![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие монополий и доминирующего положения на рынке
Антиконкурентное поведение и ограничение конкуренции Задачами антимонопольного законодательства являются защита, поддержание конкуренции и пресечение поведения, направленного против и во вред конкуренции. Такое поведение получило название антиконкурентное поведение. В литературе для обозначения такого поведения используется иногда термин «деятельность» (антиконкурентная деятельность), что представляется неверным, поскольку антиконкурентным может быть и бездействие. Антиконкурентное поведение может выражаться: · в злоупотреблении хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением; · в заключении соглашений или совершении согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством; · недобросовестной конкуренции; · в недопущении, ограничении, устранении конкуренции органами государственной власти. В силу п. 17 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются: · сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; · рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; · отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; · определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке; · иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. С учетом сказанного, полагаем верными следующие определения: недопущение конкуренции – неправомерное поведение субъекта, исключающее возможность конкуренции; ограничение конкуренции – неправомерное поведение субъекта, существенно снижающее возможность конкуренции; устранение конкуренции – неправомерное поведение субъекта, постепенно устраняющее возможность конкуренции. Конкуренции как виду деятельности, осуществляемому множеством субъектов и направленному на приобретение преимуществ в бизнесе, противопоставляется деятельность, осуществляемая одним субъектом (либо группой лиц), обладающим всей рыночной властью и потому способным влиять на этот рынок определяющим образом. Такое состояние рынка называют монополией. Монополия – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на определенный товар осуществляется одним субъектом (группой лиц), товар не может быть заменен в потреблении другими товарами и предпосылки для развития конкуренции ограничены либо отсутствуют. Монополия характеризуется следующими чертами: 1. на рынке представлен один субъект или группа лиц, выступающих консолидированно; 2. товар облает уникальными, только ему присущими свойствами, в силу чего не является взаимозаменяемым товаром, т. е. не может быть сравним по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях); 3. контроль за ценообразованием и объемами производства осуществляется только монополистом; конкуренты (реальные или потенциальные) такой возможностью не обладают; 4. спрос на производимые в условиях монополии товары не является эластичным. Эластичный спрос наблюдается в случае, когда изменение цены на товар вызывает обратное изменение выручки от реализации этого товара: если цена товара увеличивается, то общая выручка уменьшается; и наоборот, если цена уменьшается, то общая выручка повышается. При неэластичности спроса изменение цены вызывает прямое изменение общей выручки: если цена товара увеличивается, то общая выручка также увеличивается. И в этом случае механизмы установления справедливых равновесных цен не работают, поскольку спрос на товар есть, а конкуренции (как естественного ограничителя устремления монополиста) нет. Поэтому в этом случае необходимо публичным (принудительным, административным) способом обеспечить справедливость цены на товар; 5. полная информация на рынке отсутствует. В этом случае монополист стремится искусственно ограничить доступность и распространимость информации, создавая тем самым дополнительный барьер для развития конкуренции; 6. существуют барьеры для организации бизнеса, преодоление которых невозможно или крайне затруднительно. Виды монополий на рынке: Государственная монополия – направленная на обеспечение публично-правовых интересов монополия, созданная в императивном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста) формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (абз. 2 ст. 3 Закона о естественных монополиях). Законодательно деятельность субъектов естественных монополий регулируется в следующих сферах: · транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; · · железнодорожные перевозки; · услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; · услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; · услуги по передаче электрической энергии; · услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; · услуги по передаче тепловой энергии; · услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Временные (открытые) монополии – монополии, сложившиеся на товарном рынке в силу временного отсутствия конкуренции и приобретения тем самым хозяйствующими субъектами временных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Появление временных монополий может обуславливаться: · созданием и выводом на рынок нового товара (работы, услуги); · неразвитостью определенного рынка товаров (работ, услуг); · использованием предпринимателем более эффективных форм организации и осуществления предпринимательской деятельности; · экономической концентрацией капиталов у определенного хозяйствующего субъекта (субъектов). ФЗ «О защите конкуренции», устанавливая правила, определяющие пределы допустимого поведения хозяйствующих субъектов, занимающих монопольное положение на рынке, использует понятие доминирующего положения и устанавливает два критерия, характеризующих положение хозяйствующего субъекта на рынке в качестве доминирующего – субъективный и количественный. Субъективный критерий предполагает наличие у хозяйствующего субъекта возможности оказать воздействие на состояние конкуренции посредством как влияния на условия обращения товара, так и на самих конкурентов путем их устранения с рынка или недопущения на рынок. Количественный критерий дополняет субъективный, определяя размер доли хозяйствующего субъекта или субъектов на рынке, при достижении которой презюмируется возможность оказания воздействия на состояние конкуренции. В п. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции», закрепляющем понятие доминирующего положения, используются оба этих критерия. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (п. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»). Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |