Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная ответственность как инструмент гармонизации бизнеса и общества

В.В.Путин сказал: «Внутренняя идеология должна постепенно меняться и ориентироваться не только на сиюминутное извлечение прибыли, но и на взятие бизнесменами части ответственности за судьбу и развитие страны.

Социальная ответственность компании – компания, действующая по принципам социальной ответственности, осуществляющая комплекс социальных программ в приоритетных для неё направлениях.

Социальная компания – это добровольно осуществляемая компанией деятельность в социальной, экономической и экологической сферах, которая носит системный характер, связанной с её миссией, стратегией развития бизнеса и направлено на удовлетворение запросов различных заинтересованных сторон.

Заинтересованные в деятельности компании стороны – индивидуумы, организации и сообщества, имеющие непосредственное отношение к деятельности компании или связанные с её деятельностью косвенно (основные и косвенные).

Основные стороны: это сотрудники, местное сообщество, бизнес партнёры, поставщики, собственники

Косвенные стороны: органы государственного управления, СМИ, конкуренты, некоммерческие и общественные организации.

С точки зрения американских учёных, бизнес в социальной сфере должен сосредоточиться на 4 направлениях:

1) Формирование доброжелательных отношений с местным сообществом (поддержка любой инициативе в этом направлении).

2) Образование. Бизнес должен предоставить свои сотрудникам, молодёжи образование по международным качествам стандарта.

3) Культура и искусство.

4) Добровольная экологическая деятельность

Перечень направлений российской ассоциации менеджеров:

1) Развитие персонала.

2) Охрана здоровья и труда.

3) Природоохранная деятельность и ресурсоснабжение.

4) Развитие местного сообщества.

5) Добросовестная деловая практика.

Взаимосвязь между понятиями социально ответственный бизнес, репутацией и имиджем. Имидж и репутация отличны друг от друга понятия. Если компания направлена на имидж, то это не означает, что в то же время идёт осознание по созданию и поддержанию репутации. Репутация отражает общественное доверие к компании, а имидж представляет собой образ (как отрицательный, так и положительный). Репутация не может быть отрицательной. Она либо есть, либо её нет. То есть доверие к компании либо есть, либо его нет.

Имидж компании может быть не подкреплён настоящей честностью, а создан с помощью рекламных средств, в то время когда репутация – это честность компании, подкреплённой практикой.

Важно понимать, что социальная ответственность не может быть провозглашена, если компания ответственна в одной области и безответственная в другой

5. Юридическая ответственность и её связь с социальной

Юридическая ответственность – следование конкретным законам и нормам государственной регулирования, которая определяет, что может и чего не должна делать организация

Социальная ответственность – это определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Данный отклик имеет отношение к тому, что лежит вне определённого минимума законом. Например, юридическая ответственность предусматривает определённые меры за не соблюдение загрязнения окружающей среды. Социальная ответственность включает в себя наблюдение за экологией в своём регионе.

Ассоциация российских менеджеров выделила пять взаимосвязанных этапов управления социальной ответственностью:

1) Определение приоритетов социальной политики и её направления;

2) Создание специальных структур управления и перенос заявленных приоритетов на практику;

3) Программа обучения сотрудников и партнёров;

4) Непосредственное проведение социальной программы;

5) Заключительный этап, подведение итогов.

6. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности.

Аргументы «За»:

1) Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. В обществе благоприятном с социальной точки зрения благоприятны условия для бизнеса и краткосрочные издержки на социальные проблемы могут в дальнейшем стабилизировать прибыль организации.

2) Изменения потребностей и ожиданий широкой публики.

3) Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем.

4) Моральные обязательства вести себя социально ответственно. Организация является членом общества, поэтому нормы морали должны управлять нормами поведения. Законодательством регулируется не всё, поэтому социально ответственное поведение – это один из вариантов положительного отношения к гражданам

Аргументы «против»:

1) Нарушение принципа максимизации прибыли.

2) Расходы на социальную увлечённость.

3) Недостаточный уровень отчётности широкой публике. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели и плохо социальную ответственность. До тех пор, пока не будет разработана система отчётности по социальной ответственности, организации не будут участвовать в социальных действиях, за которые не считают себя ответственными.

4) Недостаток умения разрешать социальные проблемы – аргумент за социальную работу. Предполагает, что персонал организации не имеет опыта для решения социальных проблем, поэтому им требуется специалисты по социальной работы.

АЛЬТРУИЗМ

Исходным для формирования человека как для альтруиста является наличие у него желания оказывать помощь другим людям. Данное желание определяется как бескорыстное поведение, направленное на оказание всесторонней помощи и поддержки.

Альтруистическое поведения также трактуется как бескорыстное поведение ради другого человека (сходно с понятием эмпатия). Эмпатия – сопереживание, сочувствие человеку со стороны другого человека.

Альтруизм рассматривается в зарубежной психологии вместе с мотивами помощи. Данный мотив проявляется:

- в сочувствии;

- в удовлетворении потребности беспомощного;

- в стремлении опекать;

- в стремлении утешать;

- в стремлении защищать;

- в стремлении заботиться;

- в стремлении успакаивать;

- исцелять тех, кто в этом нуждается.

Альтруизм проявляется без какого-либо давления извне и базируется на нравственных нормах общества. Впервые «альтруизм» был предложен Контом. Учёный различал присущий животным инстинктивный альтруизм и альтруизм, развивающийся в рамках цивилизации, и объединяющих всех людей. Также проблемами альтруизма занимались Спенсер, Фрейд и другие.

На сегодняшний день нет общепризнанного толкования альтруизма. С точки зрения социологической концепции альтруизм рассматривается как направленность субъекта на защиту интересов общества в целом и его отдельных групп. Кроме того, подчёркивается, что альтруизм может проявляться и к незнакомым людям и группам, в которые человек не включён.

Выделяются три принципа, поясняющих данное понятие:

1) Альтруизм является следствием эмоциональной реакцией – эмпатией.

2) Альтруизм возникает в результате воздействия на субъекта общественных и моральных норм. Данные нормы, представленные в виде ожидания других людей относительно возможного поведения человека. Т.е. даже в отсутствии наблюдателей, человек будет вести себя в соответствии с принятыми нормами поведения, так как индивид неразрывно связан с обществом.

3) Альтруизм побуждается личностными нормами, которые включают в себя самоожидание субъекта в виде усвоенных и переработанных им социальных норм, а также включает ценностные ориентации и социальные установки.

Таким образом, альтруистическое поведение осуществляется через смысловые альтруистические установки, которые выявляются в определённых ситуациях.

Альтруистическое (просоциальное) поведение – это действие, направленное на благополучие людей. Данные действия очень многообразны. Их диапазон простирается от любезности до спасения жизни человека ценой собственной жизни. Следовательно, могут быть измерены затраты помогающего человека. Данные затраты могут быть измерены:

- во внимании, потраченного на другого;

- во времени;

- в труде;

- в денежных расходах;

- в игнорировании своих желаний и планов;

- в самопожертвовании.

Оказание помощи ориентировано на соблюдении норм поведения. Нормы оказания помощи имеют давнюю традицию, и в серьёзных случаях неоказание помощи может караться по закону.

1. Первой такой нормой является норма социальной ответственности. Данная норма побуждает человека к оказанию помощи людям во всех тех случая, когда кто-либо нуждается в ней. Чем больше нуждающийся в помощи виновен в своём положении, тем меньше окружающие чувствуют себя ответственными помочь ему

2. Второй такой нормой является норма взаимности. Она заключается в моральном обязательстве человека платить добром за добро. Взаимная привлекательность оказывается особенно сильной, если человек приходит по доброй воле, а не вследствие предписания.

3. Третья – норма переживания либо эмпатия. Чем больше человека склонен к сопереживанию, тем больше он готов оказывать помощь другим.

Действенность перечисленных норм зависят от того, насколько человек присвоил себе эти нормы.

Исследователи отмечают, что первые проявления асоциального поведения наблюдается в детском и подростковом возрасте. То есть в большинстве случает проявление не просоциального поведения связано с семьёй и ближайшим окружением. У ребёнка должна быть тесная и эмоциональная связь хотя бы с одним из родителей. Это будет являться основой для возникновения просоциального поведения.

Дети охотнее подражают заботливым родителям, чем безразличным. Они принимают стиль поведения и установки взрослых. В общении с любящими родителями дети получают не только положительные, но и отрицательные реакции на свои поступки, кроме того, и объяснения, почему их действия считаются хорошими либо плохими. Чем раньше всё это наблюдается, тем быстрее происходит усвоение этических норм поведения.

В подростковый период ребёнок выходит на качественно новую социальную позицию. Влияние родителей ослабевает, мнение сверстников выходит на первый план. Однако ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят, в первую очередь, от позиции родителей. Кроме того, не смотря на характерную для подросткового возраста проблему отношения со старшими, родители продолжают играть роль в организации восприятии себя и других.

У подростка одновременно существуют два вида потребностей. Первый – в автономии, самоорпеделении, уважении. Второй вид – в поддержке и присоединении к семейному «МЫ»

Таким образом, основа развития просоциального поведения служит благоприятные семейные условия. Неблагоприятные условия приводят к личностным нарушениям, неадекватным самооценкам, негативным межличностным отношениям. Этому способствует авторитарный стиль общения, гиперопека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Действие предпринимателей в направлении становления социально ответственного бизнеса | Мотивация оказания помощи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.