КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование промышленного производства
Концентрация - это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии. Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм: - увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия); - увеличение выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия); - развития концентрации на основе диверсификации производства. Концентрация производства может быть достигнута путем: - увеличения количества оборудования на прежнем техническом уровне; применения оборудования с большей единичной мощностью; одновременного увеличения машин как прежнего технического уровня, так и более современного; - развития комбинирования взаимосвязанных производств. Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию. Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных фондов; среднесписочная численность работников. Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли и т.д. Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, рентабельность, производительность труда и т.д.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а потом могут ухудшаться. Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции, независимо от того, по каким нормам развивается этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции. В отечественной литературе известны два подхода к определению оптимального размера предприятия. Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат (Зi) на выпуск продукции, т.е.
Зi = Ci + Ен • Ki → min,
где Ci - себестоимость продукции по i-ому варианту; Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; Ki - капитальные вложения по i-ому варианту. Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается минимум приведенных затрат. В отечественной литературе известен и графический метод определения оптимального размера предприятия, суть которого показана на рис.1.
П = А+В
Рис.1. Зависимость полных затрат на производство и реализацию продукции от объема продукции.
А - внутрипроизводственные затраты на выпуск продукции; В - внепроизводственные затраты; П - полные затраты на производство и реализацию продукции.
Оптимальный размер предприятия достигается при минимуме полных затрат на выпуск продукции (на графике этот минимум обозначен точкой К). Давно известно, что концентрация и монополизация, как явления в экономике, тесно взаимосвязаны между собой. Но из этого не следует, что концентрация обязательно приводит к появлению предприятия-монополиста или группы предприятий-монополистов. Важным моментом в отечественной экономике следует признать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определятся по методологии, принятой во многих развитых странах, она исчисляется по значению индекса Герфиндаля-Гиршмана (HHI), который показывает влияние крупных компаний на состояние рынка. HHI рассчитывается по следующей формуле:
где n - число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли); Xi - доля i-ro хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли). Величина ННI варьирует в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10 000 (абсолютная монополия). Нормальная концентрация HHI < 1000 (рынок неконцентрированный). Средняя степень концентрации: 1000 < HHI < 2000 (умеренно концентрированный рынок). Высокая степень концентрации: HHI > 2000 (слабая конкурентная среда). Диверсификация производства - одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры выпускаемой продукции в рамках одного предприятия (фирмы). Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного направления своей деятельности, но и направления их на освоение новых видов продукции и создание новых производств. Диверсификация производства зависит от многих факторов, прежде всего от типа производства. Для условий в нашей стране диверсификация наиболее эффективна, если она осуществляется на основе комбинирования производства. Специализация - это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнение отдельных (конкретных) технологических операций. Формы специализации в промышленности: - предметная специализация. Ее сущность заключается в том, что предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (автомобили, станки, самолеты и т.д.); - подетальная специализация. В этом случае предприятия специализируются на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов (например, подшипниковый завод); - стадийная (технологическая) специализация. При данной форме предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса (например, сборочные производства в машиностроении). - специализация вспомогательных производств. К данной форме специализации относятся предприятия, занятые выпуском тары и упаковки, а также выполняющие вспомогательные работы. В зависимости от масштабности различают внутриотраслевую и межотраслевую специализацию. Специализация тесно связана с кооперированием производства. По сути, это две стороны одного процесса и, как правило, их рассматривают в единстве. Кооперирование - это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию. В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования: - предметное, или агрегатное, кооперирование - ряд предприятий поставляет разные изделия (например, генераторы, редукторы и т.д.) головным предприятиям, выпускающим оборудование; - подетальное кооперирование - ряд специализированных предприятий поставляет головному предприятию узлы и детали (например, подшипники, втулки и т.д.); - технологическое, или стадийное, кооперирование - выражается в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным предприятиям. Основными показателями уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия. Косвенными показателями уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируют головные предприятия. С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующих между собой предприятий различают следующие виды связей по кооперированию между промышленными предприятиями: - внутрирайонные (один экономический (административный) район); - межрайонные; - внутриотраслевые; - межотраслевые.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |