КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 6. Аграрные отношения и аграрная реформа в переходный период
Постприватизационный передел собственности Процесс передела объектов собственности продолжается и будет продолжаться в про-цессе развития экономики. Российская практика наработала множество способов его осуществления: - агрессивная или согласованная скупка пакетов акций на вторичном рынке; - добровольное или принудительное вовлечение в корпоративные структуры; - лоббирование конкретных сделок с пакетами акций, оставшихся у федеральных и региональных властей и т.п. В ходе передела и поныне не преодолено грубое попрание корпоративного законода-тельства, что проявляется: - в нарушении процедуры голосования на общих собраниях акционеров; - в вычеркивании неугодных акционеров из реестра; - в выпуске особых акций с особым дивидендом; - а также конвертируемых облигаций, в утаивании и задержке информации о прове- дении общего собрания акционеров, во введении пороговых величин пакетов акций для участия в управлении, в принудительной скупке акций у мелких акционеров по заниженной цене и нарушении их прав при распределении дивидендов и т.п. Финансовый кризис 1998 года привнес новые моменты в передел собственности, среди которых: - переход от тактики захвата к тактике выживания путем сброса неработающих и неликвидных активов; - ослабление прежних лидеров и нарастание агрессии со стороны конкурентов и региональных властей в связи с вынужденным расчетом акциями по долгам, арестам пакетов акций за долги и их последующей продажей в рамках официаль- ной процедуры банкротства; - агрессивное рыночное позиционирование путем установления контроля над пос- тавщиками и потребителями, поглощение методом «мелких шагов»; - реструктуризация долгов путем изменения прав собственности внутри АО; - объединение на основе вертикальной производственной интеграции (например, развернувшаяся конкурентная борьба между металлургами и энергетиками за раз- дел и передел угольных шахт как поставщиков сырья); - слияния и поглощения на добровольной и принудительной основе (холдинги). С развитием экономики России и ее интеграции в мировую экономику меняются и спо-собы, цели и пути передела собственности.
- 41 – 1. Механизм функционирования земельного рынка 2. Сущность и направления аграрной реформы в России 3. Институциональные основы реструктурирования агросферы 4. Уровень и перспективы государственной поддержки сельского хозяйства
Земля, как фактор производства, имеет ряд особенностей: - ограниченность (стабильность) предложения на макро- и микроуровне (по количеству и качеству); - невоспроизводимость – труд и капитал воспроизводимы; - неэластичность предложения земли, что обуславливает особенности ценообразо- вания в сельском хозяйстве; - неподвижность; - производность спроса на землю от спроса на сельскохозяйственную продукцию. В большинстве стран мира в сельском хозяйстве доминируют семейные фермы. Основ-ную часть занятых в них составляют члены семьи и 1-2 постоянных работника, большая часть временных работников осуществляется только в периоды уборки. Для понимания материала необходимо усвоить специфические термины и категории: Землевладение - собственность на землю – признание права данного лица на определен ный участок земли на исторически сложившихся основаниях. Землепользование – пользование землей в установленном обычаем или законном порядке. Землепользователь и собственник, зачастую, - разные физические лица. Особенности имеет и ценообразование на земельном рынке. Рыночная цена земельногоучастка, реализуемая в собственность какого-либо хозяйственного агента, называется капитализированным значением ренты, те есть сегодняшней суммарной величиной всех будущих арендных платежей, которые, как ожидается, эта земля способна принести. Чистая экономическая рента являет собой доход, полученный посредством любого производительного фактора, предложение которого характеризуется совершенной неэлас-тичностью. Классический пример таких ресурсов – земля и земельные угодья.
Арендная Предложение плата (за земли га в год Спрос на землю
Уровень равновесной ренты
Величина земельных угодий (га)
Таблица 6.1. Чистая экономическая рента Рассматривая такое понятие, как чистая экономическая рента, мы сознательно рассмат-ривали землю, полностью абстрагируясь от способов их использования в практической хозяйственной жизни. На практике различные участки земли обнаруживают разную степень продуктивности при вариации их использования.
- 42 - Рубли за Дифференциальная тонну рента Предельные издержки
Средние совокупные издержки Производство пшеницы тонны а) лучший участок б) средний участок в) худший участок Таблица 6.2. Механизм образования дифференциальной ренты Дифференциальная (экономическая) рента – это доход, полученный в результате использования ресурса с неэластичным предложением, более высокой производительнос-ти в ситуации ранжирования этих ресурсов. Земельная рента – частный случай экономи-ческой ренты. Земельная рента – это плата за использование земли и др. природных ресурсов, предло-жение которых строго ограничено. Предложение земли – это запас, рента – поток. Цена земли и рента всецело зависят от спроса на сельскохозяйственную продук-цию. Необходимость уплаты ренты собственнику земли является ограничением для доступа к земле и вложения капитала в землю. При рассмотрении ценообразования необходимо помнить, что сельскохозяйственный спрос и несельскохозяйственный отличаются друг от друга. Сельскохозяйственный спрос базируется на спросе продовольствия, который неэластичен (мало меняется при измене-нии цен). Несельскохозяйственный - устойчиво растет (эластичен) под строительство, но безразличен к плодородию, а чувствителен к местоположению. В отличие от прокатной цены земли – арендной платы – капитальная цена земли – цена купли-продажи земельных участков – определяется путем капитализации ренты и зависит: - размеров земельной ренты - ставки банковского процента. Собственник земли должен получить альтернативную стоимость – такую сумму денег, положив которую в банк, он будет получать аналогичный ренте процент на вложенный капитал: R V = r х 100%, где V – текущая цена земельного участка, R – ожидаемая арендная плата, r – норма капитализации (ставка банковского процента). Это теория. На практике цена земли зависит от множества других факторов. Например, спрос на землю возрастает в условиях инфляции. Рента представляет собой только часть суммы, которую платит арендатор, т.к. арендная плата включает амортизацию построек и сооружений на земельном участке и процент на вложенный капитал.
В результате 60-летнего господства неэффективного сельскохозяйственного производ-ства удерживать уровень производства продукции было возможно только при массиро-ванной финансовой поддержке. С началом реформ ситуация начала изменяться: в начале 21-го века в личных подсобных хозяйствах стало производиться 44% валовой сельско-хозяйственной продукции (в начале 80-х годов 20 века – 1/3).
- 43 - Аграрная реформа в России, начатая, как и другие направления рыночных преобразо-ваний в 1991 году, была во многом похожа на «столыпинскую» реформу – проводимую сверху. Основными ее направлениями являлись: - земельная реформа, т.е. приватизация земли в частную и общую долевую собствен- ность; - реорганизация совхозов и колхозов, приватизация государственных сельскохозяй- ственных предприятий; - приватизация предприятий сферы АПК (хранения, переработки, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства). По Конституции РФ земля является достоянием народа, проживающего на этой террито-рии. От имени народа распоряжаются землей районные администрации. Этапы земельной реформы в России: 1. 1991 год – выделение из земель колхозов и совхозов земель сельских населенных пунктов (по устанавливаемым нормам – площадь приусадебного участка, пло-щадь пастбищ для скота на крестьянский двор); 2. 1992 год – создание фонда перераспределения земель за счет 10% изъятых у колхозов и совхозов неэффективно используемых земель; 3. 1992-1993 годы – приватизация земель коллективами колхозов и совхозов по среднерайонной норме и формирование нового фонда перераспределения земель за счет земель, превышающих бесплатно приватизированные (5,93 млн. га по России); 4. 1993-1994 годы – введение Указа Президента «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», разрешившим аренду земельных долей в составе коллективных хозяйств другим землепользователям без согласия других собственников; 5. 1993-1996 годы – введение «Положения о реорганизации сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области»; 6. март 1996 года – введение Указа Президента РФ «О реализации конституцион-ных прав граждан на землю»; 7. 2001 год - Земельный Кодекс Российской Федерации; 8. 2005-2006 годы - Национальный проект «Развитие АПК»; 9. 2008-2012 годы - Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия субъектов РФ на 2008-2012 годы. Перечисленный выше шаги реформы корреспондируют с данными о годовом приросте сельскохозяйственной продукции в процентном выражении (см.: таблица 6.3) Валовой сбор основных продуктов растениеводства в тот же период указывает на конкретные результаты (см.: таблица 6.4) Второе направление аграрной реформы – реорганизация колхозов и совхозов в основ-ном в партнерства. Если для крупных промышленных предприятий создание партнерств в процессе приватизации было запрещено, то приватизация земли и имущества в агро-сфере осуществлялась в направлении создания предприятий с собственностью занятых. Особые условия определены законодательством для реорганизации специализирован-ных совхозов (рисо-, плодо-, овоще-, животноводческих). Они заключались в том, что хо-тя земля и имущество, обеспечивающее производство данных видов продукции, составля-ли долевую собственность работников и пенсионеров, но выделу при выходе из хозяйства в натуре не подлежат. Приватизация промышленных предприятий агросферы прошла через открытое акциони-рование, в основном с приобретением коллективом этих предприятий 51% акций. 10% ак-ций резервировалось для продажи фермерам данной зоны, а остальные по закрытой квот-ной подписке были куплены реорганизованными колхозами и совхозами зоны. - 44 -
На основнании анализа результатов реформирования сельского хозяйства России, на первом этапе реформ, можно выделить его следующие институциональные характе-ристики: - отсутствие частной земельной собственности и в целом всякой земельной собст- венности, поскольку монополия государственной собственности на землю ликви- дирована в 1991 году; - высокая степень монополизации зернового рынка; - коллективистский менталитет; - противоречивость развития сельского предпринимательства – фермерства; - растущий протекционализм отечественным сельскохозяйственным товаропроиз- водителям. Однако, как показывает накопленный всей земледельческой цивилизацией опыт аграр-ных реформ, становление рыночной экономики в агросфере – это, прежде всего, создание институтов, обеспечивающих ее функционирование. Переходная экономика отличается от рыночной тем, что в ней отсутствуют (либо только начинают формироваться) институ-ты, обеспечивающие обмен. В силу этого важнейшее место в трансформации аграрных отношений занимают системно-институциональные преобразования. Институциональной основой аграрной реформы является становление новых экономических институтов – эко-номико-правовых форм собственности, производства и управления, финансовых институ-тов и управления, финансовых институтов и рыночной инфраструктуры. Тяжело решается и ключевой вопрос – важнейший институт, обеспечивающий эффек-тивное функционирование сельского хозяйства – частная собственность на землю и имущество. В значительной части этот вопрос находится в политической сфере и именно там возникает серьезное сопротивление. Наглядно это можно видеть на примере прора-ботки и подготовки Земельного Кодекса РФ. Этот документ был принят в 2001 году, но до сих пор подвергается доработкам, поправкам и изменениям. Однако, не смотря на значительные сложности в реализации поименованных выше доку-ментов процесс реформирования сельского хозяйства идет, хотя и не теми темпами как хотелось бы (см.: таблица 6.5) Однако отслеживание процесса становления института собственности на землю стано-вится все сложнее: до 2008 года Роснедвижимость предоставляла информацию о доле зе-мель в общей собственности, переданных в аренду. С 2008 года эта информация не предо-ставляется. Незащищенность сельскохозяйственных угодий от изъятия из сферы сельскохозяйствен-ного производства создает стимул для прихода на рынок сельскохозяйственных земель лиц, заинтересованных в ее несельскохозяйственном использовании.
Государство – важнейший институт, оказывающий влияние на аграрные преобразова-ния. Государственные дотации. Степень государственной поддержки сельского хозяйства России, к концу 20-го века находился на уровне 1,2% бюджета. В СССР на дотации шло до 1/3 бюджета. В 1989 году доля государственных дотаций на основные продукты пита-ния составляла 80% их розничной цены. Так за каждый килограмм реализованного мяса или молока на счета их производителей поступали прямые выплаты из бюджета – около 1/3 выручки от продаж в 1992 году, а с учетом отсрочек их выплаты в среднем на 6 меся-цев в условиях среднемесячной инфляции в 1992 году на уровне 33% - 5-7% выручки.
- 45 - Субсидирование удорожания затрат сельскохозяйственных предприятий на средства производства. Оно осуществлялось в целях смягчения для них нарастающего ценового диспаритета (преимущественный рост промышленных цен против сельскохо-зяйственных). Однако эта тактика приводила к снижению закупочных цен. В России с 1994 года от прямых выплат производителям государство перешло к компен-сации удорожания средств производства путем лизинга. В 1997 году был принят Закон РФ «О государственном регулировании агоропромыш-ленного производства». Он установил правовые основы экономического воздействия на АПК. Задачами этого воздействия являются: обеспечение продовольственной безопасно- сти (импорт не более 35% потребляемого продовольствия), улучшение продовольствен-ного обеспечения населения, поддержка экономического паритета между сельским хозяй-ством и другими отраслями экономики. Увы, этот закон привел к росту протекционализма и расходов государства на финансирование аграрного сектора.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |