КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыночная экономика. Многообразие рынков. Законы рынка
Рыночная экономика – специфический способ организации экономической деятельности, где хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами, причем между производителем и потребителем нет; никаких промежуточных планирующих, управляющих и других административных учреждений, а всеобщим эквивалентом является товар особого рода – деньги. Условия возникновения рыночной экономики: · наличие (господство) частной собственности на средства производства; · свобода выбора в принятии решений; · конкуренция. Основные черты рыночной экономики: · частная собственность на средства производства; · свобода предпринимательства; · свобода выбора экономических партнеров; · личная выгода участников экономических связей; · саморегулирование экономики рыночными факторами; · минимум вмешательства государства в экономику. Основные плюсы: · стимулирует высокую предприимчивость и эффективность; · отторгает неэффективное производство; · в основном справедливое распределение доходов по труду; · больше прав и возможностей у потребителей; · не требует большого аппарата управленцев. Основные минусы: · усиливает неравенство в обществе; · нестабильность в экономике; · не заботится о создании необходимых обществу, но бесприбыльных благ; · безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе. Рынок – совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, установленным на основе взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции. Признаки рынка: · свободный доступ на него и свободный выход из него, число участников рынка может быть неограниченным; · цены не могут формироваться индивидуальными ценами товаропроизводителей (цену образует конкуренция); · свобода перемещения трудовых, материальных и финансовых ресурсов; · право каждого участника рынка на полную информацию о спросе и предложении товаров и услуг, их ценах и т. д.; · исключение привилегий для отдельных групп производителей, предоставление всем равных возможностей. Функции рынка: · регулирующая; · информационная; · стимулирующая; · посредническая; · санирующая – предполагает выявление экономически неустойчивых и более предприимчивых. Типы рынков: · по экономическому назначению объектов рыночных отношений, в зависимости от которых складываются рынки – рынки товаров и услуг, труда, валюты, фондовый рынок, кредитный, недвижимости (включая рынки труда и земли); · с точки зрения соответствия действующему законодательству – легальный (законный) и нелегальный (теневой) рынки; · по пространственному признаку – рынки: местный, национальный, региональный, мировой; · по степени ограничения конкуренции – монополистический, свободной конкуренции и т. д.; · по отраслям – автомобильный, продовольственный рынки и т.д.; · по характеру продаж – розничный и оптовый. Законы рынка: · Закон спроса – показывает обратную зависимость между уровнем цены и величиной спроса, т.е., чем ниже цена, тем больше товара можно купить и наоборот. Спрос – это желание и возможность покупателей (потребителей) приобрести все возможные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Величина спроса показывает взаимосвязь между данной ценой и данным количеством покупаемого товара. Неценовые факторы спроса – наличие или отсутствие товаров-субститутов (взаимозаменяемых товаров), размеры доходов потребителей, изменения в полезности товара, изменения предпочтений потребителя в связи с модой, сезоном, изменение числа покупателей на рынке, инфляционные ожидания. · Закон предложения – показывает прямую зависимость между уровнем цены и величиной предложения. Предложение – показывает желание и готовность производителей-продавцов поставлять на рынок различные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Величина предложения показывает взаимосвязь между данной ценой и данной величиной предложения. Неценовые факторы предложения – усовершенствование технологии, изменение цен факторов производства, дотации и налоги, уровень цен на заменяющие и дополняющие товары, изменение числа продавцов на рынке, ценовые ожидания производителей, изменение производительности труда.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |