Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системообразующие элементы рынка: товар и деньги 7 страница




Идеи Вальраса развил В. Парето, опубликовавший в 1906 г. «Курс политической экономии». Он продолжил исследование рыночного равновесия Вальраса, но в отличие от него рассматривал ряд состояний равновесия во времени. Определил оптимум, который вошел в экономическую науку под названием Парето-эффективность.

Парето в отличие от кардинализма австрийской школы, сформулировал ординалистский подход к измерению полезных эффектов. Это позволило ему ввести кривые безразличия, которые широко используются неоклассической школой при исследовании микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается основная идея маржинализма?

2. Сформулируйте главные теоретические принципы предшественников маржинализма.

3. Почему первый этап «маржиналистской революции» называют этапом субъективного направления политической экономии?

4. В чем особенности предмета и методологических особенностей в учении К. Менгера?

5. В чем отличие способа определения суммарной полезности Ф. Визера иот способа Е. Бем-Баверка?

6. Раскройте особенности модели макроэкономического моделирования Л. Вальраса.

7. Назовите отличия исследования рыночного равновесия В.Парето от исследования Л. Вальраса.

 

План семинара 3.

 

1. Предшественники маржинализма. «Закны Госсена».

2. Сущность «маржиналистской революции». Субъективизм ее первого этапа.

3. Экономическое учение К. Менгера и его учеников.

4. Маржинальные идеи У. Джевонса, Л. Вальраса и В. Парето.

 

 

Рекомендуемые темы докладов:

Агапова И.И. История экономических учений. Учебник. – М. 2000. Стр. 84-96.

История экономических учений. Учеб. пос. // Автономов В.С., Ананьин А.И., Макашева Н.А. – М. «ИНФРА-М». 2002. Стр. 176-251.

Бартеньев С.А. История экономических учений. Учебник для вузов. – М. 2002. Стр.139- 157.

Гусейнов Р.М. и др. История экономических учений. Учеб. пос. – М. «ИНФРА-М». 2000. Стр 91-113.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли: от пророков до профессоров. – М. «Дело». 2000. Стр. 327-424.

Прудон П.Ж. (1809-1865) Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти … - М. «Республика». 1998. Стр. 367.

История экономических учений. Учеб. пос. // Шмарловская Г.А., Тур А.Н., Бутеня В.Е. и др. – Минск. 2000. Стр. 113-129.

 

 

4.7. Возникновение неоклассического направления

экономической мысли.

 

В конце XIX – начале XX в. возникли крупные капиталистические предприятия, зародились монополии. Возникла проблема выработки эффективной экономической политики объединений и фирм. Это явилось причиной возникновения кембриджской школы. Ее отличие от австрийской школы состоит в частности, в том, что сделана попытка устранения противоречий в теории предельной полезности. В этих целях представители кембриджской школы заимствовали многие положения А. Смита, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэя, Е. Бем-Баверка, Н. Сеньера, Дж.С. Миля, У. Джевонса и многих других экономистов.

Наиболее полно основные направления кембриджской школы изложены в трудах ее основателя и главного представителя Альфреда Маршалла (1842-1924). В 1890г. вышло его главное произведение «Принципы экономической науки». Считается, что именно этим произведением он положил основу новому направлению в экономической науке – неоклассическому. А. Маршалл ввел в экономическую науку много новых категорий. Стоимость в трактовке Маршалла во многом растворилась в категории равновесной цены. Он построил теорию цены, по существу ограничив анализ только вопросами спроса и предложения. Маршалл дает качественную и количественную трактовку категорий «спрос» и «предложение». Для обоснования количественных характеристик этих категорий он вводит в экономическую науку совершенно новые категории – «цена спроса» и «цена предложения» и разрабатывает их.

Маршалл рассматривает динамику спроса в зависимости от изменения цены, и в связи с этим вводит понятие эластичность спроса, что явилось серьезным вкладом не только в теорию цены. Значительным вкладом в теорию равновесной цены явился маршаллианский анализ изменения спроса и предложения, он сформулировал причины, сдвигающие кривые спроса и предложения. Этот инструментарий используется сегодня во всех учебниках и монографиях, посвященных как микро-, так и макроэкономическому анализу.

А. Маршалл вводит понятие предельного работника, под которым понимается работник, заработная плата которого равна чистому продукту от его использования. Отсюда заработная плата имеет тенденцию быть равной чистому продукту, произведенному трудом предельного работника.

В 1907 г. по инициативе А. Маршалла в Англии «политическая экономия» была заменена на «экономикс» - науку чистую и прикладную. После его смерти во главе кембриджской школы встал Артур Пигу (1877-1959).

В последней четверти XIX в. в США обострились социальные проблемы. Возникла так называемая «проблема труда». Важнейшим представителем экономической мысли этого периода является Джон Бейтс Кларк (1847-1938), который считается лидером формировавшегося американского маржинализма, неоклассического направления. В 1899 вышло его главное произведение «Распределение богатства», в котором он пытается доказать, что в американском обществе нет противоречий, и что общественный доход распределяется справедливо.

В своих работах Дж. Кларк исходил из незыблемости принципа частной собственности. Вместо коммунистического лозунга «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям» он сформулировал тезис «Каждому фактору – определенная доля в продукте и каждому – соответствующее вознаграждение – вот естественный закон распределения». Под «каждым» он имел в виду теорию трех факторов производства: труд, землю, капитал. Производительность труда рабочего, (по Кларку) относящегося к «зоне безразличия», названа «предельной производительностью труда».

Разработанная Дж. Кларком концепция предельной производительности является большим вкладом в западную экономическую мысль. Предельная производительность стала руководящим принципом формирования доходов.

При анализе проблем распределения доходов с конца XIX века начинает использоваться аппарат производственных функций.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем основное отличие кембриджской школы от классической и австрийской?

2. Что, по А. Маршаллу, должна изучать экономическая наука и с чем связано действие экономических законов?

3. В чем новизна характеристики рыночной цены в трактовке А. Маршалла?

4. Каковы суждения А. Маршалла о функциональной взаимосвязи факторов «цена», «спрос» и «предложение»?

5. Какими факторами обусловлена степень эластичности спроса?

6. Каковы взгляды Дж. Кларка на капитал, капитальное благо, процент и ренту?

7. В чем суть «закона предельной производительности» Дж.Б. Кларка?

 

План семинара 4.

 

1. Особенности второго этапа «маржиналистской революции».

2. Вклад кембриджской школы в развитие экономической науки. Ее недостатки.

3. Экономическое учение А. Маршалла.

4. Дж.Б. Кларк - основоположник неоклассического направления в США.

Рекомендуемые темы докладов:

История экономических учений. Учеб. пос. // Автономов В.С., Ананьин А.И., Макашева Н.А. – М. «ИНФРА-М». 2002. Стр. 255-269.

Бартенев. С.А. История экономических учений. Учебник для вузов. – М. 2002. Стр.159-176.

Войтов А.Г. История экономических учений. Учеб. пос. – М. 2000. Стр. 73-79.

Кларк Дж. Б. Распределение богатства. //Под ред. Куракова Л.П. – М. «Гелиос». 2000. 367 стр.

Маршалл А. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс. 1993.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли: от пророков до профессоров. – М.: Дело. 2000. Стр. 424-447.

Ядгаров А.С. История экономических учений. Учебник. – М. 2001. Стр.310-329.

 

 

4.8. Зарождение американского институционализма.

 

В конце XIX- начале ХХ века усилилась концентрация производства и капитала, произошла централизация банковского капитала. В результате американская капиталистическая система породила острые социальные противоречия. Интересам «среднего класса» был нанесен значительный ущерб.

Эти обстоятельства привели к появлению в экономической теории совершенного направления – институционализма. Он ставил задачу, во-первых, выступить оппонентом монополистическому капиталу и, во-вторых, разработать концепцию защиты «среднего класса» посредством реформирования в первую очередь экономики.

Сам термин «институционализм» (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институты (такие как семья, государство, монополии, профсоюзы, конкуренция, юридическо-правовые нормы и др.)

Объектом анализа институционалистов является эволюция общественной психологии. В основу анализа положен описательный метод. Институционализм в своем развитии прошел три этапа.

Первый этап - 20-30-е годы ХХ в. Его родоначальниками явились Торстейн Веблен (1857-1929), Джон Коммонс (1862-1945), Уэсли К. Митчелл (1874-1948). Основоположником институционализма является Т. Веблен. В основу своего анализа он положил психологическую трактовку экономических процессов. Австрийской школе, которая рассматривала психологию индивида, Веблен противопоставил психологию коллектива. Он прославился своей книгой «Теория праздного класса» (1889 г.). Основным противоречием капитализма он считал противоречие между индустрией (инженеры, рабочие) и бизнесом (финансисты, предприниматели). Много внимания в своих работах уделял критике монополий.

Объектом исследования Дж. Коммонса являлись экономические институты как категории юридического порядка. Все пороки капитализма он видел в несовершенстве юридических норм. Коммонс ввел понятие «титул собственности».

У. Митчелл был учеником Т. Веблена. В историю экономической науки он вошел как специалист по исследованию циклических явлений в экономике, ввел понятие «деловой цикл». В результате своих исследований Митчелл пришел к выводу о необходимости регулирования капиталистического производства.

Второй этап - послевоенный период до середины 60-70-х годов ХХ в. Главным представителем этого периода является Джон Морис Кларк (1884-1963), сын Дж.Б. Кларка; А. Берли и Г. Минз.

Третий этап развития институционализма - с 60-70-х годов вошел в историю экономической мысли как неоинституционализм. Его представителями являются американские экономисты А. Ноув, Дж. Гэлбрейт, Р. Хайлбронер, Р. Коуз (род. В 1910 г.), лауреат Нобелевской премии по экономике в 1991 г. за «исследования по проблемам трансакционных издержек и прав собственности»; Дж. Бюкеннен (род. В 1919 г.), лауреат Нобелевской премии по экономике в 1986 г. за «анализ финансовой политики», а также Г. Мюрдаль (1898-1987), лауреат Нобелевской премии в 1974 г. за «исследования по теории денег, конъюнктурных колебаний, взаимовлияния экономических, социальных и структурных процессов».

Возникновение крупных и сверхкрупных предприятий со второй половины XIX века привели к существенному изменению конъюнктурной борьбы на рынках. Анализ новой рыночной конъюнктуры был дан профессором Гарвардского университета американцем Эдвардом Чемберлином (1899-1967) в его работе «Теория монополистической конкуренции» (1933) и англичанкой Джоан Робинсон (1903-1983) в работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933). Э. Чемберлин разработал «теорию монополистической конкуренции». Он указывает на два пути соединения монополии и конкуренции. Первый путь представлен рынком одинаковых товаров - имеет место при наличии двух или небольшого количества продавцов - «дуополия» или «олигополия». Второй путь - это рынок разнообразных товаров, т.е. монополия связана с дифференциацией продукта. Существо монополий сводится к контролю над «дифференцированным продуктом», а конкуренция рассматривается как «конкуренция субститиутов».

Д. Робинсон разработала свою теорию ценообразования и поставила проблему - дать анализ частичного равновесия фирмы, во-первых при абсолютной монополии и, во-вторых, при несовершенной конкуренции. Она вводит в научный оборот новый термин - монопсония. Определенное место в исследовании Дж. Робинсон отведено проблеме эластичности спроса и ценовой дискриминации в различных сегментах рынка в условиях несовершенной конкуренции.

Теория олигополии была выдвинута Э. Чемберлином. Затем разрабатывалась У. Фельнером и П. Самуэльсоном.

Теория уравновешивающих сил была сформулирована Дж. Гэлбрейтом (род. В 1908 г.). В основу этой теории положен анализ последствий от внедрения в сферу бизнеса крупных монополий. По Гэлбрейту - уравновешивающая сила - это некий новый механизм, способный обуздать монополистическую власть.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие историко-экономические предпосылки обусловили возникновение институционализма?

2. Что такое «институты» в трактовке американских авторов, в том числе Т. Веблена?

3. Изложите особенности идей Дж. Коммонса по поводу реформирования экономики правительством, подконтрольным общественному мнению.

4. В чём состоит личный вклад У. Митчелла в институциональное направление экономической мысли?

5. Что такое неоинституционализм?

6. Как характеризует Э. Чемберлин суть монополии?

7. Как различает Дж. Робинсон условия совершенной и несовершенной конкуренции?

 

План семинара 5.

 

1. Предпосылки возникновения и общая характеристика институционализма.

2. Особенности основных течений социально-институциональной теории.

3. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.

4. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.

 

Рекомендуемые темы докладов:

История экономических учений. Учеб. пос. // Автономов В.С., Ананьин А.И., Макашева Н.А. и др. – М. «ИНФРА-М». 2002. Стр. 313-326.

Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник для вузов. – М. 2002. Стр. 337-361.

Бюкеннен Дж. Избранные труды. //Перевод с англ. Ю.Н. Парамонов, А.А. Соловьев. – М. 1997. Стр. 556.

Васина Л.Л. Нобелевские лауреаты ХХ в. Экономика. Экономический словарь. – М. 2001. Стр. 335.

Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс. 1984.

Войтов А.Г. История экономических учений. Учебник. – М. 2000. Стр. 79-83.

История экономических учений. Учебник для вузов. //Под ред. Худокормова А.Г. – М. «ИНФРА-М». 2002. Стр. 90-100, 197-220.

 

 

4.9.Теории государственного регулирования. Кейнсианство.

 

В конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века экономика капиталистических стран столкнулась с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического неравновесия периода «Великой депрессии». Объяснить это устойчивое негативное явление в экономике, найти рецепты выхода из этой ситуации используя положения классической теории - не удавалось. Позиция классиков относительно саморазвития экономической системы и невмешательства государства в экономику не подтверждалась на практике.

В этот период появилась фигура Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), выступившего с теорией «регулируемого капитализма». С опубликованием в 1936 году его знаменитой книги «Общая теория занятости, процента и денег» начинается кейнсианская революция в экономической теории, поворотный пункт в экономической науке ХХ века.

В своей книге Дж.М. Кейнс пытается решить две основные задачи: 1) исследовать причины кризисов и безработицы; 2) разработать конструктивную программу исцеления капитализма. В отличие от своего учителя А. Маршалла, он заявил о неспособности капитализма своими внутренними силами справиться с кризисами и безработицей, при решении этих проблем нужно вмешательство государства.

Новаторство экономического учения Дж. М. Кейнса в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшим его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании (исходя из некоего «психологического закона») концепции о так называемом эффективном спросе, т. е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе.

Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам, методологию исследования, Дж. М. Кейнс в отличие от своих предшественников и наперекор господствующим экономическим воззрениям утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.

Наиболее полное выражение макроэкономическая модель Кейнса нашла в теории «мультипликационного процесса». Наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора, означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. В специфичной разгадке механизма этого «эффекта» заключается ответ на вопрос, почему в научных изысканиях Дж. М. Кейнса так много внимания уделено концепции мультипликатора, которую, по его словам, ввел в экономическую теорию еще в 1931 году Р.Ф. Кан.

Эффективность регулирования государства экономических процессов, согласно Дж. М. Кейнсу, зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента, т. е. чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы.

В 50-60 годах основные положения Кейнса подверглись определенной модификации в работах западных экономистов. Последователи Кейнса американские экономисты Э. Хансен (1887-1975), Е. Домар (род. в 1914 г.), П. Самуэльсон (род. в 1915 г.), лауреат Нобелевской премии по экономике в 1970 г. за «разработки и углубление научного анализа в экономических науках», а также английские экономисты Р. Харрод (1890-1978), Дж. Хикс (1904-1989), лауреат Нобелевской премии по экономике за «исследования по теории общего экономического равновесия и теории благосостояния» в 1972 и другие указывали, что в его (Кейнса) концепции не учитывается обратное влияние роста дохода на процесс воспроизводства. Указанные зависимости объясняются ими действием принципа акселерации.

«Принцип акселерации» выдвинул французский экономист А. Афталион (1874-1956) в 1913 г. Впоследствии этот принцип более детально был разработан Р. Харродом, Дж. Хиксом и П. Самуэльсоном и включен в неокейнсианские модели экономического роста.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит суть «кейнсианской революции» и почему она положила начало новому направлению в экономической науке?

2. Сформулируйте особенности предмета и метода изучения Дж. М. Кейнса.

3. В чем суть психологического закона Дж. М. Кейнса?

4. Какой смысл вкладывает Дж. М. Кейнс в понятие «мультипликатор инвестиций»?

5. Какие меры государственного регулирования выдвигает Дж. М. Кейнс?

6. В чем особенности американской и европейской тенденций в современном кейнсианстве?

7. В чем суть неокейнсианских теорий роста Е. Домара и Р. Харрода?

 

 

План семинара 6.

 

1. Дж. М. Кейнс - родоначальник нового направления в экономической науке.

2. Кейнс о причинах неустойчивости экономики и путях решения этой проблемы. Макроэкономическая модель.

3. Теория мультипликационного процесса.

4. Неокейнчианство.

 

Рекомендуемые темы докладов:

Агапова И.И. История экономических учений. Учебник. – М. 2000. Стр. 163-172.

Бартенев С. А. История экономических учений. Учебник для вузов. – М. 2002. Стр. 163—172.

Кейнс Дж. М. Избранные произведения. – М.: Экономика. 1993.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли: от пророков до профессоров. – М. Дело. 2000. Стр.448-460.

Сорвина Г.Н. История экономической мысли ХХ столетия: курс лекций. – М. РАГС. 2003. Стр.164-183.

История экономических учений. (Современный этап). Учебник для вузов. //Под ред. А. Г. Худокормова. – М. ИНФРА-М. 2002. Стр. 13-50.

Архитектор макроэкономики Дж. М. Кейнс и его макроэкономическая теория. // Пайда Г., Мамедов О., Адилова Ж., Германова О. – Ростов на Дону 1997. Стр. 246.

Харрод Р.Ф. К теории экономической динамики. //Под ред. Куракова Л.П. – М. 1999. Стр. 160.

 

 

4.10. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство.

 

Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е гг. как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция в теоретических разработках и в практическом применении основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.

По сути, под названием неолибералов выступает не одна, а несколько школ. К неолиберализму принято относить фрайбургскую (В. Ойкен, Л. Эрхард), чикагскую (М. Фридмен), лондонскую (Ф. Хайек) школы. Современных либералов объединяет общность методологии, а не концептуальные положения. Одни их них придерживаются правых (противники государства, проповедники абсолютной свободы), другие - левых (более гибкий и трезвый подход к участию государства в экономической деятельности) взглядов.

Сторонники неолиберализма обычно выступают с критикой кейнсианских методов регулирования экономики.

Основоположником фрайбургской школы стал профессор Фрайбургского университета Вальтер Ойкен (1891-1950). В своем труде «Основы национальной экономики» (1940 г.) он излагает основные положения «теории экономического порядка»: хозяйственный порядок существует вместе с правовым и политическим, как совокупность форм в которых происходит регулирование хозяйственного процесса. Ойкен ввел так называемое представление о двух идеальных типах хозяйства: централизованно управляемого и рыночного (менового). Они никогда не встречаются в чистом виде, но всегда в виде некоторой смеси с преобладанием одного из них.

Непосредственным развитием идей Ойкена стала концепция социального рыночного хозяйства, одним из основных авторов которого стал Людвиг Эрхард (1897-1977) - немецкий экономист и «конструктор» нового хозяйственного порядка, назначенный в конце 1945 года министром экономики Баварии.

Современный неолиберализм по его мнению не может не допускать защитной роли государства в экономических процессах:

ü необходимо ограничение деятельности монополий;

ü «безгосударственная» рыночная экономика порождает чрезмерный разрыв в доходах, что ведет к социальной и политической нестабильности;

ü государство должно осуществлять частичное перераспределение доходов и финансировать социальные программы;

ü в исключительных условиях государство может даже регулировать цены на необходимые товары и услуги.

Эту концепцию Л. Эрхард практически использовал при проведении реформ для послевоенного обновления Германии.

К неолибералистам можно отнести таких представителей неоавстрийской школы, как Л. Мизес и его ученик Ф. Хайек (лауреат Нобелевской премии по экономике в 1974 году за «исследования по теории денег, конъюнктурных колебаний, взаимовлияний экономических, социальных и структурных процессов»).

Людвиг Мизес (1881-1973) - стал лидером второй волны австрийской школы. Его основное произведение «Социализм» (1922 г.) представляет собой критику социализма. Мизес и вместе с ним Хайек, выступали против контроля над ценами и заработной платой, низких темпов прироста денежной массы как основы антиинфляционной политики.

Фридрих Хайек (1899-1992) - постоянный оппонент Дж. Кейнса. Его называют отцом неолиберализма, точнее он является идеологом неолибералистов, находящихся на правом фланге данного направления. Он занимался больше экономической философией, о чем напоминают названия его работ - «Конституция свободы», «Дорога к рабству», «Индивидуализм и экономический порядок» - и метод изложения материала.

Высшей человеческой ценностью по Хайеку является свобода, а система частной собственности это основная гарантия свободы, прежде всего экономической. Альтернативой государственного планирования служит «спонтанный порядок» основанный на индивидуальной свободе. Он отказывается от использования понятия «экономическое равновесие», вместо него использует некоторое приближение к равновесию, называемое порядком.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое неолиберализм?

2. Каких общих принципов придерживаются неолибералы?

3. Чем определяется по Ойкену, тот или иной тип хозяйства?

4. Что такое «социально рыночное хозяйство?

5. В чем выражается консервативизм Ф. Хайека?

 

 

4.11. Монетаризм - теория стабилизации экономикми.

Неоклассический синтез.

 

Монетаризм - главная школа современного неоконсерватизма. Основателем и лидером этой школы является Милтон Фридмен (род. в 1912 г.), профессор Чикагского университета, лауреат Нобелевской премии 1976 года за разработку монетарной теории.

Монетарный - значит денежный, т. е. монетаризм предполагает, что рыночная экономика имеет внутренние регуляторы и регулирование должно опираться преимущественно на денежно-кредитные инструменты.

Внимание к монетаризму возникло со второй половины 70-х, начала 80-х годов ХХ века, когда обнаружилось, что кейнсианские методы регулирования экономики дают сбои: начался поиск новых подходов к восстановлению экономического равновесия. Если у кейнсиацев наиболее острой проблемой, поставленной в центр анализа, была безработица, обеспечение занятости и экономический рост, то с середины 70-х гг. на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции. Таким образом, во второй половине ХХ века в западной экономической мысли соперничают два крупных течения: кейнсианство и неоклассические концепции, в том числе монетарная теория.

Можно выделить три основные работы М. Фридмена: «Количественая теория денег» (1956 г.), «Капитал и свобода» (1962 г.), «Хозяева своей судьбы» (1980 г.). Все работы проникнуты идеей о том, что из всех социальных систем, наиболее справедливым является общество, основанное на свободе предпринимательства.

В основе теории монетаризма лежит основное положение теории денег И. Фишера: изменение количества денег, т. е. денежой массы в обращении, ведет к пропорциональному изменению цен. Согласно представлениям монетаристов инфляция - чисто денежное явление. По словам Фридмена, инфляция - это избыток денежной массы, и она всегда связана с ожиданиями в экономике. Именно фридменовская школа разработала политику борьбы с инфляцией, методы которой признаны во всем мире.

Борьба против таких бедствий, как массовая безработица и инфляция, была и остается самой актуальной проблемой социально-экономического развития государств с рыночной организацией и, конечно, экономической науки. Необходимость правильного решения этих проблем, как пишет в своем всемирно известном учебнике «Экономикс» Пол Антони Самуэльсон (р. 1915) - лауреат Нобелевской премии в экономике за вклад в повышении общего уровня анализа в экономической науке - побуждает «современные демократические страны», располагающие как фискальными и кредитно-денежными инструментами, так и политической возможностью, использовать их, чтобы преодолеть хронические резкие спады и «галопирующие» инфляции.

«Это приводит нас, заключает он, к неоклассическому синтезу. По Самуэльсону, «неоклассический синтез» - это, по существу, сочетание современных неокейнсианских и неолиберальных положений и «истин» с предшествовавшими им ранними неоклассическими, а также с некоторыми постулатами классической политической экономии, прежде всего в связи с «современными теориями формирования доходов».

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое монетаризм?

2. В чем отличие фридменовского экономического учения от кейнсианского?

3. Что такое стагфляция и каковы причины ее возникновения?

4. В чем суть фридменовской концепции борьбы с инфляцией?

5. Какова интерпретация М. Фридменом «кривой Филлипса»?

6. В чем сущность концепции «неоклассического синтеза» П. Самуэльсона?

7. Проанализируйте основные положения «неоклассического синтеза».

 

План семинара 7.

 

1. Неолиберализм. «Фрайбургская» школа.

2. Основные представители неоавстрийской школы.

3. Монетаризм - главная школа современного неоконсерватизма.

4. «Неоклассический синтез» П. Самуэльсона.

 

Рекомендуемые темы докладов:

Агапрова И.И. История экономических учений. Учебник. – М. 2000. Стр.176- 196.

История экономических учений. Учеб. пос. // Автономов В.С., Ананьин А.И., Макашева Н.А. и др. – М. ИНФРА-М. 2002. Стр. 290-296, 603-620.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.