Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1: Базовые экономические понятия

Вопросы:

1. Потребности и благо.

2. Экономические ресурсы и их характеристика.

3. предмет экономической науки, ее функции и структура.

4. Методы экономического анализа.

5. Хозяйственные системы и их виды.

1 Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток чего – либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.

Экономические потребности можно определить как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Потребности разделяются на первичные (еда, одежда) и вторичные (кино, спорт). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные могут. Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами, одни из которых имеются в неограниченном масштабе, другие в ограниченном. Последние называют экономическими благами, они состоят из вещей и услуг. Экономические блага делятся на:

1) домовременные, предметы многоразового использования (авто, книги);

2) недолговременные, которые исчезают в процессе разового потребления;

3) взаимозаменяемые (чай, кофе);

4) взаимодополняемые (комплименты) (шнурки - ботинки);

5) прямые (потребительские);

6) косвенные (производственные) – средства производства

2 экономические ресурсы (факторы производства) – элементы, используемые для производства экономических благ. К важнейшим из них относятся: труд, земля, капитал, предпринимательская способность.

Труд представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, характеризующихся интенсивностью и производительностью. Интенсивность – напряженность труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени. Производительность – результативность труда, она измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени.

Термин земля употребляется в широком смысле слова, он охватывает все полезное, что дано природой: саму землю, водные и иные ресурсы, полезные ископаемые.

Капитал – созданные людьми средства производства, используемые в производстве товаров и услуг. Деньги к капиталу не относятся.

Предпринимательская способность – особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно все другие факторы производства. Все экономические ресурсы ограничены, в то время как потребности людей безграничны. Проблема выбора в экономике заключается в том, чтобы эффективно использовать имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения безграничных потребностей. Ни один из факторов производства в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов. Математически эта зависимость выражается функцией y = f (x1,…x2 ), а x1,…x2 – факторы производства.

3 Во всех воззрениях экономистов от древних мыслителей до современных ученых прослеживается одна общая черта – предмет исследования – это поиск путей рационального хозяйствования, которые должны привести к росту богатства общества. В период примитивной технико и неквалифицированного труда повышение эффективности производства могло быть достигнуто лишь за счет усиления эксплуатации, расточительного отношения как к трудовым, так и к природным ресурсам. В этих условиях экономика встала на путь защиты трудящегося человека, а предметом своего исследования провозгласила анализ характера экономических отношений между трудом и капиталом, анализ производственных отношений. В дальнейшем по мере развития научно – технического прогресса з0начительно улучшились условия труда и проблемы эксплуатации трудящегося человека потеряли былую актуальность. У общества появились новые трудности: истощение природных ресурсов. Предмет исследования стал ориентироваться на проблему эффективного хозяйствования в условиях ограниченных ресурсов, это и сегодня является предметом экономической науки.

Функции экономической науки:

1) познавательная;

2) прогностическая, разработка научных основ предвидения, перспектив развития на обозримое будущее;

3) практическая, предполагает научное обоснование экономической политики государства, а так же выявление принципов и методов рационального хозяйствования.

Структуру экономики можно представить следующим образом:

Мегаэкономика

 

Макроэкономика

 

Мезоэкономика

Уровень фирмы

Микроэкономика

Уровень домохозяйств

 

Мегаэкономика изучает законы и поведение мировой экономики в целом. Макроэкономика – исследование экономики страны, макроанализ нацелен на решение народных хозяйственных проблем: борьбу с инфляцией, безработицей. Мезоэкономика изучает законы и поведение отдельных подтем национальной экономики или отраслей народного хозяйства. Микроэкономика за основу анализа берет наименьшую хозяйственную единицу – отдельную фирму.

4 Методология – совокупность методов и приемов, с помощью которых наука изучает окружающую действительность.

1) методы формальной логики

анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части

синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое

индукция – метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему

дедукция – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному

2 принципы (законы)

индукция дедукция

1 факты

 

сравнение – метод, определяющий сходства или различия явлений и процессов

аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное

2) экономико – математические методы – формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субьективным целевым характером исследования.

Мир моделей разнообразен:

Абстрактно – теоретические;

Конкретно – экономические;

По уровню общения;

По сфере охвата: микро – и макроэкономические;

По времени и характеру действия: статические и динамические – долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;

По характеру взаимосвязи элементов: линейные и нелинейные.

3) экономические эксперименты – искусственное воспроизведения экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изучения: они бывают на микроуровне и макроуровне.

На микроуровне экономические эксперименты проводили Р. Оуэн «Банки справедливого обмена», Г. Форд

На макроуровне – народно – хозяйственное планирование в СССР

5 (самостоятельно)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сравнение двух средних генеральных совокупностей, дисперсии которых известны (неизвестны) | Спрос. Предложение. Рыночное равновесие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.