Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления, формы и методы государственного макроэкономического регулирования




 

Под государственным макроэкономическим регулирова­нием понимается система мер законодательных, исполнитель­ных и контролирующих органов по адаптации хозяйственной системы к меняющимся условиям.

Целью государственного регулирования является достижение экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности и конкурентных преимуществ национальным предприятиям на мировом рынке.

При рассмотрении направлений, форм и методов государственного регулирования необходимо учитывать ряд следующих моментов:

— роль государства неправильно связывать с каким-то одним или двумя показателями развития экономики, например с удельным весом государственной собственности, долей ВВП, распределяемой государством. Механизм государственного регулирования намного сложнее и многообразное;

— направления, формы и методы государственного регулирования не являются постоянными. Неизменными остаются классические функции, в том числе защита прав собственности; обеспечение свободы предприятия, стимулирование деловой активности, борьба с монополистическими тенденциями, регулирование денежного обращения;

— развитие НТП, изменение структуры производства приводит к изменению функции государства. Также происходит постоянный переход от прямых к косвенным формам воздействия государства на экономику;

— роль государства принципиально меняется в зависимости от этапа становления и развития рыночных отношений. Рыночная самоорганизация неэффективна в период перехода от одной экономической системы к другой. В переходный период роль государства должна быть существенна. Главными функциями государства на этом этапе являются: утверждение новой системы отношений собственности, содействие становлению предпринимательства, формирование рыночной инфраструктуры.

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются в зависимости от исторических традиций, типа национальной культуры, масштабов страны, ее геополитического положения.

Важнейшими направлениями и сферами государственного регулирования выступают:

разработка долгосрочной экономической стратегии, которая реализуется через различные формы промышленной политики, в том числе структурной, природоохранной, энергетической, научно-технической, инвестиционной и т. д. В результате смягчается циклическое развитие, возрастает предсказуемость экономического развития. Формами, осуществляющими долгосрочные экономические стратегии, являются индикативное планирование, программирование и прогнозирование;

определение социальной стратегии, включающей политику доходов, цен, занятости, социальной защиты, социальных га­рантий, охрану окружающей среды, улучшение качества жизни;

стимулирование развития конкурентно-рыночной среды, в том числе обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировом рынке путем создания более благоприятных условий для отечественного предпринимательства, поддержание конкурентоспособности в тех сферах, в которых эти преимущества не могут быть реализованы только через рынок. Это формирование инфраструктуры, осуществление налоговых льгот, создание инновационного климата и т. д.;

антимонопольное регулирование.

Формы и методы государственного регулирования (инструменты) можно свести в три блока.

Административное регулирование включает лицензирова­ние, контроль над ценами, доходами, валютным курсом, учетной ставкой и т. д. Эти методы регулирования имеют силу приказа и не опираются на экономические стимулы;

Правовое регулирование осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых норм и правил.

Экономическое регулирование может быть прямым и косвенным.

Прямое регулирование предполагает использование многообразных форм безвозвратного целевого финансирования секторов, территорий, предприятий. Сюда входят субвенции, или прямые субсидии, которые включают различные дотации, пособия, доплаты из бюджетов и внебюджетных фондов различных уровней, а также льготное кредитование. Этот вид регулирования способствует выравниванию финансового положения субъектов экономики, защите наиболее уязвимых секторов экономики, мало­обеспеченных слоев населения, достижению приоритетных целей экономического развития.

Косвенное регулирование включает рычаги кредитно-де­нежной, налоговой, амортизационной, валютной, тарифно-тамо­женной политики. Через эти рычаги государство влияет на поведение хозяйствующих субъектов, но не на само производство. Указанные меры носят, как правило, безадресный характер.

Те или иные формы государственного регулирования используются в зависимости от ситуации в стране и обычно не в чистом виде, а в сочетании. Наиболее ярко целостность этих рычагов проявляется в контрактной системе государственных закупок и заказов. По существу, она является ядром государственного механизма хозяйствования.

Через контрактную систему частный бизнес вовлекается в осуществление государственных программ, решение приоритетных задач. При заключении контракта на выполнение государственного заказа возникают договорные отношения между заказчиком (государством) и подрядчиками (частными фирмами), которые регулируются вышеперечисленными формами. В итоге через государственное регулирование достигается взаимоувязка государственных (общественных) и частных интересов.

Государственное регулирование сегодня осуществляется на наднациональном, национальном, территориальном и корпоративном уровнях. Поэтому субъектами государственного регулирования являются: межгосударственные образования типа ЕС, непосредственно государство, территориальные органы власти (края, области, муниципальные органы), а также транснациональные корпорации.

 

 

Контрольные вопросы по теме 11

 

1. Что понимается под экономическим ростом?

2. Какими показателями измеряется экономический рост?

3. В чем отличие экстенсивного, интенсивного и инновационного типов экономического роста?

4. Чем объясняется цикличность развития экономики различными теориями?

5. Какие виды циклов Вы знаете?

6. Чем отличаются длинноволновые циклы от промышленных экономических циклов?

7. Каковы фазы промышленного цикла и чем они характеризуются?

8. Охарактеризуйте современные особенности цикла.

9. В чем состоит государственное регулирование экономики?

 

Раздел IV. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.