примером официального общения является доклад начальнику о проделанной за отчетный период работе, выступление на совещании, телефонный разговор на служебные темы и так далее. Особенностями официального общения являются строгий, документальный деловой язык, ограниченность тематики рамками профессиональных задач.

Обычно это стандартизированное, втиснутое в правовые рамки общение, которое со временем может привести к формализму и потере интереса к теме.

Чтобы этого не произошло, следует прибегать к неформальному общению, которое чаще всего происходит в неформальной обстановке. Умение общаться в неофициальной обстановке – важный компонент профессиональной культуры любого специалиста.

Личностное общение связано с психологическими проблемами внутреннего мира человека: познанием себя и себе подобных, отношением к другим людям, к тому, что происходит вокруг, разрешением внутреннего конфликта и так далее.

Целевое общение служит средством удовлетворения специфической потребности, в том числе потребности в общении с людьми.

К другим видам общения можно отнести:

· «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и тому подобные) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

· Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

· Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

· Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 17755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.