КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммерческий риск и хозяйственная ответственность
Содержание и признаки предпринимательства. Основные черты предпринимателя Опорный конспект лекции В России предпринимательство существует с давних времен, но наибольшее развитие предпринимательство получило в период правления Петра I. Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось наличием крепостного права, поэтому серьезным • стимулом для его роста явилась реформа 1861 г. В 1890-е гг. в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России. Предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным. После Первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 г. в России был взят курс на ликвидацию предпринимательской деятельности, национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество частных предпринимателей. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесли годы НЭПа. Однако в конце 1920-х гг. предпри- нимательство вновь сворачивается, и лишь в 1990-е гг. начинается его реанимация в России. Согласно ПС РФ «предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке». Таким образом, предпринимательство — это: 1) процесс создания нового, обладающего ценностью; 2) процесс принятия на себя финансовой, моральной и соци-аль-ной ответственности; 3) процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым. Предприниматель должен решить четыре главных вопроса: 4) поиск новой идеи и ее оценка; 5) составление бизнес-плана; 6) поиск необходимых ресурсов; 7) управление созданным предприятием. Одна из самых сложных задач предпринимателя — поиск новых идей и их реализация. Осознав это развернутое определение, легко заметить, что предпринимательство имеет две стороны — приятную и неприятную. Приятная сторона — возможность получить прибыль, иметь экономическую выгоду и личное удовлетворение достигнутым. Неприятная сторона в том, что весь груз забот, усилий, ответственности, риска за исход затеянного дела ложится на плечи предпринимателя. Есть угроза не только ничего не приобрести и выгоду не получить, но даже потерять то, что имеешь. Главная цель предпринимательства — получение экономической выгоды (рис. 21.1). По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Экономическая природа предпринимательства харак- теризуется такими функциональными признаками, как: инициатива, коммерческий риск, ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство и др. 1. Предпринимательская инициатива. Предпринимательство постоянно стремится к производству новых товаров (услуг), поиску новых возможностей извлечения и реализации экономической выгоды. Инициатива требует известной хозяйственной свободы. 2. Экономическая свобода — определенный признак предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы — это возможность заниматься тем или иным видом деятельности, иметь равный доступ к ресурсам рынка, реализовать себя как личность, как специалист, удовлетворять морально-этическую потребность. 3. Личная заинтересованность — движущий мотив предпринимательства. Поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода — определяющее условие предпринимательской среды. 4. Комбинирование факторов производства. Предприниматель всегда стремится к повышению доходности от используемых факторов производства, следовательно,к более рациональному их применению. Суть комбинирования состоит в поиске наиболее рационального (оптимального) варианта сочетания факторов путем замещения одного из них другим. 5. Новаторство — это практическое применение принци
Неопределенность в деятельности предпринимательства возникает в связи с изменением конъюнктуры рынка, цен и предпочтений потребителей, непредсказуемостью реакции рынка на предлагаемые решения, отсутствием объективной информации на рынке. Таким образом, осуществляемая предпринимательская деятельность представляется в виде неподвластной ей неопределенности, что и порождает коммерческий риск, основанный на расчете и учете возможных отрицательных последствий. 7. Рыночное пространство определяет возможности реализации функциональных признаков предпринимательства. Чем более развит рынок, тем с меньшими препятствиями сталкивается предприниматель в своей деятельности и тем полнее раскрывается его потенциал. 8. Конкуренция выступает основной силой, регулирующей рынок. Рынок — экономический инструмент установления пределов реализации личного интереса. Особенность рынка в том, что требование экономической свободы для себя довольно часто связано со стремлением ограничить ее для других. Предприниматель — гражданин или объединение граждан, занятых инициативной, самостоятельной деятельностью (в производстве, торговле, финансовой сфере, менеджменте, сфере услуг и т.д.), осуществляемой от имени гражданина под его имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность объединений граждан (юридиче-ского лица); цель которой — получение прибыли или личного (коллективного) дохода. Предпринимателями являются граждане и организации, имеющие статус физических и юридических лиц, принимающие участие в хозяйствовании в тех организационно-правовых формах, которые установлены законодательством конкретной страны. В зависимости от форм собственности предприниматель может осуществлять свою деятельность в государственном секторе, частном, а также на условиях смешанных форм хозяйствования. Предпринимателем в определенной сфере деятельности может быть и общественная организация, имеющая статус юридического лица. Предприниматель не обязательно является собственником. Он самостоятельный агент рынка, действующий на свой страх и риск и несущий имущественную ответственность, берущийся за организацию бизнеса; может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом. В связи с этим предприниматель должен обладать определенным набором черт и личностных качеств: 1) знанием технологии производства; 2) нацеленностью на получение большой прибыли; 3) бережливостью, расчетливостью; 4) склонностью к риску; 5) способностью правильно оценивать структуру рыночных потребностей; 6) умением формировать цели, организовывать людей на их достижение, создавая необходимые стимулы; способность руководить; 7) знание психологии людей и желанием развивать в себе умение ладить с людьми; 8) гибкостью, корректностью в общении и др. Таким образом, предприниматель обладает следующими основными чертами (рис. 21.2). Индивидуальный предприниматель — гражданин, занятый инициативой, самостоятельной деятельностью (в рамках, не запрещенных законом), осуществляемой от своего имени, под свою имущественную ответственность, цель которой —
получение прибыли или личного дохода. Он осуществляет хозяйственную деятельность за свой счет, несет полную имущественную ответственность за ее результаты, сам управляет своим предприятием, полностью самостоятелен в организации и развитии своего дела, единолично решает вопросы распределения полученного дохода после уплаты налогов. Все это обусловливает возможность гибкой адаптации, но и повышает степень риска. Индивидуальный предприниматель имеет право как и юридическое лицо использовать наемный труд, в отличие от юридического лица, имеет право завещать свое имущество. В России в 1990-е гг. юридически оформлялись два субъекта индивидуального предпринимательства: а) индивидуальный предприниматель; б) крестьянин (фермер). Предприниматель в соответствии с действующим законодательством имеет право создавать любые виды предприятий (не запрещенные законом), осуществлять наем и увольнение работников, определять формы, системы, размеры оплаты труда, разрабатывать и реализовывать программу хозяйственной деятельности, устанавливать цены, тарифы; выбирать поставщиков, покупателей, выбирать банк для открытия счета, осуществлять все виды расчетных кредитных операций, свободно распоряжаться прибылью после уплаты налогов и других обязательных платежей, получать неограниченный по размерам личный доход, пользоваться государственной системой социального обеспечения и страхования, обжаловать в установленном порядке действие государственных органов, ущемляющих его права и интересы, осуществлять валютные операции, разрешенные законодательством, вступать во внешнеэкономические отношения в порядке, установленном законодательством. Наибольшее распространение индивидуальное предпринимательство получило в розничной торговле, сфере услуг, сельском хозяйстве, в различного рода промыслах. 21.2. Предпринимательская среда и функции предпринимательства Общественный характер предпринимательства означает наличие в общественном производстве определенных условий, позволяющих реализовать функциональные признаки предпринимательства. Предпринимательство функционирует в условиях: 1) неопределенности, постоянного изменения рынка, к которому необходимо непрерывно адаптироваться; 2) неустойчивости, (ни один хозяйствующий субъект рынка не находится на нем бесконечно); 3) риска, требующего собственной интуиции и логического анализа ситуации. Различают внешние условия, обусловленные характером окружающей предпринимателя среды, и внутренние, обусловленные особенностями внутренней организации факторов предпринимательства. К внешней среде предпринимательства относятся следующие факторы: 1) природно-демографические (климатические условия и качество земель, сырьевая база, численность и половозрастная структура населения и др.). Эти факторы определяют отраслевую организацию и размещение предприятий, уровень издержек и возможности использования рабочей силы; 2) технологические (уровень развития науки и техники, наличие современных технологий и их применение и др.). Обусловливают не только характер и формы осуществления предпринимательства, но и способы предпринимательской деятельности; 3) экономические. Это степень развития рынков, объем совокупного спроса, уровень рыночной конкуренции, устойчивость денежной системы, уровень доходов и характер их распределения, уровень сбережений, налоговая политика и т.д. Определяют уровень распределения ограниченных ресурсов и уровень предпринимательской активности; 4) правовые (степень развития хозяйственного права, регулирование взаимоотношений агентов хозяйственного оборо- та, законодательная защита предпринимательства, характер регулирующего вмешательства государства). Не только обеспечивают предпосылки предпринимательской деятельности, но и определяют уровень их активности; 5) институциональные (развитие банковской системы, страхового дела, развитость каналов снабжения и сбыта, наличие рыночных посредников (консультационные, юридические, рекламные и другие агентства), развитие средств связи и информационного обеспечения). Обусловливают интенсивность товарообмена, расширенные возможности ведения предпринимательской деятельности; 6) социально-культурные (нравственные и моральные нормы, образовательный уровень населения). Влияют на формирование потребностей и особенности спроса, на специфику организации предпринимательства и деловую этику, на отношение к предпринимательству. К внутренней среде предпринимательства относятся особенности внутренней организации хозяйствующего субъекта, непосредственно влияющие на содержание и формы реализации функциональных признаков предпринимательства (масштабы организации, формы и характер управления организацией и др.). Следует различать две группы функций предпринимательства. Одна из них отражает текущие задачи приспособления к условиям среды, другая —способности предпринимателя реагировать на все изменения (рис. 21.3). По функциональным признакам предпринимательства функции подразделяются на управление финансами и производством, кадрами, материальными потоками и сбытом (рис. 21.4). Управление финансами. Главная задача финансового управления —- обеспечение максимально возможной отдачи при наименьшем риске. Решая ее, предприниматель должен, с одной стороны, минимизировать цену мобилизируемых финансовых ресурсов, а с другой — максимизировать отдачу инвестиционных средств. Функция материально-технического обеспечения состоит в обеспечении бесперебойного снабжения при минимальных затратах. Самым сложным в решении этого вопроса является не организационная сторона дела, а предсказуемость рыночной конъюнктуры. Управление производством во многом связано с техническим и технологическим аспектами. Содержательность его как предпринимательской функции состоит в поиске такой комбинации факторов производства, которая дала бы максимальный выпуск продукции при минимальных издержках. Управление кадрами связано не только с подбором и расстановкой работников. Экономическая содержательность данной функции сводится в основном к формированию у работников чувства сопричастности к предпринимательской деятельности. Управление сбытом. Выявление самой потребности становится главной задачей функции сбыта.
Другая группа функций предпринимательства характеризует его влияние на хозяйственную среду и вызываемые им последствия. Одной из таких функций является содействие установлению рыночного равновесия. Реагируя на потенциальный источник выгоды, предприниматель увеличивает предложение. Перемещая блага с рынка, где они в избытке, на рынки, где они дефицитны, предприниматель способствует установлению равновесия на товарных рынках. 21.3. Организационно-правовые формы предпринимательства в России В экономической литературе все предпринимательские структуры условно объединяются в три организационные формы: индивидуальное предпринимательство, партнерство и корпорация. Индивидуальные предприниматели — лица, осуществляющие коммерческую деятельность на основе принадлежащей им собственности, непосредственно управляющие ею и несущие полную ответственность за ее результаты. Товарищество (партнерство) — объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении. Корпорация — основанное на долевом участии в капитале объединение, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников. Преимущества и недостатки этих форм показаны в таблице 21.2. В России структура организационно-правовых форм определена ГК РФ, который подразделяет всех участников предпринимательской деятельности по юридическому статусу на физические и юридические лица, а по цели деятельности — на коммерческие и некоммерческие организации. В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства: Таблица 21.2
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |