Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генераторные установки




19.5.

19.4.

19.3.

19.2

Номы и классификация затрат рабочего времени

Значение и содержание технического нормирования труда

Под техническим нормированием труда понимается процесс установления для конкретных организационно-технических условий научно обоснованных норм времени, необходимых на выполнение единицы заданной работы; норм выработки — количества единиц продукции (штук, метров, тонн и т. п.), которое должно быть изготовлено в единицу времени (час, смену и т. д.), или норм численности рабочих, ИТР или служащих, необходимой для выполнения определенного объема работы или обслуживания определенного числа производственных объектов.

Техническое нормирование труда на предприятии — важная составная часть его научной организации. Оно является необходимым условием планомерного формирования и распределения трудовых ресурсов, а также предпосылкой планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Нормирование труда играет важную роль в процессах разделения труда и его кооперации, основывающихся не только на качественных, но и на количественных пропорциях в затратах труда различных категорий работающих. Непрерывное совершенствование техники и организации производства неизбежно сопровождается пересмотром норм. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 - 1985 годы и на период до 1990 года» указано на необходимость «Существенно улучшить нормирование всех производственных ресурсов, систематически пересматривать устаревшие и внедрять прогрессивные нормы, соответствующие современному уровню техники, технологии, организации производства и труда. Усилить мобилизующую роль технически обоснованных норм в осуществлении режима экономии и укреплении хозрасчета».

Мерой затрат труда является рабочее время, выраженное в минутах, часах, днях, поэтому уровень производительности труда характеризуется количеством времени, затрачиваемым на выполнение данной работы. Чем оно меньше, тем выше производительность труда, а «это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя».

Экономия затрат труда при высоком качестве продукции является показателем совершенства технологии и организации производства. В этих условиях особое значение приобретает техническое нормирование труда. Оно имеет своей целью раз работку и внедрение технически обоснованных норм времени и выработки, всемерно способствующих более полному выявлению и использованию резервов повышения производительности труда и улучшению использования производственных мощностей.

Технически обоснованные нормы используются в различных сферах производственной деятельности:

при проектировании — для выбора оптимального варианта технологических процессов;

при организации заработной платы — являясь мерой количества труда, норма ложится в основу распределения выделенной части фонда потребления соответственно социалистическому принципу — по количеству и качеству труда; она выступает важным фактором роста производительности труда и ликвидации «уравниловки» в оплате труда;

при технико-экономическом планировании — для расчета производственных мощностей, обоснования численности работников предприятия (объединения) и составления плановых заданий предприятия;

при оперативном планировании производства — для разработки планово-производственных нормативов, составления календарных графиков запуска — выпуска продукции и других целей.

Техническое нормирование в социалистической промышленности не ограничивается расчетом норм времени, норм выработки и норм численности. Оно включает систематическое изучение организации производственных процессов и передового опыта, структуры нормируемых операций и исследование затрат рабочего времени на их выполнение; разработку нормативов для установления технически обоснованных норм, организацию освоения норм путем систематического инструктажа рабочих; контроль, анализ выполнения норм и разработку мероприятий, способствующих дальнейшему росту производительности труда.

По мере развития технологии, организации производства и повышения культурно-технического уровня кадров нормы должны пересматриваться и заменяться более прогрессивными, отражающими новый уровень технологии и организации производства, возросшую квалификацию кадров.

В капиталистическом обществе нормирование труда выступает орудием накопления прибыли. Перед нормированием труда ставится цель — «научно» обосновать наиболее высокие нормы выработки, а резервная армия труда позволяет в любой момент заменить человека, потерявшего возможность выполнять эти нормы.

 

Под технически обоснованной нормой понимается устанавливаемое для определенных организационно-технических условий бремя на выполнение данной работы (операции), исходя из рационального использования производственных возможностей оборудования и рабочего места, с учетом передового производственного опыта.

При установлении технически обоснованных норм следует исходить из рационального технологического процесса и научной организации труда, соответствующих особенностям конкретного производства, а также из выполнения работы рабочими должной квалификации, уровень производительности труда которых превышает среднюю производительность труда рабочих, занятых на аналогичных работах, и соответствует устойчивым показателям выработки передовых рабочих (но не отдельным рекордным достижениям).

В машиностроении нормы затрат труда, как правило, устанавливаются на операции. Операцией называется часть производственного процесса, выполняемая над предметом труда одним рабочим или бригадой на одном рабочем месте. Для технологического анализа операции делятся на установы, позиции, переходы, проходы. Для целей исследования и нормирования труда операции делятся на трудовые элементы: движения, действия, приемы и комплексы приемов. Они должны иметь наиболее правильное сопряжение в структуре операции.

Трудовое движение является первоначальным элементом трудового процесса и представляет собой однократное действие рабочего, например, протянуть руку, взять заготовку, поднести заготовку к патрону и т. д.

Прием — это группа трудовых движений, связанных одним целевым назначением. Приемы могут быть основными и вспомогательными. С помощью основных (технологических) приемов достигается технологическая цель данной операции, например, проточить, зенковать. Вспомогательные приемы обеспечивают выполнение основных приемов (например, вставить заготовку в патрон, подвести инструмент, отвести инструмент).

Комплекс приемов — это группа приемов, объединенных по технологическому признаку (например, снять обработанную деталь и установить заготовку). Комплекс характеризуется непрерывностью выполнения приемов в соответствии с технологией процесса.

Степень расчленения операции на составляющие ее элементы зависит от цели исследования и типа производства. В массовом производстве операция расчленяется на приемы и движения. В серийном производстве только массовые операции расчленяются на приемы, а остальные — на комплексы приемов. В единичном производстве только серийные операции расчленяются на комплексы приемов, а все остальные нормируются по укрупненным нормативам на операцию в целом. Степень дифференциации операции обусловливает различную точность устанавливаемых норм.

По времени действия нормы разделяют на постоянные и временные. Под постоянными понимают нормы на повторяющиеся операции, установленные для относительно устойчивого производства и действующие в течение длительного периода до соответствующих изменений условий работы. Под временными понимают нормы на операции, установленные на период освоения новой продукции или новых технологических процессов (обычно на 3—4 мес.).

Для целей нормирования исследуется работа исполнителя и оборудования на протяжении смены или иного отрезка времени. Изучение затрат времени и их анализ осуществляются с применением принятой в машиностроении классификации затрат времени. По этой классификации (рис.18.1) все затраты рабочего времени на протяжении рабочего дня (смены) разделяют на время работы и время перерывов.

Время работы включает подготовительно-заключительное время, основное (технологическое) время, вспомогательное время, время обслуживания рабочего места.

Подготовительно-заключительное время Тпз рабочий затрачивает на ознакомление с порученной ему работой, на подготовку к ней, а также на выполнение действий, связанных с ее окончанием. Это время затрачивается один раз на всю партию или на рабочий день. К подготовительно-заключительной работе относятся: получение задания и ознакомление с работой, изучение технологической документации, сдача работы мастеру или контролеру-приемщику и т. д. При работе на станках к подготовительной работе относятся также установка специальных приспособлений, наладка и

Рис.18.1. Классификация затрат рабочего времени

 

установление режима обработки, если эти работы выполняются один раз для всего заданного объема работы или для партии деталей.

Основное (технологическое) время То представляет собой время, в течение которого непосредственно осуществляется цель технологического процесса — изменение формы, поверхности и размеров детали, изменение механических свойств и внутренней структуры материала и т д. Основное время в операции может быть машинным tм, машинно-ручным tмр и ручным tр.

Вспомогательное время Тв затрачивается на действия, обеспечивающие выполнение элементов основной работы, например, на установку и съем детали, подвод и отвод инструмента, пуск и останов механизма, измерение детали. Действия, входящие в категорию вспомогательного времени, могут быть ручными, машинно-ручными и машинными. В норму включается только та часть вспомогательного времени (t'в), которая связана с действиями, не перекрываемыми другими приемами и действиями.

Время обслуживания рабочего места охватывает время, затрачиваемое рабочим на уход за рабочим местом на протяжении смены (работы). Оно подразделяется на время технического и организационного обслуживания.

Время технического обслуживания рабочего места Тто затрачивается на смену инструмента, на регулировку и подналадку механизма в процессе работы, на правку инструмента и другие действия рабочего, связанные с уходом за рабочим местом при выполнении работы.

Время организационного обслуживания рабочего места Тоо включает затраты времени рабочего на уход за рабочим местом в течение рабочей смены (раскладка и уборка инструмента в начале и в конце смены, смазка и чистка механизмов, уборка рабочего места).

Время перерывов, не зависящих от рабочего, Тпн включает технологические перерывы в работе, вызываемые ходом технологического процесса, например в работе токаря время машинно-автоматического действия станка, и перерывы, вызванные организационно-техническими неполадками, например ожиданием работы, нарядов, материала, инструмента и т. п.

Время перерывов, зависящих от рабочего, Тпр подразделяется на а) перерывы, предусмотренные на производственную гимнастику, отдых и личные надобности Тотл, оно для всех работающих предусматривается в размере 2—2,5 % времени рабочей смены; б) перерывы, допущенные рабочим, Тп; к ним относятся перерывы, обусловленные нарушениями трудовой дисциплины — опозданием на работу, уходом до звонка на обед, опозданием после обеденного перерыва и т. д.

Рассмотренная классификация затрат рабочего времени является основой для определения структуры технически обоснованной нормы времени на операцию (рис.18.2). В норму включаются лишь те категории рабочего времени, которые необходимы для выполнения заданной работы. Соответственно этому структурная формула нормы времени на операцию будет содержать следующие категории затрат времени:

tшк= tпз + to +t´в + tтo + too + tотл. (1)

 

Современные политические системы устроены так, что от лица общества каждому гражданину, обратившемуся в службу занятости, даются гарантии в получении бесплатного набора услуг по содействию трудоустройству в зависимости от индивидуальных возрастных, профессиональных, квалификационных и иных особенностей. Под государственным стандартом минимальных государственных гарантий в сфере контроля занятости подразумевается действующий на всей территории страны минимальный набор услуг, который бесплатно предоставляется ищущим работу гражданам в интересах их трудоустройства. Такой стандарт устанавливается при выходе незанятых на рынок труда.

Рынок труда - это связанная с колебаниями спроса и предложения рабочей силы система социально - экономических отношений.

Рынок труда функционирует наряду с другими рынками: сырья, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг, и является главной структурой рыночной экономики любого типа, так как в его рамках определяются основные условия воспроизводства жизни населения страны.

К основным элементам рынка труда относятся:

- сегмент рынка спроса на рабочую силу, информация о котором собирается органами государства, благодаря чему работники, предлагающие свой труд, вправе рассчитывать на бесплатные услуги по трудоустройству или на социальную защиту на период безработицы;

- неконтролируемый государством сегмент рынка труда, где работники, сохраняя статус занятых, стоят перед угрозой потери работы, а также совокупность скрытых безработных и скрытно занятых в нелегальной экономике;

- рынок труда по совместительству (вторичной занятости), то есть сегмент рынка труда, где уже занятые по основному месту работы граждан, ищут места труда для дополнительного приложения своих сил;

- региональные и отраслевые рынки труда. Региональные рынки ограничены административно-территориальными границами, отраслевые рынки – это совокупность работников и работодателей, формирующих спрос и предложение труда в сфере определенных профессий и видов экономической деятельности.

В каждый данный момент времени колебательное состояние рынка труда и занятости характеризуется рядом параметров показателей. К основным показателям относятся:

- коэффициент экономической активности населения (отношение общей численности занятых и безработных к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте);

- показатель уровня безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения);

- временная продолжительность безработицы, рассчитанная для отдельных групп в месяцах и днях.

Контроль государства за рынком труда ориентирован на достижение следующих целей:

- трудоустройство в максимально короткие сроки незанятых граждан;

- удовлетворение спроса работодателей на работников нужных профессий и специальностей;

- стимулирование спроса на труд в целях расширения возможностей трудоустройства за счет поощрения предпринимательства и самозанятости, организации общественных работ, создания специализированных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью или испытывающих особые трудности в процессе поиска работы;

- повышение рыночной конкурентоспособности безработных;

- социально-трудовая адаптация части безработных, нуждающихся в дополнительной поддержке государства для реинтеграции в производство;

- социальная защита в виде материальной поддержки безработных.

Действенность государственного контроля занятости можно оценить реализацией следующих принципов:

1.Приданием политического приоритета мерам по контролю занятости посредством стимулирования спроса на труд (создание новых рабочих мест и переподготовка кадров, а также их профессиональной ориентация) в сравнении с мерами по социальной защите безработных.

2.Определением эффективности поддержки за счет бюджетов всех уровней тех сегментов рынка предложения труда, которые обеспечивают трудоустройства большего количества безработных в наиболее короткие сроки.

3.Учетом специфических интересов региональных, отраслевых и социально-демографических групп работников в планах по проведению государственной политики занятости.

4.Упором на решение проблем в депрессивных с точки зрения спроса на рабочую силу регионах и отраслях.

5.Степенью реализации мер по социальной защите безработных, направленных на предотвращение их профессиональной, социальной и человеческой деградации.

Основные задачи государственного контроля занятости состоят в следующем:

- трудоустройство экономически активного населения на более высокооплачиваемую работу путем стимулирования экономического роста;

- увеличение числа высокооплачиваемых рабочих мест за счет преимущественной поддержки эффективных производств;

- повышение качества рабочей силы за счет роста профессионализма и конкурентоспособности на рынке труда путем развития профессионального образования;

- минимизация уровня безработицы, сокращение длительности периода безработицы;

- обеспечение социальной защиты безработных на достаточном для предотвращения явлений деградации уровне;

- контроль над трудовой миграцией с учетом интересов собственных граждан и потребностей экономики в рабочей силе.

В настоящее время в большинстве западных стран основным способом борьбы с трудовой незанятостью служит создание и функционирование систем обязательного социального страхования от безработицы (страхование занятости). Первые из них зародились на рубеже XIX -XX вв. (одной из первых стран была Бельгия).Ориентированные на борьбу с незанятостью политические партии всегда могли рассчитывать на активную поддержку профсоюзов.

Обязательное страхование занятости стало составляющей национальных систем социальной защиты развитых стран мира еще к концу 1940 -х гг. ХХ в.

Опыт построения таких систем разнообразен, так как их основные параметры различаются в зависимости от уровня экономического развития страны и целей проводимой государственной политики занятости. Однако все они решают аналогичные задачи — недопущение резкого падения уровня жизни граждан, потерявших работу, поддержание уровня жизни безработных на социально приемлемом уровне, позволяющем им сосредоточиться на активном поиске работы.

Основными параметрами, отличающими системы страхования на случай безработицы в различных странах, являются централизованный или децентрализованный принцип построения социально-страховой системы, размеры страхового тарифа, вклад работника и работодателя в его уплату, условия предоставления права на пособие по безработице, размер пособия и продолжительность его выплаты, система привлечения незанятых к общественным работам, развитость программ переобучения и помощи в трудоустройстве.

Различаются способы финансирования этих систем - из общей массы налоговых поступлений в государственный бюджет или с использованием страхового механизма, то есть финансироваться из сумм обязательных страховых взносов (что не исключает участия средств государственного бюджета).При этом взносы могут платиться только работодателями или оказаться разделенными на две части: часть, уплачиваемую работодателем – обычно большую, и часть, уплачиваемую работником – обычно несколько меньшую. В любом случае ставку взноса считают как строго определенный национальным законодательством процент к фонду оплаты труда занятых на данном предприятии работников.

Процесс становления и развития системы защиты от безработицы занял в развитых странах не одно десятилетие. Его основные этапы достаточно подробно отражены в международных правовых документах Международной организации труда (МОТ), принятых на протяжении ХХ в. и обобщающих практику формирования данной системы в различных странах за относительно продолжительный промежуток времени.

В ряде стран действует прямое (нестраховое) государственное управление процессами борьбы с безработицей. Для этого в системе государственных учреждений создается особый орган, который наделяется бюджетными средствами и властными полномочиями для сокращения незанятости и организации выплаты компенсаций незанятым в виде пособий.

Здесь различия состоят в централизации и децентрализации системы этих органов, щедрости государственного финансирования, способности проводить активные мероприятия по предотвращению безработицы и трудоустройству незанятых. В некоторых странах борьба с незанятостью является функцией одного общенационального органа и иерархически соподчиненных ему подразделений на местах. В других государствах это задача региональных властей, иногда муниципалитетов, порой этим занимаются профсоюзы. В компенсации последствий незанятости, трудоустройстве безработных принимают участие и дополнительные системы: частные страховые компании.

Многие компании предоставляют увольняемым работникам щедрые выходные пособия и оплачивают им (обычно частично) обучение по новой специальности/профессии. Это случается, если данные условия прописаны в трудовом договоре.

Важна роль смежных социально -страховых структур. Например, в ФРГ профессиональные ассоциации страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принимают активное участие в совместном с государственным и общественным финансированием земельных реабилитационных центров. Конечно, в первую очередь они оплачивают профессиональную реабилитацию пострадавших от производственных травм, вследствие которых трудоспособность оказалась ограниченной. В то же время из своих средств они предоставляют предпринимателям часть инвестиций, необходимых для дооборудования рабочих мест с тем, чтобы сделать их пригодными для работы инвалидов.

Список рекомендуемой литературы:

1. Кабалина В., Козина И. Государственная и частные службы занятости на рынке труда /Ин –т сравнит. исслед. трудовых отношений.- М.:РОССПЭН, 2000.

2. Капелюшников Р.И.Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации.– М.: ГУ ВШЭ,2001.

3. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В.Право социального обеспечения. Учебное пособие +Практикум.– М.: Книжный мир, 2006.

4. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю.Социальная политика.– М.: Издательский дом ГУ ВШЭ,2004.

5. Горкин А.П., Карелова Г.Н., Катульский Е.Д.Социальная энциклопедия.– М.:Большая Российская энциклопедия,2000.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятию «государственный стандарт минимальных государственных гарантий в сфере контроля занятости».

2. Что такое рынок труда?

3. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы рынка труда.

4. Каковы показатели состояния рынка труда?

5. Перечислите принципы государственного контроля занятости.

6. В чем заключается суть обязательного страхования занятости в РФ?

 

 

 

 

 

 

Рис. 3,1. Принципиальная схема генераторной установки:

Uф, Uл, Ud соответственно фазное, линейное и выпрямительное напряжения, 1,2,3- обмотки трех фаз статора; 4 - диоды си­лового выпрямителя;

5 - аккумуляторная бата­рея; 6 - нагрузка; 7 - диоды выпрямителя обмот­ки возбуждения, 8 - обмотки возбуждения; 9 - регулятор напряжения

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.