Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административное регулирование в сфере природопользования




 

Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ). Стандарт (норма)- нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований обязательных для исполнения. Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, введенный в действие в 1977г. В настоящее время все большее значение имеют стандарты, связанные с управлением качеством ОС.

Административный механизм управления природопользованием и ООС основан на методах принуждения:

- экологическое нормирование (издание и организация применения стандартов);

-регламентирование природопользования (экологическая сертификация, лицензирование, выдача разрешений);

- административный контроль за деятельностью в сфере природопользования и ООС (экологическая экспертиза и паспортизация).

Нормирование качества ОПС представляет собой прежде всего деятельность по установлению нормативов предельно допустимых воздействий на ОС. Нормативы качества ОПС подразделяются на:

 

НОРМАТИВЫ
санитарно-гигиенические экологические вспомогательные
ü ПДК химических веществ ü ПДУ физических воздействий ü ПДУ биологических воздействий ü ПДУ радиации ü ПДК химических веществ в продуктах ü нормативы санитарно-защитных зон ü нормативы выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС) ü нормативы шума и вибрации ü нормативы биологических загрязнений ü нормативы радиации ü использования химических веществ в хозяйстве ü строительные, градостроительные правила ü экологические требования к продуктам ü ПД нагрузки на ОПС ü нормативы терминологии ü организационные нормативы ü правовые нормативы

 

Административное регулирование охватывает ряд методов управления, среди которых следует выделить систему экологических стандартов:

ü Стандарты качества ОС характеризуют возможнкю интенсивность использования природных ресурсов и условий природной среды; опираются на гигиенические нормы и используют понятия ПДК, ПДД содержания вредных веществ;

ü Стандарты воздействия на ОС определяется индивидуально для каждого источника загрязнения на основе ПДК и устанавливают ПДВ и ПДС вредных веществ. В некоторых случаях вводятся дополнительные нормативы- ВВС и ВСС;

ü Технологические стандарты устанавливают требования к технологиям, процессам, аппаратам, оборудованию;

ü Стандарты качества готовой продукции ограничивают содержание химических веществ в продуктах питания, примесей в питьевой воде и т.д.;

ü Прямые запреты или ограничения представляют меру административного воздействия на виновника загрязнения. Они не регламентируются нормами и стандартами и применяются в крайних случаях, когда производство наносит непоправимый ущерб окружающей среде;

ü Экологические сертификаты – это документ на право осуществления экологически безопасной деятельности.

ü Разрешение и лицензии – могут носить разовый или многократный характер.

 

К административно-контрольным методам экологии и природопользования относят экологическую экспертизу и экологический контроль.

Э кологической экспертизой называется проверка соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям; проводится с целью предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду. Различают государственную, ведомственную, научную и общественную экологические экспертизы.

Под государственной экологической экспертизой понимают предварительную проверку предоставленных материалов специальной комиссией, назначаемой государственным природоохранным органом.

Объектом являются проектные материалы, документация по созданию новой техники и технологии, выпуск новых видов продукции, сырья, а также проекты стандартов и нормативов.

В соответствии с законом РФ «Об экологической экспертизе» (1995г) она должна осуществляться на принципах обязательности её проведения, научной обоснованности и законности выводов независимости, широкой гласности и участия общественности.

Кроме государственной экспертизы существует также:

а ) ведомственная – проводится по приказу соответствующего ведомства, её результаты сохраняют силу внутри соответствующего ведомства, если не противоречат выводам государственной экспертизы.

б) общественная – организуется по инициативе общественных объединений и проводится не государственными структурами, поэтому заключения носят форму рекомендаций.

в) научная – по инициативе научных учреждений, вузов, научно-исследовательских центров. Заключения носят информационный характер.
Экологический контроль – это проверка соблюдения предприятиями и гражданами экологических требований по ООС и обеспечению экологической безопасности.

Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные.

Цель – охрана окружающей природной среды путём предупреждения и устранения экологических правонарушений для обеспечения устойчивого развития.

Различают формы экологического контроля:

- информационный (сбор и обобщение экологической информации)

- предупредительный (предотвращение наступления вредных последствий)

-карательный (применение мер государственного принуждения к экологическим нарушителям)

Его объектами является состояние ОС, выполнение обязательных мер по охране и соблюдение экологического законодательства юридическими физическими лицами.

Виды экологического контроля:

  • Государственный экологический контроль имеет самые широкие полномочия: принимает решения об ограничении, приостановлении и запрещении хозяйственной деятельности юридических и физических лиц при нарушении ими экологического законодательства. Привлекает к административной ответственности лиц, допустивших нарушение экологического законодательства.
  • Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, которая проверяет выполнение планов и природоохранных мероприятий согласно экологическому законодательству.

Общественный экологический контроль: наблюдает за выполнением природоохранных требований со стороны профсоюзов, общественных экологических объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.