Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекція 5. Товарна політика

Основные понятия и классификация в системе национальных счетов

 

Система национальных счетов (СНС) — это центральный раздел социально-экономической статистики, представляющий собой систему взаимосвязанных показателей и классификаций, обеспечивающих описание и анализ наиболее общих результатов и пропорций экономического процесса на макроуровне. СНС возникла в середине ХХ века в наиболее развитых капиталистических странах (США, Англия, Швеция и т. д.) в ответ на потребности органов государственного управления в информации, необходимой для принятия решений по вопросам регулирования рыночной экономики. В основу СНС были положены концепции выдающихся учёных-экономистов: Дж. Кейнса, Дж. Хикса, В. Леонтьева и др.

В СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей — баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был построен на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа модели экономики, основанной на общественной собственности и централизованном планировании. Переход от БНХ к СНС был связан не только с трансформацией плановой экономики в рыночную, но и с обязательствами России перед международными организациями предоставлять им макроэкономическую информацию в соответствии с международными стандартами.

СНС является основой любой современной системы национального счетоводства. Национальное счетоводство — комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.

Модель национального счетоводства ООН можно рассматривать как некоторую теоретическую концепцию, которая включает:

· описание продукта и дохода нации, а также их движение с точки зрения равенства инвестиций и сбережений;

· модель межотраслевого баланса В. Леонтьева «Затраты-выпуск»;

· анализ движения (потоков) финансовых средств, отражающего встречное движение нематериальных благ, товаров и услуг.

В настоящее время в качестве международных стандартов выступает СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН, а также Европейская система счетов 1995 года, разработанная отделом статистики Европейского союза и представляющая собой адаптацию СНС 1993 года к условиям наиболее развитых европейских стран.

Одним из основных понятий, используемых в СНС, является институциональная единица – центр принятия независимых экономических решений в области производства, распределения доходов и их использования, инвестирования, кредитования и заимствования. Институциональная единица владеет и распоряжается активами, от своего имени принимает обязательства, вступает в экономические операции с другими институциональными единицами, составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов.

В СНС различают два типа институциональных единиц:

- юридические лица;

- домашние хозяйства - не составляют счетов и балансов, но обладают свободой принятия экономических решений; могут быть владельцами мелких некорпоративных предприятий (например, семейных ферм), которые рассматриваются как составные части домашнего хозяйства.

Важное значение в СНС имеет классификация видов экономической деятельности по отраслям в соответствии с рекомендациями Международной стандартной отраслевой классификации видов экономической деятельности (МСОК, версия 3). С этой точки зрения институциональные единицы подразделяются на заведения. Заведение – часть предприятия, которая, как правило, расположена в одном месте и занята одним видом производственной деятельности или в которой главный вид производственной деятельности занимает преобладающее место в общем объёме добавленной стоимости. Совокупность однородных заведений составляет отрасль экономики.

В соответствии с МСОК заведения, составляющие отрасль, кроме основного вида деятельности, могут иметь вторичную деятельность, поэтому в составе выпуска заведения различают основной и вторичный выпуск в зависимости от их доли в общей добавленной стоимости заведения. Затраты вспомогательных служб предприятия (например, бухгалтерии) не рассматриваются в качестве самостоятельных заведений и в их отношении не исчисляется продукция; такие затраты относятся к затратам на основную и вторичную продукцию.

В целом классификация по отраслям важна в контексте анализа производства, в котором главную роль играет технология.

Необходимо отметить, что в нашей стране также существует Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продуктов и услуг.

Другой важной классификацией в СНС является классификация основных продуктов (КОП), которая предназначена для анализа экономических операций с товарами и услугами. Эта классификация основана на физических характеристиках товаров или характере оказанных услуг, однако каждый вид товара или услуги определён таким образом, что он произведён только одним видом деятельности (отрасли) в МСОК.

Центральной классификацией, используемой в СНС, является группировка институциональных единиц в институциональные секторы, которые представляют собой группы институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими основных функций в экономическом процессе, экономического поведения и методов финансирования издержек.

В настоящее время в СНС различают пять основных институциональных секторов:

o нефинансовые корпорации (предприятия) и квазикорпорации - функция производства и продажи нефинансовых товаров и услуг по ценам, возмещающим издержки производства и обеспечивающим нормальную прибыль, т. е. по экономически значимым ценам;

o финансовые корпорации и квазикорпорации (банки, страховые компании и т. д.) - функция привлечения и аккумулирования временно свободных финансовых ресурсов и предоставления их на определенных условиях инвесторам, а также продажа вспомогательных финансовых услуг;

o государственное управление (государственные учреждения или другие единицы, контролируемые государством, которые осуществляют политические функции и регулирование экономических процессов*) - функция перераспределения дохода и капитала, а также предоставление обществу в целом и отдельным группам населения бесплатных услуг; такие услуги называются нерыночными и делятся на коллективные (оборона и т. д.) и индивидуальные (образование, здравоохранение и т. д.);

o домашние хозяйства - функция приобретения товаров и услуг на рынке, а также предоставления рабочей силы (помимо домашних хозяйств, в этот сектор включается институциональное население, т. е. лица, проживающие относительно долгое время в домах престарелых, больницах, монастырях и т. д.);

o некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства - общественные, политические, религиозные, благотворительные организации, функция которых состоит в оказании бесплатных услуг членам этих организаций или услуг по экономически незначительным ценам.

Учитывая сложность структуры государственного управления, выделение государственных институциональных единиц может представлять трудную задачу. Большинство министерств, департаментов, ведомств, советов, комиссий, судебных органов, законодательных органов и других структур, составляющих органы государственного управления, не являются институциональными единицами, поскольку они, как правило, не имеют права владеть активами, принимать обязательства или осуществлять операции от своего собственного имени. Следовательно, институциональными единицами должны быть их собственники, т. е. каждый субъект РФ, муниципальное образование и Российская Федерация сама по себе фактически являются институциональными единицами сектора государственной экономики.

В целом все структуры, финансируемые за счет ассигнований, выделяемых в соответствии с бюджетом под контролем законодательных органов, должны объединяться в одну институциональную единицу.

Следует также отметить, что применение общих принципов отнесения институциональных единиц к отдельным секторам требует известной гибкости и условных предпосылок (например, определённые государственные учреждения наряду с нерыночными могут оказывать и рыночные услуги - квазикорпорации).

Все институциональные единицы считаются резидентами данной страны. Резиденты – юридические и физические лица, которые имеют центр экономических интересов на экономической территории данной страны в течение относительно длительного периода времени, как правило, года и более.

Резидентами данной страны считаются:

- дипломаты независимо от срока их пребывания за границей;

- военнослужащие, находящиеся на военных базах за границей;

- граждане данной страны, находящиеся временно за границей в качестве туристов или в связи со служебными командировками;

- студенты, получающие образование за границей;

- все дипломатические учреждения и торговые представительства данной страны за границей;

- все предприятия, функционирующие на территории данной страны, включая совместные предприятия, предприятия со стопроцентным иностранным капиталом и филиалы иностранных компаний.

Резиденты отдельных стран мира группируются в СНС в сектор остального мира, для которого составляются счета с целью отражения операций резидентов данной страны с остальным миром.

Одной из центральных концепций СНС считается концепция расширенного воспроизводства, которая определяет сферу создания валового внутреннего продукта и национального дохода. Экономическое производство в соответствии с этой концепцией – деятельность по производству товаров и услуг, осуществляемая под контролем и под ответственностью институциональной единицы, использующей в качестве затрат труд, капитал и другие товары и услуги. В экономическое производство входят:

o производство всех товаров (для продажи, бартера, собственного потребления, оплата труда в натуральной форме и т. д., кроме услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, уборке, воспитанию детей);

o производство нефинансовых услуг для реализации их на рынке;

o деятельность финансовых учреждений (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний и т. д.);

o производство нерыночных услуг органами государственного управления (структуры законодательной и исполнительной власти, обороны, услуги здравоохранения, образования и т.д.);

o производство нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

o услуги, предоставляемые платной наёмной прислугой (повара, шоферы, садовники и т. д.);

o услуги по проживанию в собственном доме (квартире);

o деятельность по защите окружающей среды.

Концепция экономического производства НЕ охватывает:

- деятельность в рамках "теневой" и неформальной экономики;

- деятельность домашних хозяйств по производству товаров для собственного пользования;

- производство товаров и услуг, запрещённых законом;

- рост растений и животных, происходящий без участия человека;

- изменения окружающей среды;

- рост стоимости активов в результате инфляции, даже если такой рост служит источником доходов для владельцев активов.

 

 

Другая важная концепция политэкономического характера, используемая в СНС, определяет содержание показателей доходов. Концепция разработана английским экономистом Дж. Хиксом и гласит, что доход – это некоторая сумма денег, которую её собственник может истратить на потребление, не делая себя беднее и не уменьшая свой начальный капитал (например, деньги от продажи дома или квартиры – не доход; процент от депозита или дивиденд от акции – доход).

Как уже было отмечено выше, институциональные единицы вступают между собой в экономические операции. Экономическая операция - это экономический поток, возникающий в результате добровольного взаимодействия между институциональными единицами в связи с их участием в производстве, распределении и перераспределении доходов, в связи с использованием доходов на потребление и сбережение и т. д. В СНС существуют определенные принципы и правила отражения экономических операций:

- бухгалтерский принцип двойной записи каждой операции,

- учет операций по начисленным, а не по фактически полученным суммам.

В СНС различают три типа экономических операции:

1) операции с товарами и услугами (производство и использование товаров и услуг на различные цели, экспорт и импорт);

2) операции распределительного характера (оплата труда, налоги, субсидии и т. д.);

3) финансовые операции (приобретение финансовых активов и принятие обязательств).

Международный стандарт СНС 1993 г. рекомендует применять следующую систему цен для оценки результатов экономических операций:

- цена производителя - это цена, получаемая производителем от покупателя единицы продукции за минусом НДС или любого аналогичного вычитаемого налога, начисленного на покупателя;

- основная цена – это цена, по которой производитель реализует единицу своей продукции за вычетом подлежащих к уплате налогов и с учётом субсидий, полученных для её производства и реализации;

- цена покупателя складывается из цены производителя и налогов на продукты за вычетом субсидий на продукты и торгово-транспортных наценок.

Под экономическими потоками понимаются создание, преобразование, обмен и передачу стоимости. Экономические потоки могут привести к изменениям в объеме, составе, стоимости активов и обязательств институциональных единиц. Экономические потоки включают экономические операции и другие экономические потоки, которые представляют изменения в активах, не связанные с экономическими операциями, но вызванные событиями чрезвычайного характера (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, инфляция и т.д.). Цель макроэкономических расчетов в рамках СНС - это описание обобщающих показателей основных экономических потоков за определенный период, формирование и взаимная увязка которых составляют суть структуры СНС.

Запасы определяют собой объём активов и обязательств, которыми располагают институциональные единицы по состоянию на ту или иную дату, например на начало и на конец года. Запасы возникают в результате операций по накоплению и других экономических потоков (например, открытие нового месторождения полезного ископаемого). Запасы и экономические потоки связаны между собой следующим образом (20.1):

 

Запасы актива данного вида на конец года = Запасы на начало года + Поступление (за вычетом выбытия) данного актива в течение года в результате экономических операций (накопление) + Поступление (за вычетом выбытия) данного актива в результате других экономических потоков.

(20.1)

 

Важный элемент понятийного аппарата СНС – проведение чёткого различия между первичными доходами и трансфертами.

Первичные доходы – это доходы, которые поступают институциональным единицам в результате их участия в процессе производства или владения активами, используемыми в процессе производства (оплата труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт).

Трансферты – это такие экономические операции, в результате которых одна экономическая единица передаёт другой товары, услуги и активы, но не получает взамен никакого эквивалента (налоги на доходы и имущество, социальные пособия из государственного бюджета и т. д.). Трансферты бывают в денежной и натуральной форме, текущие и капитальные.

Одним из важнейших понятий в СНС является агрегат, который определяется как обобщающее измерение результатов функционирования экономики в целом. Агрегаты можно получить путём:

1) суммирования определённых видов экономических операций (расходы на конечное потребление, валовое накопление основных фондов);

2) суммированием балансирующих статей счетов, составленных для институциональных секторов (добавленная стоимость, сбережение).

Перечень наиболее важных агрегатов, исчисляемых для экономики в целом:

А. Валовый внутренний продукт (ВВП) – измеряет результаты производства конечных товаров и услуг резидентами данной страны за тот или иной период в рыночных ценах; ВВП за минусом потребления основного капитала составляет чистый внутренний продукт (ЧВП);

Б. Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы;

В. Валовый национальный доход (ВНД) (А + Б) – измеряет сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в производстве ВВП данной страны и ВВП всех остальных стран мира;

Г. Сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы;

Д. Валовый национальный располагаемый доход (ВНРД) (В + Г) – сумма первичных доходов и текущих трансфертов, которой располагают резиденты данной страны для финансирования расходов на конечное потребление и формирование сбережения;

Е. Конечное потребление – стоимость товаров и услуг, используемых домашними хозяйствами или обществом в целом для удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей; оно охватывает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

Ж. Национальное (валовое) сбережение (Д – Е) – это часть ВНРД после вычета расходов на конечное потребление; сбережение вместе с сальдо капитальных трансфертов, полученных из-за границы, формирует общие источники финансирования инвестиций;

З. Сальдо капитальных трансфертов, полученных из-за границы;

И. Источники финансирования инвестиций (Ж + З);

К. Валовое накопление охватывает расходы резидентов данной страны на приобретение основных фондов, прирост запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей (слитков золота, ювелирных изделий, произведений искусства и т. д.);

Л. Чистое приобретение непроизведённых нефинансовых активов;

М. Чистое кредитование/чистое заимствование (И – К – Л) - показывает размер ресурсов, который данная страна может передать другой стране на возмездной и возвратной основе.

СНС методологически и информационно связана со статистикой государственных финансов, статистикой финансов предприятий и другими разделами статистики финансов и позволяет решать следующие задачи:

· исчисление обобщающих экономических показателей, характеризующих результаты экономической деятельности;

· исследование динамики макроэкономических показателей;

· анализ макроэкономических пропорций.

Взаимосвязь показателей СНС составляет основу моделирования макроэкономических процессов. Модели, построенные на основе СНС, применяют для обоснования управленческих решений на всех уровнях экономики.

 

Рис. 5.1. Cтруктура маркетингової товарної політики

 

Характеристики товару

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определить текущий налог на прибыль? | Директор НМЦ І. А. Оверченко
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.