Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение фирмы в различных рыночных структурах




Метод сопоставления предельных показателей.При использовании данного метода сравниваются предельный доход и предельные издержки. До тех пор, пока величина предельного дохода превышает величину предельных издержек, увеличение объема производства увеличивает прибыль. Прибыль достигает максимального значения, если предельный доход равен предельным издержкам.

Pr -----max, если MR = MC

Возможность фирмы влиять на цену производимой продукции зависит от вида рыночной структуры. В условиях рынка совершенной конкуренции цена задана рынком и является внешним фактором. Цена постоянна и не зависит от объема производства данной фирмы. В условиях рынка монополии цена определяется монополистом, и увеличение цены будет означать уменьшение рыночного спроса. В первом случае Р – const, MR = P, во втором случае цена уменьшается с ростом производства, а MR< P. (Рис.4)

а) совершенная конкуренция б) монополия

 

 

Рис. 4

(TR - валовой доход, TC - валовые издержки)

Любой объем производства от Q1 до Q2 принесет фирме прибыль, но именно при Q3 она будет максимальной.

Пока предельный доход (MR) больше предельных издержек (MC), прибыль повышается. Фирма может увеличивать объем производства.

Величина прибыли достигает своего максимума при таком объеме производства, при котором MR=MC (предельный доход равен предельным издержкам). В условиях совершенной конкуренции MR= MC =P

В условиях рынка совершенной конкуренции цена продукции задана самим рынком. Поэтому фирма является «ценополучателем» и для нее главная задача - определить оптимальный объем выпуска своей продукции. Фирмы, находящиеся в условиях рынков несовершенной конкуренции, являются «ценоискателями», то есть они должны определить не только оптимальный объем производства, но и установит оптимальную цену на свою продукцию.

В условиях олигополистического рынка фирмы могут вести себя двумя способами: либо пытаться предвидеть поведение других фирм, их возможную реакцию на свои решения в выборе цены и объема производства, либо не учитывать поведение своих конкурентов, придерживаясь собственной независимой стратегии. В первом случае это влечет за собой вступление фирм - олигополистов в тайный сговор, а во втором – приводит к ценовой войне между ними.

Тайный сговор осуществляется чаще всего в форме либо картельного соглашения, либо лидерства в ценах. Картельным соглашением называется негласное соглашение фирм, устанавливающее для всех общий выпуск, цену и долю каждой в общем объеме производства. Лидерство в ценах – это доминирующее положение фирмы, производящей значительную долю рыночного выпуска, стратегия поведения которой является руководством к действию для других.

В условиях рынка монополистической конкуренции дифференциация продукта дает фирмам некоторую монопольную власть. Отдельная фирма является одним из многочисленных продавцов, увеличение ее продаж за счет привлечения клиентов других фирм приводит к минимальным потерям последних. Эти потери настолько малы, что не стимулируют конкурентов к изменению цен. При данном типе конкуренции фирмы достаточно независимы друг от друга. Поэтому в условиях данной рыночной структуры обычно устанавливается не одна цена, а целая группа цен, отражающих предпочтения потребителей в отношении товаров разных фирм.

Сопоставляя издержки и доходы, фирмы, стремящиеся максимизировать прибыль, должны следовать правилу предельного выпуска иправилу закрытия. Правило предельного выпуска гласит, что фирма должна поддерживать такой уровень производства, при котором предельные издержки равны предельному доходу (MC = MR). Правило закрытия гласит, что фирма закрывается (выходит из дела, покидает данный рынок), если цена продукции оказывается меньше средних переменных издержек. Цена закрытия фирмы - Р = AVC. Эти правила носят для фирмы общий характер. Они применимы вне зависимости от того, на рынке какого типа действует фирма.

В краткосрочном периоде для принятия решения о продолжении или немедленном закрытии производства фирма сопоставляет свой доход не с общими издержками, а только с переменными. Считается, что постоянные затраты уже сделаны, и их нельзя снизить даже в случае немедленного закрытия производства. Поэтому фирма продолжает производство в течение какого-то времени, пока доход превышает переменные издержки, даже если в целом производство убыточно. Зная издержки фирмы, можно определить предложение фирмы при различных ценах, а также объемы производства и цены, соответствующие безубыточности (цена равна средним издержкам) и немедленному закрытию производства (цена меньше минимальных средних переменных издержек).

Минимальный безубыточный объем производства:

FC

Qmin= ------------ где FC - постоянные издержки,

P - AVC AVC -средние переменные издержки, Р – цена.

При снижении цены фирма может понести убытки; в то же время для нее целесообразно продолжать производство до тех пор, пока цена превышает средние переменные издержки (P > AVC). Если фирма совсем прекратит выпуск продукции, то ей придется возмещать постоянные издержки. В таком случае потери будут больше.

В долгосрочном периоде все ресурсы и, следовательно, все издержки являются переменными. Объем производственных мощностей выбирается так, чтобы максимизировать прибыль, и при каждом заданном объеме выпуска это требует минимизации общих и средних издержек.

Предположение о том, что фирмы максимизируют прибыль, подвергается критике с двух позиций. Во-первых, как утверждают некоторые экономисты, реальные хозяйственные решения настолько сложны и зачастую принимаются на основе столь малой информации, что нереально рассчитывать на способность фирмы вообще максимизировать что-либо. Во-вторых, говорят они, тысячи акционеров крупных корпораций не могут эффективно контролировать управление фирмами. В этих условиях менеджеры могут свободно осуществлять свои собственные цели за счет имущества акционеров. Менеджеральная теория фирмы исходит из того, что цель менеджеров состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода. Поведенческие теории фирмы исходят из посылки, что у фирмы существует множество целей. Эта посылка опирается на трактовку корпорации как сложной системы, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей. Эта совокупность интересов и целей включает в себя:

- интересы работников, стремящихся к высокой заработной плате, хорошим условиям труда, технике безопасности, интересному содержанию труда, повышению квалификации;

- интересы менеджеров, стремящихся к власти, повышению своего социального статуса, карьере, росту доходов;

- интересы акционеров, желающих получить высокие дивиденды;

- интересы высшего руководства фирмы, которое стремится улучшить экономические показатели функционирования фирмы, повысить ее престиж.

Однако в условиях конкуренции фирмы, получающие максимально возможную прибыль, имеют больше возможностей для развития собственного производства, увеличения капитала и повышения благополучия своих собственников. Поэтому на рынке будут доминировать фирмы, использующие оптимальный способ производства, даже при том, если ни один менеджер сознательно ничего не максимизирует.

Можно охарактеризовать результат этого конкурентного процесса как максимизацию прибыли, даже при том что сам процесс принятия решения не описывается максимизацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.