Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночная экономика. Многообразие рынков. Законы рынка




Рыночная экономика – специфический способ организации экономической деятельности, где хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами, причем между производителем и потребителем нет; никаких промежуточных планирующих, управляющих и других административных учреждений, а всеобщим эквивалентом является товар особого рода – деньги.

Условия возникновения рыночной экономики:

· наличие (господство) частной собственности на средства производства;

· свобода выбора в принятии решений;

· конкуренция.

Основные черты рыночной экономики:

· частная собственность на средства производства;

· свобода предпринимательства;

· свобода выбора экономических партнеров;

· личная выгода участников экономических связей;

· саморегулирование экономики рыночными факторами;

· минимум вмешательства государства в экономику.

Основные плюсы:

· стимулирует высокую предприимчивость и эффективность;

· отторгает неэффективное производство;

· в основном справедливое распределение доходов по труду;

· больше прав и возможностей у потребителей;

· не требует большого аппарата управленцев.

Основные минусы:

· усиливает неравенство в обществе;

· нестабильность в экономике;

· не заботится о создании необходимых обществу, но бесприбыльных благ;

· безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе.

Рынок – совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, установленным на основе взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.

Признаки рынка:

· свободный доступ на него и свободный выход из него, число участников рынка может быть неограниченным;

· цены не могут формироваться индивидуальными ценами товаропроизводителей (цену образует конкуренция);

· свобода перемещения трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

· право каждого участника рынка на полную информацию о спросе и предложении товаров и услуг, их ценах и т. д.;

· исключение привилегий для отдельных групп производителей, предоставление всем равных возможностей.

Функции рынка:

· регулирующая;

· информационная;

· стимулирующая;

· посредническая;

· санирующая – предполагает выявление экономически неустойчивых и более предприимчивых.

Типы рынков:

· по экономическому назначению объектов рыночных отношений, в зависимости от которых складываются рынки – рынки товаров и услуг, труда, валюты, фондовый рынок, кредитный, недвижимости (включая рынки труда и земли);

· с точки зрения соответствия действующему законодательству – легальный (законный) и нелегальный (теневой) рынки;

· по пространственному признаку – рынки: местный, национальный, региональный, мировой;

· по степени ограничения конкуренции – монополистический, свободной конкуренции и т. д.;

· по отраслям – автомобильный, продовольственный рынки и т.д.;

· по характеру продаж – розничный и оптовый.

Законы рынка:

· Закон спроса – показывает обратную зависимость между уровнем цены и величиной спроса, т.е., чем ниже цена, тем больше товара можно купить и наоборот. Спрос – это желание и возможность покупателей (потребителей) приобрести все возможные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Величина спроса показывает взаимосвязь между данной ценой и данным количеством покупаемого товара. Неценовые факторы спроса – наличие или отсутствие товаров-субститутов (взаимозаменяемых товаров), размеры доходов потребителей, изменения в полезности товара, изменения предпочтений потребителя в связи с модой, сезоном, изменение числа покупателей на рынке, инфляционные ожидания.

· Закон предложения – показывает прямую зависимость между уровнем цены и величиной предложения. Предложение – показывает желание и готовность производителей-продавцов поставлять на рынок различные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Величина предложения показывает взаимосвязь между данной ценой и данной величиной предложения. Неценовые факторы предложения – усовершенствование технологии, изменение цен факторов производства, дотации и налоги, уровень цен на заменяющие и дополняющие товары, изменение числа продавцов на рынке, ценовые ожидания производителей, изменение производительности труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.