КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный долг
Рост бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг - это сумма долга правительства, представляет собой разницу между суммой отрицательного и положительного сальдо государственного бюджета за все периоды. Различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний долг государства - это долговые обязательства правительства перед резидентами – юридическими и физическими лицами - и возникает тогда, когда государство выступает в роли заемщика. Основная форма государственного долга - это выпуск ценных бумаг госзаймов. В ходе их размещения государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний. Государственные займы выпускаются на различные сроки и делятся на краткосрочные, средне- и долгосрочные. К краткосрочным относятся займы до 1 года, к среднесрочным - до 3-5 лет и долгосрочным - свыше 5-ти лет. Внешний долг - это государственный долг иностранным государствам, организациям и лицам. Государства заимствуют финансовые средства как на национальных рынках ссудных капиталов, так и на “еврорынках”, под которыми подразумеваются наднациональные рынки ссудных капиталов МВФ, МБРР, ОЭСР и др. Основными причинами нарастания бюджетного дефицита и роста государственного долга являются: 1) увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов; 2) циклические спады в экономике; 3) сокращение налогов с целью стимулирования деловой активности; 4) в переходных экономиках - спад производства в традиционных отраслях; 5) рост государственных расходов в бюджетную сферу (образование, здравоохранение, культура и т.п.). Важным является показатель бремени долга, который определяет долю государственной задолженности в объеме национального производства: Если доля внешней задолженности в общем объеме производства превышает темпы экономического роста, и такая ситуация существует длительный период, то это ведет к деградации экономики, падению жизненного уровня населения или вызывает необходимость в объявлении дефолта – отказ платить долги. В современных условиях, когда в большинстве развитых стран темпы экономического роста не превышают 3% в год, уровень внешней задолженности также не должен превышать 3% от ВВП. Проблема государственного долга может решаться путем рефинансирования долга (в случае большой внутренней задолженности) и путем реструктуризации долга (в случае большой внешней задолженности). Рефинансирование долга предполагает выпуск новых государственных займов и использование полученной от продажи выручки на погашение «старых» долгов. Реструктуризация внешнего долга предполагает изменение условий обслуживания долга: проценты, сумма, сроки возврата. Она имеет место тогда, кода страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении займа. Помимо реструктуризации долга применяются и другие механизмы сокращения внешней задолженности: выкуп долга – предоставление возможности стране-должнику выкупить свои долговые обязательства за наличные средства, но со скидкой от их номинальной цены; обмен долга на акции предприятий. Таким образом, можно сформулировать основные социально-экономические последствия государственного долга: 1) увеличение неравенства в доходах, т.к. значительная часть гособязательств концентрируется у наиболее состоятельной части населения, которая получает проценты; 2) повышение ставок налогов - как средства выплаты государственного долга; 3) внешний долг предполагает передачу части созданного внутреннего продукта за рубеж; 4) у населения возрастает чувство неуверенности в завтрашнем дне, т.к. экономическое бремя перекладывается на будущее повышение налогов для погашения долга.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |