Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Северо-Западный бассейн

Общая характеристика.

Транспортно-экономическая характеристика морских бассейнов страны

Каждый из пяти морских бассейнов России имеет определённую географическую обособленность и выход на мировые морские пути. Главным фактором, определяющим место морского бассейна в единой транспортной системе страны, является развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также внешней торговли в районе тяготения бассейна.

Район тяготения бассейна подразделяется на внутренний и внешний. Под внутренним районом тяготения бассейна подразумевают один или несколько экономических районов страны, откуда вывозится продукция или куда она ввозится через морские порты данного бассейна. Внутренний район сочетается с внешним районом тяготения бассейна – укрупненным регионом Мирового океана, внешнеторговые связи с государствами которого осуществляются через порты бассейна.

Масштабы морских перевозок конкретного бассейна характеризуются грузооборотом портов, объемом перевозок и грузооборотом флота.

Крупнейшим морским бассейном является Северо-Западный, осваивающий 48% (выше 110 млн. т) российских внешнеторговых и транзитных грузопотоков, приходящихся на долю морского транспорта. Основным недостатком уровня развития портовых перегрузочных комплексов региона служит дефицит мощностей, вызванный исторически сложившимся приоритетным развитием морских портов Прибалтики, обоснованным с точки зрения функционирования единого государства. Именно тогда были построены нефтепровод, нефтегавань, специализированный комплекс калийных удобрений в Вентспилсе, морская железнодорожная паромная переправа в Клайпеде, мощный порт Мууга как часть Большого порта Таллинн, мощности для перевалки крупнотоннажных контейнеров в Рижском порту и др.

В настоящее время дефицит производственных мощностей в морских портах Северо-Запада резко сократился, и к 2005 году они обеспечат переработку 56% (вместо 30% в начале 90-х годов) всех российских и транзитных грузопотоков, освоенных морскими портами этих стран.

В ближайшее десятилетие планируется полностью ликвидировать дефицит портовых мощностей. Продолжится строительство новых портов – Усть-Луга и Приморск. В порту Усть-Луга будет введен специализированный угольный терминал мощностью 8 млн. т/год. Планируется сооружение специализированного комплекса по переработке минеральных удобрений (5,5 млн. т), комплекса для перевалки лесоматериалов (1,1 млн. т), контейнеров (4,5 млн. т), генгрузов (2,6 млн. т), нефтепродуктов. Будет организовано регулярное грузопассажирское, автомобильно-железнодорожное паромное сообщение Усть-Луга – Балтийск – Засниц (Германия), а также построены железнодорожные и автомобильные подходы к порту и произведены дноуглубительные работы, обеспечивающие прием крупнотоннажных судов дедвейтом до 70 тыс. т.

В Приморске после ввода в эксплуатацию в конце 2001 года первой очереди порта с пропускной способностью 12 млн. т сырой нефти в год, мощность поэтапно увеличилась до 30,5 млн. т, а в 2006 году будет достигнута проектная мощность в 62 млн. т/год. Распределительно-перевалочный комплекс нефтепродуктов сооружен в порту Высоцк. Эти мощности явятся перевалочными пунктами Балтийской трубопро­водной системы, реализуемой совместно Минэнерго, Минтрансом и ОАО «Транснефть» для нового направления, соединяющего страны Се­веро-Западной Европы с Тимано-Печорским, Западно-Сибирским и Ура­ло-Поволжским районами добычи нефти.

Более чем в 2 раза возрастут производственные мощности старей­шего на Северо-западе Морского порта Санкт-Петербург, к 2010 г. они превысят 60 млн. т. Углубление подходов к порту позволит прини­мать крупнотоннажные суда дедвейтом до 40 тыс. т. Реконструируются автомобильные и железнодорожные подходы к порту, а также железно­дорожные станции Автово и Новый порт. С целью удовлетворения по­требностей в пассажирских перевозках предусматривается реализация программы «Морской фасад Санкт-Петербурга».

Перспективы развития имеет Калининградский порт, его глубины будут увеличены, а в районе Балтийска планируется постройка глубо­ководного района с терминалом и упомянутой дорожно-автомобильной паромной переправой Усть-Луга – Калининград – порты Германии.

Важное значение для Северо-Западного региона имеют порты Вы­борг и Высоцк. В порту Высоцк в 2004 г. введена в эксплуатацию пер­вая очередь распределительно-перевалочного комплекса «Лукойл-II» для
экспорта нефти и нефтепродуктов мощностью 4,7 млн. т/год, полная
проектная мощность которого составит около 12 млн. т/год.

Северный бассейн.

Основным направлением развития Се­верного региона является регулярное судоходство на трассах Северного морского пути и его превращение в международный коридор между странами Евро-Атлантического и Азиатско-Тихоокеанского бассейнов. Это связано с обновлением ледокольного флота и пополнением его су­дами класса УЛ и УЛА, а также освоением ресурсов нефти, газа, горно-химического сырья и лесных ресурсов. Роль Северного морского пути возрастает с ростом объема перевозок нефтеналивных грузов из Тимано-Печорского региона, бассейнов Оби и Енисея, морского шельфа полу­острова Ямал. В Мурманском порту предусмотрено строительство специализированного угольного терминала.

Важной проблемой Арктического региона является восстановление роли Архангельского порта, реконструируемого в двух направлениях: строительстве железной дороги (Белкамур), связывающей Архангельск с Уралом, и взаимовыгодном сотрудничестве с норвежским портом Керкинес, где российские грузы будут перегружаться в крупнотоннажные суда и следовать в Северную Европу и Америку.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура морских перевозок | Южный бассейн
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.