Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системообразующие элементы рынка: товар и деньги 3 страница




Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен, т.е. данная группа взаимозаменяемых товаров производится большим числом независимых друг от друга производителей. Товары, хотя и взаимозаменяемы, отличаются друг от друга некоторыми качественными характеристикам (внешним видом, упаковкой, местом продажи и т.д.). Поэтому в отличие от совершенной конкуренции, каждый отдельный производитель, изменяя объем производства, может повлиять на цену своего товара.

При монополистической конкуренции имеет место «дифференциация товара», которая приводит каждого продавца к понижающемуся спросу и она отражается и в дифференциации цены. Так же как и при совершенной конкуренции отсутствуют ограничения на вход и выход фирм в отрасль. Для монополистической конкуренции характерна борьба за улучшение качества-«скрытая ценовая конкуренция».

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

Олигополия-это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Обычно число фирм находящихся в отрасли не превышает десяти. Наряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную роль играют 3-4 фирмы, существует еще и мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции выпускают 6-8 фирм.

Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олгополистическом рынке при определении цены и объема выпуска называется «олигополистической взаимосвязью». Она может принимать различные формы: от удержания цен на одном уровне до ценовых войн. «Ценовая война»-это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Она приводит к тому, что фирмы последовательно «подрезают» цены друг у друга до тех пор, пока уже не могут извлечь из этого никакой выгоды. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних затрат, а экономическая прибыль-до нуля. Тогда наступает равновесие и продавцы назначают одну и ту же цену: Р = АС = МС, а общий рыночный выпуск становится таким же, как при совершенной конкуренции.

Итак, для олигополистического рынка характерна конкурентная борьба, которая проявляется в разных формах: от жестоких ценовых войн до сотрудничества.

Несмотря на то, что пока не выработана общая теория олигополии, в течение многих лет экономисты предлагали различные формальные теории, которые способствуют более глубокому пониманию проблем олигополии. Статический анализ взаимоотношения двух фирм в условиях дуополии был предложен французским математиком и экономистом А.О. Курно в 1838 году. Он исходил из того, что обе фирмы производят однородный товар и принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках.

Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменится, если дуополистыдоговорятсяи будут коллективно намечать объем производства.

Кроме модели Курно есть и иные интерпретации дуополии-модели Бертрана, Эджуорта и Штакельберга.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Чем монополистическая конкуренция отличается от совершенной конкуренции?

2. К чему приводит дифференциация продукта?

3. Как реклама, которая не имеет явной информации, влияет на выбор потребителя?

4. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция. Почему?

5. Как фирма в условиях монополистической конкуренции максимизирует прибыль в коротком и длительном периодах?

6. Что отличает олигополию от монополистической конкуренции?

7. Объясните понятие «олигополистическая взаимосвязь».

8. Что такое модель Курно?

9. Объясните модель «ломаной кривой спроса».

10. В каких отраслях возможны дуополия и монопсония.

 

План семинара6.

1. Признаки и условия существования монополистической конкуренции.

2. Равновесие отрасли при монополистической конкуренции.

3. Условия существования олигополии.

4. Поведение фирмы олигополиста.

 

 

Рекомендуемые темы докладов

Волинский А.Природа конкуренции и разнообразие продукции фирм. //В кн. «Вехи экономической мысли». СПб. 2003. Стр. 141-159.

Оксанова З.К.Экономическая теория. Учебник. – М. 2003. Стр. 135-152.

Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л.Микроэкономика. «Дело» – М. 2000. Стр. 424-453.

Самуэльсон П.Э.Монополистическая конкуренция: революция в теории. //В кн. «Вехи экономической мысли». СПб. 2000. Стр. 354-370.

Селищев А.С.Микроэкономика. «Питер». СПб. 2002. Стр. 309-330.

Стиглер Дж.Дж.Теория олигополии. Ломанная кривая спроса. //»Вехи экономической мысли». СПб. 2000. Стр.371-431.

Тютюкин В.К.Краткосрочное удержание цены олигополией. //Вестник СПбГУ. Вып. 3. 2001. №. 1. Стр. 79-88.

Чеканский А.Н., Фролова Н.Л.Теория спроса, предложения и рыночных структур. – М. «ТЕИС» 2003. Стр. 347-378.

Экономическая теория. Учебник для вузов.//Под ред. Камаева В.Д.«ВЛАДОС» – М. 2003. Стр. 184-214.

 

 

2.10. Ценообразование на рынке факторов производства: рынок труда.

 

Проведя анализ спроса на факторы производства, можно убедиться, что он в конечном итоге находится в зависимости от потребительского спроса (производен от него). Но есть и отличия от обычного товарного рынка: во первых, труд носит личностный характер; во вторых, спрос на факторы производства определяется не населением, а фирмами; в третьих, физически количество земли, которое может быть предложено на рынке, ограничено, но спрос на нее достаточно эластичен (земля уже давно не дар природы, а продукт труда); в четвертых, человек – такой же объект вложения капитала, как и другие факторы.

Таким образом, труд и земля тоже рассматриваются как капитал. Сейчас принято различать:

1. капитал как источник дохода;

2. доход как результат производительного использования капитала. Соответственно используются две цены:

ü капитальная, по ней продается земля, капитал, овеществленный в вещи, но не труд;

ü текущая - использование ресурса в течение какого-то времени (зарплата как цена труда, прибыль и процент-цена капитала, рента-цена земли).

При анализе спроса на факторы производства вводится понятие «стоимость предельного продукта ресурса». Она определяется как произведение предельного физического продукта этого ресурса на цену единицы выпускаемой продукции:

 

VMPA = P·MPA

 

Предельная выручка, приносимая предельным продуктом ресурса А, определяется произведением предельного физического продукта МРА на предельную выручку:

 

MRPA = MPA · MR

 

Как известно, в условиях совершенной конкуренции MR = P, поэтому

 

MRPA = VMPA

 

При несовершенной конкуренции MR < P, поэтому

 

MRPA < VMPA.

 

Общее правило замещения факторов производства: если цена какого-либо фактора, например, труда, растет, в то время как цены других факторов остаются неизменными, то фирма, как правило, замещает его теми факторами, цены на которые остались неизменными.

Особенность предложения труда в отличие от предложения других ресурсов состоит в том, что он поставляется на рынок не фирмами, а самими трудящимися. Предложение труда определяется:

1. численностью населения;

2. долей в нем трудоспособного населения;

3. средним числом часов, отработанных рабочим за год;

4. качеством труда и квалификацией рабочих. Если предложение рабочей силы оказывается ограниченным в сравнении с предложением других ресурсов, то происходит рост зарплаты.

Если время суток:

Т (24 ч) = l + h,

 

где l и h-рабочее время и досуг, соответственно.

Тогда дневной доход рабочего

 

I = W · l = W (T – h) = WT – Wh,

 

где W- часовая ставка заработной платы.

Рабочий заинтересован продавать свой досуг за деньги, поскольку каждый час свободного времени означает убытки («эффект замены»). Но «замещению» противодействует обратный процесс-«эффект дохода». При достаточно высокой ставке заработной платы, для человека возрастает ценность свободного времени, досуга. До определенного предела рост часовой ставки зарплаты ведет к росту продажи рабочего времени. После чего наблюдается, наоборот, сокращение рабочего времени. Как правило, зарплата не является единственным источником денежных доходов. Различные выплаты (пособия, стипендии, пенсии и т.п.) образуют автономный (от зарплаты) доход.

С увеличением автономного дохода оптимальная для работника продолжительность рабочего дня уменьшается (линия потребности KN сдвигается вправо – вверх, касаясь более высокой кривой безразличия). Более высокая заработная плата (на престижных, тяжелых, опасных работах) ведет к увеличению предложения труда и сокращению спроса на него. Чрезмерная активность профсоюзов, забастовочная борьба за более высокую оплату могут стимулировать рост безработицы и спад производства. Рынок стремится к такой равновесной системе различий в размерах заработной платы, при которой совокупный спрос на каждую категорию труда будет совпадать с существующим по ней предложением.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите особенности рынка факторов производства.

2. Почему ценообразование на рынке ресурсов выделяется в отдельную проблему микроэкономического анализа?

3. От чего зависит поведение (спрос) фирмы, при наличии на рынке единственного переменного фактора производства?

4. Чем определяется рыночный и отраслевой спрос на ресурс?

5. Каким будет условие минимизации издержек фирмы на ресурсном рынке?

6. Что такое «эффект дохода» и «эффект замены» при изменении оплаты труда?

7. Чем определяется предложение труда?

8. Какая зависимость существует между структурой рынка труда, объемом занятости и платой за труд?

 

План семинара7.

1. Особенности рынка ресурсов. Понятие цены факторов производства.

2. Спрос фирмы на ресурсы в условиях разных типов рынка.

3. Особенности рынка труда.

4. Изменение заработной платы: эффект замены и эффект дохода.

 

Рекомендуемые темы докладов

Абалкин Л.И., Грязнова А.Г., Сорокин Д.Е., Бару В.С.Ресурсный потенциал экономического роста. – М. 2002. Стр. 142-172.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.Микроэкономика. – СПб. 2001. Стр. 310-349.

Оксанова З.К.Экономическая теория. – М. 2003. Стр. 220-228.

Экономика предприятия. Учебник для вузов. //Под ред. Кантора Б.Л. СПб. 2003. Стр. 89-141.

Экономическая теория. Учебник для вузов. //Под ред. Камаева В.Д. – М. «ВЛАДОС». 2003. Стр.157-184.

Райсберг Б.А.Основы экономики. Учебник для вузов. – М. 2003. Стр. 63-80.

Редер М. У.Альтернативные теории доли труда в доходе. //»Вехи экономыческой мысли». СПб. 2000. Стр. 122-161.

Селищев А.С.Микроэкономика. Учебник для вузов. СПб. 2002. Стр. 333-358.

 

2.11.Ценообразование на рынке факторов производства.

Рынки капитала и земли.

 

Капитал является одним из основных элементов общественного богатства. Капитал в широком смысле слова – это любой ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. Капитал отличается от земли тем, что он обладает способностью воспроизводства, в то время как земельный фонд представляет фиксированную величину и не может быть быстро увеличен.

Денежный капитал формируется за счет разных средств. Как собственных, так и привлеченных, «заемных». Заемные средства, предоставляемые под определенный процент, формируются как за счет временно свободных средств фирмы, так и за счет сбережений населения. С увеличением ставки процента спрос на заемные средства со стороны предприятий сокращается, а предложение наоборот, возрастает, вследствие возрастания склонности к сбережению со стороны населения.На рынке заемных средств под влиянием спроса и предложения на них происходит формирование равновесной ставки процента. Надо учесть, что реально существуют разные денежные рынки с различными ставками процентов (банки, сберегательные и страховые компании, рынки ценных бумаг и т.д.). Какой-то единой средней ставки процента для всех рынков денежных средств не существует.

Формирование предложения заемных средств со стороны индивидуума происходит следующим образом. Индивидуум имеет фиксированные размеры дохода в текущем и будущем периодах. Он может выбрать любую комбинацию объемов текущего и будущего потребления. Рост процентной ставки на заемные средства может стимулировать его к воздержанию в текущем потреблении с целью его увеличения в будущем. Соотношение между текущим и будущим потреблением (аналог бюджетной линии на карте кривых безразличия) позволяет найти точку оптимального соотношения. При изначально низких ставках процента обычно преобладает «эффект замены»-«склонность к сбережению». При традиционно высоких ставках процента «эффект дохода» («склонность к потреблению») может оказаться сильнее «эффекта замены». В этом случае с ростом ставки процента объем сбережений будет сокращаться.

Землей в экономической теории называют все естественные ресурсы (плодородную почву, запасы пресной воды, месторождения ископаемых).

Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В отличие от капитала она неподвижна. Факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение. Поэтому когда мы говорим об ограниченности земли, мы имеем ввиду землю определенного качества, расположенную в определенном месте. Фиксированный характер предложения земли означает, что кривая предложения абсолютно неэластична. Это означает, что предложение земли не может быть увеличено даже в условиях значительного роста цен на землю. Спрос на землю неоднороден. Он включает два основных элемента-сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос.

«Экономическая рента»-это плата за ресурс, предложение которого строго ограничено. Земельная рента представляет частный случай экономической ренты. «Земельная рента» – это плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено. В действительности земля различается («дифференцируется») и по плодородию и по положению. Вопрос о «дифференциальной ренте» впервые был детально разработан в трудах Д. Рикардо.

Цена на землю определяется путем капитализации ренты. Она должна представлять собой сумму денег, положив которую в банк, бывший собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал. Следовательно, цена земли представляет из себя дисконтированную стоимость будущей земельной ренты.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под инвестициями в человеческий капитал?

2. Какова основная функция процентной ставки?

3. Как изменяется объем текущего потребления и объем сбережений потребителя к связи со снижением процентной ставки?

4. Каковы основные факторы определяющие спрос на деньги для сделок?

5. Каковы экономические функции земельной ренты?

6. Чем определяется предложение земли и спрос на нее?

7. От чего зависит цена земли.

8. Дайте определение таким понятиям: экономическая рента, земельная рента, дифференциальная рента.

 

План семинара8.

1. Поведение потребителя (домохозяйства) на рынке заемных средств.

2. Инвестиции в коротком и длительном периодах.

3. Равновесие на рынке земли.

4. Дифференциальная рента и цена земли.

 

Рекомендуемые темы докладов

Абалкин Л.И., Грязнова А.Г., Сорокин Д.Е., Бару В.С.Ресурсный потенциал экономического роста. – М. 2002. Стр. 300-322.

Ворчестер Д.А.Персмотр теории ренты. //В кн. «Вехи экономической мысли». СПб. 2000. Стр. 356-385.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.Микроэкономика. Учебник для вузов. СПб. 2001. Стр. 323-349.

Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М. 2003. Стр. 65-73.

Максимов С.Н.Рынок недвижимости как зеркало переходной экономики. //Вестник СПбГУ. 2002. Вып. 3. № 21. Стр. 3-10.

Оксанова З.К.Экономическая теория. Учебник для вузов. – М. 2003. Стр. 225-260.

Селищев А.С.Микроэкономика. Учебник. «Питер» СПб. 2002. Стр. 359-374.

Суша Г.З.Экономика предприятия. – М. 2003. Стр. 27-43.

 

 

2.12. Неравенство. Перераспределение доходов.

 

Дифференциация заработной платы предопределяет неравенство распределении личных доходов. В основе его, в конечном счете, лежат различия в способностях, образовании, профессиональном опыте. Важным фактором неравенства является и неравномерное распределение собственности на ценные бумаги (акции, облигации) и недвижимое имущество. Наконец, нередко определенную роль играют везение, удача, доступ к ценной информации, риск, личные связи и т.д. Эти факторы действуют разнонаправлено, то сглаживая, то увеличивая неравенство.

Чтобы измерить степень неравенства по величине дохода, на практике используют квинтильные и децильные коэффициенты (суммарные доходы – 10-20% наиболее богатых семей соотносятся с суммарными доходами 10-20% наиболее бедных семей), которые дают лишь самую общую картину неравенства, не учитывая неравномерное распределение доходов среди средних классов общества. Более точной мерой неравенства является индекс Джини.

Степень неравенства доходов можно увидеть на кривой Лоренца. «Доля семей» расположена на оси абсцисс, а «доля дохода» – на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, она указывает на то, что любой данный процент семей получает собственный процент дохода. Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода.

Вопрос о том, как надо распределять доход и как это будет согласовываться с требованиями экономической эффективности. Имеет длинную и противоречивую историю. Ответ на него будет зависеть от того, что понимать под справедливостью.Истории экономической мысли известны четыре разных подхода к этой проблеме. Согласно эгалитарному взгляду, справедливым можно считать максимально равное распределение благ между людьми (т.н. «уравнительное распределение).

Согласно другому взгляду, утилитарному, материальные блага надо распределять между людьми так, чтобы максимизировать общую полезность, получаемую всеми членами общества. Основоположник утилитаризма И. Бентам («наибольшее счастье наивозможно большего числа людей») и его последователи считали, что извлекаемую полезность разных людей можно измерять, сравнивать и складывать (кардиналистский подход).

Попытку решить проблему справедливости на более широкой основе предприняли А. Бергсон и П. Самуэльсон (т.н. «новая» теория благосостояния). Они предложили оценивать изменения благосостояния с помощью «функции общественного благосостояния». На основе карты общественных кривых безразличия, ранжирующей различные комбинации индивидуальных полезностей в соответствии с системой ценностных суждений о распределении дохода, определяются условия общепризнанного социального оптимума.

Согласно третьему взгляду «рыночному», эту проблему должен решать рыночный механизм. Уровень и дифференциация доходов влияют на трудовую активность. Уравнительное распределение подрывает стимулы к более производительному труду. Существует еще «роулсианский» подход, допускающий неравенство в доходах в той мере, в какой оно способствует росту благосостояния низкодоходных групп населения.

В большинстве развитых стран государство активно участвует в перераспределении доходов. Прогрессивный характер налоговой системы означает, что наиболее обеспеченная часть населения облагается большим в процентном отношении налогом, чем беднейшая. Часть полученных налогов правительство использует для трансфертных платежей (негативного налога) в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Почти во всех странах существуют программы социального страхования (по старости, нетрудоспособности, в случае потери кормильца или работы), и государственной поддержки беднякам (помощь многодетным семьям, социальное и медицинское страхование, выделение продовольствия и различных льгот).

В результате политики перераспределения доходов кривая Лоренца сдвигается в сторону большего равенства. Такая политика оправданна в долговременной перспективе.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Может ли быть эффективная экономика справедливой?

2. Как следует распределять НД (национальный доход) между членами общества?

3. Назовите различные трактовки причин неравенства доходов и благосостояния.

4. Какое влияние на коэффициент Джини оказывает подоходный налог?

5. В чем проявляется государственная поддержка уровня доходов?

6. С помощью каких коэффициентов можно определить неравенство доходов?

7. Что показывает кривая Лоренца?

8. Как происходит перераспределение доходов в современной рыночной экономике (смешанной)?

 

План семинара9.

1. Неравенство доходов и социальная справедливость.

2. Измерение неравенства. Источники неравенства доходов.

3. Формы государственной политики перераспределения доходов.

4. Распределение доходов в России.

 

Рекомендуемые темы докладов

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.Микроэкономика. «Экономическая школа». – СПб. 2001. Стр. 437-465.

Экономика. Учебное пособие для вузов //Под ред. Грязновой А.Г., Николаевой И.П., Кадыкова В.М. – М. 2001. Стр. 491-508.

Губанова М.В.Экономический механизм государственного регулирования социальной сферы. //Вестник СПбГУ. 2001. Вып. 3. № 21. Стр. 36-45.

Экономическая теория. Учебник для вузов. //Под ред. Камаева В.Д.– М. 2003. Стр. 214-230.

Селищев А.С.Микроэкономика. «Питер». – СПб. 2002. Стр. 376-405.

Смирнов Р.О., Чистяков С.В.Подоходное налогообложение: теория и практика взимания. //Вестник СПбГУ. 2002. Вып. 3. № 21. Стр. 61-66.

Человеческое и социальное развитие. Сбор. Докл. //Под ред. Колесова В.П., Тихомирова А.А.. – М. 2003. Стр. 99-123.

 

 

2.13.Общее равновесие и теория благосостояния.

 

Под экономической теорией благосостояния понимается теория, рассматривающая вопросы наилучшей организации экономики, лучшего распределения доходов, лучшей налоговой системы. Выбор и оценка альтернативных вариантов организации экономики предполагают учет интересов всего общества и этические моменты (т.е. не только того, что было, есть, будет, но и того, что должно быть). Центральная проблема теории благосостояния состоит в том, что, имея определенные (т.е. ограниченные) ресурсы, общество не может обеспечить одновременный рост выпуска всех видов продукции, удовлетворить все растущие потребности всех членов общества, но может наиболее эффективно распределить эти ресурсы, производя (в интересах большинства) больше одних товаров и меньше других.

В условиях совершенной конкуренции, когда цены товаров равны предельным издержкам, цены факторов производства равны стоимости предельных продуктов, а внешнее воздействие отсутствует, рыночный механизм сам приводит к эффективному распределению ресурсов. Исходя их той концепции, состояние экономики, когда производство и распределение невозможно изменить без того, чтобы увеличение благосостояния одного или группы лиц, получило название оптимального по Парето (или Парето-оптимального).

Необходимыми условиями (признаками) Парето-оптимального состояния экономики являются:

ü эффективность распределения благ между потребителями;

ü технологическая эффективность;

ü эффективность структуры выпуска продукции.

Общее рыночное равновесие-это такое состояние экономики, при котором рынки всех товаров и ресурсов одновременно находятся в равновесии, т.е. когда объем спроса на любой товар или ресурс равен объему его предложения. В случаях, когда на всех рынках соблюдаются условия совершенной конкуренции, общее рыночное равновесие называется общим конкурентным равновесием. При общем конкурентным равновесии выполняются все три условия эффективности. Оно характеризуется следующими признаками:

1. каждый производитель получает максимум прибыли при ограниченном выпуске продукции;

2. каждый потребитель достигает максимума благосостояния при ограничении величины его дохода;

3. для каждого потребителя сумма доходов равна сумме расходов;

4. доход, приносимый единицей каждого фактора производства, равен его предельной производительности;

5. спрос и предложение равны.

Рыночная экономика приводит к определенному социальному неравенству. Распределение доходов и потребление зависят от первоначального вклада факторов. Спрос не всегда отражает действительное благосостояние человека. Активная государственная политика в этих обстоятельствах способна скорректировать механизм рыночного регулирования в целях достижения эффективной и справедливой общественной организации.

Доходы следует рассматривать не только как источник извлечения полезности, но и как средство для стимулирования более активных, предприимчивых. Их активность будет способствовать росту благосостояния и низкодоходных групп. Если идти по пути перераспределения доходов в пользу бедных (ради равенства), то это часто снижает эффективность производства (подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, трудовой активности) и, в конечном итоге, снижает производство, уменьшает суммарный доход и благосостояние. Большинство же людей, боясь попасть в нижние слои общества, склонны к уравниловке.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под эффективностью экономики?

2. Является ли эффективность единственной целью политиков, разрабатывающих экономические программы?

3. Назовите основные условия (признаки) Парето-оптимального состояния экономики?

4. Что такое эффективное распределение ресурсов в обмене?

5. В чем проявляется эффективность производства?

6. Какие бывают критерии оценки благосостояния?

7. Что понимается под экономической теорией благосостояния?

8. Что такое предельная норма продуктовой трансформации?

 

Плен семинара10.

1. Равенство и эффективность производства.

2. Признаки общего рыночного равновесия.

3. Частичное и общее равновесие. Общее равновесие по Вальрасу.

4. Экономическая теория благосостояния Парето.

 

Раздел 3.МАКРОЭКОНОМИКА.

 

При работе с данным разделом Вам предстоит:

1. Изучить одну тему

2. Ответить на вопросы для самопроверки

3. Подготовиться к работе семинаров

4. Подготовить доклад на заинтересовавшую Вас тему (по личному желанию)

5. Ответить на вопросы рубежного теста №3

 

 

3.1.Предмет и метод макроэкономического анализа.

Основные макроэкономические показатели.

 

Как самостоятельная наука макроэкономика возникла в 30-е годы прошлого столетия, толчком чему послужила книга Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

Предметом исследования является не отдельный индивид или фирма, а «объединенный» или совокупный потребитель и совокупный производитель. Отсюда появляется совокупный спрос и совокупное предложение, категории, которые являются обобщающими для спроса и предложения на все товары и услуги в экономике.

Макроэкономика изучает поведение экономики как единого целого, позволяет выявить позитивные и негативные факторы, влияющие на богатство нации, ее экономический рост и т.д. Огромная роль в исследованиях отводится государству, воздействию его экономической политики на совокупные (агрегированные) показатели.

Обобщенные экономические показатели формируются под воздействием многих факторов. Можно выделить несколько направлений, исследования которых являются основными в экономике:

ü исследование равновесия экономической системы в целом;

ü достижение стабильных и устойчивых темпов экономического роста;

ü занятость населения и эффективное использование ресурсов;

ü стабильность денежного обращения и инфляционные процессы в обществе.

ü экономические функции правительства, формирование и расходование государственного бюджета.

Любой подход к анализу экономических процессов требует их измерения, то есть системы показателей, отражающих сущность этих явлений. Таким требованиям отвечает система национальных счетов, основными показателями которой являются валовой национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД) и личный доход граждан.

Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой сумму стоимостей благ и услуг, произведенных и реализованных национальным капиталом данной страны внутри и за ее границами за год.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.146 сек.