КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
РожеПланшон и децентрализация театров. 9 страница
Успех «Сида» и фестиваля способствовал тому, что в 1951 г. Вилара назначили директором обновленного ТНП — Театр Насьональ Попюлер (Национальный Народный театр) в огромном здании дворца Шайо в Париже. Идея «театра для народа> как театра высоких мыслей и высокой нравственности, противостоящего коммерческим развлечениям и доступного массовому сознанию, принадлежала еще Р. Роллану и была впервые воплощена в жизнь выдающимся актером и режиссером фирменом Жемье, последователем А. Антуана. В1920 г. он организовал ТНП, предназначенный прежде всего для массовых представлений, но замысел успехом не увенчался. Вилар понимал под этим практическую доступность: дешевые билеты и абонементы, возможность для жителей рабочих районов добраться после спектакля домой, выезды на заводы, в отдаленные пригороды. В ТНП впервые стали проводить встречи со зрителями, издавать свою газету, тексты пьес, брошюры о спектаклях. Ни один театр во Франции не имел такого общественного резонанса, как ТНП в 1950-е гг. Свою деятельность Вилар определял как «общественную службу». Он стремился дистанцироваться от политики, но его втягивали в конфликты с прессой, с властями, с коллегами, обвиняли в том, что он тратит государственные деньги на постановки коммуниста Брехта, или же в том. что он не ставит пьес о жизни народа. В ТНП и в Авиньоне ставили Мольера, Гюго. Мюссе, Аристофана, Шекспира. Пиранделло, Жарри. из современников — Брехта, Жида. Клоделя, Жироду. Адамова, Пишетта... Режиссер был убежден, что любая сложная драма может быть воспринята широким зрителем через выявленное в ней личностное начало. В центре любого его спектакля всегда был образ, созданный большим актером. Таким был Жерар Филип — юный герой послевоенного времени. Но рядом с ним был и сам Вилар, чьи актерские работы отличал интеллектуальный подход, трезвое — порой скептическое, но нередко и трагическое восприятие мира; это были зрелые, состоявшиеся личности. В ряде лучших ролей Вилар исследовал проблемы зла. Список его персонажей внушителен: Ричард II, Артуро Уи (Брехт). Тригей («Мир» Аристофана), Улисс («Троянской войны не будет»), Томас Мор в пьесе Р. Болта «Человек на все времена» и др. Дон Жуан Вилара («Дон Жуан», 1953) был скептиком и вольнодумцем, его ясный, аналитический разум давно доказал исчерпанность идей добра и зла, любви и ненависти и потому оправдывал любую жестокость. В комедии Мольера режиссер раскрыл новые смыслы. Ролан Барт писал, что Вилару удалось соединить миф и культуру, — Дон Жуан у него наполнен всей историей его зрителей, их старением, тем наследием предков, которое прибавило к Мольеру Сада и которое сделало сегодня из нас хранителей подлинной истории, а не созерцателей исторической реконструкции. Таким образом, Вилар показал, что театр в своем наиболее полном выражении учитывает не только сценическую протяженность во времени и пространстве, но и память народа. За эффектной внешностью и интеллектуализмом Дон Жуана обнаруживается трагическая пустота человека, лишенного чувств. В спектаклях Вилара раскрылось огромное трагическое дарование Марии Казарес (род. 1922), испанки по происхождению, игравшей на разных сценах и в кино. В ТНП она была Марией Тюдор (Гюго), леди Макбет, Федрой, но также и Лео-нидой в «Торжестве любви» Мариво, Титанией в «Сне в летнюю ночь»... В разные годы у Вилара выступали Даниэль Сорано, Жермен Монтеро, Ален Кюни, Жанна Моро, Жан Рошфор, Филипп Нуаре, Жан-Луи Трентиньян. Важное место в жизни театра занимали также режиссерские и актерские работы Жоржа Вильсона (род. 1921), в ролях папаши Убю (1958). Тюркаре Лесажа (1960) и других тяготевшего к острой социальной характерности, среди его постановок можно выделить «Жизнь Галилея» Брехта (1963) Вильсону в 1963 г. Вилар передал свой театр. fi3r Драматургия Жана Ануя в постановке Андре ^ сака и Маргерет Жамуа. Андрв Барсак (1909-1973), P°^0tf шийся в России во фрэнко-русской семье, был ученИ* ■ Q Ш. Дюллена, унаследовавшим в 1940 г. Ателье — театр св° & учителя. С 1930-х гг. Барсак работает в качестве худоЖн е сКопо и Дюлленом. Среди его режиссерских работ огроМи» место занимает русская классика: «Братья Карамазовы» № %)' «Ревизор» (1948), «Чайка» (1955), «Месяц в деревне» №® I «Провинциалка» (Одеон, 1965), «Идиот» (1966), «Три сестрь (с Мариной Влади и ее сестрами, 1966), «Лес» (1970). В ^ спектаклях он развивает традиции, заложенные во фрэнЦУ3 ском театре Ж. Питоевым. Обратившись к тургеневской пьесе «Месяц в деревне^ Барсак использовал язык полутонов, свойственный чеховской драматургии и чеховским постановкам Питоева. Тургеневская пьеса была прочитана как новая драма и поставлена в русле углубленного психологизма: «...в спектакле Барсака ощущался такого рода „чеховский" мотив о несказанной красоте душевных порывов, которые, однако, лишь последней вспышкой, торжественно и печально напомнили о себе, чтобы тут же за" глохнуть, теперь уже навсегда»21. Спектакль говорил о неумолимом движении времени, об осени, сменяющей лето. «Психологические кружева», которые плетут герои спектакля, пытаясь определить свои подлинные чувства, передавались неоформлении сцены: кружевные металлические скамейки, паутина ветвей тонких берез. Наталья Петровна (Дельфин Сейриг), только ощутив уходящую молодость, обнаруживает в себе сильное чувство соединяющее светлую поэзию и обреченность умирания Кульминационное объяснение героев происходило на задворках дома, где среди садовой рухляди, в лучах осеннего солнца открывалась изнанка внешних отношений. В это^ спектакле «французская сцена, обратившись к русской пьесе, сумела утвердить на своих подмостках величие поэтических начал, живущих в человеке и готовых, несмотря на всю свою хрупкость, противостоять цинизму и злой воле всв возможных шпигельских, в какие бы одежды они ни ря.ч дились»м. На протяжении своего творческого пути Барсак по стоянно обращался к творчеству величайшего французског драматурга XX в. Жана Ануя (1910-1987), органично соединИв° шего в своем творчестве традиции классицизма, мастерс.Тй * «хорошо сделанной пьесы», экзистенциальное мироощуще^ и открытия драматургов-модернистов. В1938 г. Барсак ставит в Театре дез Ар «Бал воров» Ануя, в 1941-м — «Свидание в Санлисе» и «Эвридику», а в 1944-м -в оккупированном Париже на сцене Ателье состоялась премьера одной из лучших пьес Ануя — «Антигоны». Взяв за основу античный миф, сохранив многие приемы античной трагедии (в том числе использование хора, представленного в пьесе фигурой, комментирующей структуру трагедии и характеризующей героев), Ануй полностью переосмысливает конфликт софокловской трагедии. Законы семейного долга, общечеловеческих отношений -в лице Антигоны — и идеология государственной необходимости -в лице Креонта — оказываются в пьесе лишь условными понятиями. Выясняется, что Антигона пытается захоронить труп случайного солдата, потому что тело Полиника невозможно идентифицировать. Выясняется, что и Этеокл, и Полиник в равной степени стремились к захвату власти в Фивах, и превращение Этеокла в национального героя, а Полиника в предателя — лишь условность в политической игре. Все эти и другие аргументы Креонта лишь усиливают убежденность Антигоны в необходимости собственного выбора. Ее поступок обусловлен не бытовой логикой и целесообразностью, а объективным чувством свободы, которое единственное оправдывает существование человека и которое ценнее жизни. Свобода ради свободы, воплощенная в возможности собственного выбора, — вот экзистенциальная концепция, воплощенная Ануем в образе Антигоны и образах других героинь его пьес. В отличие от Антигоны правитель Креонт не способен ничего решать, не может совершить никакого поступка, ибо вынужден против воли послать на казнь Антигону, повинуясь бессмысленной логике, им же самим провозглашенной. Отправляющаяся на казнь Антигона может только пожалеть остающегося жить Креонта. В сценографии Барсака не было никаких определенных примет времени: серые драпировки, полукруг из нескольких ступеней. Персонажи носили современные, но не повседневные, а вечерние, костюмы. Фраки и смокинги у мужчин (на стражниках были еще непромокаемые накидки), длинные платья, черное и белое, у Антигоны и Исмены. Таким образом достигалась чистота стиля, внебытовая, приподнятая атмосфера спектакля, касающегося вечных тем. Но Барсак ставил «Антигону» в трагическое время, когда проблемы «согласия» и «несогласия» с властью и с жизнью приобрели конкретный политический смысл. В первых откликах на спектакль, очень неоднозначных, критики ставили в центр произведения именно Креонта, который в исполнении Жана Дави предстал масштабной фигурой, воплощением власти и «ясного, реалистичного ума»23 и его сомнительные сентенции болью отдавались в сердцах зрителей, угадывавших в нем фашиста. Очень юная, хрупкая Антигона (Монелла Валантен) противостоять ему не могла, ее слабые крики гасли, натолкнувшись на непреодолимую стену. После войны в роли Антигоны выступит замечательная трагическая актриса Катрин Селлерс, и благодаря ей этот образ приобретет большую силу и героический пафос, а спектакль - целостное гуманистическое, антифашистское звучание. Драматургия Ануя, увидевшая свет рампы в 30-40-е гг. в режиссуре О. М. Люнье-По, Ж. Питоева, А. Барсака, продолжала свое развитие и достигла зенита в 50-е. В эти годы лучшие пьесы Ануя были поставлены режиссером и актрисой Маргерет Жамуа (1901-1964). Жамуа — постоянная участница спектаклей, поставленных Гастоном Бати в театрах «Химера», Студио Шанз-Элизе, Монпарнас. Среди ее ролей выделялись трагические героини - мадам Бовари (1936), Федра (1940), леди Макбет (1943), Гедда Габлер (1943), Кассандра в спектакле Ж. Л. Барро «Орестея» (1955). После смерти Бати она продолжила его постановочные традиции. В 1953 г. в Театре Монпарнас-Бати Жамуа поставила одну из величайших пьес Ануя — «Жаворонок» с Сюзанн Флон в главной роли. Героиня этой пьесы Жанна д'Арк не только сама совершает свободный выбор, беря личную ответственность за судьбу Франции, но побуждает окружающих ее людей (Бодрикура. дофина Карла) также совершить выбор. «Жаворонок» написан в яркой сценической манере, с использованием приема театра в театре. Вся пьеса строится как суд над Жанной, во время которого разыгрываются эпизоды ее жизни. Эпизод сожжения Жанны в финале начинается, но прерывается, чтобы уступить место другому - коронации Карла в Реймсе. Подлинная судьба Жанны - это Реймс, а не Руан. «Это история не о бедах затравленного в Руане зверька, а история жаворонка в поднебесье, это Жанна в Реймсе, во всей славе ее. Настоящий конец истории Жанны - счастливый», - говорит король Карл в финале пьесы. При этом Жанна становится самой собой непосредственно по ходу пьесы. Ее свободный выбор, сотворение собственной судьбы происходит не тогда, когда она, повинуясь божественным голосам, решает спасти Францию, а когда она в тюрьме, оставленная голосами, сама принимает решение отказаться от отречения и взойти на костер. Жанну с 1953 г. и на протяжении многих лет, в нескольких постановках, играла Сюзанн Флон, и иного «жаворонка» во Франции не могли себе представить. Невысокая, с мальчишеской фигурой, коротко стриженная девочка-подросток - такой была ее героиня внешне, в согласии с волей драматурга. В ней жила огромная духовная сила. Голоса, которые руководили ее поступками, тоже жили в ней, в ее необыкновенном голосе. «Музыка голоса Флон творила чудеса, те самые чудеса, из-за которых и был успешно устроен суд, отправивший Жанну на костер, — писал В. Гаевский в статье «Голоса Жанны». - Голосом Сюзанн Флон играла не только «голоса», но и «жаворонка», играла все поэтические и театральные метафоры пьесы. Голос актрисы взмывал ввысь, к колосникам, и камнем падал вниз, на жесткую поверхность пола. Голос Флон жил, умирал, оживал, снова сникал, снова возрождался. И этим полярным, пограничным — как принято сейчас говорить — интонациям впрямую, с неправдоподобной, почти пугающей полнотой соответствовало лицо актрисы. Более непосредственную игру лица трудно вообразить... Это чистое, на грани запретного, воплощение жизни и смерти души. Такое открытое лицо может быть лишь у юродивой и лишь у ребенка»24. После «Жаворонка» Жамуа поставила в Монпарнас-Бати пьесы Ануя «Бедняга Битое, или Обед голов» (1956), «Бек-кет, или Честь Божья» (1959), «Подвал» (1961). Театр абсурда. Поиск и обретение сценического языка абсурдистского театра связаны в немалой степени с именем актера и режиссера Роже Блена (1907-1984). Блен сформировался под влиянием Арто. В 1935 г. он не только сыграл небольшую роль в спектакле Арто «Семья Ченчи», но и являлся помощником режиссера. Именно Арто прочил Блену большое режиссерское будущее. Однако оно стало возможным только после того, как Блен сыграл ряд ярких ролей в спектаклях режиссеров-новаторов. В1937 г. он сыграл роль Папаши Убю в первой постановке пьесы А. Жарри «Убю прикованный» (режиссер Сильвен Иткин, театр Алый черт). Блен обладал выразительной внешностью: крупное скуластое лицо, острый взгляд из-под густых бровей - что делало его привлекательным для театральных и кинорежиссеров. Блен играет у Ж. Л. Барро в «Нумансии» Сервантеса (1937) и в инсценировке романа К. Гамсуна «Голод» (1939). Режиссерский успех принесла Блену постановка «Сонаты призраков» А. Стриндберга на основе режиссерского замысла Арто 1930 г., тогда не осуществленного. Премьера состоялась в 1948 г. Блен воссоздает фантасмагорическую реальность, действие, разворачивающееся в нескольких планах, человека, избавляющегося от собственной плоти (у Арто предполагалась постепенная замена актеров манекенами, у Блена — механистичность пластики). Спектакль этот, как и довоенные спектакли Жана Луи Барро и ряд спектаклей послевоенной поры, например спектакль по пьесе Бориса Виана «Живодернядля всех» (премьера 11 апреля 1950 г. в парижском театре Ноктамбюль режиссер Андре Рейбаз), подготовляет почву для воплощения на сцене абсурдистской драматургии. Начало «театру абсурда» (термин англо-американского исследователя Мартина Эсслина, опубликовавшего в 1961 г. книгу под таким названием) положил спектакль «Лысая певица», премьера которого состоялась 11 мая 1950 г. в Париже в театре Ноктамбюль (режиссер Никола Батай). Сам Эжен Ионеско (1912-1994), автор «Лысой певицы», называл свой театр театром «авангарда» или театром «парадокса». Представители направления, одним из создателей которого он явился, стремились, по его собственным словам, «показать мир и жизнь в их реальной, действительной парадоксальности» и тем «давать пищу уму, побуждать его самостоятельно работать». О чем «Лысая певица»? В точном и кратком пересказе исследователя и переводчика Игоря Дюшена — «она изображает людей, ставших жертвами обывательского, конформистского сознания, потерявших ориентацию во внешней среде, обезличенных, перестающих подчас даже узнавать друг друга. Догматичность их представлений, узость кругозора, агрессивность легко могут превратить их в стадо. От Смитов и Мартинов ведь совсем недалеко до носорогов, какими их изобразит Ионеско позже»25. Большое значение имела в становлении театра абсурда премьера спектакля «В ожидании Годо» по пьесе Сэмюэла Беккета (1906-1989), которая состоялась в Париже в театре Вавилон 5 января 1953 г. (режиссер Роже Блен) и стала первой беспрекословной победой абсурдизма. Предыдущие постановки абсурдистов, начиная с «Лысой певицы» Э. Ионеско, либо заканчивались скандалами, либо не воспринимались вовсе. Герои пьесы Беккета Владимир и Эстрагон проводят дни в однообразных разговорах, не способные не только совершить какой-либо поступок, но даже выразить свои чувства и желания. Человек - одинок, язык — бессмыслен, жизненной цели — нет. Единственный смысл существования Владимира и Эстрагона — ожидание неведомого Годо, чему посвящена вся их жизнь. Годо так и не появляется в пьесе, однако от него приходит Мальчик. Впрочем, Владимиру и Эстрагону нечего ему передать. Цель жизни обессмыслена в этом трагическом фарсе. Блен разворачивал действие спектакля на широкой пустой сцене. В глубине — линия горизонта. В центре — тонкое сухое дерево, похожее на трещину в стене. Персонажей Блен трактовал как клоунские амплуа, только в уста клоунов были Вложены трагические сентенции. Лица, грим, костюмы актеров ■превращались в маски, имеющие узнаваемые детали. Так, грим и мимика Жана Мартена, исполнявшего роль Лакки (вторая Пара персонажей, отображающая взаимоотношения слуги и хозяина ~ Лакки и Поццо), воплощали маску человека-собаки. Роль Поццо играл сам Блен. Блен осуществил еще несколько премьер по пьесам Беккета: «Эндшпиль» (1967, роль Хамма исполнил Блен), "Последний лента Крэппа» (I960), «О/ Счастливые дни» (1963, с Мадлен Рено в роли Винни, режиссер Жан Луи Барро). Не менее успешными стали постановки поздних пьес Жана Жене (1910-1986). Первой постановкой драматургии Жене бып спектакль Луи Жуве «Служанки» (1947). где проявилась основная тема пьес Жене: преображение человека с помощью игры, возможность преодолеть свою злую природу с помощью образа другого. Сестры-служанки, ненавидящие Мадам и желающие ее смерти, могут реализовать себя только в преступлении. Они выбирают одна самоубийство, другая незаслуженное осуждение. Этот поступок вырывает их из бессмысленного существования. Роже Блен поставил пьесы Жене «Негры» (1959), «Балкон» (пьеса, запрещенная во Франции, была поставлена Бле-ном в Голландии в 1967 г.). Одной из самых грандиозных постановок Бпена стали «Ширмы» в 1966 г. в Театре де Франс, возглавляемом Барро. В своих воспоминаниях Барро писал: «Я и поныне считаю „Ширмы" одной из самых значительных пьес XX в. По масштабу она не уступает лучшим пьесам Шекспира. Здесь неуместны подробности: о „Ширмах" и поэтическом искусстве Жене можно было бы написать целую книгу. Какой все это вызвало скандал, общеизвестно»". Пьеса о колонизации Алжира в середине XIX в. насыщена реалиями XX в. и борьбой алжирцев за независимость. Огромное количество персонажей, история арабской семьи, параллельные истории представителей различных наций. Жестокий мир, подавляющий личность. Несовместимость законов арабского и европейского общества. Режиссер, вслед за пожеланиями драматурга, разворачивает действие пьесы на нескольких площадках, расположенных параллельно и на нескольких ярусах. Это позволяло взаимодействовать персонажам разных миров: арабы, французы, семья Сайда, солдаты, алжирский бордель, кладбище и мир мертвых. Все эти уровни соединяются в единую сценическую структуру, в которой персонажи подменяют друг друга. Непримиримые враги достигают примирения в поэтической реальности. Исполнители — Барро, Мария Казарес и все остальные *> представали яркими гротескными образами, преображающимися вследствие изменения условий, легко переходящими в свою противоположность, открывающими подлинное лицо только после смерти. Мадлен Рено в роли царицы борделя Варды имела облик мумии с серым лицом, гротескно заостренными чертами. Вне времени, вне возраста. Жене писал Блену свои замечания по ходу репетиций: «На нее наденут широкий золотой плащ. Как облачение священника в момент причастия. Золоченые, тяжелые ботинки. Если возможно, чугунные. Волосы голубые. Очень высокая прическа. Вроде шиньона Марии-Антуанетты до заключения. Очень высокий. Полный шляпных булавок. Грим почти золотой. Руки золотые»27. Грандиозная величественная фигура, одновременно ужасная и восхитительная. Пластика, голоса исполнителей, максимальная условность и насыщенность сценическим действием создавали абсурдный и замкнутый в себе мир метафизических фантазий Беккета и Жене, обретающий карнавальную реальность в творчестве Блена. Со времен открытия Комеди Франсез театральная жизнь Франции практически ограничивалась Парижем. Именно поэтому движение децентрализации — создания новых театров на периферии, начавшееся сразу после Освобождения, на волне общенационального демократического подъема, - имело такой резонанс. В 1946 г. организовался «Восточный драматический центр» в Эльзасе-Лотарингии, и уже за первое послевоенное десятилетие провинциальные труппы стали важным фактором художественной жизни Франции. Огромную роль в этом сыграл Авиньонский фестиваль, движение поддержали мэтры Картеля. Новые театральные центры (или Дома культуры), как правило, получали финансовую помощь местных властей. Министерство образования с 1945 г. проводило ежегодные конкурсы молодых трупп, профессиональные стажировки. Крупнейшими деятелями этого движения были Жан Даете, Мишель Сен-Дени, Юбер Жиньу, Роже Планшон, Марсель Марешаль. Роже Планшон (род. 1931) начинал в Лионе с ярких комедийных представлений. Но его имя связано прежде всего с социально-политической темой и с влиянием «эпического театра* Б. Брехта. Встреча с Брехтом в 1956 г. стала для режиссера важным этапом в творчестве. Планшон сотрудничал с выдающимся драматургом Артюром Адамовым (1908-1970), автором остросатирических социальных пьес с элементами ф0Теска и абсурда. Планшон поставил его пьесы «Профессор Тарани» и «Смысл движения» (1953), «Паоло Паоли» (1957) В1957 г. труппа Планшона переехала в заводской пригород Лиона, Виллербан, где получила статус городского театра (Театр де ла Сите) и влилась в движение децентрализации. Общественная позиция Планшона, его работа со зрителем позволили назвать его продолжателем Вилара. В 1973 г., после бесславного ухода Ж. Вильсона из ТНП, это название было официально передано Театру де ла Сите. Планшон смелее, чем другие французские режиссеры (ориентируясь на Брехта и отчасти на русский театр), отстаивал приоритет «сценического текста* над литературой. Ставя классику, он ее трансформировал: менял жанр, выявлял или домысливал подтексты, усиливал — в духе шестидесятых годов - социальный смысл традиционных конфликтов. Скандальные «нарушения приличий» позволяли вскрыть тайны поведения персонажей: герои Мариво вели изысканные словесные поединки... в постели («Второй сюрприз любви»), а Орган выказывал гомосексуальную привязанность к Тартюфу. В «Жорже Дэндене» — эту комедию Мольера Планшон трактовал как драму о социальном неравенстве — изображалось налаженное хозяйство богатого крестьянина, на свою беду женившегося на обнищавшей дворянке (начиная с 1958 г. несколько версий, включая кино). В «Тартюфе» (вторая версия, 1973) постановщик зримо воплотил переломное время, борьбу клерикального сознания со светским: особняк Органа находился в процессе реконструкции (художник Ю. Монлу). Во время действия выносили и вносили мебель, меняли драпировки, посуду, костюмы. К финалу обшарпанное, тусклое распятие в парадном зале заменялось конной скульптурой Людовика XIV, знаменуя начало новой эпохи. Тартюф своими действиями пытался помешать ходу истории, но проигрывал. Планшон обладает даром сценического комизма - не рафинированного, как у Жуве или Барро, а плебейского, площадного, который служит ему для «расправы» с фальшивыми ценностями прошлого. Огромный успех, в том числе в нашей стране, имели его «Три мушкетера» (1957) - пародия на романтизм. «Великолепно поставлена сцена казни миледи Винтер (Жюли Данкур), когда все ее бывшие мужья, безрукие, распадающиеся от старости, но горящие жаждой мщения, собираются, чтобы судить ее. Планшон не боится перебросок в современность. Представляясь зрителю, д'Артаньян спрашивает: „Разве не читали?"; сцена ареста мадам Бонасье поставлена „по Брехту": непосредственное действие заменено „очуждением" -плакатом, рассказывающим о происшествии; с таким же озор-
ством показана смерть лорда Букингема в бочке, заменяющей ему ванну»28. Режиссерская палитра Планшона разнообразна. Он ставил «Швейка во второй мировой войне» Брехта (1960) на вращающейся сцене и с использованием киномонтажа в духе Пискатора. Откликом Планшона на события 1968 г. (имеются в виду выступления студентов, молодежи Франции, направленные против нравственных и культурных буржуазных ценностей) стало действо под названием «Оспаривание и растерзание самой знаменитой из французских трагедий — «Сида» Пьера Корнеля, с последующей «жестокой» казнью драматурга и бесплатной раздачей разнообразной консервированной культуры» (1969), игровая дискуссия о «народном» и «буржуазном» театре. В 1970-е гг. Планшон создавал спектакли, в которых объединял тенденциозным истолкованием несколько пьес: «Антония и Клеопатру» и «Перикла» Шекспира (1978); «Гофолию» Расина и мольеровского «Дон Жуана» (1980) с одними и теми же актерами, тенденциозно истолковывая религиозную и светскую тиранию времен Людовика XIV, а также композиции из пьес А. Адамова, Э. Ионеско. ________________________________________________ 25.1а Марсель Марешаль. В движении децентрализации деятельность Марселя Марешаля (род. 1937) занимает особое место. Почти все его творчество протекает вне парижских театров, он принципиально ориентируется на нетрадиционного зрителя (не столичного и не фестивального). Поступив в 1957 г. в Лионский университет, Марешаль сразу же организует там любительскую труппу Комедьен дю Котюрн. Марешаль пошел по пути, проложенному Виларом; отказываясь формулировать однозначную театральную концепцию, он соединяет в своей режиссерской практике все разнообразие театральных идей и добивается яркой зрелищной формы. В его спектаклях органично сливаются открытость и гротеск ярмарочного театра, масочность комедии делъ арте и балагана, рациональность эпического театра, внимательное следование за литературным текстом, атмосфера спектакля-праздника, жесткая режиссура интеллектуального театра. Постепенно формируется труппа, распадаясь время от времени и наполняясь новыми членами из любительской среды. Постановки Марешаля чрезвычайно разнообразны: «Бал воров» Ж. Ануя, «За закрытыми дверями» Ж. П. Сартра, «Лысая певица» Ъ. Ионеско, «Надгробная проповедь» Ф. Арра-баля и «Всадники» Аристофана, «Виндзорские проказницы» В Шекспира, «Солдат-любовник» К. Гольдони. В 1961 г. (после окончания Марешалем университета) Комедьен дю Котюрн становится профессиональным театром. С этого времени труппа выступает в лионском помещении театра Планшона, перебравшегося в Виллербан. Устремление к карнавалу, театрализации театра воплотилось в обращении Марешаля к эстетике комедии дель арте и производных форм. В 1961 г. он впервые ставит «Москетту» Анжело Беолько (в дальнейшем он вновь будет обращаться к этому материалу в 1967 и 1970 гг.). Музыкально-синтетическая постановка включала конкретные элементы комедии дель арте (маски, лацци) и французского фарса с его натурализмом (крестьянский и городской быт). С другой стороны, труппа добилась того, чтобы текст звучал современно и поднимал современные проблемы. Действие строилось на постоянном контакте с зрительным залом. Этого удалось добиться, «переведя» пьесу на провансальский диалект. Сленг, рассчитанный на контакт с публикой, насыщался современной поэзией (использовались стихи П. Элюара) и латиноамериканской музыкой. Бытовая история Рудзанте, мужа, у которого солдат отбивает жену, приобретала общечеловеческий масштаб. Герои стремились разрешить ситуацию силой своего творческого воображения. В спектакле 1967 г. Марешаль распределил действие между десятью площадками, соединенными мостками. Актеры играли среди зрителей, усиливалось ощущение импровизации, бесконечного перевоплощения, смены театральных приемов. В атмосфере фарса и импровизации происходило действие спектакля «фракасс» (1972) по роману Теофиля Готье. Бродячая театральная труппа, в которую вступает барон Си-гоньяк (Жан Клод Друо), несла в себе подлинные чувства и реальное восприятие действительности в противовес меркантильности и лжи обыденной жизни. Также как барон проявляет свои чувства, свой героизм под маской актера, Комедьен дю Котюрн добивались убедительности и правдивости через стихию игры, постоянное преображение сцены. Традиционные формы зрелищности, освоенные в «Москетте» и «Фракассе», получили наиболее полное воплощение в спектакле «Анемона для Гиньоля» (1974). Эту связь подчеркивает сам Марешаль: «По мне, Рудзанте похож на Гиньоля с его вылазками в царство воображения и поэтического неистовства, словесными вывертами и презрительными щелчками обществу угнетающих, словотворчеством, стремлением перепридумать и переделать общество с помощью обожествленного Глагола»29. Гиньоль -народный кукольный персонаж, родившийся на площадях Пиона в XVIII в., стал центральным персонажем этого синтетического спектакля, в котором с помощью музыки, драмы, ку~ кольного театра, клоунады и фарса была прослежена история Лиона, история Франции. Тем самым спектакль стал предшественником великого спектакля Арианы Мнушкиной «1789» (хотя сам Марешаль считает, что предтечей спектакля Мнушкиной был «Неистовый Роланд» Луки Ронкони). При том что буффонада и импровизация властвовали в спектакле «Анемона для Гиньоля», режиссер называет другие причины обращения к народному гротескному театру: «Мое пристрастие к жанру гиньоля исходит не из эстетических предпосылок или влечения к игре и игровой атмосфере. Оно возникло непосредственно из театральной практики и размышлений о назначении и роли театра в нашем обществе»30. Режиссер считает, что все происходящее в обыденной жизни является спектаклем, в театре же нужно не ставить спектакль, а добиваться естественности и с помощью игры. Марешаль не придумывает сложные изощренные структуры, а видит мир как некое творческое преображение — яркое, контрастное.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |