Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие монополий и доминирующего положения на рынке

Антиконкурентное поведение и ограничение конкуренции

Задачами антимонопольного законодательства являются защи­та, поддержание конкуренции и пресечение поведения, направлен­ного против и во вред конкуренции.

Такое поведение получило название антиконкурентное поведе­ние. В литературе для обозначения такого поведения используется иногда термин «деятельность» (антиконкурентная деятельность), что представляется неверным, поскольку антиконкурентным мо­жет быть и бездействие.

Антиконкурентное поведение может выражаться:

· в злоупотре­блении хозяйствующим субъектом, группой лиц своим домини­рующим положением;

· в заключении соглашений или совершении согласованных действий, запрещенных антимонопольным зако­нодательством;

· недобросовестной конкуренции;

· в недопущении, ограничении, устранении конкуренции органами государственной власти.

В силу п. 17 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются:

· сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

· рост или снижение цены товара, не связанные с соответ­ствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;

· отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;

· определение общих условий обращения товара на товар­ном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указания­ми иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;

· иные обстоятельства, создающие возможность для хозяй­ствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обра­щения товара на товарном рынке.

С учетом сказанного, полагаем верными следующие опреде­ления: недопущение конкуренции – неправомерное поведение субъекта, исключающее возможность конкуренции;

ограни­чение конкуренции – неправомерное поведение субъекта, су­щественно снижающее возможность конкуренции;

устранение конкуренции – неправомерное поведение субъекта, постепенно устраняющее возможность конкуренции.

Конкуренции как виду деятельности, осуществляемому множе­ством субъектов и направленному на приобретение преимуществ в бизнесе, противопоставляется деятельность, осуществляемая од­ним субъектом (либо группой лиц), обладающим всей рыночной властью и потому способным влиять на этот рынок определяющим образом. Такое состояние рынка называют монополией.

Монополия – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на определенный товар осуществляется одним субъектом (группой лиц), товар не может быть заменен в потреблении други­ми товарами и предпосылки для развития конкуренции ограниче­ны либо отсутствуют.

Монополия характеризуется следующими чертами:

1. на рынке представлен один субъект или группа лиц, высту­пающих консолидированно;

2. товар облает уникальными, только ему присущими свой­ствами, в силу чего не является взаимозаменяемым товаром, т. е. не может быть сравним по своему функциональному назначе­нию, применению, качественным и техническим характеристи­кам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производствен­ных целях);

3. контроль за ценообразованием и объемами производства осу­ществляется только монополистом; конкуренты (реальные или по­тенциальные) такой возможностью не обладают;

4. спрос на производимые в условиях монополии товары не яв­ляется эластичным.

Эластичный спрос наблюдается в случае, когда изменение цены на товар вызывает обратное изменение выручки от реализации этого товара: если цена товара увеличивается, то общая выручка уменьшается; и наоборот, если цена уменьшается, то общая вы­ручка повышается.

При неэластичности спроса изменение цены вызывает прямое изменение общей выручки: если цена товара увеличивается, то об­щая выручка также увеличивается. И в этом случае механизмы уста­новления справедливых равновесных цен не работают, поскольку спрос на товар есть, а конкуренции (как естественного ограничи­теля устремления монополиста) нет. Поэтому в этом случае необхо­димо публичным (принудительным, административным) способом обеспечить справедливость цены на товар;

5. полная информация на рынке отсутствует. В этом случае мо­нополист стремится искусственно ограничить доступность и рас­пространимость информации, создавая тем самым дополнитель­ный барьер для развития конкуренции;

6. существуют барьеры для организации бизнеса, преодоление которых невозможно или крайне затруднительно.

Виды монополий на рынке:

Государственная монополия – направленная на обеспечение публично-правовых интересов монополия, созданная в импера­тивном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста) формы контроля и ре­гулирования его деятельности, а также компетенцию контроли­рующего органа.

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при ко­тором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсут­ствие конкуренции в силу технологических особенностей произ­водства (в связи с существенным понижением издержек производ­ства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (абз. 2 ст. 3 Закона о естественных монополиях).

Законодательно деятельность субъектов естественных моно­полий регулируется в следующих сферах:

· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистраль­ным трубопроводам;

· транспортировка газа по трубопроводам;

· железнодорожные перевозки;

· услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

· услуги общедоступной электросвязи и общедоступной по­чтовой связи;

· услуги по передаче электрической энергии;

· услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в элек­троэнергетике;

· услуги по передаче тепловой энергии;

· услуги по использованию инфраструктуры внутренних во­дных путей.

Временные (открытые) монополии – монополии, сложившиеся на товарном рынке в силу временного отсутствия конкуренции и приобретения тем самым хозяйствующими субъектами вре­менных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Появление временных монополий может обуславливаться:

· созданием и выводом на рынок нового товара (работы, услуги);

· неразвитостью определенного рынка товаров (работ, услуг);

· использованием предпринимателем более эффективных форм организации и осуществления предпринимательской дея­тельности;

· экономической концентрацией капиталов у определенного хозяйствующего субъекта (субъектов).

ФЗ «О защите конкуренции», устанавливая правила, определяющие пределы допусти­мого поведения хозяйствующих субъектов, занимающих моно­польное положение на рынке, использует понятие доминирующего положения и устанавливает два критерия, характеризующих по­ложение хозяйствующего субъекта на рынке в качестве доминиру­ющего – субъективный и количественный.

Субъективный критерий предполагает наличие у хозяйству­ющего субъекта возможности оказать воздействие на состояние конкуренции посредством как влияния на условия обращения то­вара, так и на самих конкурентов путем их устранения с рынка или недопущения на рынок.

Количественный критерий дополняет субъективный, опреде­ляя размер доли хозяйствующего субъекта или субъектов на рынке, при достижении которой презюмируется возможность оказания воздействия на состояние конкуренции.

В п. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции», закрепляющем понятие доминирующего по­ложения, используются оба этих критерия.

Доминирующим положением признается положение хозяйству­ющего субъекта или нескольких хозяйствующих субъ­ектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влия­ние на общие условия обращения товара на соответствующем то­варном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот то­варный рынок другим хозяйствующим субъектам (п. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

Не может быть признано доминирующим положение хозяй­ствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает трид­цать пять процентов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Меры по развитию конкуренции | Понятие и цели антимонопольного регулирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.