КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Матрица технико-экономических показателей
ТЕМА № 9:Технико- экономические показатели использования производственных ресурсов предприятия Так как производственные ресурсы ограничены, то предприятия осуществляют контроль за эффективным их использованием. Между факторами производственного процесса (рабочей силой, средствами труда, предметами труда) существует определенная пропорциональность, дающая возможность сопоставлять их расход с результатами.
Каждому показателю стоящему выше главной диагонали соответствует обратный ему показатель стоящий ниже главной диагонали. С повышением эффективности производства все показатели расположенные выше главной диагонали имеют тенденцию к снижению, а показатели расположенные ниже- к повышению. Матрица может быть расширена за счет включения в нее других показателей, например себестоимости прибыли капитальных вложений, показатели характеризуют эффективность производства, эффективность использования производственных ресурсов. Задачи по оборотным средствам: №1 Выпуск продукции в год составляет 10000 единиц, себестоимость изделия 80 рублей, цена изделия на 25% превышает себестоимость. Среднегодовой остаток оборотных средств (общий норматив оборотных средств) 50 тыс. рублей, длительность производственного цикла изготовления изделия 5 дней, коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве 0,5.Определить норматив оборотных средств, определить оборачиваемость оборотных средств. №2 В первом квартале предприятие реализовало продукцию на 250 тысяч рублей. Среднеквартальные остатки оборотных средств 25 тысяч рублей. Во втором квартале объем реализации увеличится на 10%, а время одного оборота оборотных средств будет сокращено на 1 день. Определить количество оборотов и время оборота в первом квартале. Определить коэффициент оборачиваемости и абсолютную величину оборотных средств во втором квартале. Определить высвобождение оборотных средств в результате сокращения продолжительности одного оборота.
ТЕМА№10: «Себестоимость продукции» Себестоимость отражает текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженной в денежной форме. Между стоимостью и себестоимостью имеются качественные и количественные различия. Качественные различия выражаются в том, что затраты потребляемых орудий и предметов труда отличаются от их денежного выражения, а количественное различие в том, что в себестоимости продукции не учитываются накопления, которые создаются на предприятии С/С – себестоимость Пр – прибыль- накопление Учет затрат на производство продукции ведется по двум направлениям: 1. по целевому назначению затрат (например на заработную плату рабочим, на содержание аппарата управления, отопления цеха и т.д.); 2. по экономическому содержанию затрат (например затраты на материалы, независимо идут эти материалы на конечную продукцию, ремонт, ограждение рабочих мест и т.д.). Учет затрат ведется в вертикальном и в горизонтальном разрезе.
Калькуляция себестоимости - это сумма прямых и косвенных затрат на единицу продукции. Под единицей продукции понимается одна штука, тонна, 1 заказ или иной объем калькулирования. Прямые затраты - это использованные материальные и трудовые ресурсы, которые можно рассчитать, оценить и учесть на каждую отдельно взятую единицу калькулирования, не зная даже объем производства. Косвенные затраты известны общей суммой либо на определенный период (обычно год) либо на определенный вид работ. их нельзя прямо отнести на себестоимость (калькуляцию одного вида продукции). Эти затраты распределяются пропорционально прямым или отдельным их частям (зар.плата основных производственных рабочих) Косвенные затраты не однородны: одни из них не имеют прямого отношения к производству продукции (освещение, отопление зданий), другие затраты не участвуют в изготовлении, а только при выпуске конкретной продукции (на рекламу), третьи связаны с управлением производством. Все косвенные затраты принято называть накладными или постоянными косвенными затратами. Затраты, которые в принципе можно рассчитать и учесть на изготовление изделий, называемые переменными косвенными затратами по общей сумме зависят от объема работ (если бы на каждую машину или станок установить счетчик для учетов электорэнергии). На все виды косвенных затрат рассчитывается смета. По этапам формирования затрат в зависимости от степени готовности продукции и реализации различают себестоимость: 1. технологическую 2. цеховую 3. полную (коммерческую) Технологическая себестоимость представляет собой сумму прямых затрат непосредственно связанных с выполнением технологических операций. Цеховая себестоимость включает прямые и косвенные затраты цеха на производство данной продукции в данном цехе. Производственная себестоимость включает все цеховые затраты и общезаводские затраты (содержание заводоуправления, складов и тд) Полная (коммерческая) себестоимость отражает затраты на производство и вне производственные расходы (расходы по сбыту)
Учет затрат по экономическим элементам предполагает: 1. материальные затраты (материалы, электроэнергия); 2. затраты на оплату труда; 3. единый социальный налог; 4. амортизация основных фондов;5. прочие затраты. Все эти затраты для предприятия конечны, т.е. не требуют разложения на составные элементы. Сменный разрез затрат дает представление на экономические сколько расходуется средств в течении определенного периода. В отличие от калькуляции в смете учитываются и затраты на изменение незавершенного производства.
ТЕМА № 11: «Ценообразование» Цена - одна из фундаментальных экономических категорий, цена показывает за какое количество денег продавец (производитель продукции) согласен продать, а покупатель (юридическое или физическое лицо) купить произведенную продукцию. В условиях рынка цену устанавливает производитель с учетом: · спроса · затрат на производство · рыночной конъюктуры · ценовой политики предприятия. Ценовая политика – это уровень цен и возможные варианты их изменения в зависимости от целей и задач, как в краткосрочном периоде, так и в перспективе. Существуют два подхода к ценообразованию: 1. затратный подход, предполагающий ориентацию на издержки производства (себестоимость продукции) 2. рыночный, предполагающий ориентацию на спрос и поведение конкурентов. Затратный метод – осуществляется по схеме себестоимость + прибыль. Прибыль устанавливается в процентах от себестоимости. Ц= З+а* З Ц - цена З – затраты на производство продукции а – размер прибыли в процентах, устанавливает собственник продукции
Большая часть предприятий (до 80% - по зарубежным данным) использует затратный подход. Затратный метод ценообразования позволяет определить объем реализации при котором может быть получен желаемый размер прибыли по заложенному проценту рентабельности продукции. Это наглядно иллюстрирует график безубыточной работоспособности предприятия.
Маржинальная прибыл ь = желательная прибыль + постоянные затраты = выручка - переменные затраты.
Точка безубыточности работы – это минимальный объем производства и реализации при котором, предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков. При выпуске и реализации количества N продукции предприятие получит желаемый размер прибыли по заложенному в цене проценту рентабельности. Выручка = полным затратам Выручка = Цена х N Полные затраты = постоянные затраты + переменные затраты = постоянные затраты + удельные переменные N. Ц х N = С + N N = С/ Ц - N
Рыночный метод ценообразования. При ценовой политике ориентированной на спрос предприятия сопоставляют рыночную цену с собственными затратами при предполагаемом объеме производства. На основе сопоставления определяют выгодность или не выгодность производства данной продукции. Ценовая политика предприятия зависит от типа рынка: 1. на рынке чистой конкуренции складывается равновесная цена на одинаковую продукцию., определяемая в соответствии спроса и предложения со стороны многочисленных продавцов и покупателей. Для отдельного взятого продавца цена задается рынком. 2. несовершенная конкуренция бывает монополистической, либо олигополистической. Монополистическая конкуренция имеет место на рынке с относительно большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров одного назначения с разными технико-экономическим характеристиками по разным ценам. Олигополистическая конкуренция имеет место на рынке с небольшим числом крупных продавцов однотипных товаров. Один из продавцов и оказывает существенное влияние на цены. 3. монополистическая – 1 покупатель - много продавцов. Монополист сам устанавливает цену, руководствуясь получением максимальной прибыли.
Провести четкую грань между определенными типами рынка бывает затруднительно. Рынок ряда товаров можно отнести либо к монополистическому, либо к олигополистическому. Монополистический рынок может быть и при наличии нескольких монополистов. Цена и качество находятся в тесной связи в момент появления нового продукта, о качестве судят по цене. В дальнейшем цена теряет роль индикатора качества, у покупателей появляется более достоверная информация о качестве. Цены на одну и ту же продукцию предприятия могут отличатся на различных изолированных рынках – это вертикальная диференсация цен. Если предприятие с течением времени снижает цену на свою продукцию – это называется горизонтальной диферентацией цен. Увеличение цен негативно воспринимается покупателем при этом чаще встречается срытое повышение цен. Например, вводится незначительное усовершенствование сопровождавшееся ростом затрат в меньшей пропорции, чем рост цен.
Установление продажной цены на конкретную продукцию выходит за рамки предприятия, в ее включаются налоги и сборы, устанавливаемые государством, а также наценки с бытовых и торговых организаций.
Структура продажных цен.
* - распространяются на отдельные виды товаров согласно утвержденному перечню.
Задача: Постоянные затраты составляют 2 млн. рублей. Удельные переменные 200 рублй. Цена единицы продукции 500 рублей. Определить: 1. точку безубыточности предприятия 2 как изменение цены на 10% повышает точку безубыточности (в натуральном и денежном выражении) ТЕМА № 12: «Прибыль и рентабельность производства»
Целевой функцией деятельности коммерческого предприятия является извлечение прибыли. С бухгалтерской точки зрения прибыль – это превышение дохода от продажи товаров и услуг над затратами их производства и продажу. Прибыль предприятия может состоять из 3 частей: 1. прибыль, полученная в результате производственной деятельности и реализации продукции Ппр = Выручка – НДС – Акцизы - Себестоимость 2. прибыль, полученная от реализации ненужного предприятию имущества Пи = выручка от реализации – расходы на реализацию – остаточная стоимость 3. недореализованная – это прибыль, полученная в результате хозяйственно-финансовой деятельности, например, от сдачи имущества в аренду, участия в торгах на фондовой бирже. Прибыль подлежит налогообложению. Кривая ЛАФФЕРА.
Внереализационная прибыль облагается по иным, чем производственная прибыль, ставкам. Например, прибыль от посреднической деятельности - 45%, от долевого участия в других предприятиях-15% и т.д. Темпы изменения производственной прибыли выше, чем темпы изменения выручки от реализации продукции. Прогрессивное нарастание прибыли при увеличении объема продаж называется операционным рычагом. Сила воздействия определяется отношением маржинальной прибыли к прибыли производственной. Пример:
Jоп = Пмаржинальная/ Ппроизводственная Результаты работы предприятия выражаются не только в росте суммарной прибыли, называемой балансовой, но и в росте стоимости предприятия, его акций (потенциальная прибыль) Потенциальная прибыль не отражаемся в бухгалтерском учете и не может использоваться. Потенциальную прибыль можно получить только в случае продажи предприятия или его акций. Прибыль, оставшаяся после вычета налогов, называется чистой прибылью. Чистая прибыль по решению собственников может использоваться по следующим направлениям: · на выплату дивидендов · на создание резервного фонда, предназначенного для непредвиденных расходов покрытия возможных балансовых убытков. Величина резервного фонда оговаривается нормативными документами · на стимулирование труда наемных работников и другие социальные нужды · на накопление и инвестирование. Средства предназначаются для развития и совершенствования производства, на приобретение акций других предприятий и другие цели.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |