КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды планирования
Планы как выражение результатов планирования должны образовывать в совокупности пирамидальную структуру, обладать концентрированной, дифференцированной по уровням управления информативностью, подразделяться по срокам разработки (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные). Модель планирования с точки зрения ее предмета состоит из отдельных плановых комплексов или разделов общего плана: 1. Планирование генеральных целей; 2. Стратегическое планирование; 3. Тактическое планирование; 4. Текущее планирование. Генеральное целевое планирование включает разработку концепции предприятия. Сюда относится планирование важнейших материальных целей: областей деятельности, важнейших результатов, которых хотят достичь; планирование важнейших стоимостных целей: финансовых результатов и ликвидности, планирование важнейших социальных целей: определенного имиджа предприятия, социального положения, определенной модели поведения по отношению к персоналу, инвесторам, рыночным партнерам, государству. Генеральные цели предприятия формируются в виде директив общего характера. В качестве таких директив выступает глобальная цель предприятия - это прибыльность и достижение гарантированной ликвидности. Для предприятия в социальной рыночной экономике это означает, что стремление к максимальному результату, выраженному в конечном итоге в максимизации ценности капитала предприятия, формулируется, как высшая монетарная цель, которая может достигаться только при достижении установленных по периодам целей производства, и сбыта конкурентоспособных продуктов и услуг с учетом социальных целей. Стоимостные цели с точки зрения содержания, масштабов и временных горизонтов находят свое выражение в показателях планирования результатов и финансового планирования, а также других производных от них экономических показателей, образующих многоступенчатую разветвленную совокупность высших целей в системе монетарных целей предприятия. Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия на качественном уровне или в виде, весьма общих, количественных ориентиров. Стратегическое планирование - это, прежде всего планирование достижения целей. В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако как минимум выделяется четыре типа целей: · рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в основной производственно-коммерческой деятельности компании); · производственные (какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества); · финансово-экономические (каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии); · социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев). Стратегическое планирование включает в себя планирование программы и потенциала (планирование численности и структуры персонала, видов, объемов и структуры средств производства, организационной и территориальной структуры предприятия). Стратегическое планирование называют также планированием стратегий полей бизнеса, стратегий функциональных сфер деятельности и региональных стратегий. Предметом стратегического планирования является планирование выражаемого потенциалом размера предприятия, определение целеориентированной структуры потенциала, так как размер предприятия ограничен возможностями внешнего финансирования, то планирование структуры капитала (соотношение собственного и заемного капитала) также относят к стратегическому планированию. Стратегическое планирование связано с планированием развития предприятия и инновационным планированием. Оно носит долгосрочный характер и характеризуется следующими признаками: · основополагающие решения должны приниматься с учетом философии и политики предприятия; · они имеют особое значение для развития материальной базы и (или) финансовых показателей предприятия; · действуют в долгосрочной перспективе и принимаются относительно редко; · требуют при принятии особой ответственности за предприятие в целом и учета всех взаимосвязей. Стратегический план может иметь следующую структуру: v Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании. Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи. v Раздел 2. Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям. v Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы: · Производство; · Маркетинг; · Финансы (финансовый план); · Кадровая политика; · Инновационная политика (научно-исследовательские и конструкторские разработки); · Новая продукция и рынки сбыта. Отсутствие стратегического подхода в управлении предприятием часто является главной причиной поражения в рыночной борьбе. Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (1-5 лет). В структурных подразделениях предприятия в рамках тактического планирования планируют не только цели и мероприятия, но и отдельные проекты по реализации стратегических целей. Тактическое планирование осуществляется в форме – бизнес – планов, которые представляют собой программу эффективного управления предприятием и проектами. Взаимосвязь стратегического и тактического планирования представлена на рис.6.2.
Т екущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) краткосрочных и оперативных планов для предприятия в целом и ее отдельных подразделений. Оперативный план - это план действий, направленных на решение проблем, стоящих перед предприятием. Годовой (текущий) план предприятия состоит из планирования функциональных сфер деятельности: · план сбыта; · план производства; · план научно – технического развития, совершенствования производства и управления; · план материально – технического снабжения; · план персонала; · финансовый план; · социальное развитие коллектива; охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Основные отличительные черты стратегического и текущего планирования представлены в таблице 6.1. Таблица 6.1.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |