КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменение пропорций и структуры экономики
Инструменты государственного регулирования Основные направления регулирования экономики государством: 1. Регулирование инвестиций как основы экономического роста осуществляет-ся через: - государственные капитальные вложения; - налоговые инвестиционные льготы. 2. Регулирование сбыта посредством: - государственных закупок; - потребительских кредитов. 3. Регулирование рынка рабочей силы. - 59 - 4. Стимулирование НИОКР К инструментам государственного регулирования экономики относят: 1. Фискальная политика – политика в области правительственных расходов и налогов. 3. Денежная политика – политика воздействия государства на денежную массу через куплю-продажу государственных ценных бумаг, денежно-кредитную эмиссию и регулирование нормы банковских резервов. 4. Политика регулирования доходов – одно из средств борьбы с инфляцией. 5. Социальная политика – система индексации фиксированных доходов, в том числе пособий по безработице и государственных пенсий и установления прожиточного миниума или минимальной заработной платы. 6. Внешнеэкономическая политика – включающая: - торговую политику государства; - управление валютным курсом через установление соответст- вующего его режима (фиксированного, плавающего или придерживаемого); - установление системы внешнеторговых тарифов, квот и лицензий. Структурная диверсификация народного хозяйства – основа экономического роста. Глобальная реструктуризация российской экономики направлена, прежде всего, на необ-ходимость преодоления сформировавшихся в предшествующий период дисбалансов. Уже в силу своих масштабов такая проблема не может быть осуществлена без активного участия государства, так как только оно выступает в качестве макроэкономического субъекта, способного воздействовать на формирование структуры народного хозяйства в целом, руководствуясь при этом общенациональными интересами. Решение проблемы такого масштаба требует: - привлечения специалистов всех отраслей знания, - активной промышленной, структурной политики с выделением, соответствую - щих приоритетов в бюджете государства, - согласованной долгосрочной инвестиционной политики, - юридических гарантий собственности и безопасности вложений, - учета условий сложившихся в международной кооперации и интеграции. Исходной базой экономического роста на приватизированных объектах явились оказав-шиеся незагруженными в условиях спада производственные мощности. Однако прирост ВВП эти мощности обеспечили, окончательно реализовав свой потенциал. Возобновление этих мощностей (учитывая их катастрофический износ), обновление в соответствии миро-вым научно-техническим уровнем требует организации мощных инвестиционных влива-ний и переход к устойчивому (стабильному) экономическому росту. Начавшийся с 1999 года подъем российской экономики в значительной мере обеспечен донорством отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Однако к отрицатель-ным сторонам национальной экономики конца 20-го века можно отнести: большой госу-дарственный долг и затраты по его обслуживанию, а также крайне неблагоприятная демо- графическая политика. В условиях реализации программ обновления и реструктуризации национальной эконо-мики (промышленного, транспортного, энергетического и аграрного секторов), государст- во берет на себя: - обеспечение программы соответствующей инфраструктурой (создание которой низ- кодоходно, имеет высокую финансовую емкость и длительные сроки окупаемости); - системы поддержки экспорта-импорта продукции предприятий проходящих прог- - 60 - рамму обновления и реструктуризации; - оказывает содействие в научно-технической поддержке и подготовке квалифици- рованных кадров; - лоббирует и поддерживает малый бизнес обладающий предпринимательской ини- циативой, инновационным потенциалом, готовностью к риску, мобильностью в принятии и реализации решений; - оказание помощи в масштабных структурных реорганизациях крупных компаний и отраслей. Одновременно государство определяет отрасли и долю в их производстве государствен-ных предприятий и, одновременно, перечень государственных предприятий подлежащих приватизации либо национализации (выкуп). Необходимость реформирования предприятий и направления реструктуризации. С началом роста национальной экономики России (1999 – 2000 годы) в сложившихся тогда условиях либерализации экономики главным препятствием ускорения экономического роста становится медленная реформа предприятий: - кризис неплатежей; - значительный «долговой навес»; - слабый механизм обеспечения интересов собственников и контроля за деятель - ностью менеджеров; - очень медленная внутренняя реструктуризация предприятий. Реформа предприятий – это изменение принципов их действий, реструктуризация, направленная на улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, производительности труда, снижение издержек, а также мера господдержки этих изменений. Создание для нормального функционирования предприятий осуществляется в направ-лении институциональных преобразований и через первичное финансовое оздоровление Институциональные преобразования, как промышленного, так и аграрного секторов направлены на: - соизмерение уровня процентной ставки по кредитам и уровня рентабельности предприятий, и, для этого: - поддерживать ставку рефинансирования ЦБ в приемлемых пределах; - четкая и регламентированная реализация процедур банкротства; - поддержание курса рубля и тонуса банковской системы. - регулирование цен естественных монополий (ТЭК), для этого необходима органи- зация и реализация системы ценообразования, естественных монополий, с участи- ем государства и учетом приоритетов развития национальной экономики. Институциональные преобразования создают комфортные внешние условия для обновления действующего производства и реструктуризации предприятий. Однако на части предприятий процесс обновления и реструктуризации уже невозможен в силу поте-ри рынков сбыта, финансового коллапса, огромной внешней и внутренней задолженности, недееспособность управляющего персонала, что предопределяет процедуру банкротства. Отметим критерии дееспособности и перспективности предприятий: - готовность собственников и менеджеров предприятия осуществить реальные шаги по санации, обновлению и реструктуризации; - наличие шансов на восстановление или достижение конкурентоспособности; - возможность вступления в какой либо вид объединения, успешно прошедшего реструктуризацию. Предприятиям, не отвечающим изложенным выше критериям, более подойдет бан-кротство: - процедура банкротства через передачу эффективному собственнику: санация при сохранения профиля, перепрофилирование или ликвидация; - 61 - - реструктуризация собственности эффективным собственником; - в случае, когда предприятие имеет стратегическую важность для государства – может происходить национализация, либо государство и эффективные соб- ственники. Внутренняя реструктуризация. Как правило, основными причинами медленной внут-ренней реструктуризации предприятий являются: - неэффективнсть системы управления вследствие отсутствия стратегии; - незнание коньюктуры рынка; - низкая квалификация менеджмента; - неэффективность финансового менеджмента; - отсутствие желания собственников чего либо менять; - наличие неспецифических для предприятия функций. После первичного финансового оздоровления и появление заинтересованности собст-венников возможна реальная перестройка деятельности предприятий, которая решает ряд задач: - освобождение предприятий от не свойственных ему функций (аутсорсинг); - внутреннюю реструктуризацию предприятия: - создание системы финансового менеджмента; - модернизация бухгалтерского учета; - изменение (оптимизация) организационной структуры; - реструктуризация сбытовой сети и сети логистики; - программы маркетинга продукции (услуг); - освоение нового ассортимента продукции (услуг); - создание системы контроля качества продукции (услуг); - разработка и реализация инвестиционной программы.
2. Формирование социальной среды На первом этапе переходного периода, в меру финансовых возможностей обремененого долгами государства проводилась и социальная политика, основные направления которой предопределялись особенностями социальной сферы, сформированной в предшествую-щий период, а также обстоятельствами переходного периода, обусловившими резкое сни-жение жизненного уровня широких слоев населения. Был провозглашен курс на построе-ние социально ориентированной рыночной экономики, каковой она и является в силу ряда объективных причин: - коренное изменение соотношения материально-вещественного и личного факторов в процессе воспроизводства в сторону резкого возрастания значимости личного, то есть работника; - вследствие этого «классовые» отношения с присущими им классовыми конфликтами уступили место отношениям социального партнерства, предполагающим иной под- ход к решению социальных проблем; - современный этап развития производительных сил обеспечивает колоссальный рост производительности общественного труда, а тем самым и материальных предпосы- лок для роста благосостояния, для проведения эффективной и многогранной социаль- ной политики; - значимость последней резко возрастает в связи с необходимостью подготовки высо- коквалифицированной рабочей силы и создания условий для ее поддержания в рабо- тоспособном состоянии в течение всего трудоспособного возраста; - развертывание предпринимательской деятельности, сопровождающейся углублени- ем разрыва в уровнях дохода, порождает необходимость проведения политики регу- лирования доходов в целях недопущения чрезмерного и в силу этого социально опас- ного разрыва в их уровне. - 62 - Все это в перспективе, а на конкретно первом этапе становления переходной экономики значимость социальной политики определяется: - необходимостью сохранения бесплатной, традиционно сложившейся в предшест- вующий период социальной сферы еще и вследствие резкого снижения жизненно- го уровня широких слоев населения в условиях трансформационного спада; - необходимая социальная защита в связи с тем, что в условиях раздела и передела собственности население оказалось жертвой как самого государства, обесценив- шего трудовые сбережения, так и быстро возникших коммерческих банков, а тем более всякого рода финансовых мошенников. Это, в немалой степени, способство- вало обнищанию, неспособного ориентироваться в резко изменившихся условиях, населения; - слабой адаптацией членов постсоциалистического общества к рыночным услови- ям, пассивностью и беспомощностью большинства из них в силу объективно сло- жившегося за годы социализма стереотипа поведения, как то: иждивенчество, социальная пассивность, патернализм (показательная благотворительность). К поименованному выше следует добавить: - отсутствие опыта в решении проблем переходного периода; - ограниченность ресурсов государственной казны, обусловленная дефицитом федерального бюджета вплоть до конца 90-х; Это усугубляло невозможность в полном объеме осуществлять социальную полити-ку в масштабах достаточных, для оказания ощутимой поддержки в виде всякого ро-да социальных трансфертов хотя бы для наиболее уязвимых слоев населения. Ситуа-ция усугублялась несвоевременной выплатой заработной платы даже самим государст-вом, запаздыванием индексации доходов, столь актуальной в условиях высокой инфля-ции. Тем не менее, социальную помощь в той или иной форму получало 70% населения, хотя за чертой бедности находилось около 30%, до которых вплоть до 2000 года доходило всего около 19% социальных трансфертов. Процедуры, мероприятия и изменения в процессе формирования социальной сферы РФ могут быть предметом целого курса лекций. Поэтому рассмотрим итоговые достижения в этой сфере на конец 2008 года, что позволит нам представить и оценить результаты деятельности госу-дарства в этой сфере. Важным рыночным институтом, содействующим снижению бедности, является государ-ственная система социальной поддержки, развитие которой в период 2000-2007 годов про-ходило по сценарию перехода от стабилизации социальных выплат к масштабным рефор-мам. Можно выделить несколько этапов на этом пути: - 2000-2003 годы – этап стабилизации социальных выплат гражданам, имеющим право на льготы и нестраховые социальные выплаты, и масштабного реформирования пен- сионной системы. В программах натуральных льгот, жилищных субсидий и социаль- ного обслуживания уязвимых групп – увеличивалось число участников программ в рамках существовавшей нормативной базы; - 2004-2005 годы – сформирована правовая база для реформ: 1) монетизация льгот и делегирование значительной части полномочий по предо- ставлению вводимых компенсационных выплат за счет регионального бюджета; 2) передача полномочий по выплате ежемесячного пособия на ребенка на регио- нальный уровень; 3) административная реформа социальной защиты, в соответствии с которой соци- альные объекты передаются с муниципального на региональный уровень; 4) принятие единого для всей страны порядка предоставления жилищных субси- дий. В совокупности это привело к сокращению численности получателей пособий и жилищных субсидий, разделению всех льготников на федеральных и региональ- ных и замене части натуральных льгот денежными компенсациями. При этом - 63 - социальная политика стала важной статьей расходов консолидированных реги- ональных бюджетов; - 2006-2007 годы – этап смещения приоритетов социальной защиты в пользу семей с детьми и семейного устройства детей-сирот. Был принят пакет документов и нор- мативных актов: - расширение числа получателей ежемесячного пособия на ребенка в возрасте до полутора лет и повышение его размера; - предоставлении семьям, в которых родился второй или последующие дети, права на получение материнского (семейного) капитала; - установление нового вида пособия при передаче ребенка на воспитание в семью; - компенсационных выплат родителям за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
- 64 - ТЕМА 10. Новый этап реформ в России 1. Экономический рост 2000-2010 годы: основные этапы, факторы и закономерности 2. Институциональное развитие российской экономики 3. Бюджетная политика и состояние финансовой системы. Финансовый федерализм 4. Содержание и следствия налоговой реформы 5. Реформа ЖКХ 6. Пенсионная реформа 7. Реформа аграрной сферы 8. Реформа армии и реструктуризация ВПК 9. Реформы в сфере здравоохранения
1. Экономический рост 2000-2007 годы: основные этапы, факторы и закономер-
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |