Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеологический музей XX века




ОСОБЕННОСТИ ТОТАЛИТРАНОЙ КУЛЬТУРЫ

ПЛАН ЛЕКЦИИ

ЛЕКЦИЯ 8. МУЗЕЙ В ТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Особенности тоталитарной культуры.

Идеологический музей XX века.

Музейная деятельность в СССР.

Национализация историко-культурных ценностей.

Формирование музейной государственной сети.

 

 

В XX веке появился новый исторический феномен - тоталитаризм, который проявлялся в сосредоточении власти в руках одного человека или какой–то политической группировки. Эта система власти стремилась подчинить тотальному контролю не только экономику и политику, но и духовную сферу, поэтому основная задача - это политизация и идеологизация общественной жизни, манипулирование сознанием людей.

Тотальные режимы сложились в Италии, Германии, Советском Союзе, Китае. Несмотря на различие идеологий, которые выдвигались в этих странах, тоталитарная культура обладала рядом схожих черт.

«Тоталитаризм, - считает Кондаков, - отличатся жесткой управляемостью сверху и опорой на массовый, аффектированный энтузиазм снизу; политико–идеологической заданностью, клешированностью форм и апелляцией к простейшим архетипам архаического (мифологического) сознания; преданностью (как правило, вынужденной и показной) правящему режиму и его вождям и в то же время псевдодемократизмом, выражающимся в поэтизации безликого «простого человека» из народа и безудержной апологетике самих народных масс как воплощения вековой мудрости, исторической целеустремленности и внеисторической правоты»[10].

Основная задача тоталитарного движения – это сплочение нации, народа вокруг вождей и властных структур государства, отсекая и уничтожая те компоненты культуры, которые понимались режимом как «ненужные» и «вредные» или «опасные».

 

 

 

Музеи стали инструментом идеологической пропаганды в различных странах.

Италия.

Итальянцы поставили задачу вернуться к положению сверхмировой державы. С этой целью был создан «Музей Римской Империи». Материалы, собранные в музее, должны были дать наглядное представление о римских обычаях и нравах. Экспозиция составлялась с целью воздействия на зрителя определенной идеей: величие Рима и римлян. «Когда в будущем собранные материалы разместятся в достойном их здании, не только ученые, но и широкая публика, особенно молодежь и школьники, переходя из зала в зал, с восторгом поймут, чего достигли римляне в Галлии и Испании, на Востоке, в Азии и Африке. Все музейные посетители мгновенно получат визуальное представление и осознание того, чем представала некогда Римская империя и чем она все еще предстает в истории человеческой цивилизации»[11].

Германия.

В Германии музей - это инструмент нацистской пропаганды, способ формирования новых ценностных установок. Руководство правящей партии ориентировало деятельность музеев на достижение целей, носивших расистский и агрессивный характер и соответствовавших проводимой партийной верхушкой реваншистской политике. Музейные работники еврейского происхождения были уволены, а впоследствии либо физически уничтожены, либо эмигрировали. Сотрудники же, пытавшиеся сопротивляться стремлению унифицировать деятельность музеев, оказались вынужденными подать в отставку, как это сделала директор Национальной галереи в Берлине Л. Юсти (1933). Большинство же музейных работников приняло непосредственное участие в идеологической обработке широких масс населения, проводимой по указке нацистского руководства.

 

 

Рис. 8.1 Пауль Йозеф Геббельс. Рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Германии, Рейхсканцлер Третьего рейха

 

В экспозициях при показе акцент делался на доисторическом прошлом и периоде ранней германисткой истории. Знакомясь с этими экспозициями, зритель должен восхищаться культурой германского народа, его героическим прошлым, пропитываться верой в силы и общность нации, исторического предназначения немцев. Предметы, выставленные в музее, должны показывать избранность германского народа и превосходство над всеми нациями арийской расы. Например, весной 1933 года, спустя девять недель после прихода Адольфа Гитлера к власти, директор нацистской Лиги борьбы за германскую культуру изложил перед городской элитой Штутгарта идеи нового режима в области культуры: «Было бы ошибкой считать нашу национальную революцию лишь политической и экономической. Прежде всего это революция в области культуры. Мы находимся на её первой бурной стадии. Но уже здесь открылись пути к тому новому сознанию, носителями которого до сих пор выступали, полубессознательно, батальоны коричневорубашечников. Это – осознаниие того, что все жизненные явления ведут свое начало от определенной крови…. То есть определенной расы…Искусство – не интернационально… Кто–то может спросить: а что же остается от свободы? На это ему ответят: для тех, кто ослабляет и разрушает германское искусство, свободы не существует …никакие угрызения совести и сантименты неуместны там, где речь идет об искоренении того, что разрушало основы нашей жизни»[12].

Искусство и культура находились полностью в ведении германских идеологов. В стране появились законы, согласно которым любой человек, работающий в области культуры, должен быть уволен и гоним, если его деятельность не соответствует идеологии национал – социалистов.

В 1937 году по инициативе Гитлера началась массовая кампания против «извращенного еврейского искусства» и «искусства большевизма».

Последовала борьба против «дегенеративного» и «вырождающегося искусства», так презрительно обозначили нацистские вожди творчество мастеров конца XIX начала XX века. В категорию вырожденцев и «дегенератов» попали такие художники как: Ван Гог, Пикассо, Шагал, Кандинский, представители импрессионизма, постимпрессионизма, экспрессионизма. Сюда попал даже Рембрандт, который, по словам нацистов, написал слишком много портретов евреев и поэтому объявляется «художником гетте». Был закрыт отдел современного искусства в Национальной галерее Берлина. Из ста с лишним музеев было изъято 16 тыс. произведений живописи, графики и пластики.

125 полотен произведений искусства, изъятых из музеев Германии, были проданы с аукциона в Люцерне (Швейцария). В числе их оказались полотна Ван Гога, П.Гогена, А Матисса, П Пикассо, М Шагала.

В специальном здании «Дома Искусства» в Мюнхене 19 июля 1937 года была организована выставка «Дегенеративного искусства», на которой экспонировались сотни работ известных художников. Одни из них являлись «варварским методом изображения действительности», другие «инструментом марксистской пропаганды», конструктивисты назывались «полнейшим сумасшествием», скульптура экспрессионистов обвинялась в том, что своим изображением чернокожих «она способствовала систематическому искоренению следов расового сознания», кроме того, выставлялся «мусор из произведений еврейского народа».

 

Рис 8.2. Дом искусства в Мюнхене

 

В 1938 году был принят закон о «Вырождающемся искусстве», который постановил, что «произведения вырождающегося искусства, которые до вступления в силу настоящего закона должны быть изъяты из музеев или собраний, открытых для публичного просмотра, и призваны уполномоченной на то фюрером и рейхсканцлером инстанцией произведениями вырождающегося искусства, могут быть конфискованы безвозмездно».

 

 

Рис. 8.3. Памятная табличка на месте склада произведений «дегенеративного искусства» на Кёпеникерштрассе в Берлине

 

Произведения-изгои пополняли валютные запасы Германии. Многие конфискованные из музеев предметы стали источником доходов. Одновременно 20 марта 1939 года 1004 картины, рисунки, графика нацисты торжественного сожгли.

Музеи пополнялись искусством, служащим консолидации масс. Были созданы специальные музеи, служащие интеллектуальным запросам элиты, появились музеи родного края (хайтматмузеум) и музеи армии (хирисмузеум), ставшие основными проводниками нацистской идеологии. Такие музеи рассматривались как важнейшее средство формирования новой ценностной ориентации людей, особенно молодежи.

 

Рис. 8.4. Логотип «Большой германской художественной выставки»

 

«Хайматмузем должен сообщить человеку такое состояние духа, которое позволило бы ему почувствовать себя связанным нерасторжимыми узами со своей родиной, с тем, что составляет основу его жизни. Таким образом, подверглась глубоким изменениям сама концепция музея, но сохранилась присущая немецкому характеру особенность – стремление к научной обоснованности», - декларировалось в одной из публикаций того времени. Посетители должны были испытывать восторг перед «германской расой»[13], проникать верой в общность избранного народа. Созданные Музеи армии служили своего рода психологической подготовкой солдат к войне.

Вторая мировая война нанесла огромный ущерб музеям и собраниям европейских стран. Нацисты организовали крупномасштабный грабеж имущества музеев и частных коллекций в оккупированных Германией странах. Около 20 тыс. произведений искусства перешло в личную собственность Гитлера. Немецкие войска и оккупационные власти уничтожили или повредили многие музеи и музейное имущество в оккупированных странах. В Польше гитлеровцами были закрыты все музеи. Многие из них перестали существовать либо вследствие военных действий, либо потому, что экспонаты из них были вывезены или уничтожены, а здания использовались оккупантами для собственных целей.

В ходе авиационных налетов и военных действий были разрушены музейные здания Берлина, Бонна, Дрездена, Вюрцбурга, Кельна, Киля и других городов Германии. В годы войны были утрачены или пропали без вести 8107 картин из музеев Германии.

 

Рис. 8.5. Плакатное искусство против фашисткой Германии

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.