Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шкала относительной важности

Интенсивность относительной важности Определение Объяснения
  Равная важность Равный вклад двух видов деятельности в цель
  Умеренное превосходство одного над другим Опыт и суждения дают легкое превосходство одному виду деятельности перед другим
  Существенное или сильное превосходство Опыт и суждения дают сильное превосходство одному виду деятельности над другим
  Значительное превосходство Одному виду деятельности дается настолько сильное превосходство, что оно становится практически значительным
  Очень сильное превосходство Очевидность превосходства одного вида деятельности над другим подтверждается наиболее сильно
2, 4, 6,8 Промежуточные решения между двумя соседними суждениями Применяются в компромиссном случае
Обратные величины приведенных выше чисел Если при сравнении одного вида деятельности с другим получено одно из вышеуказанных чисел (например,3), то при сравнении второго вида с первым получим обратную величину (т.е. 1/3)  

 

Как и в предыдущем методе, теперь нужно определить приоритеты, или ранги факторов. Это может быть получено любым способом нормирования рангов. Например, применяются следующие методы:

Ø Эксперты совместно обсуждают свои оценки и в результате принимают единые оценки по каждому фактору, вырабатывая таким образом одну матрицу парных сравнений на всех;

Ø Эксперты не могут выработать единого мнения, представляют свои таблицы парных сравнений, и на их основе каким-нибудь способом усреднения получают одну таблицу; в качестве способа усреднения могут применяться среднее геометрическое для каждой ячейки, среднее (арифметическое) взвешенное и другие.

При любом подходе получается обобщенная матрица парных сравнений факторов.

 

На следующем шаге обработки мнений экспертов необходимо оценить степень согласованности их мнений ИС - индекс согласованности.

 

 

3. Проверка согласованности и достоверности экспертных оценок

Групповая оценка может считаться достаточно надежной лишь при условии хорошей согласованности ответов опрашиваемых специалистов. Поэтому статистическая обработка информации, полученной от экспертов, должна включать в себя оценку степени согласованности мнений.

Оценки, полученные от экспертов, могут рассматриваться как случайная переменная, распределение которой отражает мнения экспертов о вероятности того или иного выбора события (фактора). Поэтому для анализа разброса и согласованности оценок экспертов применяются обобщенные статистические характеристики – средние и меры разброса:

—средняя квадратичная ошибка,

—вариационный размах min – maх,

коэффициент вариации V =ср.квадр.откл./ средняя арифм. и т.п.

 

Для оценки меры сходств а мнений каждой пары экспертов могут быть использованы самые разные методы:

коэффициенты ассоциации, с помощью которых учитывается число совпадающих и несовпадающих ответов,

коэффициенты противоречивости мнений экспертов,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод парных сравнений | Коэффициенты ранговой корреляции Кендалла и Спирмена
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.