Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разгосударствление экономики и приватизация государственной собственности




Собственности собственности

Юридические формы правоотношений Экономические формы

Собственность

 

 

Государ- Частная Смешан- Муници- Государ- Частная Корпо- Совмест- Смешан-

ствен- ная пальная ственная (индиви- ратив- ная (коо- ная

ная дуаль - ная ператив-

ная) ная, доле-

вая)

Таблица 5.1. Структура форм собственности

- 36 -

Экономически – собственность это общественная (существующая только в обществе, через отношения с людьми) форма присвоения, т.е. отношения между людьми по поводу присвоения благ. Экономически собственность существует там, где она используется.

Экономические формы собственности различаются по формам присвоения дохода:

- частное ( индивидуальное, приватное) присвоение – индивидуальная, частная

собственность,

- групповое (коллективное), закрытое присвоение – совместная (партнерская,

кооперативная, долевая) собственность,

- групповое открытое присвоение – корпоративная (акционерная) собственность,

- присвоение в интересах общества (или его уровня – территории) – государствен-

ная собственность – федеральная, субъектов федерации, муниципальная.

Следует иметь в виду, что передача собственности связана с транзакционными (опера-ционными) издержками – издержками в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.

К современным тенденциям развития собственности относятся:

- индивидуализация присвоения – в рамках корпоративных и других крупно-

масштабных форм собственности каждый становится частичным собствен-

ником;

- обособление хозяйствования – в сельском хозяйстве, например, арендные

формы хозяйствования, в промышленности – модульный способ организации

производства;

- деперсонификация собственности – распыление присвоения по тысячам

акционеров;

- общественное ограничение целевого использования активов (например, земля

сельскохозяйственного назначения);

- возникновение рекомбинированной собственности, представляющей собой, с

одной стороны, деперсонализацию активов, а с другой, централизацию

управления пассивами;

- усиление многообразия форм собственности;

- разгосударствление и приватизация – процесс уменьшения государственного

контроля над производством.

 

Становление новой системы экономических отношений осуществляется в процессе разгосударствления национальной экономики, каковой и являлась социалистическая экономика. Разгосударствление может быть осуществлено и при сохранении государст-венной собственности. Существуют 2 модели разгосударствления:

1.Градуалистская модель разгосударствления – достигается продуманными, многооб-

разными и последовательно реализуемыми способами, среди которых наиболее зна-

чимы следующие:

- деколлективизация аграрного сектора путем роспуска народных коммун и

превращения крестьянского двора в первичную производственную ячейку;

- привлечение прямых иностранных инвестиций в процессе проведения поли-

тики экономического зонирования, что, по существу, тождественно импорту

рыночных отношений в страну, и при этом в самом развитом виде, обладаю-

щих огромным демонстрационным эффектом;

- коммерционализация деятельности самих государственных предприятий на

основе разграничения права собственности, которое остается за государством,

и прав хозяйствования (пользование, владение, распоряжение), которыми

наделяются государственные предприятия, постепенно превращающиеся в

подлинных товаропроизводителей;

- 37 -

- с первых лет реформирования снят запрет с частнопредпринимательской

деятельности, что способствует ее бурному развитию.

2. Либеральная модель разгосударствления – кардинально отличается от градуалис-тической:

- снятие запрета с частнопредпринимательской деятельности;

- спонтанная приватизация до начала реформ (через аренду);

- радикальная бесплатная (ваучерная) приватизация;

- денежная приватизация.

Российская экономика к началу реформ не имела возможности идти градуалисти-ческим путем: дефицитный бюджет, падение производства, финансовый и продоволь-ственный кризисы.

Так случилось, что почти в эти же годы приватизация (денежная) была проведена едва ли не во всех развитых странах(80 стран), начиная с Англии: в Англии за 13 лет было продано две трети государственных предприятий; во Франции за 5 лет было приватизировано 15 крупных компаний и т.д.

На основе соответствующих законодательных актов ваучерная приватизация началась в средине 1992 года и закончилась к июлю 1994 года. Было роздано населению 146 млн. безымянных ваучеров, каждый номиналом в 10 000 рублей. Приватизация про-водилась следующим образом:

- продажа акций АООТ;

- продажа предприятий на аукционах;

- продажа предприятий по коммерческому конкурсу;

- продажа предприятий по некоммерческому конкурсу;

- продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных

предприятий;

- выкуп арендованного имущества.

По способу приватизации предприятия были разбиты на три группы:

- предприятия со среднегодовой численностью занятых до 200 человек и

балансовой стоимостью ОФ на 1.01.92 г. не более 1 млн. руб. подлежали

продаже на аукционах;

- предприятия со среднесписочной численностью занятых свыше 1000 чело-

век и балансовой стоимостью ОФ более 50 млн. руб. на ту же дату подле-

жали акционированию;

- предприятия со среднесписочной численностью занятых от 200 до 1000

человек и балансовой стоимостью ОФ от 1 до 50 млн. руб. на ту же дату

подлежали приватизации любым из указанных способов.

Главные цели приватизации были определены следующим образом:

- формирование широкого слоя частных собственников;

- повышение эффективности деятельности предприятий путем их

приватизации;

- социальная защита населения и развитие объектов социальной

инфраструктуры за счет средств от приватизации;

- содействие стабилизации российской экономики;

- создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного

хозяйства;

- привлечение иностранных инвестиций;

- создание условий и организационных структур для расширения масштабов

приватизации.

При акционировании предприятий предусматривались три варианта предоставляе-мых трудовому коллективу льгот.

Первый вариант предусматривал следующие льготы:

- 38 -

- всем членам трудового коллектива единовременно и безвозмездно передаются

именные привилегированные акции, составляющие не более 25% уставного капи-

тала, но не более 20 минимальных месячных оплат в расчете на 1 работника;

- обыкновенные акции до 10% уставного капитала, но в общей сумме не превыша-

ющие 6 минимальных месячных оплат труда в расчете на 1 работника, продаются

членам трудового коллектива по подписке со скидкой до 30% их номинальной сто-

имости и представлением рассрочки платежа до 3 лет. Величина первоначального

взноса должна быть не менее 15% номинальной стоимости акций;

- должностным лицам администрации предприятий (директор, заместители, главный

инженер, главный бухгалтер) предоставлялось право приобретения обыкновенных

акций по номинальной стоимости, составляющей на всех лиц в сумме до 5% устав-

ного капитала, но не более 2000 минимальных месячных оплат труда.

Этим вариантом была заложена возможность приобретения инсайдерами, т.е. фаб-рично-заводской администрацией и трудовыми коллективами, до 40% акций АООТ.

По второму варианту трудовому коллективу предоставлялось право приобретения обыкновенных акций до 51% уставного капитала. Но не предусматривалась безвозмездная передача акций и их продажа на льготных условиях. Право участия в зак-рытой подписке предоставлялось также работникам предприятий, входящих в единую технологическую цепочку. Этот вариант был избран 70% подлежащих акционированию государствен-ных предприятий.

Третий вариант предоставления льгот трудовому коллективу давал возможность приобретения до 20% обыкновенных акций по номинальной стоимости, но в сумме не более 20 минимальных месячных оплат труда в расчете на каждого члена. При этом варианте создавалась инициативная группа, с которой Госкомимущества заключал дого-вор сроком на один год, по истечении которого и предоставлялось право приобретения акций, если были выполнены предусмотренные им условия.

Решение о выборе второго и третьего вариантов принималось общим собранием трудового коллектива или удостоверялось подписными листами его членов. Число поданных голосов должно было быть не менее 2/3, в противном случае льготы автомати-чески предоставлялись по первому варианту.

При всех вариантах льгот 10% выручки от продажи акций зачислялось на личные лицевые приватизационные счета работников предприятий. Приобретение акции свобод-но обращались.

На аукционах государственные предприятия продавались физическим и юридическим лицам, предложившим наибольшую сумму. При этом 30% от продажной цены перечисля-лось работникам, уволенным с предприятия после 1.01.92 года и зарегистрированным в качестве безработных.

Коммерческий конкурс проводился в виде открытых и закрытых торгов при условии соблюдения потенциальным покупателем:

- сохранение профиля предприятия;

- сохранение назначения объекта;

- сохранение численности рабочих мест;

- финансирование социальной сферы.

При проведении некоммерческого конкурса (инвестиционных торгов) отбор победите-ля осуществлялся по лучшей инвестиционной программе.

Выкуп арендованного имущества составил 30% от сданного в аренду.

Инвестиционные торги и продажа ликвидированных и ликвидируемых предприятий составило около 2% от выставленных объектов.

Полученные населением ваучеры использовались следующим образом:

- при закрытой подписке на акции своих предприятий;

- при участии в чековых аукционах;

- 39 -

- при покупке акций у чековых инвестиционных фондов (ЧИФы);

- около 25% ваучеров поступило в свободную продажу.

На начало июля 1994 года пакет акций приватизированных предприятий распреде-лился следующим образом:

Инсайдеры - трудовой коллектив – 52%;

- фабрично-заводская администрация - 14,2%;

Аутсайдеры - крупные внешние инвесторы – 11,5%;

- мелкие акционеры – 8,2%

Государство - государство – 14,1%.

Как видим – возобладала инсайдерская модель акционирования – самая неэффективная. Эти акционеры не имели средств, а кредиты банков были малодостижимы – передел акций в пользу аутсайдеров оказался неизбежным.

Ваучерная приватизация приватизировала 40% общего числа государственных пред-приятий создав 40 млн. акционеров.

Денежная приватизация осуществлялась путем проведения инвестиционных конкур-сов и специальных денежных аукционов. Так в 1995-1996 годах по инициативе предста-вителей крупного денежного капитала было проведено 12 залоговых аукционов, представ-лявших собой сочетание инвестиционного конкурса и аукциона. Их проведение носило вынужденный характер и было обусловлено крайне тяжелым финансовым положением государства (долги составляли в тот период порядка 70% годового ВВП). Суть залого-вых аукционов состояла в том, что Правительство РФ получало кредит под свой пакет акций сроком до трех лет и под минимальную процентную ставку в 6% годовых. Креди-торы же брали на себя обязательство погасить задолженность предприятий в бюджет и по заработной плате. По истечении срока залога государство либо возвращало кредит, либо выставляло пакет акций на продажу. Ни один кредит не был возвращен и все 12 выстав-ленных на аукционы объектов обрели реальных собственников – олигархов. Так называ-емые олигархи не только обеспечили эффективное функционирование этих предприятий, но и погасили их задолженность по налогам и заработной плате. В эти 12 объектов вхо-дили:

- НК Лукойл - НК Сиданко
- НК Сургутнефтегаз - металлургический гигант Норильский никель
- НК ЮКОС - АО Мечел и др

- НК Сибнефть

В 1997 году доля трудового коллектива в акциях упала до 15-20%. На исходе 90-х годов принципы приватизации подверглись корректировке:

- отказ от подхода к приватизации преимущественно как средству пополне-

ния доходов государства;

- переход к приватизации по «точечным проектам» с использованием инди-

видуальных стандартных способов продажи;

- развитие процесса приватизации недвижимости, в том числе – земельных

участков под приватизированными предприятиями, что было особенно важ-

но для привлечения инвестиций, осуществления диверсификации производ-

ства, роста эффективности.

Государственной программой приватизации этого периода преследовались следующие цели:

- привлечение инвестиций в производство;

- сокращение бюджетных расходов на управление;

- создание условий для развития рынка недвижимости;

- защита прав собственников и акционеров;

- содействие реализации мероприятий по социальной защите населения.

 

- 40 -




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.