КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разгосударствление экономики и приватизация государственной собственности
Собственности собственности Юридические формы правоотношений Экономические формы Собственность
Государ- Частная Смешан- Муници- Государ- Частная Корпо- Совмест- Смешан- ствен- ная пальная ственная (индиви- ратив- ная (коо- ная ная дуаль - ная ператив- ная) ная, доле- вая) Таблица 5.1. Структура форм собственности - 36 - Экономически – собственность это общественная (существующая только в обществе, через отношения с людьми) форма присвоения, т.е. отношения между людьми по поводу присвоения благ. Экономически собственность существует там, где она используется. Экономические формы собственности различаются по формам присвоения дохода: - частное ( индивидуальное, приватное) присвоение – индивидуальная, частная собственность, - групповое (коллективное), закрытое присвоение – совместная (партнерская, кооперативная, долевая) собственность, - групповое открытое присвоение – корпоративная (акционерная) собственность, - присвоение в интересах общества (или его уровня – территории) – государствен- ная собственность – федеральная, субъектов федерации, муниципальная. Следует иметь в виду, что передача собственности связана с транзакционными (опера-ционными) издержками – издержками в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. К современным тенденциям развития собственности относятся: - индивидуализация присвоения – в рамках корпоративных и других крупно- масштабных форм собственности каждый становится частичным собствен- ником; - обособление хозяйствования – в сельском хозяйстве, например, арендные формы хозяйствования, в промышленности – модульный способ организации производства; - деперсонификация собственности – распыление присвоения по тысячам акционеров; - общественное ограничение целевого использования активов (например, земля сельскохозяйственного назначения); - возникновение рекомбинированной собственности, представляющей собой, с одной стороны, деперсонализацию активов, а с другой, централизацию управления пассивами; - усиление многообразия форм собственности; - разгосударствление и приватизация – процесс уменьшения государственного контроля над производством.
Становление новой системы экономических отношений осуществляется в процессе разгосударствления национальной экономики, каковой и являлась социалистическая экономика. Разгосударствление может быть осуществлено и при сохранении государст-венной собственности. Существуют 2 модели разгосударствления: 1.Градуалистская модель разгосударствления – достигается продуманными, многооб- разными и последовательно реализуемыми способами, среди которых наиболее зна- чимы следующие: - деколлективизация аграрного сектора путем роспуска народных коммун и превращения крестьянского двора в первичную производственную ячейку; - привлечение прямых иностранных инвестиций в процессе проведения поли- тики экономического зонирования, что, по существу, тождественно импорту рыночных отношений в страну, и при этом в самом развитом виде, обладаю- щих огромным демонстрационным эффектом; - коммерционализация деятельности самих государственных предприятий на основе разграничения права собственности, которое остается за государством, и прав хозяйствования (пользование, владение, распоряжение), которыми наделяются государственные предприятия, постепенно превращающиеся в подлинных товаропроизводителей; - 37 - - с первых лет реформирования снят запрет с частнопредпринимательской деятельности, что способствует ее бурному развитию. 2. Либеральная модель разгосударствления – кардинально отличается от градуалис-тической: - снятие запрета с частнопредпринимательской деятельности; - спонтанная приватизация до начала реформ (через аренду); - радикальная бесплатная (ваучерная) приватизация; - денежная приватизация. Российская экономика к началу реформ не имела возможности идти градуалисти-ческим путем: дефицитный бюджет, падение производства, финансовый и продоволь-ственный кризисы. Так случилось, что почти в эти же годы приватизация (денежная) была проведена едва ли не во всех развитых странах(80 стран), начиная с Англии: в Англии за 13 лет было продано две трети государственных предприятий; во Франции за 5 лет было приватизировано 15 крупных компаний и т.д. На основе соответствующих законодательных актов ваучерная приватизация началась в средине 1992 года и закончилась к июлю 1994 года. Было роздано населению 146 млн. безымянных ваучеров, каждый номиналом в 10 000 рублей. Приватизация про-водилась следующим образом: - продажа акций АООТ; - продажа предприятий на аукционах; - продажа предприятий по коммерческому конкурсу; - продажа предприятий по некоммерческому конкурсу; - продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий; - выкуп арендованного имущества. По способу приватизации предприятия были разбиты на три группы: - предприятия со среднегодовой численностью занятых до 200 человек и балансовой стоимостью ОФ на 1.01.92 г. не более 1 млн. руб. подлежали продаже на аукционах; - предприятия со среднесписочной численностью занятых свыше 1000 чело- век и балансовой стоимостью ОФ более 50 млн. руб. на ту же дату подле- жали акционированию; - предприятия со среднесписочной численностью занятых от 200 до 1000 человек и балансовой стоимостью ОФ от 1 до 50 млн. руб. на ту же дату подлежали приватизации любым из указанных способов. Главные цели приватизации были определены следующим образом: - формирование широкого слоя частных собственников; - повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации; - социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации; - содействие стабилизации российской экономики; - создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; - привлечение иностранных инвестиций; - создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации. При акционировании предприятий предусматривались три варианта предоставляе-мых трудовому коллективу льгот. Первый вариант предусматривал следующие льготы: - 38 - - всем членам трудового коллектива единовременно и безвозмездно передаются именные привилегированные акции, составляющие не более 25% уставного капи- тала, но не более 20 минимальных месячных оплат в расчете на 1 работника; - обыкновенные акции до 10% уставного капитала, но в общей сумме не превыша- ющие 6 минимальных месячных оплат труда в расчете на 1 работника, продаются членам трудового коллектива по подписке со скидкой до 30% их номинальной сто- имости и представлением рассрочки платежа до 3 лет. Величина первоначального взноса должна быть не менее 15% номинальной стоимости акций; - должностным лицам администрации предприятий (директор, заместители, главный инженер, главный бухгалтер) предоставлялось право приобретения обыкновенных акций по номинальной стоимости, составляющей на всех лиц в сумме до 5% устав- ного капитала, но не более 2000 минимальных месячных оплат труда. Этим вариантом была заложена возможность приобретения инсайдерами, т.е. фаб-рично-заводской администрацией и трудовыми коллективами, до 40% акций АООТ. По второму варианту трудовому коллективу предоставлялось право приобретения обыкновенных акций до 51% уставного капитала. Но не предусматривалась безвозмездная передача акций и их продажа на льготных условиях. Право участия в зак-рытой подписке предоставлялось также работникам предприятий, входящих в единую технологическую цепочку. Этот вариант был избран 70% подлежащих акционированию государствен-ных предприятий. Третий вариант предоставления льгот трудовому коллективу давал возможность приобретения до 20% обыкновенных акций по номинальной стоимости, но в сумме не более 20 минимальных месячных оплат труда в расчете на каждого члена. При этом варианте создавалась инициативная группа, с которой Госкомимущества заключал дого-вор сроком на один год, по истечении которого и предоставлялось право приобретения акций, если были выполнены предусмотренные им условия. Решение о выборе второго и третьего вариантов принималось общим собранием трудового коллектива или удостоверялось подписными листами его членов. Число поданных голосов должно было быть не менее 2/3, в противном случае льготы автомати-чески предоставлялись по первому варианту. При всех вариантах льгот 10% выручки от продажи акций зачислялось на личные лицевые приватизационные счета работников предприятий. Приобретение акции свобод-но обращались. На аукционах государственные предприятия продавались физическим и юридическим лицам, предложившим наибольшую сумму. При этом 30% от продажной цены перечисля-лось работникам, уволенным с предприятия после 1.01.92 года и зарегистрированным в качестве безработных. Коммерческий конкурс проводился в виде открытых и закрытых торгов при условии соблюдения потенциальным покупателем: - сохранение профиля предприятия; - сохранение назначения объекта; - сохранение численности рабочих мест; - финансирование социальной сферы. При проведении некоммерческого конкурса (инвестиционных торгов) отбор победите-ля осуществлялся по лучшей инвестиционной программе. Выкуп арендованного имущества составил 30% от сданного в аренду. Инвестиционные торги и продажа ликвидированных и ликвидируемых предприятий составило около 2% от выставленных объектов. Полученные населением ваучеры использовались следующим образом: - при закрытой подписке на акции своих предприятий; - при участии в чековых аукционах; - 39 - - при покупке акций у чековых инвестиционных фондов (ЧИФы); - около 25% ваучеров поступило в свободную продажу. На начало июля 1994 года пакет акций приватизированных предприятий распреде-лился следующим образом: Инсайдеры - трудовой коллектив – 52%; - фабрично-заводская администрация - 14,2%; Аутсайдеры - крупные внешние инвесторы – 11,5%; - мелкие акционеры – 8,2% Государство - государство – 14,1%. Как видим – возобладала инсайдерская модель акционирования – самая неэффективная. Эти акционеры не имели средств, а кредиты банков были малодостижимы – передел акций в пользу аутсайдеров оказался неизбежным. Ваучерная приватизация приватизировала 40% общего числа государственных пред-приятий создав 40 млн. акционеров. Денежная приватизация осуществлялась путем проведения инвестиционных конкур-сов и специальных денежных аукционов. Так в 1995-1996 годах по инициативе предста-вителей крупного денежного капитала было проведено 12 залоговых аукционов, представ-лявших собой сочетание инвестиционного конкурса и аукциона. Их проведение носило вынужденный характер и было обусловлено крайне тяжелым финансовым положением государства (долги составляли в тот период порядка 70% годового ВВП). Суть залого-вых аукционов состояла в том, что Правительство РФ получало кредит под свой пакет акций сроком до трех лет и под минимальную процентную ставку в 6% годовых. Креди-торы же брали на себя обязательство погасить задолженность предприятий в бюджет и по заработной плате. По истечении срока залога государство либо возвращало кредит, либо выставляло пакет акций на продажу. Ни один кредит не был возвращен и все 12 выстав-ленных на аукционы объектов обрели реальных собственников – олигархов. Так называ-емые олигархи не только обеспечили эффективное функционирование этих предприятий, но и погасили их задолженность по налогам и заработной плате. В эти 12 объектов вхо-дили: - НК Лукойл - НК Сиданко - НК Сибнефть В 1997 году доля трудового коллектива в акциях упала до 15-20%. На исходе 90-х годов принципы приватизации подверглись корректировке: - отказ от подхода к приватизации преимущественно как средству пополне- ния доходов государства; - переход к приватизации по «точечным проектам» с использованием инди- видуальных стандартных способов продажи; - развитие процесса приватизации недвижимости, в том числе – земельных участков под приватизированными предприятиями, что было особенно важ- но для привлечения инвестиций, осуществления диверсификации производ- ства, роста эффективности. Государственной программой приватизации этого периода преследовались следующие цели: - привлечение инвестиций в производство; - сокращение бюджетных расходов на управление; - создание условий для развития рынка недвижимости; - защита прав собственников и акционеров; - содействие реализации мероприятий по социальной защите населения.
- 40 -
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |