Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные средства стимулирования сбыта




 

Средства Описание Примеры
Пробные образ­цы Предложение бесплатного товара или услуги. Образцы могут разносить по принципу «в каждую дверь», рассы­лать по почте, раздавать в магазине, прилагать к како­му-либо другому товару или рекламному объявлению в журнале или газете. Это самый эффективный, но и са­мый дорогой способ представления нового товара из­вестных марок и в привлечении интереса к новым. Экс­перты полагают, что купоны обеспечивают экономию от 15 до 20%. Компания «Lever Brothers» была настолько уверена в успехе свое­го нового чистящего средства «Surf», что распространила бес­платные образцы на сумму 43 млн долларов в 4 из 5 семей в Амери­ке.
Денежные компенсации (скидки) Целевые скидки, реализуемые после совершения по­купки. Потребитель отправляет в какой-либо форме под­тверждение покупки производителю, который возмеща­ет часть уплаченной суммы почтовым переводом. Компания ТОГО провела искусное предсезонное стимулирование сбыта специальной модели снего­уборочной машины, предложив компенсацию в том' случае, если количество выпавшего снега в рай­оне, где был куплен товар, будет ниже среднегодового. Конкуренты были нокаутированы.
Купоны Сертификаты, дающие потребителю право на оговорен­ную экономию при покупке конкретного товара. Купоны можно распространять по почте, прилагать к другим то­варам, размещать в журнальных и газетных объявлени­ях. Процент погашения изменяется в зависимости от способа распространения. Погашается около 2% газет­ных купонов, около 8% купонов, рассылаемых по почте, около 18% купонов, прилагаемых к товарам. Купоны эф­фективны при стимулировании продаж. P&G едва не разорилась на рынке Питтсбурга со своим кофе марки «Folyer's», предложив купоны с Зб-центовой скидкой за банку кофе весом в один фунт.
Премия (подар­ки) Товары, предлагаемые по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого то­вара. Премия «при упаковке» сопровождает товар, на­ходясь внутри или снаружи упаковки. В качестве пре­мии может выступать -и сама упаковка, если она пред­ставляет собой емкость многоразового использования. Бесплатная почтовая премия — это товар, высылаемый потребителям, которые предъявили подтверждение по­купки, например, фрагмент упаковки или штриховой код. Самопокрывающаяся премия — это продажа товара по просьбе потребителя по цене ниже обычной. Сегодня производители предлагают в виде премий самые раз­нообразные товары с названием компании на упаковке.     Фирма Qnaker Oals стимулировала вопрос, вложив в пакеты с кормом для собак Ken-L Ration золотые и серебряные монеты на общую сум­му в 5 млн долларов. Любители пива Budweiser могут получить футболки, воздушные шары и дру­гие изделия с названием этого пива.
Товар по льготной цене На упаковке или этикетке товара размещается предло­жение о снижении обычной цены. Это может быть пред­ложение товара по сниженной цене за счет особой рас­фасовки (например: две пачки по цене одной) или в виде набора сопутствующих товаров (например: зубной щет­ки и пасты). Предложение товара по сниженной цене способно сти­мулировать кратковременный рост сбыта эффективнее, чем даже купоны. Фирмы по производству освежите­лей воздуха иногда предлагают в одной упаковке несколько типов ос­вежителей: например, освежитель воздуха в виде аэрозоля, твердый освежитель и специальное сред­ство для ковров.
Призы (конкурсы, лотереи, игры), По результату покупки предоставляется возможность вы­играть денежный приз, путевку на отдых или товар. На этот своеобразный конкурс потребителю следует пред­ставить — стихотворение, проект, ценное предложение. Специальное жюри отбирает лучшее. Призы привлека­ют больше внимания, чем купоны или небольшие пре­мии. «Британская сигаретная компания» вкладывала в каждую пачку лоте­рейный билет, давая возможность выиграть 10 тыс. долларов. Призом может быть и общество какого-либо человека. Например, фирма Kanoda Dry. предложила на выбор или 1 млн долларов или обед в компании актрисы Джосин Коллинз.
       

 

Бесплатные пробные образ­цы Приглашения будущих покупателей на бесплатное тес­тирование товара в расчете, что они будут его покупать. В целях содействия росту покупа­тельского интереса торговцы авто­мобилями поощряют продажи с бесплатным испытательным сро­ком.
Награды за ло­яльность к опре­деленному про­давцу Денежные или иные скидки, пропорциональные степени лояльности к определенному продавцу или группе про­давцов, специальные торговые печати также представ­ляют собой награду за постоянство, если потребитель пользуется услугами определенного продавца. Затем он может обменять печать на товары в специали­зированном центре или через заказанный по почте ката­лог. Большинство авиалиний предлага­ет программы многократных поле­тов, предусматривающие начисле­ния очков в зависимости от сум­марной дальности перелетов, что учитывается в цене билета (чем дальше, тем дешевле).
Гарантия Письменное или устное заверение продавца, что товар будет пригоден к употреблению в течение определенно­го времени и что в противном случае продавец восста­новит качество товара или вернет покупателю деньги. Chrysler предложила гарантию на автомобили. Потребители это сра­зу отметили, точно так же, как предлагаемую Sears пожизненную гарантию на аккумуляторы.

 

Совместное сти­мулирование Две и более компании объединяются, предлагая купоны компенсации или конкурсы, используя совместные сред­ства поощрения. Они надеются привлечь больше вни­мания и рассчитывают, что их торговые агенты совмест­ными усилиями эффективнее доведут товар до рознич­ных продавцов, которым предлагаются преимущества в рекламных показах и при оформлении мест продажи. Taster's Choice в коробах с пече­ньем Keehler предлагают 10 мин бесплатного обслуживания фирмой Mei.
Перекрестное стимулирование Одна марка товара используется для рекламы другой. В рекламе может быть сказано, что, например, печенье Nabisco покры­то шоколадом Hershey. А в пачке печенья может оказаться купон на продукцию Hershey.
Демонстрация в местах продаж К сожалению, многим торговцам не нравится возиться с выставочным оборудованием и вывесками, а также пла­катами, которые они ежегодно получают от производи­телей. В ответ производители предлагают не только бо­лее совершенное рекламное оборудование, но и пред­лагают смонтировать его собственными силами. Экспозиционное оформление для колготок L'eggs считается одним из самых совершенных за всю историю существования реклам­ного оформления магазинов и в немалой степени способствовало успеху марки.

 

• часто смещается акцент с качества товара на второ­степенные факторы (лотереи, скидки, премии и т. п.).

Стимулирование сбыта становится особенно эффек­тивным видом продвижения, когда предприятие начи­нает продавать новые товары или товары, которые прак­тически не отличаются от товаров-конкурентов.

Стимулирование сбыта — это составляющая систе­мы ФОССТИС.

13.9. Что такое ФОССТИС?

Чтобы купить товар, необходимо иметь сведения о его потребительских свойствах. Однако по отношению к совершенно новым для покупателя изделиям таких знаний нет, и неосведомленный человек не испытыва­ет потребности в данном товаре. Кроме того, на рынке обычно присутствуют несколько товаров, удовлетворя­ющих одну и ту же потребность, и покупателю прихо­дится выбирать между ними. Товар с неизвестными по­требительскими свойствами в такой ситуации не будет куплен, тем более, что по отношению к новинкам че­ловек всегда испытывает некоторую настороженность % («барьер недоверия»).

Именно в устранении такого барьера и видит одну из важнейших своих задач служба Формирования спро­са и стимулирования сбыта — ФОССТИС.

В деятельности ФОССТИС следует различать ком­муникационный (информирующий) и коммерческий эффекты. Благодаря коммуникационному воздействию потенциальные и активные покупатели легко припоми­нают во время опроса название предприятия и выделя­ют его товар как достаточно высококачественный, если

он, конечно, конкурентоспособен. Осведомленность обычно проявляют 60—80% обследуемых, однако пред­почитают данный товар другим всего лишь 20—25%. Что же касается намерения или желания немедленно купить данный товар, то его проявляют при опросе только 12— 15% обследуемых. Таков обычный коммерческий эф­фект хорошо поставленной рекламы.

Формирование спроса (ФОС) и заключается в том,

чтобы:

а) сообщить потенциальному покупателю о существовании товара;

б) осведомить его о потребностях, которые этим то­варом удовлетворяются;

в) представить доказательства относительно качества удовлетворения этих потребностей;

г) максимально понизить барьер недоверия, для чего, в частности, сообщить о гарантиях защиты
интересов покупателя, если он будет товаром не удовлетворен.

С помощью мероприятий ФОС — рекламы, выста­вочной и ярмарочной деятельности и т. д. — в созна­нии потенциального покупателя формируется «образ товара», играющий главную роль в принятии решения о покупке. А так как покупка товара во многих случаях результат коллегиального обсуждения, мероприятия ФОС имеют направленность не только на лиц, имею­щих право принимать решение о покупке, но и на тех, кто так или иначе влияет на это решение.

Мысль о пользе рекламы тривиальна. И вот как она была раскрыта в рекламном объявлении фирмы «Мак-Гроу-Хилл», где с фотографии на читателя глядело лицо многоопытного, прошедшего, как говорится, огонь, воду и медные трубы коммерсанта:

«Я не знаю вашу фирму. Я не знаю историю вашей фирмы. Я не знаю товаров вашей фирмы. Я не знаю репутацию вашей фирмы. Я не знаю клиентов вашей фирмы. Я не знаю достижения вашей фирмы. Так какой же товар после всего этого вы хотите мне предложить?»

И далее в тексте говорилось, что все эти сведения мож­но донести до покупателя, в особенности покупателя бу­дущего, потенциального, с помощью рекламы. Но что же это такое — реклама? Интуитивно каждый, кто зани­мается торговлей, знает, что это такое, однако очень ча­сто затрудняется дать определение этому понятию.

Вспомним, впрочем, с чего начинается общественное производство: в основе его лежат потребности. Осознав потребность, человек пытается ее удовлетворить, ищет способ удовлетворения. Немало способов ему уже изве­стно из прошлого опыта. Многое до сих пор приводили к успеху. Однако может сложиться ситуация, когда чело­век понимает: все прежние способы не годятся, нужно искать новый. Иными словами, у него, в этот момент воз­никает еще одна потребность — «в новом, неизвестном, но необходимом знании» о том, как некто, очутившись в подобном положении, нашел из него выход.

Основная задача мероприятий ФОС заключается во введении на рынок «товаров рыночной новизны», обес­печении начальных продаж и завоевании некоторой доли рынка. В случае товаров личного потребления то­вары рыночной новизны нередко получают, изменяя внешнюю форму, упаковку и тому подобные характе­ристики изделия в соответствии с требованиями моды и т. д. По отношению же к товарам производственного

назначения «косметические» изменения внешности не­достаточны для создания «товара рыночной новизны» — требуется произвести серьезные улучшения потреби­тельских свойств и резко уменьшить цену, чтобы сде­лать товар доступным новым сегментам покупателей.

Мероприятия по стимулированию сбыта (СТИС) об­ращены к покупателю, который уже на личном опыте ознакомился с потребительскими свойствами товара. Задача СТИС — побуждение к последующим покупкам данного товара, приобретению больших партий, регу­лярным коммерческим связям с предприятием-продав­цом. Деятельность СТИС особенно важна, когда:

а) на рынке имеется много конкурирующих между собой товаров, мало отличающихся по своим по­требительским свойствам, так что у покупателей нет особых логических оснований для предпочте­ния, а СТИС обещает покупателю ощутимую личную выгоду,

б) продажа товара идет через разветвленную рознич­ную сеть.

Обычно различают мероприятия СТИС, направлен­ные на покупателей и на продавцов (посредников, аген­тов, дилеров).

СТИС по отношению к покупателям заключается в предложении ощутимой коммерческой выгоды тем, кто приобретает товар на оговоренных условиях. Эту выго­ду дают, например, скидки — за объем приобретаемой партии товара, регулярность покупок определенного числа изделий («бонусные» скидки). Используют так­же кредит в различных его формах (рассрочка, отсут­ствие первоначального взноса, даже «подарок» некото­рой суммы денег при покупке товара), бесплатное рас­пространение образцов товара в расчете на покупку крупной партии, бесплатная передача товара во временное пользование «на пробу», прием подержанного из­делия в качестве первого взноса за новую вещь. К чис­лу мероприятий СТИС относят презентации (показы) новых товаров специально для представителей потен­циальных покупателей (если речь идет об изделиях про­изводственного назначения), экскурсии на предприя­тия-изготовители, пресс-конференции по случаю вве­дения на рынок нового товара. И конечно же к числу очень мощных акций СТИС принадлежит резкое сни­жение цены. Обычно в связи с переходом к выпуску новой модели товара, началом очередного сезона и т. д. О нем широко объявляют через средства массовой ком­муникации — печать, радио, телевидение.

СТИС по отношению к посредникам побуждает этих людей продавать товар с максимальной энергией, рас­ширять круг его покупателей. В частности посредни­кам поставляют бесплатно или на льготных условиях специальное оборудование для предпродажного и пос­лепродажного обслуживания, передвижные сервисные пункты и мастерские, предоставляют скидки с продаж­ной цены. Например, одна из систем побуждения ак­тивности выглядит следующим образом. При объеме 2 млн долл. агент получает в месяц 2 тыс. долл. Увели­чение продажи на 10% поднимает его зарплату в 2,5 раза. Дальнейшие 10% роста сбыта доводят его ежемесячное жалованье до 10 тыс. долл. А если он сумеет про­дать на 2 млн 600 тыс. долл. (т. е. на 30% больше номи­нального задания), его оклад составит 16 тыс. долл.

СТИС по отношению к продавцам — персоналу мага­зинов, демонстрационных залов и т. п. — обычно на­правлен на достижение этими людьми высоких пока­зателей сбыта. Поощрение может заключаться не толь­ко в денежном вознаграждении, но и в дополнительных днях отпуска, развлекательных поездках за счет фирмы, ценных подарках. Не следует пренебрегать и моральны­ми формами воздействия, причем следует широко опо­вещать сотрудников, а также и членов семьи данного служащего о факте такого поощрения.

Итак, мероприятия ФОССТИС необходимы потому, что без них трудно строить успешную коммерческую работу на рынке, если вообще возможно. Не случайно некоторые фирмы тратят на ФОССТИС до 15% своей выручки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.