Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория поведения потребителя

Тема 9. Анализ потребительского поведения

Рыночный спрос формируется на основе принятия решений множеством отдельных потребителей.

Потребительское поведение можно рассматривать не только с позиции частного лица, каждая фирма, производящая определенное благо, также выступает как потребитель. Отсюда формируется потребительское поведение фирмы[38].

Потребительское поведение [39] - _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рациональное потребительское поведение [40] - __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исходя из этого потребительское поведение зависит от:

1. ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
 
!


Приобретая какой-либо товар, потребитель удовлетворяет свою потребность тем самым, принося пользу. Полезность также определяет поведение потребителей, так чем больше пользы от товара, тем больше спрос на него.

 

Полезность - степень удовлетворения, получаемая человеком [41].

Полезность не имеет математического выражения, она абстрактна, не ощутима. Каждая дополнительная единица блага увеличивает полезность. Величина, этой новой полезности (увеличенной на единицу блага) называется предельной полезностью.

Предельная полезность - ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Предельная полезность рассчитывается по формуле:

 
 

 

 


где: ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теория предельной полезности опирается на следующие основные положения:

 

1. Закон убывающей предельной полезности - полезность, приносимая каждой последующей единицей данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара.

Например, человек приобретает телевизор, если оценивать предельную полезность в баллах, то полезность первого телевизора можно оценить в 10 баллов. Если купить второй телевизор, то его можно будет поставить на кухне (предельная полезность 8 баллов). Третий телевизор можно поставить в спальне (предельная полезность 5 баллов). Четвертый телевизор в принципе не нужен (предельная полезность 0 баллов). Пятый имеет «отрицательную полезность», т.к. его уже некуда ставить (предельная полезность -3 балла).

Таким образом, максимальный уровень удовлетворенности в этом случае достигается при наличии трех телевизоров: 10 + 8 + 5 = 23 балла.

После приобретения четвертого и пятого телевизоров, удовлетворенность от обладания дополнительными телевизорами падает: 23 + 0 - 3 = 20 баллов.

 

2. Потребительское равновесие (максимизация полезности) - это точка где достигается максимизация полезности всех товаров из набора, приобретаемого за счет личного бюджета, т.е. когда общая полезность на может быть увеличена и потребитель перестает создавать новые комбинации в своем потреблении. Это происходит тогда, когда предельная полезность на 1 рубль одного блага равна предельной полезности, получаемой потребителем на каждый рубль другого блага.

Рассмотрим потребительское равновесие на примере (таб. 6). Рассмотрим поведение потребителя при доходе в 10 рублей и наборе товаров, состоящем из товаров А и Б и ценах на них – 1 и 2 руб. Определим предельную полезность каждой единицы товаров в баллах, а предельную полезность на 1 руб. по предыдущей формуле:

Таблица 6

Полезность товаров

    Единица товара А Товар А (цена 1 руб.)     Единица товара Б Товар Б (цена 1 руб.)
Предельная полезность Пре- дельная полезность на 1 руб. Предельная полезность Пре- дельная полезность на 1 руб.
I     I    
II     II    
III     III    
IV     IV    
V     V    
VI     VI    
VII     VII    

 

Проследим поведение покупателей и заполним таблицу 7

Таблица 7

Результаты выбора потребителей

Возможность выбора Полезность на 1 руб. Решение Истраченный доход Остаток
I ед тов. А I ед тов. Б   I ед тов. Б    
I ед тов. А II ед тов. Б   I ед тов. А II ед тов. Б 1 2 3  
II ед тов. А III ед тов. Б   III ед тов. Б    
II ед тов. А IV ед тов. Б   II ед тов. А IV ед тов. Б 2 3  

 

При первой возможности выбора покупатель выбирает между I ед. товара А и I ед. товара Б, имея 10 рублей. Товар А на каждый потраченный рубль принесет ему полезность равную 20, а товар Б – 24. Предпочтение отдается товару Б, т. на 1 руб. он принесет большую полезность. Покупатель приобретает I ед. товара Б и у него остается 8 руб. При второй возможности он стоит перед I ед. товара А (т. к. товар А еще не купил) и II ед. товара Б. Здесь полезность у двух товаров одинаковая и он покупал оба потратив 3 рубля. Остается 5 руб. При третьем выборе - II ед тов. А и III ед тов. Б. Полезность у которых – 16 и 18 соответственно. Выбирается товар Б с большей полезностью. Остается 3 руб. Четвертый выбор между II ед тов. А и IV ед тов. Б, полезность у которых одинакова, приобретаются оба.

В итоге оптимальным для данного потребителя при данном уровне дохода явилась покупка 4 ед. тов. Б и II ед. тов. А. Для данного покупателя достигнуто состояние равновесия.

Когда отношение предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны, достигается потребительское равновесие, которое можно выразить следующей формулой.

 
 
МU1 МU2 МUn ----------- = ---------- … = ----------- Р1 Р2 Рn

 


Где:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ценовая эластичность предложения | Бюджетная линия. Кривая безразличия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.