Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика местного правительства




Вопрос о роли местного правительства как субъекта экономической деятельности представляется довольно сложным и дискуссионным по целому ряду причин. Во-первых, местное правительство, как и правительства других уровней многолико. Его роль выходит далеко за рамки хозяйственной деятельности. Порой бывает трудно определить, где кончается собственно хозяйствование, и где правительство начинает действовать в ином качестве. Во-вторых, в разных странах существуют различные варианты распределения функций общественного управления между уровнями власти. Одни и те же функции могут выполняться исключительно центральными органами, могут быть предметом совместного ведения центра и местных правительств и,наконец, могут входить в исключительную компетенцию местного правительства.

Общая экономическая теория вообще не оперирует понятием местное правительство, поскольку в макроэкономическом анализе это и не нужно. В макроэкономике используется обобщающий термин государство (правительство), в котором не различаются уровни управления и соответственно специфика каждого из них. Главное внимание обращается на то, что государство действует как самостоятельный по отношению к домохозяйствам и предприятиям субъект.

Отличительной чертой сектора “государство” является то, что он выполняет функции предоставления определенны услуг, предназначенных для общества в целом, и, в основном, без какого-либо непосредственного денежного вознаграждения. Государство финансируется главным образом за счет принудительно взимаемых с остальных секторов налогов.

Принципиальное значение для анализа роли государства (правительства) имеет различение

(1) государства как такового, которое издает законодательные акты, определяет “правила игры” и осуществляет административное регулирование, то есть действует как сила внешняя по отношению к хозяйству; и

(2) государства — собственника некоторых отраслей хозяйства или отдельных предприятий, непосредственно осуществляющего экономическую деятельность, т.е. выступающего как экономический субъект.

В принципе эти стороны деятельности государства воздействуют на характер функционирования как национального хозяйства в целом, так и его составляющих — местных хозяйств. С этой точки зрения общие характеристики “государства” в определенной степени применимы и к местному правительству. Однако в какой степени? — Это зависит прежде всего от меры его самостоятельности по отношению к национальному правительству.

Разные правительства — разные роли.

Роли местного правительства в разных странах существенно различаются. Эти отличия прежде всего зависят от сложившейся социально-политической системы, взаимоотношений местных правительств с национальным. C точки зрения разделения полномочий с национальными правительствами теория местных сообществ выделяет три основных типа местных правительств.

Первый тип — администрация. В этом случае местное правительство рассматривается как низший уровень системы государственного управления. Местные органы власти фактически являются отделениями центрального правительства на местах, которые поручают им исполнение определенных функций. Национальное правительство осуществляет полный контроль за деятельностью местного правительства, включая назначение руководителя и финансирование, и в любой момент может вмешаться в жизнь местного сообщества. Иными словами право принятия решений, касающихся жизни местного сообщества в конечном счете принадлежит центральному правительству. В наиболее ярком виде этот тип местного правительства был представлен в советской системе. По существу ни советы, ни их исполкомы не имели реальной власти. Их деятельность полностью определялась местными партийными организациями, которые по иеарархии подчинялись вышестоящим партийным органам. Как ни в какой другой стране, существовало двойное подчинение местных органов власти — по государственной и партийной линиям. Ликвидация политической монополии коммунистической партии, цементировавшей всю систему государственной власти “сверху донизу” привела к тому, что отношения между национальным правительством и местными органами власти и управления оказались разрегулированными, неопределенными.

Второй тип — агентство. В этом случае создаются местные органы с некоторой финансово-административной самостоятельностью. Центральное правительство делегирует свои полномочия этим органам власти, передает им определенные функции. Эти органы получают определенную степень самостоятельности в своей деятельности, но остаются подконтрольными центру. В определенном смысле это переходная форма от административного типа организации местного правительства к автономному.

Третий тип — автономия. Здесь речь идет не столько о “претворении в жизнь” установленных центром задач (как в случае администрации) или выполнении функций, определенных центральным правительством, а о передаче права принятия решений, постановки задач, соответствующих ресурсов на места и создании автономных, не зависимых от национального правительства органов местной власти. Эти органы избираются демократическим путем и представляют интересы конкретного местного сообщества (района, города, станицы и т.д.)

Указанные типы местных правительств возникают в ходе процессов децентрализации и соответствуют определенным ее стадиям. (Схема 2).

Схема 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.