Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, влияющие на уровень цен




Классификация цен

Состав и структура цены

Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены (рис. 7.3).

 

Себестоимость продукции Прибыль предприятия Акциз (по подакцизным товарам) НДС Снабженческо-сбытовая надбавка Торговая надбавка
Оптовая цена предприятия без НДС        
Отпускная цена предприятия без НДС      
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)    
Продажная цена оптового посредника (Покупная цена предприятия торговли)  
Розничная цена

Рис. 7.3. Состав и структура цены

 

Цены классифицируют по следующим основным признакам (рис. 7.4).

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

· оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

· закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;

· розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям.

Рис. 7.4. Классификация цен

В зависимости от сферы регулирования различают:

· свободные цены устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами;

· договорно-контрактные цены устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;

· регулируемые цены — цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.

По времени действия цены подразделяются на:

· твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;

· текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;

· сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;

· скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.

Для выработки эффективной ценовой политики предприятия необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен

(рис. 7.5).

Основными из них являются:

· спрос на продукцию;

· государственное регулирование цен;

· издержки по производству и реализации продукции;

· конкуренция;

· другие факторы.

 

Рис. 7.5. Направление воздействия факторов, оказывающих влияние на уровень цен

 

Спрос

Значительное влияние на цену товара оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели. Зависимость между ценой товара и спросом на него описывается кривой спроса. Повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж.

Цена, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Это именно та цена, по которой товар будет продан. В действительности соотношение спроса и предложения постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов. Для количественного измерения колебаний спроса и предложения под воздействием различных факторов используется понятие эластичности. Эластичность дает представление о том, в какой степени изменение цены воздействует на уровень спроса.

Государство

Определенную роль в ценообразовании играет государство, осуществляя регулирующую функцию (рис. 7.2). В условиях несовершенного рынка возникающая равновесная цена не способствует оптимальному состоянию и стабильности в обществе. Поэтому государство путем установления регулируемых цен целенаправленно создает новые условия равновесия.

Издержки (себестоимость)

Основу цены изделия составляют издержки, связанные с его производством и реализацией, поэтому их размер во многом определяет уровень цен (рис. 7.1.).

В состав издержек входят затраты как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия. Например, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии, транспортные тарифы являются внешними факторами по отношению к предприятию. Поэтому увеличение этих затрат вызывает рост цены товара.

Другая группа затрат — расход сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, производительность труда и другие — непосредственно зависит от уровня организации производства на предприятии.

Конкуренция

На уровень цен оказывает влияние конкуренция, которая подталкивает фирмы к совершенствованию своей продукции, детальному обоснованию цены на нее.

Учет влияния всех факторов в комплексе позволит фирме выработать правильную политику ценообразования. Рассчитывая цену изделия, предприниматели стремятся к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересам собственника и рынка (рис. 7.1).

Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во многом определяется тем, какие цели ставит предприятие на ближайшее время и перспективу:

· сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;

· получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка;

· вытеснение конкурентов;

· обеспечение выживаемости в условиях рынка и предотвращение банкротства;

· внедрение на рынке новой продукции;

· завоевание лидерства по показателям качества и др.

 

7.2. Определение термина "доход"

Доход (revenue) – валовый показатель финансового результата, отражающий ценностное выражением всей совокупности благ, право на которые возникает у организации, источник восстановления ее расходов.

Важнейшая роль дохода состоит в том, что он является первым звеном в формуле расчета финансового результата деятельности предприятия - прибыли (или убытка):

Доходы - Расходы = Прибыль

 

Под расходами в этой формуле понимаются те издержки организации, которые прямо или косвенно связаны с получением дохода.

Доход - валовый приток экономических выгод, возникающий в ходе обычной деятельности, когда такой при­ток приводит к изменению собственного капитала, иному, чем за счет взно­сов собственников.

Термин «выгода» применен в этой формулировке в значении валовое (то есть суммарное) благо (а не как конечный показатель финансового результата деятельности - прибыль), что не совпадает с традиционной трактовкой слова «выгодный» – «прибыльный», приносящий пользу. Например, если организация в исключительных случаях продает свою продукцию по цене ниже себестоимости (суммарных затрат на ее производство), у нее все равно возникает доход, понимаемый как валовое благо, хотя результатом операции оказывается убыток, а потому прямой выгоды при этом организация не получает.

Обычно доход тесно связан с понятием реализации (продажи), под которым понимается процесс перехода права собственности от продавца к покупателю. Реализация происходит по дате подписания товаросопроводительного документа (накладной), акта о выполненной работе или оказанной услуге. В момент реализации у продавца списывается с баланса продукция и одновременно возникает доход, то есть право на получение денежных средств, в размере стоимости проданной продукции.

Кроме определенного вышеуказанным способом дохода, который обычно называется активным, то есть заработанным, существуют и пассивные доходы, для получения которых организация не предпринимает непосредственных усилий, например, получение безвозмездных средств по договору дарения или дивидендов по акциям. Таким образом, первым существенным признаком до­хода служит не то, что он обязательно должен быть заработанным, а его безвозвратный характер, то есть отсутствие обязательств по возврату полученного дохода (в отличие от кредита, займа, залога и т.д.).

Вторым существенным признаком дохода является наличие внешнего по отношению к предприятию фактора. Он предполагает поступление денежных средств или иных активов из-за ее пределов. Так, например, внутреннее перемещение активов, происходящие при внесении вклада в уставный капитал организации, по смыслу напоминает перекладывание денег из одного кармана собственника, в котором лежат его личные доходы, в другой, предназначенный для инвестированного капитала, что не приводит к увеличению суммарной выгоды предприятия.

Увеличение экономических выгод достигается в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Предприятие нередко сталкивается с тем, что, продавая (реализовывая) свою продукцию, должно зафиксировать в этот момент возникновение дохода, но денежные средства за нее не поступили. На самом деле, доход - это не само поступление денег, а документально подтвержденное право на их получение, возникающее в момент реализации или другие моменты для пассивных доходов. Необходимо учитывать что, факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Поэтому момент признания дохода и момент поступле­ния соответствующих денежных средств необходимо различать.

Например, если покупатель задержал оплату проданного товара, а договором купли-продажи предусмотрены пени за задержку платежа, то в момент признания пени покупателем (например, дата подписания протокола о взаиморасчетах) или на дату вынесения судебного решения в пользу поставщика у последнего возникает доход, который предполагает в будущем поступле­ние денежных средств. Такой метод называется методом начисления.

Другой пример представляют собой положительные курсовые разницы, возникающие, в частности, в бухгалтерском учете по активным счетам при росте официального курса иностранной валюты по отношении к рублю во времени. Эти курсовые разницы представляют собой доход организации, возникший из-за того, что она как бы получает выгоду за счет того, что увеличивается рублевая оценка одной и той же суммы иностранной валюты. За рубежом такие доходы называют "бумажными", поскольку они возникают на бумаге в ходе учетных процедур. Курсовые разницы представляют собой доход, а вот поступлений денег по ним вообще никогда не возникает.

В-третьих, участники организации не являются собственниками ее имущества (за исключением унитарных предприятий и финансируемых соб­ственников учреждений). Сама организация (юридическое лицо) является собственником своего имущества.

Доход (revenue) - увеличение собственного капитала за счет притока активов в результате коммерческой деятельности (реализации товаров, выпол­нения работ, оказания услуг, предоставления собственного имущества в арен­ду, использования интеллектуальной собственности), дарения или любым другим способом, за исключением вкладов участников в Уставный капитал.

В целях налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РФ используется схожая формулировка термина "доход": "В целях налогообложения под доходом предприятия понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценить и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить...".

Налоговая прибыль, являющаяся объектом налогообложения по налогу на прибыль определяется как налоговые доходы, уменьшенные на величину произведенных налоговых расходов.

Не являются доходами ни в бухгалтерском, ни налоговом смысле, денежные поступления от контрагентов в виде:

· косвенных налогов (например, НДС). Всю полученную от покупателя или клиента сумму НДС, организация начисляет к уплате в бюджет страны. Образно говоря, полученный НДС "'проходит сквозь организацию, не задевая ее";

· по договору комиссии и агентскому договору, поскольку посредник оперирует не своими денежными средствами, а средствами комитента или принципала;

· аванса, поскольку он является поступлением денег в тот момент, пока товар еще не продан, работы не выполнены, услуги не оказаны. При невозможности выполнения своих обязательств, продавец или подрядчик должен будет вернуть аванс покупателю или заказчику (полностью или частично);

· задатка – суммы денежных средств, которые одна из договаривающихся сторон передает другой в счет оплаты своих обязательств, как доказательство серьезности своих намерений и в обеспечение выполнения своих обязательств по договору;

· залога – денежных средств или иного имущества, переданных залогодателем по договору залога залогодержателю в счет выполнения залогодателем обязательств по какому-либо другому договору (например, кредитному). При нарушении этих обязательств, залог (в отличие от аванса) в полной сумме может быть удержан;

· кредита или займа, поскольку эти денежные средства предоставлены организации на возвратной основе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.