Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проникновение в экономику со стороны государства




Прямое регулирование — это непосредствен­ное проникновение государства в национальное производство через создание новых промышленных объектов, приобретение акций частных фирм и на­ционализацию убыточных частных предприятий.

Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется в те отрасли, которые создают не­обходимые для организации жизни товары — об­щественные блага.

Экономика общества предъявляет необходимые условия для ее нормальной деятельности.

Косвенное, когда государство осуществляет свое вмешательство через законодательную и исполни­тельную власть, т.е. через определенные законы. Такое регулирование осуществляется без инвести­ций. Косвенное регулирование охватывает фискаль­ную, денежно-кредитную и валютную сферы.

Долгосрочное (программированное) вмешатель­ство осуществляется на основе определенных го­сударственных программ, когда экономика страны в целом готовится к разрешению определенных эко­номических проблем.

Государство заранее развивает инфраструктуру, вкладывая свои и привлеченные деньги.

Внешние эффекты и общественные блага Фиаско рынка — это такая ситуация, при кото­рой рынок оказывается не в состоянии координиро­вать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Здесь нужно выделить такие «источники возможных фиаско», как внешние эффекты и об­щественные блага.

Внешние эффекты. Для нормального функцио­нирования рынка цены должны отражать альтерна­тивную стоимость производства товаров и услуг, т.к. производители должны получить свои затраты назад, иначе они просто не будут производить этот товар и предлагать его на рынке.

Однако возникают ситуации, при которых дейст­вия производителей (и потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц, т.е. на людей, которые не принимают абсолютно никакого участия в данной сделке, и соответственно, не отражаются на ценах. Классический пример — загрязнение окружающей среды.

Задача государства — заставить предприятия, которые пытаются свои затраты переложить на третьих лиц, нести все издержки по производству товара.

Общественные блага — это такие товары или услуги, которые не могут быть предоставлены од­ному лицу так, чтобы не предоставить их в распо­ряжение всех других, которые, будучи предостав­лены одному лицу, могут быть предоставлены дру­гим без дополнительных затрат1.

Ярким примером общественного блага является национальная оборона. Вооруженные силы защи­щают не одного человека, а весь народ, всю страну в целом.

Здесь возникает еще один очень интересный во­прос, который в экономической науке называют «безбилетный пассажир» (заяц). То есть это такая ситуация, когда человек может сам не платить, но воспользоваться тем, за что заплатили другие.

Государственная собственность — одна из форм собственности, субъектами — распорядителя­ми которой являются органы государственной вла­сти. Объектами государственной собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства производства, здания, материальные ре­сурсы, финансы, драгоценности, информация, куль­турные и духовные ценности.

Государственная собственность дает возмож­ность формировать государственный сектор, т.е. совокупность предприятий, организаций, учрежде­ний, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми, нанимаемыми лицами.

Государственные предприятия (к ним, как прави­ло, относятся предприятия, в капитале которых до­ля государства превышает 50%) с точки зрения ор­ганизации своей хозяйственной деятельности не отличаются от других субъектов рынка.

Руководство государственного предприятия са­мостоятельно определяет его производственно-финансовую политику, рынки сбыта и т.д. С полу­чаемой прибыли оно уплачивает такие же налоги, как и частные предприятия. Переход к рыночной экономике в России выдвинул в качестве одного из важнейших предварительных условий трансформа­цию определенной доли государственной формы собственности в частную.

Приватизация — передача части государственных предприятий в частную собственность. В эко­номике есть очень важное понятие разгосударст­вление. Разгосударствление осуществляется в сле­дующих основных формах:

либерализация создает условия для проникно­вения частного и общественного капитала в моно­польную государственную собственность;

коммерциализация — создание предприятий со смешанной формой собственности на основе либерализации, т.е. когда в государственную форму собственности вливается частный капитал;

совместные (смешанные) предприятия, ко­торые оставались в государственной форме собст­венности, лишаются государством материальной и других форм поддержки, но переводятся на прин­ципы полного коммерческого расчета.

Основная часть либерализации экономики Рос­сии пришлась на 1991-1993 гг.

В основе либерализации предполагалось введе­ние свободных цен в большинстве секторов эконо­мики. За государством остались цены на те товары, где сам рынок «сработать» не может, это в основ­ном социально необходимые товары.

Либерализация цен выделяла в особую группу то­вары и услуги, которые регулировались только госу­дарством, это было необходимо как форма контроля.

Либерализация цен в России началась с их рез­кого роста.

Рост цен привел к развитию инфляции, к боль­шому спросу на деньги; образованию бюджетного дефицита. Экономика чрезвычайно болезненно пе­реживала эти события, однако через определенное время платежеспособный спрос стал выступать как регулятор производства, т. е. определился спрос и предложение как на микро уровне на отдельные то­вары и услуги, так и совокупный спрос и совокупное предложение на макро уровне, где в работу включи­лись механизмы рынка. Приватизация является составной частью разгосударствления. Задача при­ватизации — передача части государственной или муниципальной собственности в частную собствен­ность трудовым коллективам и частным собствен­никам, акционерным и частным компаниям безвоз­мездно, на основе выкупа или сдачи в аренду с по­следующим правом на выкуп. Приватизации подлежат: промышленные предприятия, средства транспорта и связи, земельные угодья, банки, цен­ные бумаги, культурные ценности. Как показывает практика России и других стран, переходящих на путь формирования рыночных экономических от­ношений, приватизации может подлежать не полно­стью компания (фирма), предприятие, организация, а только ее часть через распродажу определенной доли акций этой компании. Одна из особенностей приватизации в России заключается в ее политизи­рованности, с ярко выраженным идеологическим характером «не дать возможность вернуться к про­шлому».

Объектами приватизации в России являлись: предприятия материальной и социальной сферы, земля, жилье, незавершенное строительство.

Субъектами приватизации выступали рос­сийские физические и юридические лица, трудовые 1 коллективы, иностранные физические и юридические лица.

Цели приватизации — создание рыночного механизмарегулирования экономики, демонополизация, стабилизация финансов, пополнение бюджетов всех уровней, рост эффективности производст­ва и его объемов, повышение стимулов к труду;

- получение государством в процессе приватиза­ции максимальной прибыли от реализации государ­ственной собственности. Деньги, вырученные от приватизации, планировалось направить для реше­ния государственных экономических и социальных задач.

Приватизация собственности шла по формам — частное предприятие, народное предприятие, ма­лое предприятие, совместное предприятие, аренда с правом выкупа, закрытые и открытые акционер­ные предприятия.

Средства, которые привлекались на при­ватизацию, — ваучеры, сертификаты, купоны, де­нежные сбережения населения, приватизационные счета и фонды стимулирования предприятий, вкла­ды иностранных инвесторов.

Способы приватизации. В России приватиза­ция осуществляется через акционирование, аук­ционы, коммерческие инвестиционные конкурсы, выкуп арендованного имущества, продажу имуще­ства ликвидируемых заводов и фабрик, незавер­шенных строительных объектов и т.д. Основным способом приватизации стало акционирование. Ис­точником финансовых средств при приватизации стали приватизационные чеки (ваучеры) и личные сбережения населения. Ваучеры скомпрометирова­ли всю идею приватизации.

Приватизировать — это не значит, что все пред­приятия нужно передать в руки частного сектора. Нельзя приватизировать все государственные пред­приятия во всех отраслях народного хозяйства. Не могут быть переданы в частную собственность и такие объекты, как недра, леса, водные ресурсы, воен­ное производство, учебные заведения и т.д. Органи­затором приватизации выступило Госкомимущество РФ, продавцом — фонд Федерального имущества, покупателями —юридические и физические лица.

Составной частью экономических преобразова­ний в России стала аграрная реформа, в ходе кото­рой земля и все основные фонды колхозов и совхо­зов были поделены на паи между работниками этих хозяйств, затем эти паи каждый крестьянин был во­лен сдать в аренду, продать, завести свое фермер­ское хозяйство или оставаться в рамках бывшего колхозного или совхозного коллектива, но уже на правах акционера. В ходе приватизации перед Рос­сией встала проблема не допускать появления мо­нополий. С этой целью был принят «Закон о конку­ренции и ограничении монополистической дея­тельности на товарных рынках».

Для проведения в жизнь этого закона и связан­ных с ним актов в 1991 г. был создан специальный орган — Государственный комитет по антимоно­польной деятельности и поддержке новых экономи­ческих структур.

Антимонопольное законодательство призвано обеспечить законными средствами развитие конку­ренции в России. Оно запрещает и объявляет неза­конными договоры между конкурентами, имеющие перед собой цели территориального деления рынка и назначение оговоренных цен.

Финансовая оценка приватизируемой собст­венности осуществлялась на основе балансовой стоимости, рыночной стоимости, остаточной стои­мости и условной оценочной стоимости. Однако из-за высокого уровня инфляции, которая была в эти годы, оценка предприятий оказалась заниженной, что позволило выкупить предприятия по очень низ­ким ценам. Средства, полученные от приватизации, правительство планировало направить на финан­сирование основных социальных и экономических программ, создание новых рабочих мест и сохране­ние существующих, поддержку предпринимательст­ва и малого бизнеса, погашение государственного долга, социальное обеспечение.

Однако ожидания не оправдались. Инфляция, оценка приватизируемых предприятий по остаточ­ной стоимости не дали больших поступлений в бюджет. В ходе приватизации государственный бюджет получил в 10 раз меньше ожидаемого.

 

 

Раздел III. Основы макроэкономики




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.