КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие персонала. Классификация стимулирующих и компенсационных систем
Классификация стимулирующих и компенсационных систем
В соответствии с Трудовым кодексом РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения профсоюза. В российской практике сложилась многообразная система мотивационных и компенсационных выплат. Трудовой кодекс РФ относит к этой системе все виды премий, доплаты и надбавки стимулирующего характера, а также компенсационные и гарантийные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Установление этих выплат относится к компетенции работодателя, а также определяется коллективным договором. В последнем случае инициирующей стороной установления тех или иных доплат, надбавок или других выплат выступает представительный орган работников. Для определения целевого назначения установления тех или иных мотивационных и компенсационных выплат и увязки их по форме и содержанию с основным (тарифным) заработком необходимо сгруппировать указанные выплаты по следующим критериям, учитывающим: 1. Взаимосвязь оплаты и результатов труда; 2. Взаимосвязь оплаты труда с личными деловыми качествами работника; 3. Взаимосвязь оплаты труда с определенными достижениями, не носящими систематического характера. 1-я группа включает системы, увязывающие стимулирующие выплаты с основным (тарифным заработком). Сюда относятся различные премии за основные результаты работы и соответствующие (принятые в организации) коэффициенты формирования оплаты за перевыполнение норм сдельно оплачиваемых работников. Системы премирования являются наиболее распространенными формами материального стимулирования и широко применяются в организациях. Эти виды стимулирования имеют заранее известные работнику количественные параметры, что позволяет целенаправленно использовать материальную заинтересованность трудового коллектива (работника) в повышении производительности и качества продукции (работ, услуг), а также дают возможность непосредственному руководителю осуществлять мониторинг начисляемой заработной платы. Премия — это денежное вознаграждение, выплачиваемое работнику (или трудовому коллективу — бригаде, участку, цеху, отделу и т. д.) в качестве поощрения за достижения в работе. С точки зрения правового режима различаются: премии, выплачиваемые сверх основной части заработка определенному кругу работников на основании заранее установленных в положениях о премировании показателей и условий, и премии, выдаваемые на основе общей оценки труда работников вне систем оплаты труда. Премии первого вида являются дополнительной (составной) частью сдельно-премиальной и повременно-премиальной систем оплаты труда. Их размер зависит от выполнения определенных показателей и условий. Они устанавливаются в процентном отношении к основному заработку (окладу, тарифной ставке). Исходя из целей премирования, в качестве его показателей должны устанавливаться соответствующие требования к работникам и коллективам с учетом конкретных задач, стоящих перед ними. Значение показателей состоит в том, что они являются юридическими фактами, дающими право на премию, которое в случае необходимости может быть обеспечено через процедуру рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Круг лиц, подлежащих премированию, его показатели и условия, размеры премий предусматриваются в положениях о премировании, устанавливаемых работодателями с учетом мнения представительного органа работников. Премии второго вида не относятся к системам оплаты труда и выплачиваются не за выполнение заранее установленных показателей и условий, а на основе общей оценки работы данного работника. Такие премии не учитываются при подсчете среднего заработка, не подлежат защите в органах по рассмотрению трудовых споров, но заносятся в трудовую книжку в качестве меры поощрения. 2-я группа стимулирующих выплат увязывает оплату труда с личными деловыми и профессиональными качествами работника. Сюда относятся, главным образом, стимулирующие надбавки к повышению деловой квалификации и росту уровня мастерства: за классность, за высокое профессиональное мастерство, за ученую степень и т. д. С помощью же доплат, как правило, компенсируется повышенная интенсивность труда. Это доплаты за работу в неблагоприятных производственных условиях, за работу в вечерние и ночные смены, за ненормируемый рабочий день водителям, работающим на легковых автомобилях, и др. Отличительная особенность доплат и надбавок, как стимулирующих выплат, состоит в том, что прямой связи между размером вознаграждения и результатами труда работника нет. 3-я группа включает различные единовременные вознаграждения за выполнение особо важных производственных заданий. Сюда относятся в основном премии за крупные производственные успехи, которые не носят систематического характера, или коллективные результаты работы в течение квартала, полугодия, года (тринадцатая зарплата). Премирование (как стимулирование или как поощрение), предусмотренное системой оплаты труда работников, осуществляется в соответствии с Положением о премировании (или материальном поощрении) работников организации, в котором должны быть предусмотрены: а) показатели и условия премирования; б) размеры премий; в) круг премируемых работников; г) периодичность премирования. Премирование организуется таким образом, чтобы достичь единства интересов работников различных категорий в получении высоких конечных результатов труда всего коллектива организации на основе учета и поощрения трудового вклада каждого подразделения и отдельных работников в эти результаты, исходя из особенностей организации производства и условий труда. Премии, как правило, начисляются коллективам бригад, участков, цехов, отделов и т. д. В индивидуальном порядке целесообразно премировать тех работников, оплата труда которых может производиться по их личным показателям. Целесообразно устанавливать не более 2-3 показателей премирования. Доплаты представляют собой начисления к основной заработной плате работника в целях компенсации дополнительных трудозатрат, связанных с условиями труда, отклоняющимися от нормальных, особенностями трудовой деятельности и характером отдельных видов труда, повышенной интенсивностью труда и др. Доплаты устанавливаются за: - работу в неблагоприятных производственных условиях; - совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника; - работу в ночное время; - работу в вечерние и ночные смены; - ненормируемый рабочий день; - выполнение особо важной работы. В современной экономике важное значение играет непрерывное профессиональное развитие персонала. Потребность в профессиональном развитии персонала обусловлена: а) изменением содержания и сложности труда, его профессионализацией; б) структурой мотивации населения, работающего на разных организациях или временно не занятого в производстве; в) временными ограничениями цикла активной профессиональной жизни человека и постоянной потребностью организации обеспечивать свое развитие, в результате чего руководство организации должно контролировать темпы приращения профессионального опыта персонала в организации. Развитие персонала – это система взаимосвязанных действий, элементами которой является выработка стратегии, прогнозирование и планирование потребности в кадрах той или иной квалификации, управление карьерой и профессиональным ростом; организация процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры. Целью развития персонала является повышение трудового потенциала работников. Почти каждый человек обладает значительным потенциалом личного и профессионального роста, и по мере удорожания человеческих ресурсов становится все более важным задействовать этот потенциал. Посредством целенаправленного поощрения организация открывает своим сотрудникам возможность повышать профессиональные навыки и развивать личные качества для решения будущих задач. Тем самым создается кадровое ядро, состоящее из высококвалифицированного персонала, и осуществляется опережающая подготовка персонала. Систему профессионального развития можно разбить на внешнюю и внутреннюю подсистемы профессионального развития. Внешняя подсистема профессионального развития персонала представлена образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации. Внутреннюю подсистему составляют кадровые службы, которые занимаются профессиональным развитием персонала и в то же время управляют циклом профессиональной жизни человека – его карьерой. Кадровые службы выполняют функции формирования, воспроизводства, приращения и рационального использования профессионального опыта персонала. Таблица 1
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |