Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинг и менеджмент

АКЦИИ

Акции – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение части прибыли АО в виде диведентов, на участие в деятельности АО, на часть имущества, остающуюся после его ликвидации.

Акция является бессрочной. Обращается на рынке, пока существует выпустивший ее АО. Сами АО не обязаны ее выкупать.

Выделяют 2 категории акций: обыкновенные (простые), привилегированные.

Обыкновенные акции – дают право на участие в управлении АО (1 акция – 1 голос) и участвуют в распределении ЧП общества после пополнения резервов и выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

Привилегированные акции – не дают право на участие в управлении, но дают постоянный (фиксированный) дивиденд и имеют преимущества перед обыкновенными акциями при распределении прибыли и ликвидации АО.

Конвертируемые акции – это такие привилегированные акции, которые м.б. обменены на обыкновенные акции или облигации того же эмитента, в соответствии с условиями конверсионной привилегией (цена).

Конверсионная цена устанавливается с небольшим привышением над рыночной ценой обыкновенной акции.

Золотые акции – предоставляют их владельцам на срок до 3-х лет право «вето» при принятии решений общим собранием АО.

Право «вето» дает:

- внесение изменений в устав АО;

- организацию или ликвидацию;

- передачу в залог или аренду;

- продажи и отчуждения имущества.

Курс акций равен = (дивиденд ÷ ссудный %) х 100

Контрольный пакет акций – 50% + 1 акция

Определенное место в системе коммерческих организаций принадлежит производственному кооперативу (артель).

Оно представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хоз. деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Такие кооперативы несут субсидированную ответственность по обязательствам кооператива (как и в хоз. товариществах) и осуществлять свою деятельность на основе устава с формированием органов управления.

Управление производственным кооперативом осуществляется по принципу «1 чел. – 1 голос» и не зависит от величины его имущественного взноса.

Они не ориентированы на получение дохода и прибыли, их целью является оказание помощи членам кооператива или нуждающимся.

В ГКРФ содержится отдельный параграф, посвященный статусу гос. и муниципальных унитарных предприятий.

Гос. предприятие – оно принадлежит не отдельному коллективу, а всему обществу. И поэтому представляет собой социальный гарант защиты общества, его деятельность отвечает интересам всего общества. Они м.б. сданы в аренду путем объявления конкурса гос. органом.

К Унитарным предприятиям относятся коммерческие организации (предприятия), не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Унитарными эти предприятия называются потому, что их имущество является неделимым, не м.б. распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия.

Унитарные предприятия классифицируются по характеру прав, на основе которых за ними закрепляется неделимое имущество. По этому признаку выделяются унитарные предприятия, основанные на праве хоз-го ведения (ст. 144 ГКРФ) и уни-тарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (ст. 115 ГКРФ). Первые более самостоятельны. Они не отвечают по долгам собственника, а собственник не отвечает по долгам предприятия. Вторые образуются только на федеральном уровне, их устав утверждается Правительством РФ. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам этих предприятий. Имущество является гос. собственностью и не м.б. разделено. ГКРФ предусматривает установление минимального размера уставного капитала унитарных предприятий. Если стоимость чистых активов окажется ниже минимума, то предприятие ликвидируется по решению суда.

Концерн представляет собой крупное объединение предприятий, которые име-ют общность интересов и связаны договорами, капиталом и участием в совместной деятельности. Это объединение часто происходит вокруг сильного головного предприятия, которое держит в своих руках акции всех этих предприятий.

Каждый из участников концерна номинально сохраняет свое положение юридического лица, являясь дочерней компанией или филиалом головного предприятия. Однако фактически имеет место централизация управления, особенно в области финансов и инвестиций.

Международные концерны называются транснациональными.

Консорциум – это временное объединение компаний на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займов. Консорциум несет ответственность солидарную перед своими заказчиками.

Компания – это объединение юридических и физических лиц, предпринимателей для проведения производственной, торговой, посреднической, финансовой и страховой деятельности. В конкретном виде они представлены как объединения, товарищества, хозяйственные общества, фирмы, корпорации, т.е. предприятия, имеющие разные организационно-правовые формы.

Корпорации характеризуются как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права – юридическое лицо. Чаще всего они организуются в форме АО. В частной корпорации большинство акций принадлежит одному владельцу, семье или узкой группе.

Холдинг – своеобразная организация – правовая форма предприятия. Это ком-пания или организация (корпорация), владеющая контрольным пакетом акций или долями в паях др. компаний с целью управления их деятельностью и контроля. Холдинговая компания – вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний.

В РФ холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются только в форме АО открытого типа.

В конце 80-х гг. создаются крупные финансово-промышленные структуры, способные взять на себя решения задач согласования рыночных и плановых методов управления экономикой нового рыночного типа. Принятый курс был направлен на форсированное создание внутренней конкуренции, поэтому разъединялись предприятия, образующие единый технологический комплекс и разрывались технологические цепочки, что вело к снижению эффективности производства. Для России главное – конкуренция на мировом рынке.

В 1992 г. начался процесс формирования финансово-промышленных групп (ФПГ). Сейчас идет количественный рост ФПГ, восстанавливаются связи внутри производственно-технологических комплексов, повышается платежная дисциплина партнеров по интеграции, экономятся расходы на содержание снабженческо-сбытовых служб; возникают более широкие возможности для маневрирования финансовыми и материальными ресурсами и их концентрации для решения конкурентоспособности выпускаемой продукции. 30 ноября 1995 г. принят ФЗ «О ФПГ». Они представляют собой зарегистрированные на федеральном уровне группы юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших материальные ресурсы и капитал на условиях «Положения о ФПГ и порядке их создания».

Главной организацией в ФПГ м.б. как производственная структура, так и банк, финансовая компания.

Основными задачами ФПГ являются: технологическая и экономическая интеграция для реализации инвестиционных проектов и иных проектов и программ, направленных на рост конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Главным в работе ФПГ сегодня является создание эффективного хоз-го механизма, определяющего правила экономического поведения участников ФПГ во взаимоотношениях с центральной компанией и между собой. Мировой опыт свидетельствует о необходимости использования трансфертного ценообразования (внутрифирменные цены, применяемые при обмене товарами в рамках ФПГ).

Каждая ФПГ должна открыть собственные источники накопления инвестиционных ресурсов на основе повышения эффективности производства, рационализации хозяйственных связей, устранения потерь и непроизводственных затрат. Высшим органом управления ФПГ является совет управляющих, включающий представителей всех ее участников.

Малые предприятия не являются какой либо организационно-правовой фор-мой. Это предприятия с небольшой численностью работников или с небольшим объемом хоз-го оборота. Понятие «МП» лишь свидетельствует о величине, масштабе предприятия и необходимости использования льгот, которые им предусмотрены в действующем законодательстве.

Для этого вида деятельности предусмотрены также такие методы воздействия, как льготное налогообложение и страхование, ускоренная амортизация, льготное кредитование субъектов МП, участие этих предприятий в производстве продукции и товаров (услуг) для гос-х нужд.

Союз (ассоциация) – общественное объединение субъектов МП в целях создания наиболее благоприятных условий для их развития, добросовестной конкуренции, повышения ответственности, коллективной защиты их интересов в органах гос. власти.

В России в соответствии с Законом РФ «О гос-ой поддержке МП в РФ» под субъектами МП понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия субъектов РФ: общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащих одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами МП, не может превышать 25%.

Установлен предельный размер численности работников МП: в промышленности, на транспорте и в строительстве – до 100 человек; в с/х и научно-технической сфере – до 60 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании – до 30 чел.; в остальных отраслях – 50 чел.

В соответствии с Законом МП считаются также фермерские хоз-ва, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Недостатки МП:

♦ относительно высокий уровень риска и небольшой объем капитала на 1-ой стадии жизненного цикла;

♦ финансовые трудности в связи со сложностью получения кредита;

♦ невысокий уровень профессионального менеджмента, трудности привлечения высококвалифицированных специалистов и др.

Чем изобильнеепредложение и выше платежеспособность спроса, тем настоятельнее практическая потребность в специальной системе, которая бы связывала предложение и спрос. И такая система представлена сегодня в особом элементе рыночной инфраструктуры, который получил название «маркетинг».

Маркетинг — это такая система организации работы предприятия (фирмы), при которой производственные решения принимаются на основе
специального изучения требований рынка, их прогноза и управления. Подчинение предприятия рыночным требованиям — вот в чем суть марке-
тинга как искусства устанавливать непосредственные связи производства и обращения. Суть маркетинга излагается в известном принципе: «Производить то, что продается, а не продавать то, что производится».

Маркетинг — феномен экономики перепроизводства, когда спрос пресыщен и «избалован» чрезмерным предложением. По существу, это наука о
том, как предложению, по образному выражению К. Маркса, силой взять спрос.

Маркетинг возник в США в начале XX века как обобщение практики неценовой конкуренции в условиях обострения сбыта (перепроизводства)
продукции. Иными словами, маркетинг означает, что товаропроизводитель (фирма, концерн) от пассивной монофункции — только предложение
(производство) товаров — переходит к активному формированию спроса.

В административной экономике продать легче, чем произвести; в рыночной — легче произвести, чем продать.

Итак, между производством и потреблением простирается необъятная сфера экономики, называемая маркетингом.


Сначала маркетинг охватывал только рекламные услуги и услуги тор-
говых агентов; современный же маркетинг включает — оптовую закупку товаров торгующими фирмами, погрузку и транспортировку товаров к
месту продажи, их хранение и сортировку, разработку стандартов, продажу и доставку товара к покупателю, финансирование и страхование маркетинговых услуг, широкую информацию о качестве, ценах и условиях реализации товаров и услуг.

Успешный маркетинг есть результат трех слагаемых: 1) качества предлагаемого товара, 2) величины цены на него и 3) рекламы.

Талант предпринимателя состоит в том, чтобы произвести именно то, что нужно покупателю, но о чем он, покупатель, часто и сам не догадывается. Для этого проводятся тщательные социально-психологические исследования, дополняемые прогнозом экономического, социального и культурного развития страны, изменений в половозрастной структуре населения, уровне образования покупателей, удельном весе городских и сельских жителей и т. д. В результате обнаруживается «ниша» на рынке, которую и заполняет фирма свой продукцией.

Другой маркетинговой проблемой является определение цены предложения: чрезмерная цена может отпугнуть покупателя, а недостаточная — снизить прибыль фирмы; кроме того, следует учитывать цены фирм-конкурентов, цены на взаимозаменяемые товары и изменения в уровне доходов покупателей.

Наконец, многое зависит от успешной рекламы — искусства, расцветающего только в развитой рыночной экономике.


Цель маркетинга как «рыночной» организации работы предприятия - создание опережающего оперативного отражения данным производством запросов рынка.

В систему маркетинга входят:

— изучение конъюнктуры и динамики платежеспособного спроса на производимую на данном предприятии продукцию;

— анализ изменения цен на данную продукцию, ее заменители и «пограничные» виды товаров;

— прогноз роста потенциальных потребителей и размеров их потребностей в данном товаре;

— использование рекламы как главного способа неценовой борьбы с конкурирующими фирмами;

— стимулирование сбыта данной продукции привлечением покупателей посредством предоставления льгот, расширения гарантийных прав
потребителя, организацией лотерей, выставок-продаж, выплатой премий при определенных условиях покупки и т. п.;

— планирование товарного ассортимента («дифференциация продукта») с учетом социально-психологических установок различных групп потребителей, а также общественного мнения о социальной престижности покупки данного товара, колебаний моды, дизайна и т. д.;

— специальная организация торгового обслуживания потребителей, главным принципом которой является тезис: не покупатель должен
идти к товару, а товар должен «настигать» потенциального потребителя.

Как же на практике реализуются принципы маркетинга?

В обобщенном виде эта реализация сводится к трем последовательным этапам действий:

— составление ассортиментной программы производства фирменной продукции на основе изучения рынка, в том числе и планов конкурентов;

— тщательное выполнение намеченной производственной программы (подбор и связи с поставщиками, контроль за структурой и качеством ассортимента);

— осуществление программы маркетинга — плана захвата рынка сбыта продукции.

Маркетинг означает, что «сердцем» предприятия становится специальное управленческое звено, которое зачастую и называется «отделом маркетинга», объединяя действия в области сбыта, рекламы, цены и качества производимой продукции.

Маркетинг действительно подчинил требованиям рынка деятельность предприятий, заставляя их быть активными не только в сфере предложения, но и в сфере спроса. В странах развитой рыночной экономики возникло множество исследовательских служб, выполняющих заказы по маркетингу применительно к конкретным группам товаров и способствующих тем самым умножению и укреплению связей между производством, обращением и потреблением.

Прикладная эффективность маркетинга доказана рыночной практикой многих стран. И в этом, прикладном аспекте, маркетинг должен
быть по достоинству оценен как незаменимый инструмент передачи «социальных импульсов» (рыночных запросов) экономически обособленному звену общественного производства. Но таким инструментом он становится лишь в том обществе, в котором признаны социальные цен-
ности рынка, в котором коммерция, торговля, бизнес, маклерство, посредничество занимают почетное место среди самых уважаемых видов
профессиональной деятельности.


Менеджмент представляет собой обобщение практики рационального управления коммерческим производством (прежде всего, в масштабах фирмы).

Управление как особая форма деятельности присуще экономике еще с незапамятных времен, но рынок превращает эту сферу в центральную
для производства. Возникает необходимость в формировании специальной теории управления коммерческим предприятием. Это объясняется
тремя обстоятельствами:

— в связи с повсеместным созданием акционерных обществ непосредственное управление их движимым и недвижимым имуществом перехо-
дит к особой группе доверенных лиц — «менеджерам», которые, не являясь собственниками данного имущества, должны обеспечить его прибыльное использование в интересах акционеров;

— вследствие усложнения технологии производства и возрастания стоимости оборудования возникает настоятельная потребность в та-
кой организации дела, которая бы гарантировала ответственное отношение каждого работника;

— обострение конкурентной борьбы требует заинтересованного участия в делах фирмы всех ее сотрудников.

Проблема, как известно, возникает вместе со средствами ее решения. Акционерная форма производства вынуждает доверить управление дея-
тельностью фирмы наемным работникам, каковыми являются менеджеры, но в то же время путем распространения среди них акций данной
фирмы (а также среди других работников этой фирмы) обеспечивает их ответственность, стимулируя высокий профессионализм.

Менеджмент реализует систему принципов микросоциального управления:

— принцип «гуманизации производственных отношений», требующий максимального учета индивидуального потенциала каждого работника;

— принцип «делового партнерства», предполагающий сплочение разных групп работников во имя процветания фирмы;

— принцип «экономического децентрализма», делающий ставку на самостоятельность принятия административно-хозяйственных решений
каждым звеном фирмы.

Менеджмент рассматривает предприятие не как технологическое звено общественного производства, а как социальную подсистему рыночной экономики. Этим определяются основные направления менеджмента:

— выявление микросоциальной структуры предприятия (групп работников и отношений между ними), в том числе — социально-профес-
сиональной, культурно-образовательной, квалификационной и демографической;

— формирование малых групп («автономных рабочих бригад», «целевых групп», в том числе и среди специалистов) как главного условия мо-
билизации коллективных усилий;

— подбор «неформальных» групп по результатам социометрических исследований.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационно-правовые формы предприятий | Производитель пытается предусмотреть реакцию потребителя. Для этого и вводятся элементы планирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.