КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и виды управления природопользованием
И правовая защита природной среды Основы управления природопользованием 1. Понятия и виды управления природопользованием 2. Экологическая политика и правовые основы природопользования 3. Административное регулирование в сфере природопользования 4. Информационное обеспечение в природопользовании
Управление – совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости. Управление природопользованием (УП) – организационная деятельность по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. Главная цель – поддержание и улучшение качества ОС. Основные задачи УП: 1. последовательное достижение определенного качества среды обитания на каждой территории 2. восстановление и сохранение биосферного равновесия 3. рациональное использование природных ресурсов (ПР) Организация системы УП включает: ü формирование экологической политики ü конкретизация целей и задач ü выбор методов и выработка стратегий природопользования ü создание информационного и нормативно-правового обеспечения УП ü создание инфраструктуры для обеспечения управления в сфере природопользования Функции УП и охраной природной среды: ü создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы; ü распоряжение природными ресурсами; ü планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшается состояние окружающей среды; ü экологическое нормирование; ü экологическое лицензирование; ü экологическая сертификация; ü экологический аудит; ü учет состояния и использования отдельных природных объектов, а также вредных воздействий;
ü экологический контроль и экологическая экспертиза; ü экологическое воспитание и образование; ü разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды; Управление, как известно, подразумевает наличие объекта управления (управляемой системы, например завода) и субъекта управления (управляющей системы). Исходя из этого под управлением понимается организация и постоянное наличие двух уровней управления: 1.управление природными системами: а)»жесткое»- пренебрегающее учетом естественных процессов (сплошная вырубка лесов или освоение целинных земель без соблюдения правильной агротехники); б)»мягкое»- основанное на воздействии через естественные механизмы саморегуляции экосистем т.е. способность экосистем к восстановлению своих свойств после антропогенного воздействия (выборочная вырубка и использование научно-обоснованных агроприемов, способствующих самовосстановлению лесных богатств и плодородия почвы). «Жесткое» управление дает быстрый и высокий хозяйственный эффект в виде роста объема продукции или снижение затрат на ее производство, но этот эффект кратковремен, так как в результате происходят резкие необратимые изменения в природной среде, снижение ее продуктивности и загрязнение, приводит к экологическим, экономическим и социальным ущербам. 2.управление природопользователями: а) командно-административное; б) экономическое. Эти уровни управления взаимосвязаны между собой. Первый основывается на изучении и использовании естественных законов, в частности, экологических и осуществляется через второй уровень, опирающийся на юридические и экономические законы. 2 Экологическая политика и правовые основы природопользования Экологическая политика – это политика по отношению к окружающей природной среде (ОПР).
Появление этого термина свидетельствует о необходимости рассматривать экономические, социальные и экологические задачи государства как единую систему. В 1992 году Реймерс предложил 4 уровня политики: 1. Международно – глобальная, заключается в проведении акции с учетом экологических ограничений в социально – экономическом развитие, мирового потенциала природных ресурсов и их глобального размещения; 2. Региональная экополитика, охватывает интересы одного региона и предусматривает создание пограничных заповедников, сотрудничество стран по контролю за трансграничным переносом загрязнений по воде, воздуху, а также установление региональных квот за изъятие природных ресурсов. 3. Национальная экополитика, предполагает принятие и реализацию социально – экономических решений и международных договоров, касающихся экологического состояния территорий. 4. Локальная экоплитика, - аналог государства в границах малых территориальных образований В настоящее время среди важнейших механизмов реализации экологической политики в РФ следует назвать: правовой, административный, информационный экономический. Экологическое право - это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Оно является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды. Первый закон об охране ОС (эдикт) был написан в 1273 году в Лондоне, запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ города. В России можно отметить ряд указов Петра Первого направленных на охрану, рациональное использование и восстановление лесов, запрещение браконьерских способов ловли рыбы и др. В истории развития экологического законодательства последняя треть 20 века отмечена рядом постановлений, направленных на улучшение экологической ситуации в отдельных регионах: бассейны рек Волги, Урала, Каспийское море, Байкал и др. В современной России право человека на благоприятную ОПС и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу закреплены Конституцией РФ(1993). Современная структура системы экологического права сочетает правовое регулирование природопользования и экологической безопасностью.
Эффективность экологического законодательства зависит от работы хозяйственных органов управления, деятельности общественных организаций, экологической и правовой дисциплины граждан, экономической и политической стабильности в обществе. Большую важность в последнее время приобретают рыночные подходы к политике в области природопользования и ООС. Суть их заключается в том, что экологические расходы в максимально возможной степени должны быть возложены на ответственных за ущерб, наносимый природе. Понятие «экологическое законодательство» включает систему законодательных актов, принятых органами законодательной власти РФ, и ее субъектов. Источниками экологического права, образующие экологическое законодательство, являются: ü Конституция РФ; ü Законодательные акты РФ; ü Акты Президента РФ; ü Акты Правительства РФ; ü Нормативные акты министерств и ведомств; ü Законы и нормативные акты субъектов; ü Нормативные договора; ü Нормативные акты СССР, действие которых продлено на территории РФ. Система государственных органов, осуществляющих комплексный контроль за охраной окружающей среды в России, представлена на рисунке.
В настоящее время законом предусмотрены специальные виды ответственности за экологические правонарушения: ü дисциплинарная ответственность за экологические проступки, связанные с трудовой деятельностью должностных лиц (невыполнению утвержденных мероприятий по ООС и рациональному использованию природных ресурсов, несоблюдению экологических нормативов)- в виде лишения премий, понижения в должности, увольнения;
ü материальная ответственность работников, виновных в причинении экологического вреда; ü административная ответственность за экологические правонарушения применяется в отношении отдельных лиц и предприятий в случаях бесхозяйственного использования природных объектов, загрязнения природной среды и т.д.- предусматривает следующие виды взысканий: предупреждение, наложение штрафа, приостановка деятельности предприятий; ü уголовная ответственность за экологические преступления: нарушение правил ООС при производстве работ, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами, загрязнение вод, земли, уничтожение лесов- в виде лишения права занимать определенные должности, лишения свобод;
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |