Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетная линия. Кривая безразличия

N – количество товаров

В примере

МUА МUБ 16 32 ----------- = ---------- = ----------- = ---- РА РБ 1 2

3. Общая полезность (TU) - это сумма предельных полезностей потребляемых благ.

Если вспомнить пример, то она составляет при покупке:

2-х телевизоров - 18 баллов (10+8);

3-х телевизоров - ____________________________________________________________

4-х телевизоров - ____________________________________________________________

5-ти телевизоров - ___________________________________________________________

 
 
!


Полезность не стоит путать с пользой. Например, курение опасно для здоровья, следовательно, нельзя говорить о пользе сигарет. Но с точки зрения потребителя, сигареты обладают «полезностью» - способностью удовлетворить потребность курильщика в никотине.

 

Бюджетные ограничения - ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Бюджетное ограничение позволяет потребителю создавать комбинацию благ, которые он может купить исходя из своего дохода.

Рассмотрим пример. Студент колледжа получает стипендию - 100 руб. Допустим, что он собирается потратить ее на пирожки и сок. Пирожок стоит 4 руб., а сок 10 руб. Если студент потратит деньги только на пирожки, он купит их 25 шт. Если только на сок - 10 стаканов. Альтернативная стоимость одного стакана сока равна 2, 5 пирожка.

Для оценки возможностей потребителя используется бюджетная линия.

 

Бюджетная линия - _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На основании примера построим бюджетную линию (рис. 23).

 

                                                                               
                                                                               
                                                                             
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                             
                                                                               
                                                                               

 

Рис. 23. Бюджетная линия

Если предельные полезности разных товаров равны, т.е. отношение пользы к цене разных товаров дает одно и то же значение, то можно говорить о достижении потребительского равновесия, это состояние отражает кривая безразличия.

Кривая безразличия (кривая равных полезностей) - ______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом, кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающих одинаковый уровень полезности.

 

Если вернуться к предыдущему примеру с определенной комбинацией товаров то получим (таб. 8).

Таблица 8

Альтернативный выбор двух товаров

Выбор Сок Пирожки
А    
В    
С    
D    

 

                                                                               
                                                                             
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                             
                                                                               

Рис 24. График кривой безразличия

На кривой безразличия обозначены равно полезные комбинации двух благ в точках А, В, С, D. Эти комбинации дают потребителю одинаковые общее удовлетворение, т.е. можно воспользоваться любым выбором.

Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары товаров образуют карту безразличия (рис.25).

 

Карта безразличия – ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рис. 25. График карты безразличия

Любая точка на кривой U4 обеспечивает потребителю большую полезность. Перемещение точки из A1 в, А2 в, А3 в, А4 возможно при условии определенного материального подкрепления, т.е. возможности увеличить потребление тех или иных товаров.

На данном рисунке товар Q y остается неизменным по количеству, а потребление товара Q x увеличивается.

Переход с U1 в, U2 в, U3 в, U4 возможен при условии возрастании дохода потребителя или снижения цен на товар.

Совместим на одной координатной плоскости карту безразличия и бюджетную линию (рис.26).

 

                                                                               
                                                                             
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                             
                                                                               
                                                                               

Рис 26. График пересечения бюджетной линии и карты безразличия

Двигаясь от U1 к, U2 к, U3 , потребитель стремиться увеличить потребление и полезность, но он ограничен бюджетными возможностями.

Следовательно, более рациональный выбор будет в точке А, так как достигается равновесие потребителя.

Равновесие потребителя - ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Любое изменение означает потерю полезности.

Так в точках С и D набор продуктов менее рациональный для потребителя.

А кривая безразличия U3 для нас пока не доступна (недостаточно денег).

Рассматривая кривые безразличия и бюджетную линию, мы выходим на понятия:

 

Эффект дохода –____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Падение цены даже одного товара оказывает влияние на общий уровень цен и делает потребителей относительно богаче.

Эффект замещения –________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
 


Вопросы для закрепления:

1. Потребительское поведение, факторы на него влияющие.

2. Полезность, понятие предельной полезности.

3. Закон убывающей предельной полезности.

4. Потребительское равновесие.

5. Общая полезность.

6. Понятие бюджетных ограничений, бюджетная линия.

7. Кривая безразличия, понятие карты безразличия.

8. Равновесие потребительского поведения, изобразите графически, объясните сущность.

9. Понятия: эффект дохода, эффект замещения.

 

Задание:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория поведения потребителя | Корпорация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.