Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование музейной государственной сети




НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СССР

Кардинальные изменения претерпела социокультурная роль музея в СССР, когда на рубеже 1920 – 1930 годов здесь стал складываться тоталитарный режим, уходящий своими корнями в события Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны.

В 1917 году к власти в России пришла партия большевиков, провозгласившая курс на созидание нового, коммунистического общества. Мечта о светлом будущем получила свое выражение в конкретных политических и культурных реформах. Основой нового государства должно было стать общество с определенными идеологическими воззрениями. Источником воспитания обновленной молодежи должно стать не только образование, но и культура. Реформаторы понимали, что мощным инструментом реорганизации общества является культура. Выступая мощным источником воздействия на чувства и мысли людей, искусство должно воспитывать новых людей с определенно заданными установками морали и ценностей.

 

Революция несла идею уничтожения буржуазного уклада жизни и вместе с ним культуры, на которой данный слой общества получил свое воспитание.

В первые дни революции отдельные дворцы Петрограда и его окрестности были разграблены. Для сохранения художественных ценностей дворцов и храмов были созданы специальные комиссии, которые следили за сохранностью предметов. Эта комиссия занималась изъятием имущества из дворцов и храмов и выявлением особо ценных предметов для передачи их в музеи. В первые годы советской власти был принят ряд декретов и постановлений, на основе которых в введение государства перешли все культурно – исторические ценности. Специальными декретами было национализировано наиболее ценные вещи церквей и дворцов. Одновременно был издан специальный декрет о «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения», который налагал запрет на вывоз за пределы страны обозначенных в нем ценностей без специального разрешения со стороны государственных органов. Национализация культурных ценностей способствовала значительному расширению музейной сети.

Музейная сеть – исторически сложившаяся совокупность музеев, действующих на определенной территории.

К началу XX века произошло осознание того, что памятники искусства и старины, хранящиеся в музеях, в том числе дворцовых, составляют достояние народа и требуют государственной заботы и охраны. Государство поддерживало создание музеев. Однако в дореволюционной России не существовало специального ведомства, руководящего музеями, не было и специального музейного законодательства.

Государственная система управления музейным делом была заложена в 1918 году – при образовании в составе Народного комиссариата просвещения РСФСР Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Формирование музейной сети рассматривалось как одно из важнейших направлений в жизни общегосударственной культурной политики.

Формирование государственной сети предполагало ряд преобразований в музейной сфере.

Формирование государственной сети осуществлялась в направлении централизации и профилировании музеев, иными словами, уточнялся профиль каждого музея.

Под знаком «концентрации музейного имущества» присоединяются к крупным центральным музея в качестве филиалов «малые» музеи того же профиля.

Открываются новые мемориальные музеи, историко-революционные, историко-бытовые, складывается особый тип местного музея с комплексом отделов, отражающих природу, историю и экономику всего края, краеведческие и литературные музеи.

Произошла музеефикация отдельных культурно-исторических сооружений, представляющих историко-архитектурную и мемориальную значимость. В музеи ансамблевого типа превратились дворцы, особняки, усадьбы и монастыри. Музеями стали Зимний дворец, Петергоф, Гатчина, Ораниенбаум, Шереметьево, Останкино, Троице – Сергиева лавра.

В публичные музеи были преобразованы крупные частные коллекции, которые по своей полноте и значимости были равнозначны музейным собраниям. Появились Музеи западной живописи из собрания Щукина и Морозова, Музей иконописи и живописи.

На основе предметов из хранилищ Государственного музейного фона были созданы небольшие специализированные музеи: Музеи мебели, Музеи игрушки, Музеи классического Востока. Собрания пополнялись на основе конфискации и секуляризации культурных ценностей, которые расформировывались по музеям.

Новым направлением в музейном строительстве стало учреждение музеев, призванных содействовать идеологической направленности государства. В 1919 году в Петрограде был основан первый Музей революции. Например, в одном из докладов начальника Главнауки было сказано, что построение социализма в максимально короткие исторические сроки возможно лишь «при всеобщей мобилизации средств и сил, в том числе музейных, при единой направленности работы всех организаций и учреждений, в том числе и музеев при определенной идеологической установке. Такой идеологической установкой является лишь марксизм - ленинизм». Музеи должны стимулировать участие народа в строительстве социализма. Одновременно в музеях идет мощная антирелигиозная пропаганда. Самый любимый лозунг большевиков - «Религия – это опиум для народа».

Происходила ликвидация музейных учреждений, идейная направленность которых не соответствовала требованиям времени. Прекратили свое существование церковно-археологические музеи, существовавшие при духовных академиях, православных братствах. В ходе этой реорганизации прекратил свое существование один из первых публичных музеев России – Румянцевский музей.

В конце 1920 года продолжался процесс укрупнения музеев: центральные музеи сливались с филиалами. В состав Третьяковской галереи вошли собрания Музея иконописи и живописи и Музей живописной культуры. Образовалось два главных художественных музея страны: Третьяковская галерея и Музей изящных искусств.

На 1 января 1941 года музейная сеть РСФСР включала 626 музеев.

В ходе формирования музейной сети были сформулированы главные задачи советского музея:

1. Воспитание поколения с определенными идеологическими установками. Ни в трудах В.И. Ленина, ни в других социалистических документах нет указания о развитии музея, о том, каким он должен быть. Но в разработанной им теории строительства социалистической культуры основополагающим является тезис о том, что главное назначение культуры – служить задачам диктатуры пролетариата. Цель искусства ставилась наравне с образованием: повышение общекультурного уровня страны и воспитание нового поколения на основе выдвинутой советской идеологии. От политиков и идеологов можно было услышать, что музей - «это плацдарм для организации коллективного мышления масс». Музеи должны были превратиться в своего рода идеологическое оружие, в политический инструмент, с помощью которого можно формировать мировоззрение людей. «Требовалась коренная ломка всех старых, отживших представлений о художественном музее как «храме искусства» и превращение его в подлинно советское политико – просветительское учреждение». Определяющим видом деятельности является политико-просветительная и пропагандистская работа. Экспозиция каждого музе должна была стимулировать участие народа в строительстве социализма, быть партийной, доступной и понятной самым широким слоям населения. Главной опасностью признавался «вещевизм» - безыдейный показ музейных предметов.

Основное внимание следовало уделять показу всех видов классовой борьбы. Отрицалось экспонирование отдельных уникальных произведений, все произведения должны входить в группы и показывать развитие истории. Главная задача художественной экспозиции - освещение классовой борьбы, под которой понималась борьба художественных стилей и направлений. Процесс и сущность классовой борьбы следовало показывать наглядно, то есть раскрывать не с помощью надписей, а расстановкой экспозиции.

Классовую борьбу демонстрировали с помощью противопоставления «искусства господствующих классов», искусство «угнетавшихся социальных групп» - лубок, шитье, прикладное искусство.

Популяризация культуры. Ставилась задача «открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусств, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров». На одной из конференции по музеологии Луначарский - комиссар просвещения - выдвинул следующие тезисы: «Музеи существуют не для ученых и не для художников, то есть не только для художников и ученых, но и для народа», поэтому важнейшая задача музеев – обеспечить доступность своих собраний для народных масс.

3.Сохранение национальной культуры. Музеи рассматривались как хранилища национальной культуры, опорные пункты науки, которые необходимо беречь и сделать доступными народным массам в просветительных и образовательных целях. Музеи – это не только место для просвещения, это и место для работы. При музеях были созданы лаборатории, аудитории и мастерские.

Подводя итоги развития музейной сети начиная с 1920-х по 1980-е годы, следует отметить её расширение за счет следующих факторов:

открытие музеев в регионах со слаборазвитой музейной сетью, а также возникновение музеев в новых экономических, промышленных и культурных центрах;

появление общественных музеев, получивших государственную поддержку и ставших базой для расширения государственной музейной сети;

превращение памятников истории и культуры в объекты истории и культуры, в объекты музейного показа (музеефикации).

 

 

ЛЕКЦИЯ 9. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ – ЛАНДШАФТНЫЕ САЙТ-МУЗЕИ (ЭКОМУЗЕИ)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.