КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проникновение в экономику со стороны государства
Прямое регулирование — это непосредственное проникновение государства в национальное производство через создание новых промышленных объектов, приобретение акций частных фирм и национализацию убыточных частных предприятий. Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется в те отрасли, которые создают необходимые для организации жизни товары — общественные блага. Экономика общества предъявляет необходимые условия для ее нормальной деятельности. Косвенное, когда государство осуществляет свое вмешательство через законодательную и исполнительную власть, т.е. через определенные законы. Такое регулирование осуществляется без инвестиций. Косвенное регулирование охватывает фискальную, денежно-кредитную и валютную сферы. Долгосрочное (программированное) вмешательство осуществляется на основе определенных государственных программ, когда экономика страны в целом готовится к разрешению определенных экономических проблем. Государство заранее развивает инфраструктуру, вкладывая свои и привлеченные деньги. Внешние эффекты и общественные блага Фиаско рынка — это такая ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Здесь нужно выделить такие «источники возможных фиаско», как внешние эффекты и общественные блага. Внешние эффекты. Для нормального функционирования рынка цены должны отражать альтернативную стоимость производства товаров и услуг, т.к. производители должны получить свои затраты назад, иначе они просто не будут производить этот товар и предлагать его на рынке. Однако возникают ситуации, при которых действия производителей (и потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц, т.е. на людей, которые не принимают абсолютно никакого участия в данной сделке, и соответственно, не отражаются на ценах. Классический пример — загрязнение окружающей среды. Задача государства — заставить предприятия, которые пытаются свои затраты переложить на третьих лиц, нести все издержки по производству товара. Общественные блага — это такие товары или услуги, которые не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение всех других, которые, будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без дополнительных затрат1. Ярким примером общественного блага является национальная оборона. Вооруженные силы защищают не одного человека, а весь народ, всю страну в целом. Здесь возникает еще один очень интересный вопрос, который в экономической науке называют «безбилетный пассажир» (заяц). То есть это такая ситуация, когда человек может сам не платить, но воспользоваться тем, за что заплатили другие. Государственная собственность — одна из форм собственности, субъектами — распорядителями которой являются органы государственной власти. Объектами государственной собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства производства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности. Государственная собственность дает возможность формировать государственный сектор, т.е. совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми, нанимаемыми лицами. Государственные предприятия (к ним, как правило, относятся предприятия, в капитале которых доля государства превышает 50%) с точки зрения организации своей хозяйственной деятельности не отличаются от других субъектов рынка. Руководство государственного предприятия самостоятельно определяет его производственно-финансовую политику, рынки сбыта и т.д. С получаемой прибыли оно уплачивает такие же налоги, как и частные предприятия. Переход к рыночной экономике в России выдвинул в качестве одного из важнейших предварительных условий трансформацию определенной доли государственной формы собственности в частную. Приватизация — передача части государственных предприятий в частную собственность. В экономике есть очень важное понятие разгосударствление. Разгосударствление осуществляется в следующих основных формах: либерализация создает условия для проникновения частного и общественного капитала в монопольную государственную собственность; коммерциализация — создание предприятий со смешанной формой собственности на основе либерализации, т.е. когда в государственную форму собственности вливается частный капитал; совместные (смешанные) предприятия, которые оставались в государственной форме собственности, лишаются государством материальной и других форм поддержки, но переводятся на принципы полного коммерческого расчета. Основная часть либерализации экономики России пришлась на 1991-1993 гг. В основе либерализации предполагалось введение свободных цен в большинстве секторов экономики. За государством остались цены на те товары, где сам рынок «сработать» не может, это в основном социально необходимые товары. Либерализация цен выделяла в особую группу товары и услуги, которые регулировались только государством, это было необходимо как форма контроля. Либерализация цен в России началась с их резкого роста. Рост цен привел к развитию инфляции, к большому спросу на деньги; образованию бюджетного дефицита. Экономика чрезвычайно болезненно переживала эти события, однако через определенное время платежеспособный спрос стал выступать как регулятор производства, т. е. определился спрос и предложение как на микро уровне на отдельные товары и услуги, так и совокупный спрос и совокупное предложение на макро уровне, где в работу включились механизмы рынка. Приватизация является составной частью разгосударствления. Задача приватизации — передача части государственной или муниципальной собственности в частную собственность трудовым коллективам и частным собственникам, акционерным и частным компаниям безвозмездно, на основе выкупа или сдачи в аренду с последующим правом на выкуп. Приватизации подлежат: промышленные предприятия, средства транспорта и связи, земельные угодья, банки, ценные бумаги, культурные ценности. Как показывает практика России и других стран, переходящих на путь формирования рыночных экономических отношений, приватизации может подлежать не полностью компания (фирма), предприятие, организация, а только ее часть через распродажу определенной доли акций этой компании. Одна из особенностей приватизации в России заключается в ее политизированности, с ярко выраженным идеологическим характером «не дать возможность вернуться к прошлому». Объектами приватизации в России являлись: предприятия материальной и социальной сферы, земля, жилье, незавершенное строительство. Субъектами приватизации выступали российские физические и юридические лица, трудовые 1 коллективы, иностранные физические и юридические лица. Цели приватизации — создание рыночного механизмарегулирования экономики, демонополизация, стабилизация финансов, пополнение бюджетов всех уровней, рост эффективности производства и его объемов, повышение стимулов к труду; - получение государством в процессе приватизации максимальной прибыли от реализации государственной собственности. Деньги, вырученные от приватизации, планировалось направить для решения государственных экономических и социальных задач. Приватизация собственности шла по формам — частное предприятие, народное предприятие, малое предприятие, совместное предприятие, аренда с правом выкупа, закрытые и открытые акционерные предприятия. Средства, которые привлекались на приватизацию, — ваучеры, сертификаты, купоны, денежные сбережения населения, приватизационные счета и фонды стимулирования предприятий, вклады иностранных инвесторов. Способы приватизации. В России приватизация осуществляется через акционирование, аукционы, коммерческие инвестиционные конкурсы, выкуп арендованного имущества, продажу имущества ликвидируемых заводов и фабрик, незавершенных строительных объектов и т.д. Основным способом приватизации стало акционирование. Источником финансовых средств при приватизации стали приватизационные чеки (ваучеры) и личные сбережения населения. Ваучеры скомпрометировали всю идею приватизации. Приватизировать — это не значит, что все предприятия нужно передать в руки частного сектора. Нельзя приватизировать все государственные предприятия во всех отраслях народного хозяйства. Не могут быть переданы в частную собственность и такие объекты, как недра, леса, водные ресурсы, военное производство, учебные заведения и т.д. Организатором приватизации выступило Госкомимущество РФ, продавцом — фонд Федерального имущества, покупателями —юридические и физические лица. Составной частью экономических преобразований в России стала аграрная реформа, в ходе которой земля и все основные фонды колхозов и совхозов были поделены на паи между работниками этих хозяйств, затем эти паи каждый крестьянин был волен сдать в аренду, продать, завести свое фермерское хозяйство или оставаться в рамках бывшего колхозного или совхозного коллектива, но уже на правах акционера. В ходе приватизации перед Россией встала проблема не допускать появления монополий. С этой целью был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Для проведения в жизнь этого закона и связанных с ним актов в 1991 г. был создан специальный орган — Государственный комитет по антимонопольной деятельности и поддержке новых экономических структур. Антимонопольное законодательство призвано обеспечить законными средствами развитие конкуренции в России. Оно запрещает и объявляет незаконными договоры между конкурентами, имеющие перед собой цели территориального деления рынка и назначение оговоренных цен. Финансовая оценка приватизируемой собственности осуществлялась на основе балансовой стоимости, рыночной стоимости, остаточной стоимости и условной оценочной стоимости. Однако из-за высокого уровня инфляции, которая была в эти годы, оценка предприятий оказалась заниженной, что позволило выкупить предприятия по очень низким ценам. Средства, полученные от приватизации, правительство планировало направить на финансирование основных социальных и экономических программ, создание новых рабочих мест и сохранение существующих, поддержку предпринимательства и малого бизнеса, погашение государственного долга, социальное обеспечение. Однако ожидания не оправдались. Инфляция, оценка приватизируемых предприятий по остаточной стоимости не дали больших поступлений в бюджет. В ходе приватизации государственный бюджет получил в 10 раз меньше ожидаемого.
Раздел III. Основы макроэкономики
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |