Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование нравственного поведения




 

Поведение человека определяется теми ценностными установками и

предпочтениями, которых он придерживается. Этические ценности, в которых

выражаются представления человека о добре и зле, о справедливости и

несправедливости, о том, что является постыдным, а что, достойно уважения,

сами входят в более обширную нормативную систему – мировоззрение

человека. Мировоззрение включает не только этические, но и другие ценности,

например, эстетические, религиозные, познавательные, а также знания о

действительности, складывающиеся в определенную картину мира, и

программы действий, которые реализует или собирается реализовать индивид в

своей жизни. Таким образом, чтобы понять и предсказать поведение человека, а

также оказывать влияние на него, необходимо анализировать его нравственные

ценности и его мировоззрение. Подробнее рассмотрим, как предлагает Ю.Ю.

Петрунин, три основных понятия – мировоззрение, нравственные ценности,

поведение [6].

 

Мировоззрение определяют обычно как систему взглядов на объективный

мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его

действительности и самому себе, т.е. мировоззрение есть общее понимание

мира, человека и общества. Определяют мировоззрение и по-другому, а именно

как способ прояснения человеком для самого себя основных мотивов,

побуждающих его к деятельности. Мировоззрение содержит нравственные

ценности, которые определяют поведение. На цепочку действуют искажающие

факторы. Искажающие факторы – это официальная и управляющая

идеология, нравственная слабость, межличностные отношения, познавательное

нравственное развитие (рис. 2).

 

 

 

Мировоззрение Нравственные ценности

 

Поведение

 

2 4

 

Рис. 2. Формирование нравственного поведения:

1 – официальная и управляющая идеология;

2 – нравственная слабость;

3 – межличностные отношения;

4 – познавательное нравственное развитие

 

Нравственная слабость

Люди, часто зная, как нужно поступить в той или иной ситуации, не

поступают таким образом. Человек может назвать в свое оправдание тысячи

причин своего поведения, но в основе его поступка лежит то, что можно

назвать «нравственной слабостью», недостатком воли к совершению

правильного с этической точки зрения поступка. Парадокс в данном случае

заключается в том, что человек совершенно искренне и глубоко уверен в

правильности некоторого поступка или поведения, но ему как бы не хватает

нравственных сил его совершить. Для того чтобы сам человек, проанализировав

свои убеждения и ценности, мог преодолеть дистанцию между тем, как должно

поступать, и тем, как он действительно поступает, существуют разнообразные

методы: от религиозных до психологических. Если остановиться на частном

случае – профессиональном поведении в организации – следует выделить

несколько внешних условий, при которых нравственная слабость может

уменьшиться. К ним относятся поощрение нравственного поведения в

организации и, наоборот, недопущение безнравственного, методы этического

стимулирования, яркие образцы этичного поведения и некоторые другие.

Межличностные отношения

Отношения между людьми могут существенно влиять на степень

этичности поведения. То, что мы никогда не сделали бы в отношении своих

знакомых и друзей, часто не задумываясь, позволяем себе в отношении

незнакомцев. Воздействие межличностных отношений на этику поведения

многообразно. Важные результаты получены учеными, например, Стэнли

Милгремом и его коллегами в Йельском университете в 1960 году. Была

проведена серия экспериментов, целью которых было исследование влияния

авторитетных личностей во время принятия этических решений в условиях

давления. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы посмотреть, насколько

долго человек в конкретной и контролируемой ситуации будет продолжать

причинение все возрастающей боли протестующей жертве. Учитель вовлечен в

конфликт между учеником, который протестует против применяемого к нему

обращения, и экспериментатором – авторитетной личностью, которая

настаивает на том, чтобы учитель увеличивал силу тока в интересах

продолжения эксперимента.

Результаты эксперимента продемонстрировали, что около половины

субъектов были послушны внушениям экспериментатора, несмотря на

мучительные протесты жертвы. Казалось, что экспериментирующие субъекты

были настолько увлечены экспериментом, что нравственные соображения

игнорировались. Согласно Милгрему, «субъект вверяется границе задач

получения целей и нравственно оценивает экспериментальный авторитет,

которому подчиняется». Многие участники хотели угодить экспериментатору

добросовестным выполнением работы.

Характер межличностных отношений может как повышать, так и понижать

нравственный уровень поведения. Создавая здоровую атмосферу в

организации, поддерживая дух товарищества и взаимопонимания между

коллегами, руководство может управлять уровнем нравственного сознания в

организации.

Управляющая и официальная идеология

Источником искажения взглядов на жизнь при формировании

нравственных ценностей является различие между официальной и

управляющей идеологией. Под идеологией в данном случае понимается система

идей или убеждений, принятая в данном сообществе. Существует различие

между официально провозглашенной и реально принятой данным сообществом

идеологиями. Всякая глубокая идеология, или общепринятые взгляды,

содержит официальную идеологию, которая составляет значительную часть

системы понятий данной группы, однако не оказывает заметного воздействия

на групповые ценности и действия. С другой стороны, «управляющая

идеология» имеет влияние на нравственные ценности или поведение.

Различие между официальной (провозглашаемой) и управляющей

(принимаемой для поведения) идеологией присутствует не только в тех

обществах, где мало представлен государственный сектор (США), но и где

существует обширный государственный сектор. Это проявляется в первую

очередь в том, что государственная бюрократия имеет чрезвычайно сильное

относительное преимущество в сборе, контроле и распространении

информации. Относительное преимущество в этой области дает государству

возможность создавать и распространять официальную идеологию, которая

часто совсем не похожа на действительное положение вещей (т. е. на

управляющую идеологию). Острые противоречия между официальной и

управляющей версиями реальности разрушают веру человека в официальную

идеологию и уменьшают доверие граждан к государственным учреждениям.

Кроме того, обычный человек учится «игре правил» управляющей идеологии

(т.е. обучается обходить бюрократию, подделывать данные, быть внешне

политически благонадежным, не «высовываться» из общей массы). «Игра

правил», наличие двойных стандартов оказывает деморализующее влияние на

общество и его экономическую деятельность.

Уровни нравственного развития

1. Доконвенциональный уровень

1.1. Реакция на наказание.

1.2. Желание получить награду, вознаграждение.

2. Конвенциональный уровень, т. е. обыденный. Мораль подчинения

традиционной норме поведения, соответствующей определенной роли

личности.

2.1. «Мораль хорошего парня или милой девушки». Человек отвечает

ожиданиям своих родителей или сверстников; знает, что от него

ожидают в роли послушного ребенка, подростка и студента.

2.2. Стадия закона и порядка. Реакция развивается в подчинение

законам того общества, к которому человек принадлежит. Человек

обретает более высокую культуру, понимает, каким должен быть

добропорядочный гражданин, что должен делать и как должен жить.

3. Постконвенциональный, автономный или принципиальный уровень.

Уровень самолично признаваемых нравственных принципов.

3.1. Стадия соглашения и индивидуальных прав. Речь идет об

осознании нравственности, базирующейся на правах индивидуумов и

на соглашениях, достигнутых между взрослыми.

3.2. Человек способен логически обосновать нравственные принципы,

которыми он руководствуется в своих действиях. Субъект

нравственности осознает закон морали и действует, следуя закону, не

потому, что ожидает награды или наказания, и не потому, что другие

люди говорят, что он должен следовать закону, а потому, что

понимает, почему закон нравственности обязателен для него.

На третьем уровне человек признает моральные принципы в качестве

своих собственных принципов, а не в качестве навязанного ему другими

внешнего принуждения. Именно указанный третий уровень служит областью

исследования теорий нравственности.

 

 

ТЕМА 18

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Общепринятыми этическими принципами как для организаций, так и для

отдельных руководителей считаются следующие [4]:

￿ «золотое правило менеджера» – в рамках служебного положения

никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к

клиентам и др. таких поступков, каких бы не желали видеть по отношению к

себе;

￿ авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные условия

для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказывается

максимальное доверие – его потенциалу, квалификации, чувству

ответственности);

￿ право на свободу служебного поведения, поступков, действий менеджера

или рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но

и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотруд-

ников (свобода, не ограничивающая свободу других);

￿ справедливость во владении/приобретении полномочий, ответственности

и права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков

выполнения работы и т. п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия,

права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав,

ответственности, полномочий других менеджеров, не выходят за рамки

организации);

￿ справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав,

привилегий и льгот (этичным считается добровольная передача менеджером

всего перечисленного, неэтичным – грубый нажим по отношению к сотруднику,

требования нарушить нормы универсальной этики или закона);

￿ максимум прогресса (действия менеджера или организации в целом

этичны, если они способствуют развитию организации или отдельных ее частей,

не нарушая при этом существующих этических норм);

￿ терпимое отношение менеджера к моральным устоям, укоренившимся в

менеджменте других стран и регионов;

￿ разумное сочетание индивидуального и коллективного начал в работе

менеджера, в принятии решений;

￿ постоянство воздействия, поскольку обеспечение соблюдения этических

норм в основном базируется на использовании социально психологических

методов, требующих, как правило, длительного применения для получения

нужного результата.

Стремясь учесть специфику деловой культуры, Национальный фонд

«Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов

ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению

принципов деловых отношений (см. табл. 1). Общие этические принципы

деловых отношений должны быть использованы для выработки любой

организацией и руководителями собственных этических систем. упп из числа «заинтересованных лиц».

Этические нормы – правила этики принимаются на общем собрании коллектива, для того чтобы они воспринимались ра­ботниками как свои собственные. Они могут быть приняты и администрацией, но в то же время обязательно утверждены общим собранием или конференцией работников.

По содержанию правила могут весьма различаться, неред­ко они начинаются с обращения руководителя организации к работникам.

Ниже приведена широко распространенная структура пра­вил этики организации, включающая следующие разделы:

- введение;

- послание руководителя организации;

- каким должен быть работник организации;

- каналы связи;

- трудовые династии;

- частная жизнь работников;

- собственность организации;

- традиции и ритуалы организации;

- конкурсы профессионального мастерства;

- юбилеи работников;

- деловая репутация;

- честь и достоинство работников;

- взаимоотношения с другими организациями;

- отношение к законам;

- общественная жизнь организации;

- отношение к политической жизни;

- использование торговых марок;

- авторские права;

- отношения с государственными и муниципальными слу­жащими;

- отношения между руководителями и подчиненными;

- отношения между руководителями;

- отношение к женщинам – работницам организации;

- отношение к молодежи, работающей в организации;

- отношение к тем, кто работает и учится;

- отношение организации к пенсионерам;

- основные ценности организации;

- основные этические принципы;

- правила конкуренции;

- социальная ответственность организации;

- принципы справедливости организации.

Принятые правила не имеют статуса нормативного право­вого акта, и за их нарушение нельзя применять юридические санкции, меры дисциплинарной ответственности. Средством защиты нормы от нарушения является общественное мнение. Это также могут быть суды чести или подразделения, рассмат­ривающие конфликты.

Можно включать в правила этики некоторые нормы из мораль­ного кодекса и придать им статус нормативного правового акта.

В условиях становления рыночных отношений в стране соблю­дение этических норм в деятельности организации во многом зави­сит от работодателя, действия которого в погоне за прибылью зача­стую бывают аморальными. Не признавая права нанимаемого че­ловека, работодатель грубо их нарушает, ограничивает его свободу. Аморальное поведение работодателя заключается в следующем:

- непризнание прав наемного работника, неисполнение своих прямых обязанностей;

- привнесение в трудовые отношения агрессивности;

- сохранение опасных для здоровья условий труда;

- низкий уровень организации труда;

- отказ от управления дисциплиной;

- страх как основной метод управления поведением нанима­емого работника;

- управление наемными работниками посредством произвола;

- унижение чести и достоинства человека, его деловой репу­тации;

- необъективное отношение к человеку;

- нарушение трудового законодательства и т.п.

Все ведущие корпорации мира постоянно уделяют большое внимание вопросам нравственности. И это не случайно, так как корпоративная мораль позволяет усилить самоуправляемость че­ловека.

В нашей стране в организациях действует три вида мора­ли: советская, «дикого» рынка и собственно рыночных отно­шений.

Мораль советская проявляется в тех случаях, когда в орга­низациях пытаются сохранить моральные принципы из про­шлого, такие, как взаимная выручка, взаимопомощь, солидар­ное и бескорыстное поведение, товарищество, равная оплата за равный труд и т. д. Такая мораль достаточно рискованна и даже излишня в тех случаях, когда люди вступают в конкури­рующие, антагонистические отношения.

Мораль «дикого» рынка обусловлена целями первоначаль­ного накопления капитала. Это отношения джунглей, где гос­подствует закон силы, царствует произвол. «Дикому» рынку присущи спекулятивные, грабительские тенденции, парази­тизм, стремление к наживе любой ценой, хищническая эксп­луатация наемного труда, антагонизм в отношениях к произ­водителю, безразличие к людям и т. д. Подобные отношения возможны потому, что в обществе еще не установлены более справедливые правила. Через какое-то время их, безусловно, заменит определенный порядок, в большей степени учитыва­ющий интересы всех его членов.

Мораль третьего вида основана на убеждении, что в условиях рыночных отношений не требуются любовь, великодушие, симпа­тия, сострадание, а достаточно лишь уважения со стороны другого лица, признания его равным себе, отказа от нарушения прав работ­ников. Эта мораль все больше завоевывает мир. В ее рамках нрав­ственный протест вызывает любое нарушение прав, непризнание в человеке, любом работнике личности, равной работодателю, руко­водителю. Все в большей степени в деловых отношениях получает распространение этика ответственности вместо этики убеждений.

Этика трудовых отношений в российских условиях предпо­лагает их оценку с помощью таких понятий, как:

- правильно – неправильно;

- справедливо – несправедливо;

- гуманно – негуманно;

- человечно – бесчеловечно;

- законно – незаконно;

- нарушает права – не нарушает права;

- ограничивает свободу – не ограничивает свободу;

- равное положение – неравное положение;

- добро – зло.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.