КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Волгоград 2006
Рабочая тетрадь Теория Экономическая Кравченко Е.Н. Монина Е.С.
Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент Бельских И.Е. преподаватель ВГЭТК Чупрова Л.В.
Рабочая тетрадь написана в соответствии с государственным образовательным стандартом. В ней рассматриваются общие проблемы экономической теории, микроэкономики и макроэкономики, а также механизмы макроэкономического регулирования, внешнеэкономическая деятельность. Большинство экономических законов и явлений иллюстрируется схемами и графиками, что позволяет наглядно представить их действие. После каждой темы предложен перечень вопросов для повторения, домашнее задание. Тетрадь содержит глоссарий (словарь терминов), список литературы, которые могут использоваться студентами при самостоятельной работе с тетрадью, или в случае углубленного изучения дисциплины «Основы экономической теории». Даная тетрадь предназначена для студентов II курсов средних специальных учебных заведений, обучающихся на специальностях: 080110 (0601) «Экономика и бухгалтерский учет», 080501 (0602) «Менеджмент», 080112 (0607) «Маркетинг», 080108 (0604) «Банковское дело», 080106 (0603) «Финансы и кредит», 080113 (0606) «Страховое дело». Оглавление
Предисловие Ни одна книга не может превратить осла в мудреца или сделать гения из человека, не имеющего способностей … Питер Друкер американский экономист
На современном историческом этапе развития России, когда рыночные экономические отношения стали основными, интерес к экономическим знаниям резко возрос. Без этих знаний практически невозможен успех в жестких условиях рыночной конкуренции, недостижимы стабильность и высокие доходы как отдельных предприятий, так и отдельных предпринимателей, граждан общества. Формирование грамотного бухгалтера, страховщика, менеджера, банкира, финансиста, маркетолога не возможно без знания экономической теории, без представлений о тенденциях развития экономической жизни общества. Современная экономика - это не только новые экономические отношения, новые экономические связи, но это совершенно новая психология, качественно новое мышление. Современный специалист - это не просто исполнитель, это человек, который на базе экономического анализа может принять решение и нести ответственность за него. Данная рабочая тетрадь подготовлена в соответствии со стандартами и программой по изучаемой дисциплине от 2002 года для специальностей 080110 (0601) «Экономика и бухгалтерский учет», 080106 (0603) «Финансы и кредит», 080113 (0606) «Страховое дело», 080108 (0604) «Банковское дело», 080501 (0602) «Менеджмент», 080112 (0607) «Маркетинг». Рабочая тетрадь создана с точки зрения требований и задач базового и повышенного курса указанных специальностей, изучающих «Экономическую теорию». В рабочей тетради рассматривается перечень важнейших аспектов экономического знания. В применяемой терминологии выражены категории экономической теории, в которых обобщен опыт развития человечества. Темы 1, 2 посвящены общей характеристике экономической теории, дают представление о ее структуре, функциях, эволюции экономического знания от древних цивилизаций до наших времен. Широко представлена история развития экономической жизни, основные положения экономических школ рассматриваются тезисами в рамках одной темы и раскрываются более подробно при изучении основного материала. Что позволяет студентам оценить значимость накопленного опыта не только в качестве эстетического воспитания, но и с позиций практического применения полученных знаний в современных экономических условиях. Темы 3, 4, 5 рассматривают такие вопросы, как: экономические системы, потребности и альтернативные возможности, процесс производств и воспроизводства. Темы 6, 7, 8. 9, 10 исследуют экономические отношения и явления в рамках отдельных хозяйственных единиц. В этих темах рассматриваются такие проблемы, как: спрос и предложение, эластичность, поведение потребителя на рынке, поведение производителя: расчет издержек производства, выбор оптимального объема производимой продукции, получение максимальной прибыли от реализации. Темы 11, 12, 13, 14 посвящены характеристике видов конкурентной борьбы, выведение общих закономерностей поведения, положительных и отрицательных последствий существования той или иной формы конкурентной борьбы на рынке. В темах 15, 16, 17 дается характеристика основных факторов производства (капиталу, труду, земле), рассматриваются спрос и предложения, а также формирование цены на каждый их в условиях рыночной конкуренции. Темы 18, 19 отражают понятие общественного благосостояния, внешних эффектов, оказывающих воздействие на экономику страны, а также роль государства при распределении доходов населения. Темы 20, 21 содержат анализ экономической системы в целом, систему национальных счетов, совокупный спрос и совокупное предложение, макроэкономическое равновесие и макроэкономическую нестабильность. Темы с 22 по 30 анализируют проблемы государственного регулирования экономики на макроуровне, бюджетно-налоговая политика, спрос и предложение денег, социальная политика, проблемы занятости и безработицы, предпосылки и условия экономического роста страны. В темах 31,32,33 рассматривается виды и значение внешнеэкономического взаимодействия нашего государства с остальным миром. Дается характеристика международной торговле, международной миграции капиталов и человеческих ресурсов, формируется представление о международной валютной системе. В теме 34 рассматриваются проблемы переходной экономики, отражаются этапы приватизации собственности в России и за рубежом.
Каждая тема завершается ключевыми вопросами и заданиями, позволяющими студенту проверить степень усвоения основного материала. Помимо этого, в пустых строчках после слова: «задание» необходимо записывать номера практических заданий и упражнений по теме, представленных в практикуме «Экономическая теория» Мониной Е.С., Кравченко Е.Н.
Большое внимание в изложении материала уделяется межпредметным и внутрикурсовым связям, которые способствуют не отрывочному, а комплексно-детальному усвоению материала студентами.
Чтобы обратить внимание студентов на материал, который необходимо повторить используется значок с указанием соответствующей темы и страницы. Знак! применяется в тех случаях если необходимо обратить особое внимание на материал, либо, выделенная таким образом информация, требует обсуждения.
Особенностью рабочей тетради является доступность изложения материала и ее наглядность: использование схем, рисунков, графиков иллюстрирующих изучаемое явление, систематизирующих и обобщающих учебный материал.
В рабочей тетради использованы теоретические предпосылки обще признанных исследователей экономических процессов: Д.М. Кейнса («Общая теория занятости, процента и денег»), В.Ойкена («Основные принципы экономической политики»), А.Смита («Исследования о природе и причинах богатства народов»), К. Маркса («Капитал»). В качестве основных источников использовались учебники и учебные пособия Камаева В.Д., Лобачевой Е.Н., Слагода В.Г., Станковской И.К., Стрелец И.А., Воробъевой Е.В., Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Кучукова Р.А., Кузякина А.П., Баликоева В.З.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |