Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование расходов по оплате труда




Для планирования и учета затрат по оплате труда в целом по предприятию и по каждому отдельному виду товара экономические службы формируют различные фонды оплаты труда, которые образуют общий фонд
     
 
 
 

               
 
оплаты труда на предприятии. Общий фонд оплаты труда складывается из 2-х фондов: фонда основной заработной платы и дополнительной.   ФОТо = ФОТосн+ ФОТдоп Основная заработная плата выплачивается работникам за проработанное время и за простои по вине администрации. Дополнительная заработная плата выплачивается за не проработанное время: оплата очередных и дополнительных в т. ч. учебных отпусков; оплата времени на выполнение государственных и общественных обязанностей (депутаты, народные заседатели, дружинники и т.д); оплата льготных часов подростков, кормящих матерей и т. д. Перечень этих видов деятельности установлен Трудовым кодексом РФ. В нём нет понятия «дополнительна заработная плата». Перечисленные выплаты называются прочими выплатами. Тем не менее, при планировании удобно использовать понятие дополнительной заработной платы. Фонды основной и дополнительной заработной платы формируются дифференцировано по различным подразделениям предприятия в связи с тем, что включенные в них затраты по оплате труда относят на различные статьи себестоимости товаров. Выделяют фонды заработной платы: – производственных рабочих; – вспомогательных рабочих, занятых обслуживанием оборудования; – вспомогательных рабочих, не занятых обслуживанием оборудования; – руководителей, специалистов и служащих. Все 4 фонда рассчитывают по каждому структурному подразделению: – вспомогательных рабочих, относящихся к заводоуправлению; – руководителей, специалистов и служащих заводоуправления. Фонд основной заработной платы производственных рабочих, рассчитывается по-разному в зависимости от формы оплаты труда: а) для сдельщиков   , где j – вид товара, выпускаемого предприятием; n – количество видов; с – среднечасовая тарифная ставка производственных рабочих – сдельщиков для которых идет расчет; t – трудоемкость изготовления единицы j-го вида товара; Nj – производственная программа изготовления j-го вида товара; Кпр. – коэффициент, учитывающий доплаты по премиальным системам. В состав среднечасовой тарифной ставки входят доплаты за условия труда.   б) для производственных рабочих-повременщиков  
 
  Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет содержит: – бюджет капитальных расходов. – бюджет движения денежных средств – прогнозный бухгалтерский баланс Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет денежных средств, затрагивая вопросы расходов на приобретение или строительство, а также выплаты процентов за кредиты, на прогнозный отчет о прибылях и убытках, на прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Бюджет денежных средств состоит из двух частей – ожидаемые поступления денежных средств и ожидаемые платежи и выплаты. Бюджет денежных средств преследует две цели. Во-первых, он показывает конечное сальдо на счете денежных средств в конце бюджетного периода, величину которого необходимо знать для завершения прогнозного бухгалтерского баланса. И, во-вторых, прогнозируя остатки денежных средств на конец каждого месяца внутри бюджетного периода, выявляет периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки. После подготовки бюджета денежных средств, уже зная прогнозное сальдо денежных средств на конец бюджетного периода и, определив чистую прибыль и сумму необходимых капитальных вложений, становится возможным подготовить прогнозный бухгалтерский баланс, который является конечным продуктом всего процесса составления главного бюджета. Именно в этой точке руководство должно решить, принять ли предлагаемый общий бюджет или необходимо изменить планы и пересмотреть отдельные части бюджета снова. Специфика российской действительности определяет типы бюджетов, которые, несмотря на общие закономерности и принципы организационного построения, чрезвычайно разнообразны. Их можно классифицировать по следующим признакам (табл. 10.1):   Таблица 10.1 Классификация бюджетов
Классификационный признак Вид бюджета
   
По сферам деятельности предприятия Бюджет по операционной деятельности
Бюджет по инвестиционной деятельности
Бюджет по финансовой деятельности
По видам затрат Текущий бюджет
 
   
 
 
 

               
 
объём выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объём продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода Бюджет производственных запасов содержит информацию, необходимую для подготовки прогнозного отчёта о прибылях и убытках - в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции и прогнозного балансового отчёта - в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода Бюджет прямых затрат на материалы – это план закупок продукции из ассортиментного ряда в разрезе видов продукции или по основным поставщикам. Показывает сколько и какой продукции должно быть приобретено предприятием у внешних (импорт) и внутренних поставщиков. Бюджет закупок, как правило, составляется с учётом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы. Бюджет прямых затрат на оплату труда – это затраты на заработную плату основного производственного персонала. Бюджет затрат на оплату труда подготавливается, исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала. Бюджет общепроизводственных расходов отражает объём всех затрат, связанных с производством продукции, за исключением затрат на прямые материалы и прямых затрат на оплату труда. В бюджете коммерческих расходов учитываются все расходы связанные со сбытом, продвижением и хранением товара. Бюджет коммерческих расходов формируется с учетом бюджета переменных общепроизводственных расходов, рекламного бюджета и других постоянных коммерческих расходов. Бюджет общих и административных расходов показывает все расходы, не связанные с коммерческой деятельностью предприятия, а именно: затраты на содержание офиса, расходы на содержание персонала, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, относящиеся на себестоимость и т.д. Прогнозный отчет о прибылях и убытках – первый из документов основного бюджета, показывающий, какой доход заработало предприятие за отчётный период и какие затраты были понесены. Информация о доходах поступает из бюджета продаж. Данные о затратах, необходимых для обеспечения запланированного объёма продаж определяются при расчете себестоимости реализованных товаров. Информация о расходах связанных с текущей деятельностью предприятия поступает из бюджета коммерческих расходов и бюджета общих и административных расходов. Следует отметить, что составление именно этого отчета является последним шагом при подготовке оперативного бюджета.
 
, где с – среднечасовая тарифная ставка с доплатами рабочих-повременщиков; – действительный фонд времени одного рабочего в часах, в календарном периоде времени (месяц» 170 часов; год» 1830–1850 часов); Ч – списочная численность производственных рабочих-повременщиков.   в) для служащих, специалистов и руководителей фонд основной заработной платы оплачивается также, как и для повременщиков, с той разницей, что роль часовой тарифной ставки заменяется на средний оклад. ,   где – средний для данной категории персонала размер месячного оклада; КМ – количество месяцев в календарном периоде. Для года КМ равно 11 месяцам; – численность данной категории персонала.   Дополнительная заработная плата рассчитывается в целом по предприятию на основе статистических данных за прошедший период времени по отпускам и прочим затратам рабочего времени. Полученная величина соотносится с фондом основной заработной платы всего персонала и определяется процент дополнительной заработной платы (» 10–20%), а далее для каждой категории работающих рассчитывается свой фонд дополнительной заработной платы:   , где i – вид категории работающих на предприятии; Пдоп. – процент дополнительной заработной платы.     7.5. Показатели эффективности использования персонала Персонал является не менее важным ресурсом любого предприятия, чем материальные ресурсы. Поэтому экономическая наука выработала систему оценочных показателей эффективности его функционирования. Наиболее распространен следующий показатель: Производительность труда. По своей сути является сложной экономической категорией, которая оценивает эффективность использования живого труда в единице времени. Эту оценку проводят не только на микро, но и на
 
   
 
 
 

               
 
макроуровне. Так широкое распространение получил показатель производительности общественного труда. Его определяют как отношение ВВП к численности населения страны. На уровне предприятий при оценки производительности труда используют показатель выработки:   ,   где ОТ – объем товарной продукции в календарном периоде, руб.; Чппп – списочная численность производственно-промышленного персонала (ППП), чел. Для предприятий с длительным производственным циклом изготовления товаров (авиастроение, авиапромышленность) вместо ОТ используют объем валового продукта. Во внутрипроизводственных подразделениях используют показатели условно чистой продукции (товарная продукция за вычетом материальных затрат). Производительность труда показывает, какой объем товарной или иной продукции производится на предприятии в расчете на 1 человека в календарном периоде. Различают несколько видов численности персонала: 1) расстановочный штат – численность работников предприятия, которая должна находиться на рабочих местах в каждой из рабочих смен, поэтому для разных смен он различен и определяется на основе норм обслуживания оборудования для штатного расписания. 2) явочная численность работников – это совокупная численность расстановочных штатов по всем сменам.   Чяв. = Ч12 + Ч3 + Чком.,   гдеЧ12, Ч3 – расстановочный штат соответственно 1-ый, 2-ой, 3-ий; Чком.–численность командированных работников. 3) списочный состав больше явочного состава на число работников, находящихся в отпусках, болеющих, исполняющих государственные обязанности.   Коэффициент текучести кадров – еще один показатель эффективности кадровой работы предприятия. Он представляет собой отношение числа уволившихся к списочному числу рабочих:   где Чув. – численность людей, уволившихся с предприятий за отчетный период времени; Чспис. – списочная численность работников предприятия. Практика показывает, что чем выше значение этого коэффициента, тем
 
Бюджеты разрабатываются как в целом для организации, так и для ее структурных подразделений или отдельных функций деятельности. Функции бюджета состоят в следующем: § планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации; § координация различных видов деятельности и отдельных подразделений, согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации; § стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности; § контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины; § основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей   В основе бюджетирования лежит общий (основной) бюджет. Общий бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для организации в целом. Он состоит из двух основных бюджетов – оперативного и финансового бюджетов. Оперативный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции предприятия. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений предприятия. Оперативный бюджет включает в себя бюджетный (прогнозный) отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов, как основных бюджетов – оперативного и финансового бюджетов. – бюджет продаж; – бюджет производства; – бюджет производственных запасов; – бюджет прямых затрат на материалы; – бюджет прямых затрат на оплату труда; – бюджет общепроизводственных расходов; – бюджет коммерческих расходов; – бюджет общих и административных расходов. Бюджет продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Бюджет объема продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности предприятия, оказывают воздействие на большинство других бюджетов. Бюджет производства – план выпуска продукции в натуральных показателях - составляется исходя из бюджета продаж; он учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок. Необходимый
 
   
 
 
 

               
 
10.2. Производственное планирование и бизнес-план предприятия В настоящее время управление предприятием стало невозможно без долгосрочного, стратегического, и текущего планирования его деятельности и контроля реализации планов. В условиях рынка планирование призвано обеспечить производство конкурентоспособной продукции посредством целенаправленного поиска, оценки и отбора альтернатив при условии оптимального использования всех ресурсов, основываясь на определенных гипотезах о будущем состоянии внешней среды. В этих условиях планирование и контроль стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство. Бюджетирование – наиболее эффективный метод финансового управления, предусматривающий технологию составления скоординированного по всем подразделениям или функциям плана работы организации, базирующуюся на комплексном анализе прогнозов изменения внешних и внутренних параметров и получении посредством расчета экономических и финансовых индикаторов деятельности предприятия, а также механизмы оперативно-тактического управления, которые обеспечивают решение возникающих проблем и достижение заданных целей (объемов производства, прибыли, инвестиций). На современном промышленном предприятии бюджетирование выполняет такие функции как: – прогнозирование финансовых результатов отдельных подразделений и фирмы в целом; – установление целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности; – установление лимитов наиболее важных расходов; – обоснование финансовой состоятельности бизнес - проекта. Бюджетирование призвано обеспечивать постоянный контроль за финансовым состоянием предприятия, предоставлять материал для анализа необходимости финансирования бизнес-проектов или компании в целом, а также позволять разрабатывать мероприятия по корректировке деятельности бизнес-единиц. Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства бюджетов разных уровней или средства инвестора). Говоря о бюджетировании, следует понимать, что это целая система бюджетов.  
 
хуже организована работа с кадрами и ниже эффективность труда.     7.6. Воспроизводство персонала Восстановление потенциала основных средств осуществляется в рамках капитального строительства; оборот средств – в рамках материально-технического снабжения; персонала – в рамках подготовки и переподготовки кадров. Для каждой категории работающих в России сложилась своя система профессиональной подготовки. Рабочих готовят: (а) – в системе профессионально-технического образования – порядка 25% от общей потребности. Готовят в основном рабочих редких специальностей с достаточно хорошей квалификацией. (б) – подготовка через собственную систему обучения на предприятиях около 75% рабочих. Готовят рабочих массовых профессий, т. е. отвечающих высокой потребности в кадрах. В Тульском регионе наиболее мощными отделами технического обучения кадров являются АК «Туламашзавод», АО «ТОЗ», завод «Штамп». Подготовка рабочих осуществляется в течение 3-6 месяцев с присвоением определённого разряда по специальности подготовки. Обучение ведут либо курсовым методом (набирают курс), либо бригадным (вводят в состав бригады), либо закрепляют индивидуально за рабочими-профессионалами. Специалистов в России готовят в высших учебных заведениях и в средних учебных заведениях; руководителей – в системе переподготовки кадров (например, ТулГУ – в региональном Центре переподготовки кадров). Циклы переподготовки от 1-го месяца до 8-ми лет. Осенью 2008-го года принят новый закон об образовании в РФ, который регламентирует вопросы подготовки кадров для народного хозяйства страны. 7.7. Трудовые отношения и рынок труда По определению рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Подобным образом выпускники различных университетов и высококвалифицированные специалисты подписывают контракты со своими работодателями, чтобы получать заработную плату за свои навыки и умения, а работодатели, в свою очередь, рассматривают предложенные кандидатуры как один из экономических ресурсов, способный в гармоничном сочетании с другими приносить устойчивую прибыль. В последнее время среди отечественных экономистов (во многом под влиянием западных ученых) получила распространение точка зрения, что все экономически активное население (занятые плюс безработные) является участником рын
 
   
 
 
 

               
 
ка труда, связывая это утверждение с понятиями фрикционной и структурной безработицы. По их мнению, фрикционная безработица считается неизбежной и даже желательной, т. к. работники, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем, переходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем национального продукта. С течением времени в структуре потребительского спроса происходят важные изменения (постоянно подогреваемые возможностями научно-технического прогресса и их реализацией с целью получения прибыли производителями), что, в свою очередь, изменяет структуру общего спроса на рабочую силу. Возникает структурная безработица, которая вынуждает рабочих проходить серьезную переподготовку, для того чтобы добиться создаваемого заново места. Один из важнейших принципов рыночной экономики – конкуренция вызывает предпочтение одних специалистов другим, что порождает бич нашего века – безработицу, ибо знаменитое «равенство возможностей» на практике далеко не всегда реально (это касается образования, общего состояния экономики того района Земли, где ты родился и др.). Существует также мнение, что рабочие места на рынке труда не обращаются, т.к. они являются объектами другого рынка – рынка рабочих мест. Его субъектами выступают лишь фирмы, поскольку оборот рабочих мест осуществляется между ними. Наемные работники в этом обороте не участвуют по причине отсутствия влияния на оплату их труда. Если не учитывать влияния профсоюзов, то каждый отдельный работник оказывается беспомощной пешкой в руках современных гигантских концернов, навязывающих свои условия игры. С другой стороны, специалисты, вступившие на рынок труда, вынуждены считаться с одновременным присутствием на нём конкурентов. Таким образом, несовпадение контрагентов (продавец рабочей силы и работодатель как покупатель на рынке труда), различие объектов обращения (рабочая сила и рабочие места) дают основания отечественным ученым, занимающимся экономикой труда, считать рынки труда и рабочих мест автономными. Суммарно они формируют предложение труда и спрос на труд, соотношение которых определяет общую конъюнктуру. Большинство исследователей склоняются к мысли о двойственности современного рынка труда, где функционируют, по крайней мере, два не конкурирующих друг с другом рынка рабочей силы, или два сегмента единого рынка рабочей силы, основанных на профессионально-квалификационном делении занятых. Один рынок охватывает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих и администраторов всех звеньев, высококвалифицированных рабочих. Это высокооплачиваемые группы рабочей силы, имеющие высокий уровень квалификации, надёжные гарантии занятости. Сюда также относятся рабочие места техников, административно-
 
лат consultans – советующий. Под этим термином понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. Известная немецкая автомобильная фирма «Порше» к 1992 г. оказалась на грани банкротства. Руководство предприятия обратилось к японской консалтинговой фирме «Сии гидзюцу» (что означает «новая технология»). Собрав команду бывших кадровых служащих японской «Тойоты», фирма приступила к делу. Зарубежные консультанты, изучив ситуацию, стали внедрять на «Порше» японскую систему поточного производства, минирующую все виды потерь на всех производственных участках. Корректировать эту систему, делать поправку и скидки на местные особенности, опыт и традиции посчитали бессмысленными: система будет работать или по всей цепочке, или никак. Через три года внедрения японской технологии на «Порше» появились реальные результаты: компания стала выпускать больше автомобилей с меньшими затратами, с сокращенным на 19% персоналом, работающим быстрее и качественнее. Благодаря японским рекомендациям сборочный конвейер стал короче, исчезли множество подсобных помещений и даже целые участки, в результате чего территория завода уменьшилась по площади на 30%. Вдвое сократился производственный брак, хотя он и прежде был невысоким. Почти на 40% возрос темп сборки автомобилей. И все это на прежнем оборудовании, с теми же самыми рабочими и инженерами, которые, познав прелесть рационализации, подают каждый месяц по две с половиной тысяч предложений, направленных на дальнейшее совершенствование производства. Методы консультирования могут быть различными. Наиболее известны и применяемы три вида консультирования: экспертное, процессное и обучающее. Экспертное консультирование – наиболее пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией. При процессном консультировании специалисты, консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказать свои идеи, предложения; консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения. При обучающем консультировании главная задача специалистов подготовить почву для возникновения идей, для выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для клиента учебные пособия, предоставляя всю необходимую теоретическую и практическую информацию. На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов консультирования не применяется, как правило, применяются комбинации всех трех.
 
   
 
 
 

               
 
- привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита и процентов за пользование им; - получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции; - получение или приобретение необходимой информации, требуемой для планирования, оформления и регулирования сделки; - реализацию товаров покупателю и получение выручки; - регистрацию сделки, выплату налогов и платежей федеральным и муниципальным финансовым органам. Все важнейшие мероприятия коммерческой сделки увязываются между собой по срокам, и, где это возможно, предусматривается параллельно-последовательная методика проведения операций. В заключение разрабатывается бизнес-план и укрупненный координационный план действий. Если сделка носит крупный и продолжительный характер, рекомендуется разработать план-график выполнения работ с указанием сроков и исполнителей.   Финансовая деятельность. Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи. Коммерческий банк – это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка является разница между процентными ставками депозитных (привлеченных) и ссудных средств. Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии). Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. На фондовой бирже проводятся так называемые котировки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения индексов биржевой активности – своеобразных барометров экономической конъюнктуры. Консультативная деятельность. Слово «консультант» происходит от
 
вспомогательного персонала и работников средней квалификации. Другой рынок охватывает рабочие места, как правило, не требующие специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают также специалисты в таких сферах, как охрана общественного порядка, пожарное дело, искусство приготовления пищи, уход за больными. Однако можно констатировать появление в наиболее развитых странах нового типа сегментации рынка труда, основанного на смешанном, профессионально-отраслевом делении рабочей силы:1- рынок, охватывающий быстрорастущие наукоёмкие производства и отрасли сферы услуг с гораздо меньшим среднем уровнем концентрации и смешанной в квалификационном отношении рабочей силой; 2-рынок в старых, традиционных отраслях экономики, бывших в недавнем прошлом главными. В изменениях, происходящих в отраслевой структуре развитых стран в последние десятилетия, прослеживаются две важнейшие тенденции: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг в связи с её расширением и превращением в ведущую сферу приложения общественного труда. Занятость в сельском хозяйстве США сократилась с 6,5 млн чел в 1955 г. до 3,2 млн чел в 1994, а в сфере услуг возросла с 30,1 млн чел в 1955 г. до 91,3 млн чел в 1994 г., составив 74,2% от общего числа занятых. В 70-90-х гг. происходил также ускоренный рост занятости в наукоёмких отраслях экономики. Занятость здесь растёт в два раза быстрее, чем в промышленности в целом. В России пока отраслевая структура занятости прямо противоположна той, которая сложилась в развитых странах: в материальном производстве у нас занято около 52% экономически активного населения, а в сфере услуг – только 48%. Заметна революция в профессионально-квалификационном составе экономически активного населения. Инженеры, техники, учёные, административно-управленческий персонал, а также группы конторских и торговых служащих составили в США в 1994 г. 58% всех занятых. Особенно быстро растёт численность специалистов-аналитиков систем, специалистов в области генной инженерии, микроэлектроники, проблем энергетики, молекулярной биологии, квантовой физики, полупроводников и передачи информации. В то же время внедрение компьютеров и иной информационной техники сокращает потребность в ряде категорий высококвалифицированных конторских служащих и низшего управленческого персонала, занятых сбором и первичной обработкой экономической информации. С 70-х годов наращивание вложений в трудосберегающую технику, т.е. в минимизацию живого труда воплощало в новейшем производстве его движение к новым рубежам эффективности и конкурентоспособности, что часто выражалось в стремлении к абсолютно безлюдным производствам при их “агрессивной” компьютеризации. Девизом модернизации стало: большая эффективность меньшим числом работников.  
 
   
 
 
 

               
 
  Тема 8: Расходы на производство и реализацию товаров Вопросы: 8.1. Издержки производства и себестоимость товаров. 8.2. Подходы на формирование текущих расходов предприятия на производство и реализацию товаров. 8.3. Смета расходов на производство и реализацию товаров. 8.4. Калькуляция себестоимости товара.   8.1. Издержки производства и себестоимость товаров Денежное выражение затрат на производство и реализацию товара называется его себестоимостью. Себестоимость является центральной экономической категорией, т.к.: 1) она собирает все затраты на каждый товар и тем самым дает представление о его значимости для предприятия; 2) на основе себестоимости формируются цены и, следовательно, устанавливается уровень доходности товара на предприятии; 3) именно затраты являются объектом финансовых и аудиторских проверок; 4) сопоставление объемов продаж и затрат позволяет осуществлять налогообложение на предприятии и впоследствии перераспределять доходы предприятия для решения государственных задач. Поэтому весьма важным является правильный учет и планирование затрат на производство и реализацию товаров. Рассмотрим пути движения затрат от потребляемых предприятием ресурсов к себестоимости товаров.     8.2. Подходы на формирование текущих расходов предприятия на производство и реализацию товаров
 
Товарная биржа – наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменителей товаров (зерно, уголь, металл, нефть, лес и т.д.), продающихся по стандартам. Подобные биржи много лет действуют во всех экономически развитых странах. Классическими примерами служат такие специализированные товарные биржи, как Лондонская (цветные металлы), Ливерпульская (хлопок), Сингапурская (каучук) и др. Помимо проведения обычной торговли с фактическими поставщиками товаров на товарных биржах широко распространено заключение соглашений при так называемых фьючерсных сделках. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки. Товарные биржи выполняют следующие основные функции: - оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок; - упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров; - сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторов, оказывающих влияние на цены. Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только брокеры – биржевые посредники, выступающие между покупателями продавцом, а в торгах на открытых биржах – также посетители. По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляются лишь фьючерсные сделки. В настоящее время в России функционируют около 150 товарных бирж. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга такие биржи действуют во многих крупных городах страны. Операции по купле-продаже товаров и услуг. Основное содержание коммерческой деятельности составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, по перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческой деятельности в определенной мере аналогична схеме производственной деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции имеет место получение готового продукта. Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка. В общем виде программа любой коммерческой сделки включает: - наем работников для выполнения торгово-посреднических услуг (закупки товаров, его транспортирования, продажи, проведения рекламной работы, оформления необходимых документов); - приобретение или наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара; - закупку товара для последующей его продажи;
 
   
 
 
 

               
 
  Рис. 10.1. Виды деятельности предприятия     Результатом производственной деятельности предприятия является реализация продукции (работ, услуг) покупателю, потребителю и выручка определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составит прибыль предприятия.   Коммерческая деятельность. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи торговые организации. Товарная биржа –это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржи – создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью с учетом изменения спроса и предложения выявить реальные рыночные цены.
 
Исторически сложились два подхода к формированию затрат на предприятии. 1.Сметный (исторически более старый). В нем все затраты предприятия в независимости от того, какие ресурсы на какой конкретно вид товаров расходуются, собираются в общий котел – смету «Затрат на производство и реализацию товаров». Например, затраты на производство мотороллера, лазерной установки для проращивания семян, ремонта производственного корпуса на предприятии. Такой подход к формированию затрат позволяет реализовать ряд задач: 1. Установить потребность предприятия в оборотных средствах. 2. Определить уровень общих затрат по предприятию и представить базу для налогообложения прибыли. 3. Сопоставить данные планирования и бухгалтерского учета, поскольку именно котловой метод планирования весьма близок к принципам бухучета затрат. 2. Калькуляционный. Он позволяет установить затраты предприятия на конкретный вид товаров. Например, на реализацию мотороллеров, на выполнение ремонта производственного здания и т.д. Поэтому на его основе осуществляется расчет оптовых цен. Итогом расчета затрат является балансировка затрат по котловому методу и затрат, собираемых по всем калькуляциям всех производимых на предприятии затрат.     8.3. Смета расходов на производство и реализацию товаров Смета затрат концентрирует в себе все затраты основного, вспомогательного и обслуживающего производств предприятия на производство и сбыт товаров, включая услуги на сторону, своему капитальному строительству и по выполнению капитального ремонта.   Таблица 8.1 Смета расходов (затрат) на производство и реализацию товаров, тыс. рублей.
№ п/п Наименование элементов расходов Сумма, тыс. рублей Структура, %
  Материальные затраты    
  Расходы на оплату труда    
  Суммы, начисленная амортизация    
  Прочие расходы    
  Итого å  

 

 
   
 
 
 

               
 
  Элемент 1 «Материальные расходы» включают в себя затраты: а) на приобретаемые со стороны сырье и основные материалы за вычетом стоимости возвратных отходов; б) на вспомогательные материалы; в) на покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты; г) на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим предприятием для производственных нужд) всех видов энергии, на отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;   д) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями предприятия; ж) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных налоговым Кодексом). Она может включать комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям; ввозные таможенные пошлины и сборы; расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов. Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. Элемент 2 «Расходы на оплату труда» включает в себя: а) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми формами и системами оплаты труда; б) премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, за высокие достижения в труде и другие надбавки; в) начисления, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации; г) стоимость бесплатно предоставляемых работникам коммунальных
 
Тема 10. Формирование и распределение прибыли на предприятии Вопросы: 10.1. Виды деятельности предприятия. 10.2. Производственное планирование и бизнес-план предприятия. 10.3. Налогообложение в Российской Федерации. 10.4. Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса. 10.1. Виды деятельности предприятия По виду или назначению деятельность предприятия можно разделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.   Производственная деятельность. Для начала производственной деятельности предпринимателю надо иметь необходимый стартовый капитал. Но не у каждого он есть. В этом случае он обращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных средств за получение кредита. Есть и другой путь – получением предпринимателем факторов производства (помещений, оборудования, сырья, материалов, информации и др.) в кредит.  
 
   
 
 
 

               
 
§ по территории – товар реализуется в разных местах по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с доставкой, одинаковы; § по времени – цены на товар и услуги различны по сезонам, месяцам, дням недели и даже времени суток. Так, оплата междугородных телефонных переговоров в ночное время ниже, чем в дневное. Стратегия множественных цен основана на том, что фирма-монополист назначает для каждой группы максимально высокую цену. Однако в некоторых развитых странах эта стратегия запрещена законом. Стратегия сегментации рынка базируется на неоднородности спроса покупателей в пределах отдельного сегмента или на различных рынках. Эта стратегия реализуется посредством предоставления скидок покупателям другого рынка. Большая часть продукции продается на первом рынке по ценам, возмещающим все затраты и обеспечивающим определенную прибыль. На втором рынке (иногда за границей) тот же товар реализуется по сниженным ценам. Такая стратегия характерна для продажи энергоносителей, автомобилей, леса, станков. В случае если второй рынок находится за пределами страны, где расположена фирма-монополист, эта политика называется демпингом. Правительства большинства стран ограничивают ввоз дешевых товаров, подрывающих развитие национальной промышленности. Фирме-монополисту не всегда выгодно прибегать к установлению высокой цены; этим она может привлечь конкурентов или вызвать государственное регулирование цен, что приведет к потере части покупателей.   Выбирая ту или иную стратегию цен, фирма должна учитывать следующие факторы: 1) цены на продукцию часто приходится пересматривать; 2) в ценах недостаточно учитывается информация о спросе, конкурентах, покупателях и т.п.; 3) большая часть товара реализуется на распродаже в конце сезона по сниженным ценам; 4) спрос на товары эластичен; 5) большая часть покупателей чувствительна к цене и привлекается низкими ценами конкурентов. Во всех указанных случаях ценовая стратегия выбрана неправильно, поэтому необходимо продумать переход к другой политике цен. В реальной экономике не существует ни одного типа рынка в чистом виде. Фирма может с одним своим товаром одновременно выступить на рынке чистой монополии, а с другим – на высоко конкурентном рынке, в недрах олигополий возможно появление как монополии, так и свободной конкуренции. Анализ типа рынка конкуренции не может дать готовых рецептов установления цен; он необходим для определения закономерностей ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения.  
 
услуг, питания и продуктов, предоставляемых работникам предприятия в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком; д) расходы на приобретение бесплатно предоставляемой работникам форменной одежды и обуви ж) сохраняемого работникам среднего заработка на время выполнения ими государственных и (или общественных обязанностей; з) расходы на оплату очередных и учебных отпусков, денежных компенсаций за неиспользованный отпуск; и) единовременные вознаграждения за выслугу лет;   к) надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях; л) расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации; м) суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации. В 2011 г. нормативы отчислений обязательного страхования работников для работодателей, производящих выплаты наемным работникам, в том числе организациям составили: (26 % - в Пенсионный Фонд Российской Федерации; 2,9% – в Фонд социального страхования Российской Федерации; – 5,1% в Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (федеральный фонд – 3,1%, территориальные фонды – 2,0%). Итого 34%. Указанные отчисления рассчитываются от суммы начисленной оплаты труда работников предприятия. н) доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством Российской Федерации; о) другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. Элемент 3 «Суммы начисленной амортизации» включают амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов предприятия. Элемент 4 «Прочие расходы» включает все неучтенные ранее расходы предприятия: а) расходы на освоение природных ресурсов;
 
   
 
 
 

               
 
б) расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки; в) расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, в том числе урожая сельскохозяйственных культур и животных; г) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией: – суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса; – расходы на сертификацию продукции и услуг; – суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги); – суммы портовых и аэродромных сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы; – суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; – расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты); – расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации; – расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала; – расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание – арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество, а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг. В случае, если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами, учитываемыми в соответствии с настоящим подпунктом, признаются: а) у лизингополучателя – арендные (лизинговые) платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу, начисленной в соответствии со статьей 259 настоящего Кодекса;
 
Стратегия цен «выше номинала» может быть использована при сильно дифференцированном покупательском спросе. Покупателям с высоким уровнем доходов фирма предлагает товары категории «люкс» по очень высоким ценам. Для прочих покупателей выпускаются обычные товары, реализуемые по пониженным ценам. Эта стратегия требует от фирмы, использующей ее, строгого контроля за конкурентами. Олигополистическая конкуренция возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда, пластмассы), так и отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой фирме проникнуть крайне сложно. В этих условиях каждый участник рынка чутко реагирует на маркетинговую деятельность конкурентов и очень осторожно относится к изменению цены на свою продукцию. В условиях олигополистической конкуренции применяется множество стратегий ценообразования. Одна из них – координации действий при установлении цен, существующая в двух формах: принятие соглашения о ценах и осуществление «параллельной ценовой политики». В некоторых странах заключение соглашения о ценах запрещено законом. «Параллельная ценовая политика» – это по существу та же координация цен. Она заключается, например, в том, что компании калькулируют издержки производства по унифицированным статьям и затем, прибавляя определенную норму прибыли, устанавливают цену. Под действием рыночных факторов цены всех компаний меняются в одной и той же пропорции и в том же направлении. На рынке чистой монополии господствует только один продавец. Это может быть частная фирма или государственная организация. Используя государственную монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения, которые не в состоянии его купить за полную стоимость (цена устанавливается ниже себестоимости), или же устанавливается высокая цена для ограничения потребления продукта. Частная фирма-монополист сама устанавливает цены на свою продукцию, нисколько не ориентируясь на ценовую политику других фирм. Между тем из опыта США, где монополии разрешены (например, в таких отраслях, как электроэнергетика), известно, что повышение тарифов должно быть согласовано с местными властями. Обладая большой свободой в установлении цен, фирма все же определяет оптимальный уровень цены, исходя из спроса на свою продукцию. Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, строятся на принципе ценовой дискриминации. Следуя этому принципу, фирма продает товар или услугу по разным ценам, независимо от различий в издержках. Дискриминационные цены существуют в разных формах. Их дифференцируют: § по группам покупателей – разным группам покупателей один и тот же товар или услуга продается по разным ценам (иногда бесплатно); § по варианту товара или услуги – разные варианты товаров и услуг продаются по различным ценам без учета разницы в затратах;
 
   
 
 
 

               
 
§ отсутствием ценовых ограничений. В условиях свободной конкуренции для фирмы спрос полностью эластичен от цены. Это объясняется тем, что на рынке действует большое количество фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. При расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет. Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции для отрасли – обратно пропорциональная, т.е. снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса будет монотонно убывающей. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм, независимо от объема их производства. Таким образом, в условиях свободной конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения, фирмам приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен. Однако и в данной ситуации известны случаи кратковременного воздействия на конъюнктуру рынка. Для этих целей используют стратегию «случайного» снижения цен, которая состоит в установлении цен на максимально высоком уровне с последующим медленным снижением до уровня рыночных цен. За небольшой период, когда цены были высокими, фирме удается продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход. Рынков свободной конкуренции очень много. В основном это международный рынок некоторых товаров – пшеницы, леса, руд цветных металлов. Рынок монополистической конкуренции состоит из многих фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Продукция не вполне взаимозаменяема и отличается не только физическими характеристиками, качеством, оформлением, но и потребительским предпочтением. Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен. Рынку монополистической конкуренции присущи три характерные черты: острая конкурентная борьба между фирмами; дифференциация товаров, выпускаемых фирмами-конкурентами, за счет различий как в потребительских свойствах, так и в оказании неодинаковых дополнительных услуг; легкость проникновения на рынок. Особенность маркетинга в этих условиях состоит в выявлении специфических потребностей покупателей разных сегментов рынка. Большую роль при этом играют реклама изделия, присвоение товарам марочных наименований. В условиях монополистической конкуренции фирма формирует цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, устанавливаемые конкурентами, а также собственные издержки производства. При этом используются разные стратегии ценообразования. Наиболее распространенная стратегия – установление цен по географическому принципу, когда фирма реализует продукцию потребителям в различных частях страны по разным ценам. Для этого используются разные варианты установления цены. От этой стратегии отличается стратегия определения цен в рамках товарной номенклатуры.
 
б ) у лизингодателя – расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг; – расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации; – расходы на командировки, в частности на: а) проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; б) наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами); в) суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) г) оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов; д) консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы; – расходы на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы должны быть предусмотрены коллективными договорами; – расходы на юридические и информационные услуги; – расходы на консультационные и иные аналогичные услуги; – оплата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке; – расходы на аудиторские услуги; – расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие); – расходы, связанные с представлением форм и сведений государственного статистического наблюдения, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность представлять эту информацию; – представительские расходы, связанные с официальным приемом и
 
   
 
 
 

               
 
обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи; – расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи; – расходы на канцелярские товары; – расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы); – расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 000 рублей и обновление программ для ЭВМ и баз данных; – расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг); – расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 настоящей статьи; – платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости; – взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации; С 2001 года для предприятий с повышенной опасностью введен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Он колеблется от 0,2% до 8,5% в зависимости от класса предприятия. Установлено 22 класса предприятий для обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. – потери от брака; – расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая
 
Если один параметр трудно выделить в качестве главного, то учитывают несколько параметров, но их привязку к цене осуществляют через экспертные оценки (через баллы).     9.7. Ценовая политика на различных рынках Ценовая политика фирмы – важнейшая часть маркетинговой политики. Она состоит в установлении или определении цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты. Существуют три основные цели ценовой политики: 1. Обеспечение выживаемости (сбыта) – главная цель фирмы, которая работает на рынке в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с товарами – аналогами. Важные компоненты этой политики – объём продаж и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка используется занижение цен. 2. Максимизация прибыли. Это пытаются сделать фирмы, старающиеся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. Фирма анализирует прибыль при разной цене и останавливается на той, которая даёт максимальную прибыль (монополии и олигополии). 3. Удержание рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке и благоприятных условий для своей деятельности. Фирма предпринимает все меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы. Ценовые стратегии – это обоснованный выбор цен исходя из нескольких вариантов, направленный на реализацию ценовой политики. Наиболее общие стратегии: – стратегия дифференцированного ценообразования (продажа одного и того же товара по разным ценам для различных групп потребителей); – стратегия конкурентного ценообразования – учет конкурентоспособности товара на основе цены; – стратегия ассортиментного ценообразования – предприятие выпускает набор аналогичных, взаимосвязанных или взаимозаменяемых товаров. Ценовая политика предприятия (фирмы) зависит от конкурентной структуры рынка. Обычно выделяют четыре типа рынка: рынок свободной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции и чистой монополии. Рынок свободной конкуренции характеризуется: § наличием множества фирм, когда ни одна из них не может оказать значительного влияния на уровень текущих цен, поскольку каждой принадлежит небольшая доля рынка; § однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров;
 
   
 
 
 

               
 
  На основе математической обработки данных было получено уравнение зависимости цены товара от двух параметров: – мощности М; – гарантийного срока Г. Ц = 120,56 + 3,77 М + 1,24 Г; Цнов = 120,56 + 3,77 · 10+1,24 · 36 = 203 руб. С этой ценой производитель может выйти на рынок, рассчитывая на то, что покупатель, оценив основные покупательские свойства товара (мощность и гарантийный срок) и, сопоставив их с параметрами аналогов, включит новый товар в объекты своего потребления (не менее 24 аналогов, достоверность» 50%). Метод используется крайне редко для устоявшейся номенклатуры товаров (самоваров). В остальных случаях используют метод удельных показателей: Цнов = Цуд.п · П ± Д, С, где П – величина основного эксплуатационного параметра товара (например, мощность или производительность теплоотдачи); Цуд.п – это удельная цена на единицу основного параметра (руб.) Д, С – добавки или скидки к сформировавшейся цене, которые устанавливаются экспертами.   Пример. Определить цену на новую машину, если ее основным эксплуатационным параметром является установленная мощность электродвигателя: Таблица 9.4
Показатели Машины-аналоги Новая машина
  1-ая 2-ая 3-я  
1.Оптовая цена        
2.Установленная мощность эл.двигателя, кВт   12,5    

 

Цнов. = 10,17 · 14 = 142,38 тыс. руб.

 

Если товар пользуется спросом на рынке, то цена может быть поднята. При этом и покупатель, и продавец согласуют свои экономические интересы, но производитель должен войти по затратам в эту цену.

 

суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со статьей 275.1 настоящего Кодекса;

–другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.