Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод последовательных сравнений

Недостаток оценок, получаемых на основе усреднения оценок экспертов, состоит в том, что недостаток качества по одному из факторов можно компенсировать за счет другого, получая один и тот же результат при различной значимости факторов. Поэтому для повышения надежности подобных оценок весьма важное значение имеет выявление связей и установление зависимостей (по возможности количественных) между всеми значимыми факторами.

Для разрешения таких проблем был разработан метод последовательных сравнений (У.Черменом и Р. Акофом) и он состоит в следующем.

Эксперту предоставляется перечень факторов, которые необходимо оценить по их относительной важности и ранжировать.

При этом подходы к сравнительной оценке предлагаются разные.

 

1 способ. Наиболее важному фактору придается оценка v1 = 1, а остальным факторам – оценки vi между 0 и 1 в порядке их относительной важности.

Затем эксперт определяет, является ли фактор с оценкой 1 более важным, чем комбинация остальных факторов. Если это так, то он увеличивает оценку v1, чтобы она была больше, чем сумма всех остальных, иначе он корректирует v1 так, чтобы она была меньше суммы всех остальных, то есть в первом случае

а во втором

Далее для V2 повторяется та же процедура – определяется, является ли второй фактор наиболее важным, чем все остальные факторы, получившие более низкие оценки. Процедура последовательных сравнений продолжается вплоть до (n-1)-го фактора.

Таким образом, используемая здесь процедура состоит в систематической проверке оценок на базе их последовательного сравнения.

 

Пример. Пусть имеются четыре фактора, определяющие результат некоторого проекта.

Эксперт считает, что их можно упорядочить по степени важности и называет их О1, О2, О3, О4, приписывает им ранги: 1,00; 0,80; 0,50; 0,30 соответственно.

 

Шаг сравнений Условия выбора Факторы и их оценки
О1/ V1 О2/ V2 О3/ V3 О4/ V4 Сумма
  Упорядочение по степени важности фактора 1,00 0,80 0,50 0,30 1,6
  Первый фактор важнее суммы остальных (v1>v2+v3+v4) 2,00 0,80 0,50 0,30 0,8
  Сравнение для второго фактора О2 с О3 и О4. Пусть суммарное значение О3 и О4 предпочтительнее 2,00 0,70 0,50 0,30  
  Сравнение О3 и О4. Пусть они соответствуют мнению эксперта 2,00 0,70 0,50 0,30 3,5
  Получение нормированных оценок 2,0/3,5=0,57 0,7/3,5=0,20 0,5/3,5=0,14 0,3/3,5=0,09 1,00

Этот метод становится громоздким, когда число факторов превышает 7. В этом случае предлагается выполнять процедуру в несколько этапов: сначала выделяется примерно средний фактор, все остальные факторы случайным образом разбиваются на 2 или 3 группы (по 5-6-7 факторов). Каждая группа обрабатывается описанным выше способом, а затем по определенному алгоритму эти результаты объединяются[4]. Так получают оценки всех экспертов, а затем составляют матрицу "эксперт/фактор" и переходят к ее обработке.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Метод парных сравнений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.