Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системообразующие элементы рынка: товар и деньги 2 страница




Уже в 19 в. было замечено, что с ростом реального дохода потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. Первым исследователем, занимавшийся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнест Энгель. Кривая Энгеля показывает зависимость между денежным доходом потребителя и количеством приобретаемого товара.

Идея разложения общего эффекта изменения цены на «эффект замены» и «эффект дохода» принадлежит российскому экономисту и математику Е.Е. Слуцкому, но только благодаря работам Хикса и Аллена мир ознакомился с решением этой проблемы. Версии Хикса и Слуцкого отличаются разными подходами к определению реального дохода потребителя.

 

Вопросы для самопроверки:

1. На каких аксиомах базируется порядковый (ординалистский) подход?

2. Что представляет собой кривая безразличия?

3. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя?

4. Как графически и аналитически интерпретируется «оптимум потребителя» в ординалистском подходе?

5. Чем отличается порядковый подход от количественного при анализе полезности и спроса?

6. Как реагирует потребитель на изменение цены товара на рынке?

7. Что показывает кривая Энгеля?

8. Опишите эффект замещения и дохода по Е. Слуцкому.

 

План семинара 1.(4часа)

1. Полезность и ее роль в формировании спроса.

2. Количественный подход к анализу полезности-два закона Госсена.

3. Порядковый подход: кривые безразличия и бюджетные линии.

4. Равновесие (оптимум) потребителя.

5. Реакция потребителя на изменение цены и дохода.

6. Номинальный и реальный доход.

 

Рекомендуемые темы докладов.

Джевонс У.С.Об общей математической теории политической экономии. Теория потребительского поведения. В кн.: «Вехи экономической мысли». –СПб. 2000стр. 67-69.

Крылова Ю.В.Предпосылки нового подхода к работе с покупателями в инновационной фирме. // Вестник СПбГУ. Серия 5. 2002. Вып. 3. № 21стр. 139-142.

Лейбенстайн Х.Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. В кн.: «Вехи эконономической мысли». – СР/Пб. 2000стр. 304-325.

Райсберг Б.А.Основы экономической теории. Учебник. – М. 2003 стр. 274-291..

Чеканский А.Н., Фролова Н.Л.Теория поведения потребителей и рыночный спрос. –М. 1996. Гл. 1-5стр. 5-101.

Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л.Микроэкономика. «Дело». – М. 2000стр. 78-140.

 

 

2.3.Производство и теория затрат

 

Для наиболее полного удовлетворения своих потребностей люди вынуждены обмениваться тем, что производят. Блага, необходимые для организации производства, называются факторами производства. Производство представляет собой процесс соединения таких факторов как капитал, труд, земля и предпринимательство с целью получения новых благ и услуг, необходимых потребителям. Для организации производственного процесса необходимые факторы производства должны присутствовать в определенном количестве.

Зависимость максимального объема производимого продукта от затрат используемых факторов называется производственной функцией:

 

Q=f (K, L, N)

 

где Q-максимальный объем продукта, который возможно произвести при заданной технологии и определенных факторах производства;

К-затраты капитала;

L-затраты труда;

N-природные ресурсы (затраты сырья).

Разные комбинации факторов производства дают разные объемы произведенной продукции. Существует определенный предел роста объема производства при увеличении одного фактора, в то время как остальные факторы остаются постоянными. Это свойство получило название закона убывающей производительности, или убывающей отдачи.

Помимо общего продукта (ТР) в теории производства используются такие понятия, как средний продукт и предельный продукт. Построив график производственной функции, показывающий взаимосвязь общего, среднего и предельного продукта, можно выделить три этапа в развитии производства при данном уровне техники и технологии.

Первый этап-этап экстенсивного роста, когда увеличивается не только общий и предельный, но и средний продукт. Второй этап – этап интенсивного роста, когда общий продукт еще растет (хотя и с замедлением), предельный продукт еще имеет положительное значение, но средний – уже сокращается. В «нулевой точке» происходит перелом, начинается третий этап, когда дальнейшее наращивание переменного ресурса приводит к сокращению общего выпуска продукции.

Подобно кривым безразличия в теории производства существуют линии равного продукта при разных комбинациях факторов производства (труда и капитала). Это-изокванты. Возможность выпуска одного и того же объема продукции при разных комбинациях ресурсов позволяет говорить и о возможности взаимозамещения ресурсов. Показателем замещения одного ресурса другим является предельная норма технической замены - MRTSXY. По аналогии с бюджетной линией в теории производства используют линию равных затрат (изокоста).

В точках касания изокостами изоквант достигается максимальный при данном объеме затрат ресурсов объем производства. Через все точки касания проходит линия роста продукта. Под отдачей от масштаба понимается рост выпуска продукции при увеличении затрат ресурсов. Возможны три варианта отдачи: постоянная, убывающая и возрастающая. Для каждого периода (длительного, короткого) определяется своя оптимальная линия роста.

Классификация затрат осуществляется по нескольким направлениям:

1. индивидуальные и общественные затраты;

2. явные, неявные затраты;

3. вмененные затраты (упущенных возможностей, альтернативные);

4. постоянные FC и переменные VC затраты;

5. общие ТС, средние АС и предельные МС затраты.

При анализе издержек учитывают длительность периода.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что показывает производственная функция?

2. Что такое предельный продукт?

3. О чем гласит закон производственной функции?

4. В чем выражается эффект масштаба?

5. Что такое предельная норма технического замещения?

6. Как определяется равновесие фирмы?

7. Какие виды затрат несет фирма?

8. Дайте определение понятиям бухгалтерская и экономическая прибыль фирмы.

 

План семинара2.

1. Производственная функция «затраты-выпуск». Закон убывающей предельной производительности.

2. Производственная функция с двумя переменными факторами. Предельная норма технической замены. Оптимум фирмы.

3. Отдача от масштаба в длительном периоде. Постоянная, убывающая и возрастающая отдача.

4. Классификация затрат фирмы. Затраты в коротком и длительном периодах.

 

Рекомендуемые темы докладов.

Алчиян А.Затраты и выпуски. В кн. «Вехи экономической мысли». – СПб. 2000. Т. 2стр 135-159.

Бляхман Л.С., Зябриков В.В.Фирма XXI века: новые тенденции. // Вестник СПбГУ. Серия 5. 2001. Вып. 2. №. 13стр. 25-36.

Вайнер Дж.Кривые затрат и кривые предложения. В кн. «Вехи экономической мысли». – СПб. 2000. Т. 2стр. 94-134.

Коуз Р.Г.Природа фирмы. «Вехи» 2000стр. 11-32.

Оксанова З.К.Экономическая теоря. Учеб. – М. 2003стр.170-209.

Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л.Микроэкономика. «ДЕЛО». – М. 2000стр. 200-250.

Райсберг Б.А.Основы экономики. Учеб. – М. 2003стр. 210-237.

Селищев А.С. Микроэкономика. Учеб. СПб.«Питер». 2002стр.166-224.

Томпсон А., ФормбиДж.Теория фирмы.«Бином» – М. 1998стр. 150- 257.

 

 

2.4.Оборот инвестиционных ресурсов предприятия

 

Основу любого производственного процесса составляют средства труда или, в прикладном аспекте,-основные производственные фонды. К основным производственным фондам (основным средствам), относятся средства труда, многократно участвующие в процессе производства и сохраняющие при этом свою натуральную форму. Постепенно изнашиваясь, они переносят свою стоимость на созданный продукт в течение ряда лет в виде амортизационных отчислений. Основные производственные фонды (ОПФ) определяют потенциальные возможности выпуска продукции, служат базой для расчета производственной мощности.

Помимо ОПФ в собственности производства могут находиться непроизводственные фонды, которые предназначены для удовлетворения культурно-бытовых потребностей работников. Соотношение различных групп ОПФ характеризует их структуру. Структура основных фондов-это доля каждой из групп ОПФ в их общей стоимости. Структура ОПФ и ее динамика являются показателями технического уровня предприятия.

Не все группы основных фондов играют в процессе производства одинаковую роль. Если здания и сооружения, как правило, обеспечивают условия для производства, то машины и оборудование непосредственно участвуют в создании продукции. На этой основе основные фонды подразделяются на две части: активную и пассивную. К активной части относятся те группы ОПФ, которые непосредственно участвуют в производственном процессе. Пассивная часть основных фондов является вспомогательной и обеспечивает процесс работы активных элементов (здания, сооружения, транспортные средства).

Сложившееся в промышленности соотношение активных и пассивных элементов показывает, что почти на всех предприятиях материального производства доля активной части ниже. Возрастная структура ОПФ характеризуется удельным весом стоимости различных возрастных групп основных фондов в общей стоимости фондов предприятия. Для анализа возрастной структуры обычно используются следующие возрастные группы: до 5 лет, 5-10 лет, 10-20 лет и свыше 20 лет.

Хотя основные производственные фонды многократно участвуют в процессе производства, однако время их функционирования имеет пределы, которые обусловлены их износом. Различают физический, моральный, социальный и экологический износ. Основные производственные фонды по мере их использования утрачивают свою стоимость и путем амортизации частями переносят ее на выпускаемую продукцию.

Оборотные средства промышленного предприятия представляют собой совокупность денежных средств, вложенных в оборотные производственные фонды и фонды обращения с целью обеспечения непрерывности процесса производства и реализации продукции. Оборотные фонды-это та часть производственных фондов, которая полностью потребляется в каждом производственном цикле и переносит всю свою стоимость на вновь созданную продукцию. Оборотные средства всегда находятся в движении и проходят три стадии кругооборота, изменяя свою форму.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое кругооборот фондов. Сколько имеет стадий?

2. Что относится к основным производственным предприятия?

3. Что такое непроизводственные фонды предприятия?

4. Какова групповая и возрастная структура основных фондов?

5. Какой бывает износ основных производственных фондов? Что такое амортизация?

6. С помощью каких показателей можно оценить уровень использования ОПФ?

7. Как участвуют в производстве оборотные фонды?

8. Что характеризует коэффициент оборачиваемости фондов?

 

2.5.Провалы рынка. Роль государства в рыночной экономике.

 

Невозможность решения таких проблем как издержки монопольной власти в отдельных отраслях, вредные побочные эффекты в производстве и потреблении, несправедливое распределение доходов, производство общественных благ, предоставление полной и объективной информации, цикличность развития экономики и т.д. чисто рыночными методами, объясняет необходимость вмешательства государства в экономические процессы.

Государство берет на себя такие функции как защита конкуренции и антимонополистическое законодательство. Это – налоговая практика и ее воздействие на процессы ценообразования и рыночного равновесия, перераспределительная политика государства, стимулирующая и антициклическая политика, борьба с инфляцией и др. С производством и распределением таких благ как «общественные» в отличие от частных благ рыночные механизмы тоже справляются недостаточно успешно.

Особую группу образуют так называемые «квазиобщественные» или иначе «псевдообщественные» блага и услуги. Обычно они предоставляются государством и выглядят как общественные. Однако их потребление может быть индивидуализировано, и в этом случае такие блага получают стоимостную оценку.

Процессы производства одних благ и потребления других сопровождаются побочным воздействием на людей и условия их жизнедеятельности. Причем результаты этого воздействия могут быть как положительными (внешние эффекты), так и отрицательными (внешние издержки).

От внешних эффектов («экстерналий») следует отличать неучтенные в рыночной цене внутренние издержки и выгоды («интерналии»), не оговоренные при заключении сделки и связанные с недостаточной, неточной информированностью одной из сторон («асимметричная информация»).

Объективно развивающийся на базе конкуренции процесс монополизации рынков все больше отдаляет экономику от состояния общего экономического равновесия. По мере монополизации рынков у производителей утрачивается интерес к техническим новшествам, обновлению производства, создаются предпосылки к появлению застойных явлений, к расцвету бюрократии, к падению эффективности производства. Эффективно бороться с монополизацией

Рынков, защищать «свободу честной конкуренции» может только государство. Вырабатывая стратегию и тактику антимонопольной политики, государство должно прежде всего учитывать характер, природу той монополии, с которой приходится сталкиваться.

Рыночный механизм далеко не всегда и не во всем оказывается эффективным, но это не значит, что государство своим вмешательством в экономические процессы разрешит эти проблемы наилучшим образом. Бюрократизация госаппарата, коррупция, лоббирование узкокорыстных интересов тех же монополий, не заинтересованность чиновников в более эффективной работе, их ошибки и некомпетентность снижают отдачу от государственного регулирования экономики («несостоятельность государства»). Тем не менее, современная рыночная экономика не может полностью обойтись без государственного вмешательства.

Дополняя друг друга, рынок и государство образуют хозяйственную систему, получившую название «смешанная экономика».

 

 

2.6.Ситуация неопределенности в экономике. Теория рисков

 

Экономические агенты, как правило, вынуждены принимать решения в условиях, когда частично или полностью не располагают необходимой им информацией. Следовательно, решения принимаемые людьми или фирмами, связаны со значительной неопределённостью, которая означает возможность получения разных результатов, а не только одного желаемого. Ситуация неопределенности имеет широкий диапазон: от полного неведения о будущих событиях до возможности хотя бы приблизительно определить крайние пределы случайных величин и предсказать интервалы наиболее вероятных их значений. Именно недостаток информации о вероятных будущих событиях создает ситуацию неопределенности.

Когда человек неуверен в том, что произойдет в будущем, но ему известна вероятность каждого из возможных результатов своих действий, принято считать, что он идет на риск, или рискует. Риск – это мера несоответствия между разными возможными результатами принятия решений. Функционально он заставляет экономических агентов анализировать все возможные последствия своих решений, выбирать наиболее эффективные из них.

Риск поддается количественному измерению. Для этого необходимо, прежде всего, знать все возможные последствия какого-то действия и вероятность наступления этих последствий. Если сложить сумму значений каждого из возможных результатов, умноженного на вероятность наступления каждого из результатов, то получим ожидаемое значение, или математическое ожидание. Экономические агенты чаще всего максимизируют математическое ожидание полезности для каждого вида решений.

По отношению к риску людей принято объединять в несколько групп. Прежде всего, это люди нерасположенные к риску. Опыт свидетельствует, что антипатия к риску-наиболее распространенное в обществе отношение к риску. Люди не расположенные к риску, составляют наиболее распространенную группу людей. Практика показывает, что всегда имеются люди, охотно идущие на риск, люди которым нравится рисковать. Не будь таких людей, общество испытывало бы трудности в организации аукционных торгов, внедрении технических новшеств, развитии мелкого предпринимательства и т.д. И, наконец, существует группа людей, проявляющих безразличие к риску (нейтральны к риску).

Риск является неотъемлемой частью экономической деятельности человека и в этих условиях будет естественным стремление снизить риск. Существует несколько способов снижения риска:

ü риски можно распределять с помощью диверсификации, т.е. распределять его между несколькими видами деятельности или решениями;

ü уменьшить риск можно путем объединения с помощью страхования;

ü снижение риска может быть обеспечено путем получения дополнительной информации, касающейся выбора и возможных результатов.

Активы – это средства, обеспечивающие денежные поступления их владельцу в форме как прямых выплат (прибыль, дивиденды, рента и т.д.), так и скрытых выплат (увеличение стоимости фирмы, недвижимости, акций и т.д.). Активы делятся на рисковые (доход от которых частично зависит от случая), и безрисковые (дающие денежные поступления, размеры которых заранее известны).

Рынок акций-непростой рынок, он чутко реагирует на малейшие изменения в экономической и политической жизни страны. Отклонения цен акций от потенциальных возможностей компании являются мощным стимулом для инвесторов. Они способствуют переливу капитала от слабых компаний к сильным. Пытаясь определить будущую отдачу от сегодняшних вложений, инвесторы идут на риск.

Диверсификация портфеля-это метод, направленный на снижение риска путем распределения инвестиций между несколькими рисковыми активами.

 

2.7.Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

 

Под совершенной конкуренцией понимают такую структуру рынка, при которой однородный продукт производится большим числом независимых друг от друга производителей, причем каждое предприятие производит лишь очень незначительную часть общего выпуска продукции. В результате отдельное предприятие практически не может повлиять на рыночную цену, изменяя объем производства своей продукции (горизонтальная линия спроса).

Фирма, продающая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, так как эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену. Со стороны спроса та же ситуация: большое число потребителей. Нет ограничений на вход и выход в данную отрасль. Задачу фирмы можно сформулировать так: при каком объеме производства прибыль ТП будет максимальной?

 

ТП = TR – ТС =P·Q – ТС,

 

где TR – общая выручка;

Р – цена (постоянная) единицы выпускаемой продукции.

Предельная выручка MR – это прирост общей выручки в результате увеличения объема производства на одну единицу:

 

при DQ = 1.

 

Для решения задачи найдем производную ТП по Q (т.е. предельную прибыль МП) и приравняем ее к 0:

 

Это означает, что фирма заинтересована увеличивать объем продукции до тех пор, пока предельные затраты (как и предельная выручка) не возрастут до уровня рыночной цены. Если МС<Р, то фирма будет заинтересована в сокращении производства. При критически низкой цене, когда фирма покрывает только свои переменные издержки (Р =AVC), она будет на грани закрытия («точка закрытия»). При более высокой, чем в точке закрытия, цене фирма будет производить товары в соответствии с величиной предельных издержек, выручая кое-что и для покрытия своих постоянных затрат FC. Если рыночная цена ниже точки безубыточности («критического объема производства», где Р = АТС), то фирма по крайней мере, минимизирует свои убытки. В долгосрочном плане, когда предприятие может изменить производственную мощность, условие безубыточности формируется при критической рыночной цене, когда конкурирующие фирмы только покрывают свои полные издержки (точка Е, где пересекаются линии МС, АТС, LMC и LAC, т.е. Р = МС = АТС = LAC). Если рыночная цена ниже этой критической долгосрочной цены, фирмы будут покидать отрасль до тех пор, пока рыночная цена не вернется на критический равновесный уровень.

Кривая предложения фирмы показывает какое количество продукции по определенной цене фирма готова предоставить на рынке. При любом изменении рыночной цены кривая предложения будет формироваться в соответствии с линией MC, которая выше минимума АVC.

При цене, превышающей долгосрочную цену и обеспечивающей фирме положительную экономическую (т.е. сверх-) прибыль, в отрасль будут внедряться новые фирмы. В результате, линия предложения сдвигается вправо, цена продукции уменьшается до уровня минимальных долгосрочных средних затрат типичного предприятия («критическая длительная цена»). В таком случае, данный рынок перестанет быть привлекательным для других фирм, так как действующие предприятия будут получать нулевую прибыль.

Для тех фирм, которые освоили данный рынок, это будет означать, что они будут получать бухгалтерскую прибыль, но не получать прибыль экономическую, которая включает неявные затраты. Поэтому стимула для выхода из дела у них не будет.

Можно отметить три момента, которые лежат в основе долгосрочного равновесия на конкурентном рынке:

1. Спрос на рынке совпадает с предложением и образующаяся равновесная цена устраивает как продавцов, так и покупателей.

2. Все фирмыв отрасли максимизируют свою прибыль, т.е. находятся в равновесии.

3. Все фирмы получают нулевую прибыль.

Перечисленные условия создаются в течении длительного времени, а в коротком периоде фирмы могут получать достаточно высокую экономическую прибыль.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Чем определяется структура рынка?

2. Какие критерии рыночной структуры являются необходимыми для классификации рынка как рынка совершенной конкуренции?

3. Что такое конкурентная фирма?

4. Как ведет себя линия спроса конкурентной фирмы?

5. Когда фирма работающая в условиях совершенной конкуренции получает максимальную прибыль?

6. При какой ситуации конкурентная фирма готова прекратить работу?

7. Как ведет себя линия предложения отрасли в краткосрочном периоде?

8. Объясните долгосрочное равновесие фирмы на конкурентном рынке.

 

План семинара4.

1. Признаки рынка совершенной конкуренции.

2. Предложение конкурентной фирмы в коротком периоде.

3. Максимизация прибыли фирмы в краткосрочном периоде:

а) сопоставление ТС и TR;

б) сопоставление MC и MR.

4. Предложение фирмы в долгосрочном периоде. Минимизация убытков фирмы.

 

Рекомендуемые темы докладов.

Волинский А.Природа конкуренции и разнообразие продукции. «Вехи экономической мысли».СПб. 2000. Стр. 141-159.

Гальперин В.М, Игнатьев С.М., Моргунов В.И.Микроэкономика. Учебн. -

СПб. «Экономическая школа». 2001. Стр.237-258.

Ерасова Е.А.Конкурентоспособность экономики современной России: показатели и экспертные оценки. //Вестник СПбГУ. Серия 5. Вып. 2. 2002. Стр. 31-41.

Оксанова З.К.Экономическая теория. Учебник для вузов.– М. 2003. Стр. 109-130.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д.Микроэкономика. – М. 2000. Стр. 280-324.

Селищев А.С.Микроэкономика. Учебник. СПб. «Питер». 2002. Стр. 237-258.

Стиглер Дж.Дж.Совершенная конкуренция: исторический ракурс. //В кн.: Вехи экономической мысли. СПб. 2000. Стр.299-328.

Экономическая школа. Журнал-учебник. Спб. «Экономическая школа. Вып. 4. 1998. Стр. 119-135.

 

 

2.8.Поведение фирмы в условиях чистой монополии.

 

Полной противоположностью совершенной конкуренции является монополия «Чистая монополия»-крайний случай несовершенной конкуренции.

Фирму принято считать чистым монополистом, если она выступает в качестве единственного производителя данного товара. Выпускаемая ею продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен.

Если в условиях совершенной конкуренции фирма выступает как «принимающая цену», то чистый монополист диктует цены. Вступление в отрасль новых производителей заблокировано юридически или экономически.

Монопольное положение фирмы может быть «естественным», но может быть создано искусственно. Это зависит от причин ее порождающих. Существуют три причины:

ü экономия от масштаба;

ü контроль над редкими и очень важными ресурсами;

ü государственное ограничение притока новых производителей.

Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем нескольким, то данная отрасль-естественная монополия.

Продавец обладает монопольной властью над рынком, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения собственного объема выпуска.

До определенного предела, а именно, пока его предельная выручка не сравняется с предельными затратами (МR = MC), монополист заинтересован в расширении производства и понижении цены, поскольку общая выручка растет. Дальнейший рост производства (и выручки) не компенсирует падение цен. (MR имеет отрицательное значение). Стремясь максимизировать прибыль, монополист создает дефицит, т.е. выбирает меньший объем производства, чем тот который был в условиях совершенной конкуренции, и назначает более высокую цену. Тем самым монополия наносит ущерб обществу на величину недопроизводства.

Иногда в целях получения дополнительного дохода фирма-монополист находит возможным и выгодным назначать различные цены для разных покупателей. Практика установления разных цен на один и тот же товар или услугу, не связанная ни с какими различиями в затратах, называется ценовой дискриминацией. Существуют три вида, или степени ценовой дискриминации, проводимой монополией. Цены могут различаться в зависимости от: качества товара или услуги; объема потребления (скидки оптовым покупателям); дохода покупателя, если он известен продавцу; времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т.д.).

Антимонопольное законодательство – это законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом. И государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие существуют виды монополий?

2. Почему монополист не может назначать любую цену и произвести любое количество товара какое захочет?

3. При каких условиях фирма-монополист максимизирует прибыль?

4. Является ли монополия «злом» или «благом» для общества? Кто выигрывает а кто проигрывает в результате установления монополии?

5. При каких условиях возможна ценовая дискриминация?

6. Что такое дискриминация II иIII степени?

7. Какова государственная политика в отношении монополии?

8. Какой оптимальный для себя объем выпуска продукции выберет фирма-монополист с точки зрения максимальной выручки?

 

План семинара5.

1. Признаки и условия существования монополии.

2. Равновесие (оптимум) монополии, получающей максимальную прибыль.

3. Виды ценовой дискриминации.

4. Антимонопольное законодательство.

 

Рекомендуемые темы докладов.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.Микроэкономика. «Экономическая школа». СПб. 2001. Стр. 74-141.

Гречишкина И.В., Шаститко А.Е.Экономический анализ применения антимонопольного законодательства. «ТЕИС». – М. 2003. Стр. 19-71.

Лившиц В.И.Реформирование естественных монополий в России //Эко 1999. № 4.

Оксанова З.К.Экономическая теория. Учебник. – М. 2003. Стр. 135-152.

Экономика. Учеб. пособие. //Под ред. Грязновой А.Г., Николаевой И.П., Кадыкова В.М.«Единство». – М. 2001. Стр. 269-276.

Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л.Микроэкономика. «Дело» – М. 2000. Стр. 375-422.

Селищев А.С.Микроэкономика. Учебник. «Питер». СПб. 2002. Стр. 259-294.

Хикс Дж.Р.Теория монополии. //В кн. «Вехи экономической мысли». СПБ. 2000. Стр. 329-353.

 

 

2.9.Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.

 

Совершенная конкуренция и чистая монополия-крайние полюсы спектра рыночных структур и как крайности встречаются относительно редко. Гораздо чаще наблюдаются монополистическая конкуренция и олигополия-т.е. рынки несовершенной конкуренции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.