Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. Производственная программа




Производственная программа

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Производственная программа — это один из разделов бизнес-плана, вкотором содержатся планируемые объёмы производства в натуральном и стоимостном выражениях. Основанием для формирования производственной программы является перспективный план выпуска продукции, разрабатываемый по результатам изучения конъюнктуры рынка и сбыта изделий в соответствии с профилем предприятия, его подразделений и их развитием.

Производственная программа разрабатывается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам, а при необходимости определяется содержанием договоров с заказчиками, с установлением конкретных сроков выполнения.

Качественные показатели устанавливают соответствие продукции государственным стандартам или техническим условиям заказчика. Они характеризуют её производственно-технические и эксплуатационные качества. Производственно-технические качества машиностроительной продукции характеризуются материалоёмкостью, трудоёмкостью, точностью, мощностью и другими показателями. Эксплуатационные качества машин могут быть обусловлены производительностью, коэффициентом полезного действия, долговечностью, надёжностью в работе и т.д.

Количественные показатели производственной программы характеризуют объём производства в целом и по отдельным видам продукции. К их числу относятся: объём реализуемой продукции, объём товарной продукции, объём валовой продукции и др.

Перечисленные показатели применяются при перспективном и текущем планировании производственной программы.

 

2.1.2 Измерители объёма продукции

В практике планирования производственной программы применяются три метода измерения объёма выпускаемой продукции: натуральный, трудовой, стоимостной, которым соответствуют измерители.

Натуральные измерители: штуки, комплекты, метры, тонны и другие единицы измерения, характерные для данного вида продукции. Они наиболее точно отражают физический объём машиностроительной продукции. Однако ввиду её многообразия (особенно по назначению, качеству и другим параметрам) очень часто не представляется возможным планировать объём производства в натуральном измерении. В таких случаях применяются условно-натуральные измерители: турбины в киловаттах, дизели в лошадиных силах, котлы в тоннах пара, тракторы в переводе на 15 сильные, грузовые автомобили в переводе на 4-тонные и т.д. Натуральные (условно-натуральные) измерители обязательно используются при планировании производственных программ предприятий и цехов для количественного выражения отдельных видов продукций. Вместе с тем, поскольку названными измерителями можно измерять только однородную продукцию, они для сводной характеристики производственной программы почти не применяются.

Трудовые измерители — часы, минуты рабочего времени применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоёмкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространённый показатель — трудоёмкость или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоёмкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется показатель станко-часы.

Стоимостные измерители носят обобщающий характер и являются универсальными при взаимоувязке всех разделов предприятия. В денежном выражении рассчитываются такие показатели, как объём продаж (реализованная продукция), товарная и валовая продукция, валовый и внутри производственный оборот.

Товарная продукция — это стоимость продукции полностью изготовленной и предназначенной к отпуску на сторону. Объём товарной продукции (ТП) можно определить по следующей формуле:

ТП=Тгп+ ТК + ТФ +Ту+Тпф,

где Тгп — стоимость готовых (комплектных) изделий на сторону, руб.;

Тпф — стоимость полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных цехов, предназначенных к отпуску на сторону, руб.;

ТК — стоимость продукции и полуфабрикатов, поставляемых своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия, руб.;

ТФ — стоимость оборудования, инструмента, приспособлений и т.д. общего назначения собственного производства, зачисляемых в основные средства данного предприятия, руб.;

Ту — стоимость услуг и работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия, включая выполненные работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия, руб.

Изделия, вырабатываемые из сырья и материалов заказ­чика, оплачиваемых предприятием-изготовителем, включают­ся в объём товарной продукции по полной стоимости, то есть без исключения стоимости сырья и материалов заказчика.

 

Валовая продукция — характеризует весь объём выполненной работы предприятия независимо от стадии готовности за определённый период времени (месяц, квартал, год), объем валовой продукции (ВП) определяется по формуле:

ВП = ТП + (НПк - НПн) + (Ик - Ин),

где ТП — объём товарной продукции, руб.;

НПн, НПк — стоимость остатков незавершённого производства соответственно на начало и конец периода, руб.; Ин, Ик — стоимость остатков инструмента специального назначения и приспособлений собственного изготовления соответственно на начало и конец периода, руб.

 

Объём продаж, реализуемая продукция

Первый термин применяется в мировой практике, второй — в отечественной. Объём продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги.

Объём продаж — это стоимость товаров и услуг, произведённых и реализованных предприятием за определённый период времени.

Объём реализуемой продукции (РП) является одним из основных показателей, по которому оцениваются резуль­таты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он рассчитывается по формуле:

РП = ТП + (Он – Ок),

где Он, Ок — стоимость остатков нереализованной продукции соответственно на начало и конец периода, руб.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.