КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дерегулирование
Термин дерегулирование в данном тексте будет означать - снятие административ-ных ограничений во всех других областях, например, регламентация числа инспекций и проверок, облегчение выхода на рынок и т.д. В 1992 году основным содержанием этого процесса был демонтаж институтов планово-распределительной системы (к концу 1993 года от старой системы ничего не осталось). Более сложно шла ликвидация отраслевых министерств, главков, ВПО и т.п. Министер-ства не хотели просто погибать, они трансформировались в следующие основные формы: - часть работников переходила в новые российские министерства; - на базе министерств создавались отраслевые союзы и ассоциации, жившие на добровольные пожертвования бывших подчиненных предприятий и на плату за оказываемые ими услуги; - преобразования министерств в какие-либо государственные компании и прави- тельственные агентства (концерн «Гозпром», РАО ЕС России). Вновь создаваемые организации были сосредоточением сил стоящих за административ-ное управление экономикой и радикальными противниками реформ. В 1992 году возникает движение за государственное регулирование теоретически обос-нованное учеными-академиками и практически лоббировавшееся: - терпящими бедствие государственными предприятиями, которые жаждали помощи от государства; - 21 - - частными или государственными предприятиями, стремившимися с помощью бюрократии монополизировать те или иные рынки с целью получения моно- польных доходов для себя и своих покровителей; - и главное – бюрократией, которая старалась создать для себя «кормушки». Борьба продолжается до сих пор с переменным успехом (см.: табл. 3.7.) Работу в этом направлении необходимо продолжать.
В терминологии международных финансовых организаций структурные изменения (реформы) понимаются близко к тому, что в медицине называют изменениями органиче-скими, т.е. необратимыми, в отличие от функциональных, временных, поддающихся ле-чению. В экономике, последние часто называют коньюктурными изменениями. Так, улуч-шение состояния бюджета вследствие роста мировых цен на нефть – явление коньюктур- ное, переходящее. Если то же самое достигнуто за счет совершенствования налоговой сис-темы, налогового администрирования, за счет лучшего контроля за расходами через феде-ральное казначейство, то мы имеем дело с более устойчивыми структурными изменени-ями. Следует понимать, что институциональные изменения на неформальном уровне могут быть следствием реформ, но сами реформами не являются, тогда как формальные измене-ния институтов, напротив, составляют содержание реформ. Они же являются и структур- ными реформами, если меняют поведение людей и организаций. Посмотрим теперь, какие структурные и институциональные изменения, необхо-димые для функционирования рыночной экономики, произошли в России в 1992-1998 годах: Либерализация. С начала 1992 года осуществлена либерализация цен, одновременно произошел демонтаж планово-распределительной системы, открыта экономика, введен свободный курс рубля. В средине 1996 года Россия присоединилась к ст. 8 Устава МВФ, тем самым была введена конвертируемость рубля по текущим операциям. Приватизация – в начале массовая, осуществлена в кратчайшие сроки (завершена 1 июля 1994 года). С 1995 года перешли к этапу денежной приватизации (более сложной и скандальной). Тем не менее 2/3 ВВП уже производится в негосударст- венном секторе. Для закрепления прав собственности важное значение имело при- нятие Гражданского кодекса. Финансовая стабилизация – затянулась, хотя следовало бы ее завершить раньше нача- ла приватизации, и продолжалась 5 лет. Перманентный бюджетный кризис, отра- жающий слабость государства, привел к тому, что инфляция была в 1995-1996 го- дах скорее отложена, чем подавлена. Тем не менее, с 1996 года (без 1998) рост цен не выходил за пределы безопасности. Бюджетная системы – в основном была создана, принят Бюджетный кодекс, завершен переход на казначейскую систему исполнения бюджета. Сформированы серьез- ные подвижки в формировании системы бюджетного федерализма. Налоговая система – функционирует и начинает отлаживаться. На первом этапе она была нацелена на задачи финансовой стабилизации. К 1998 году подготовлен новый Налоговый кодекс – ориентированный на задачи роста экономики. Ступил в действие в 2001-2002 годах Двухуровневая банковская система. С самого начала развивалась в весьма либераль- ных условиях, что обеспечило ее быстрый рост и многочисленные перекосы, выявленные кризисами 1994, 1995 и 1998 годов. Инфраструктура фондового рынка – создана, практически, на пустом месте. Кончено деятельность не полнокровная – но инфраструктура есть, реагирует на мировой - 22 - рынок. Структурная перестройка – шла все эти годы, хотя только с 1997-1998 годов, а с 1998 года начался очевидный рост и переход к активной фазе. С началом 21 века наметился рост инвестиций в основной капитал, по темпам превышающий рост ВВП и продукции промышленности. Все это выполнено за 10 лет. Незавершенность реформ. Как мы уже говорили, на первом этапе создана рыночная экономика взамен плановой. Следующий шаг – сделать ее эффективной. Что же необхо-димо доделать на втором этапе: - либерализация не завершена. Не в полной мере обеспечен выход на рынок, законо- дательная база и органы ее реализации созданы, но не включены на мощность, малый бизнес находится в полуподавленном состоянии, очень силен бюрократи- ческий произвол; - приватизация продолжается, низкий уровень предприятиями как частного так и государственного, секторов. Ее приоритеты сменились на реструктуризацию и модернизацию; - банковская система – нуждается в реструктуризации; - финансовые рынки – не достигли той ступени развития когда они являются едва ли не главными источником инвестирования. - реформа социальной сферы медленно и со скандалами реализуется; - трудовые отношения – рынок труда крайне немобилен, Трудовой кодекс не стал привычкой; - жилищно-коммунальное хозяйство – один из главных рудиментов не рыночной экономики реформируется медленно и с большими скандалами; - ждут своей реализации пенсионная реформа, реформа в области образования, здравоохранения, систем социальной защиты; - судебная реформа; - административная реформа. Время, возможно, дополнит перечисленный перечень.
- 23 -
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |