КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
РожеПланшон и децентрализация театров. 10 страница
Той же стихией игры Марешаль насыщает и шекспировские спектакли. В 1966 г. поставлен спектакль «Шекспир, наш современник», созданный на основе нескольких пьес Шекспира. В 1970 г. — «Ромео и Джульетта». Режиссер, стремясь разрушить привычные стереотипы, наполнил спектакль смехо-вой культурой. Гротескные сцены развенчивали чопорность и напыщенность «серьезной» патриархальной Вероны. В 1973 г. состоялась премьера «Гамлета». Грандиозный спектакль, продолжительностью шесть часов, разыгрывающийся на нескольких площадках, использующий психоаналитические мотивы. Марешаль стремился сделать Гамлета полифоничным, сочетающим различные, подчас противоположные качества. Гамлет разыгрывает различные ситуации, с помощью театра стремится разрешить реальные проблемы. Спектаклем в спектакле стало появление Призрака. Даже финальный поединок с Лаэртом был театральным представлением — имитацией средневекового турнира, церемонией, а не битвой. Еще одним спектаклем по пьесам Шекспира стал «Фальстаф», поставленный в 1976-м. Но этот спектакль показан уже не в Лионе. В 1974 г. труппа Марешаля переезжает в Марсель и становится Новым Национальным театром. Режиссер работает здесь долгие годы. В 1980 г. на основе британских хроник и рыцарских романов о короле Артуре был поставлен спектакль «Грааль-театр» - одно из самых ярких произведений Марешаля. В десятичасовом спектакле двадцать пять актеров исполняли двести двадцать пять ролей. В эпических легендах переплетался мир фантазии и реальности. В оформлении был использован средневековый симультанный принцип (художник Ален Батифуйе): места действия обозначались аллегориями (дерево, макет собора), актеры переходили с одной сценической площадки на другую. Было обозначено три плана сценического пространства, разделенные занавесами и предполагающие параллельное развитие сюжетных линий. Волшебник Мерлин (Марсель Марешаль) — один из главных персонажей спектакля. Его история разыгрывалась актерами в духе эпического театра — через иллюстрацию, через отстраненное изображение. Чудеса, которые он творит, — карнавальные трюки. Стихия игры сменялась строгостью и регламентированностью ритуала, в центре которого деяния короля Артура (Бернар Балле). Ритуал, в свою очередь, уступал место динамичным батальным сценам — разрушительной стихии войны, которую преодолевает только жизнеутверждающая сила любви. В 1995 г. Марешаль переезжает в Париж, возглавив театр Рои Пуэн — Компани Марсель Марешаль. ____________________________________________________ 25.11. Ариана Мнушкин. Ариана Мнушкин (род. 1939) возглавляет театр, возникший в 1964 г., в период подъема молодежных движений, ниспровержения культуры, переосмысления театра. Театр дю Солей (Театр Солнца) стал значительным событием в движении децентрализации. Он возник в студенческой среде (как и театр Марешаля), давал спектакли в окраинах Парижа, ориентируясь на широкого «нетеатрального» зрителя. Первым спектаклем были «Мещане» М. Горького. Потом последовали «Капитан Фракасс» Т. Готье, «Кухня» А. Уэскера, «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Клоуны» на основе комедии дель арте. Этим спектаклям свойственна яркая, выразительная форма, коллективный принцип работы над пьесой и сценической формой. Мировая известность пришла к театру в 1970 г., когда был поставлен спектакль «1789». С этого времени Театр дю Солей располагается в здании старого арсенала - Картушери де Венсенн. Мнушкин решительно отказывается от привычною театрального помещения, зритель находится среди играющих актеров. Для каждого спектакля сценическое пространство обустраивается по-разному (сценография Роберто Москозо). о спектакле «1789» в зале сооружено восемь площадок, соеди-ненных помостами, и среди них находятся зрители. Это спектакль о Великой французской революции, перекликающийся с молодежными выступлениями в Париже 1968 г. Театр отображал историю, но стремился выявить не голые факты, а взгляд с°временников. Каждый исторический персонаж восприми* Гв!Ща. - мался как живой человек — способный вызывать реальные чувства, а не ограничиваться исторической функцией. Тем самым режиссер обращалась к некоему мифу, и сценические средства соответствовали мифологической структуре действия. Событий, предшествующие революции, различные эпизоды народного быта разыгрывались на сценических площадках параллельно: на одной — фарсовые фигуры Короля и Епископа вырывали миску с похлебкой из рук крестьянки, на другой — натуралистическая суета вокруг роженицы, с кипячением воды, пеленками, простынями сменялась приходом дворянина с наведением своего порядка, на третьей — трагический эпизод, в котором крестьянин, потерявший работу, душил собственного ребенка31. Все эпизоды игрались одновременно, крики персонажей сливались в единый хор. Метод, использованный при работе над спектаклем, сводился к постепенному импровизированию сцен, созданию эпизодов, и только потом закреплению текста. Режиссер создавала жесткую композицию спектакля, соединяя различные сценические жанры и выразительные средства. Так, сцена при королевском дворе разыгрывалась благопристойно, размеренно и торжественно. Но так происходит только в учебниках по истории. Постепенно действие подойдет к этому эпизоду вновь, но теперь король и королева — простые обыватели, захваченные вихрем социальных перемен. Ариана Мнушкин добилась актуальности и жизненности истории за счет того, что все исторические эпизоды разыгрывались актерами — актерами эпохи Великой французской революции. Через это устанавливалась связь с современными актерами, которые предлагают современным зрителям некую игру в историю. Все персонажи были значимы в равной степени, и значимым оказывался каждый зритель — участник революции, происходящей в атмосфере праздника, карнавала, игры. В 1971 г. был поставлен спектакль — продолжение «1789». Он назывался «1793». Если героем первого спектакля был народ, героем «1793» становится конкретная социальная группа людей - санкюлоты. Действие начинается в июле 1792 г. (с отречения короля) и заканчивается в сентябре 1793 г. (когда фактически устанавливается диктатура Комитета народного спасения). Карнавальное действие первого спектакля сменилось трагическим размышлением во втором. Вместо восьми игровых площадок - три дощатых помоста, не соединенные между собой. Действие происходило не на фоне стен арсенала, а перед коричневым занавесом по всей длине зала. Разрозненность людей, затерянность их в огромном пространстве обнаруживали оагическую противоречивость истории. Художественный язык доианы Мнушкин усложнился в этом спектакле. Еще более трудные задачи ставились в спектакле, завершившем историческую трилогию, — «Золотой век» (1975). в отличие от рассмотренных исторических спектаклей, действие «Золотого века» происходило в современности. Здесь были конкретные проблемы, связанные с межнациональными отношениями во Франции, с проблемами выходцев из стран «третьего мира», с социальными конфликтами. В центре спектакля в данном случае был один персонаж- иммигрант Абдалла (Филипп Кобер), который приезжает во Францию в надежде найти приличную работу, но погибает на стройке. Абдалла стал звеном, связывающим различные сюжетные линии, показывающие широкую эпическую картину современной жизни. Эта современная жизнь возникала не в реальном поведении персонажей, а, так же как в других спектаклях, через игру в современную жизнь. Для этого Ариана Мнушкин выбирает удивительный прием — бытовые персонажи надевают маски комедии дель арте. Таким образом, Абдалла оказывается Арлекином, современный буржуа - Панталоне (Марио Гонзалес) и т. д. Историю Абдаллы разыгрывает труппа комедии дель арте на карнавале в Неаполе во время чумы! Пантомимная пластика, лацци комедии дель арте требовали соответствующего решения сценического пространства (начиная с «Золотого века» сценограф Театра дю Солей Ги Клод Франсуа). Зрительный зал был разделен на четыре части. Вместо ровного пола — огромные чаши-кратеры, на склонах которых находятся и зрители, и актеры. Удаляясь от зрителей, персонажи поднимаются вверх, склон кратера становится все круче и круче. Весь потолок завешан лампочками-звездами. Зрители оказывались как бы на неизвестной планете, по которой актеры проводят экскурсию, тем самым ощущения зрителей перекликались с ощущениями зрителей неаполитанского карнавала, которым рассказывали историю алжирского эмигранта. Эстетика исторических спектаклей была продолжена в эпических полотнах «Ужасная, но неоконченная история принца Народома Сианука» (1985) и «Индиана, или Индия их меч- гь/у (1987). Здесь речь шла о современных политических событиях и в центре были конкретные исторические персонажи. Однако в 1980-е гг. на первый план выходят трагедии, литературный текст становится отправной точкой. В 1981 г. Мнушкин поставила «Ричарда II» Шекспира. Полагая, что трагедия в чистом виде невозможна, режиссер отказывается от исторической и жанровой характеристики пьесы Шекспира и использует технику и внешнюю атрибутику японского театра кабуки. Это не просто стилизация, это столкновение чуждых театральных культур, сохраняющее и трагедийную основу, и неожиданность, экзотику восточного театра. Сторонники герцога Болингброка — в японских кимоно, либо с густым гримом на лицах, либо в масках — совершали некий восточный ритуал. Шекспировский текст размеривался ударами гонга. При всей яркости спектакля, блеске золота самурайских костюмов использовалась графичность — специально выстроенный огромный деревянный помост с ярко прочерченными вертикальными линиями, делившими его на ряд частей, решетка тюрьмы, сделанная из тонких прутьев. Актеры замирали, отыграв свою сцену. Статичность, ограниченность действия создавали атмосферу внутренней напряженности. Эстетика театра кабуки была продолжена в спектакле «Генрих IV» Шекспира (1983). Максимального развития трагическая драматургия достигла в тетралогии «Атриды» (1990-1992), в которую входили «Ифигения в Авлиде» Еврипида и «Оресгея» Эсхила. На сцене сооружено некое подобие античного театра: терракотовые стены города, за ними высокая деревянная стена, выкрашенная в ярко-синий цвет, посередине огромные ворота, вверху парусиновая крыша- Других декораций нет. Есть костюмы коричневых, красных, охристых цветов, создающие впечатление тяжелых материй. Густой грим, сильно увеличенные глаза и брови, огромные матерчатые бороды. Хор аргосских старцев исполнялся женщинами в огромных масках. Все это производит впечатление архаики, внушительности. На сцену выезжали платформы-эккиклемы, — так выезжала Клитемнестра в костюме из черной кожи, с хлыстом в руке, на эккиклемах выезжали Эринии. Но и здесь перед зрителем не стилизация античности, а контрастное взаимодействие древнегреческой проблематики (темы судьбы, рока) с различными театральными традициями — например, грим и пластика индийского театра катхакали. На лицах Эриний были маски, напоминающие обезьян. Перед тем как войти в зал, зритель попадал в помещение, где были сымитированы раскопки. Под глубоким культурным слоем зритель видел стоящие в рост фигуры рядом с конями, в тех же костюмах и с теми же лицами, которые предстанут в спектакле. Эти гипотетические раскопки были созданы по образу гигантского кургана-мавзолея в китайском Сиане, открытого в 1970-е гг. Могила императора III в. до н. э. была окружена многотысячным каменным войском. Так Ариана Мнушкин делает миф не исторически правдивым, а жизненно реальным и драматически действенным. ^__________________________________________________ 2512- Антуан Витез. Антуан Витез (1930-1990) - один из крупнейших режиссеров Франции «поствиларовской» эпохи. Полиглот, переводчик, он обладал обостренным пониманием слова на сцене, его увлекали интеллектуальные построения в духе постмодернизма. Атеист, скептик, вольнодумец, он считал себя наследником идей Просвещения, но был также членом компартии Франции (он вступил в нее после XX съезда КПСС и вышел в начале 1980-х гг.). После Ж. Питоева и А. Барсака он более других деятелей французского театра интересовался русской и советской культурой, ему были близки идеи Мейерхольда, теория искусства формальной школы. Он бывал в СССР, в 1977 г. поставил «Тартюфа» в московском Театре сатиры. Преждевременная смерть оборвала его работу над «Фед-рой» Расина с Аллой Демидовой. Витез пришел в режиссуру накануне событий 1968 г., имея большую практику актера и педагога. Он был связан с движением децентрализации, активно работал в театрах парижских предместий. В 1971-1980 гг. поставил более двадцати спектаклей в Иври, пригороде Парижа, где у власти были коммунисты. Затем получил и официальное признание: с 1981 по 1988 г. руководил театром Шайо (бывшим ТНП Ж. Вилара), в 1988-1990 гг. стоял во главе Комеди Франсез. А. Витез прославился интерпретациями мировой классики: «Электра» Софокла (1966, 1971, 1986), «Фауст» (1972, 1981), «Гамлет» (1983), «Селестина» Ф. де Рохаса (1989), трагедии Ж. Расина. Он предлагал зрителю неожиданные, нередко парадоксальные трактовки, утверждая, что «произведения прошлого — это разрушенные здания, затонувшие корабли, и мы выносим их на свет по кускам, никогда не собирая воедино,.. но создавая из кусков нечто иное»32. Показательна его «Андромаха» (1971) - игровой анализ стиха Расина и природы трагических страстей. Шесть молодых актеров, учеников Витеза, в джинсах и без грима, с книгой в руках, поочередно переходили от роли к роли и от чтения к воплощению. На площадке была нейтральная мебель, позволявшая двигаться по вертикали, мизансценически выражать отношения подъема — спада, доминирования — подчинения. Стул на столе был троном царя Пирра — и знаком его власти, когда Пирра на сцене не было. Высокая лестница-стремянка Давала иллюзию ухода в сторону, спасения, но принуждала к поиску трудных, почти акробатических поз. Спектакль строился на отношениях актеров, текста и игрового пространства. Структура александрийского стиха подчеркивалась не интонацией, а пластическими ходами. Жесты -«идеограм мы» были призваны указывать скрытые связи, выявлять мифологическую первооснову сюжета трагедии Расина. Более зрелищными будут постановки «Федры» (1975) и «Береники» (1980). В знаменитом цикле: «Школа жен» — «Тартюф» — «Дон Жуан» — «Мизантроп», с одними и теми же актерами (1978, Авиньон), — Витез представил Мольера как синтез фарса, ученой комедии, комедии дель арте, придворных и ярмарочных форм. Режиссер уравнивает «главное» и «второстепенное», поручая одной актрисе (Нада Странкар, которая блестяще сыграла Федру) роли Эльмиры в «Тартюфе», Арсинои в «Мизантропе» и служанки в «Школе жен», ломая систему амплуа — молодой Ришар Фонтана играет любовника в «Школе жен» и красивого, галантного Тартюфа. Единая установка — живописные лэнно, стилизованные под фрески Помпеи, простая мебель (стол, стулья, обыгрываемые по-разному), исторические костюмы и парики. Парик — принадлежность мира устоявшихся ценностей, им устрашает Агнесу Арнольф, его срывает в отчаянии Альцест в финале «Мизантропа». Изобретательно построена игра с палками, традиционным атрибутом фарса. Но это не только комедии. Каждая пьеса, по мысли Витеза, это «последний день» (надежд Арнольфа, жизни Дон Жуана, карьеры Тартюфа, любви Альцеста). Парадоксально возникает тема религии: Тартюф как непонятый, неуслышанный мессия. Современность в режиссуре Витеза была представлена проблемными, даже провокационными пьесами Рене Калис-ки («Пикник Кларетты», 1974, жестокий фарс о финале жизни Муссолини и его любовницы, и др.). Значительным был опыт сценического «чтения» романа Л. Арагона «Базельские колокола» («Катрин», 1975). Он ставил В. Маяковского («Баня», 1967), Е. Шварца («Дракон», 1968), В. Аксенова («Цапля», 1984). В «Драконе» идея тиранической власти была передана через бесплотную белую геометрию сценической площадки (художник М. Рафаэлли). Свисавшие с колосников белые нити иногда обозначали стены, за которыми нельзя укрыться, иногда герои их вообще не замечали; на них, как на струнах, играл Дракон. Это нечто вроде нитей управления исчисленным, мертвым городом. Сам Дракон страшен не был (в битве его головы изображались белыми надувными шарами, которые лопались при прикосновении). Страшен был народ, выращенный этим Драконом. Жителей города Витез нарядил в «прозодежду» из газетных вырезок на разных языках; они двигались по клеткам, как фигуры в игре, и говорили, чередуя свой текст с неким вымышленным наречием, смесью обломков разных языков, которую Витев называл по-русски «заумью», вскрывая близость эстетики Шварца, сформировавшегося в среде обэриутов, с русским футуризмом, а также с театром абсурда. В финале, когда Ланцелот побеждал бургомистра и Генриха, подданные спешили пасть на колени перед ним. Ланцелот поднимал их, по одному. И те, кто вставал на ноги, отваживались дотронуться по нитей — до неодолимой преграды, - и нити начинали для них звучать... Но до полного высвобождения душ еще далеко, у этой сказки был печальный итог. Из классиков XX в. для Витеза первостепенны Чехов, Клодель и Брехт. Чехова он переводил сам, стремясь не только к точности, но и к адекватной передаче текучести и свободы русской речи. Но философия чеховских драм (особенно «Вишневого сада») ему была чужда. Он ставил «Чайку» (1970,1984) как «текст-миф», сближая ее с «Электрой» и «Гамлетом». Клодель привлекал его как создатель исключительно сложного театрального языка. Крупнейший спектакль в творчестве режиссера — «Атласная туфелька» (1987, Авиньон и театр Шайо), девять часов действия, текст без купюр. Витез отверг ба-рочно-религиозную концепцию Барро, перевел фантастику в сферу игрового театра (одна актриса, Жанна Витез, «воплощала» все те явления материального мира, с которыми мистическим образом соприкасаются герои: статую Богоматери, грабовую аллею, Луну, Двойную Тень и др.), усилил биографическую и историческую линию сюжета. Католицизм тоже предстал как некая мифология. Художник Янис Коккос нашел емкий символ - океан синей ткани, а на нем деревянный плот, минИ'Сцена. Возникало важное для Клоделя соотношение микрокосма и макрокосма, человеческого и космического; рядом с игрушечными каравеллами вздымались две огромные фигуры ростров, мужчина и женщина. Великолепные актеры (прежде всего Людмила Микаэль -Пруэз, Дидье Сандр — Родриго, Пьер Виаль - Ведущий, сам Витез — дон Пелагий) очень современно, не декламируя, обращались с бесконечными монологами и диалогами, раскрывая высокие клоделевские мысли через юмор и лирику. С Брехтом Витез солидаризировался и спорил. Его последним спектаклем стала «Жизнь Галилея» в Комеди Фран-сез (1990). _______________________________________________ 25.13, Патрис Шеро. Патрис Шеро (род. 1944) - один из ведущих режиссеров франции, активно работающий в драматическом театре, опере и кино. В 1972-1982 гг. он сотрудничал с Р. Планшоном в Виллербанне. Наибольший успех выпал на долю его постановок в театре Амандье в Нантерре, которым он руководил с 1982 по 1990 г. Среди них пьесы Б. М. Кольтеса "Битва негра с собаками» (1983), «Западная пристань» (1986), «В одиночестве хлопковых полей» (1987), «Возвращение в пустыню» (1988. Театр Рено - Барро); «Ширмы» Ж. Жене (1983); «Квартет» X. Мюллера на основе романа Ш. де Лакло «Опасные связи» (1985); «Платонов» по А. П. Чехову (1987); «Гамлет» (1988). Значительнейшая работа Шеро в опере — тетралогия Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» в Байрейте (1976-1980, дирижер Пьер Булез). Для Шеро характерна определенная «кинематогра-фичность» мышления, метафорическая сценография с использованием современной техники (его постоянный соавтор — художник Ришар Педуцци), монтажный принцип организации действия. В спектаклях Шеро нередки впечатляющие визуальные эффекты, например фантасмагорическое явление Призрака в «Гамлете», проносящегося по накрененной сцене на огромной живой лошади, словно всадник Апокалипсиса. А затем планшет, словно расколотый копытами его коня, начинал дрожать и ломаться, то раскрываясь могильными ямами, то громоздя опасные барьеры на пути участников трагедии. Роль Гамлета в этом спектакле исполнил замечательный актер Жерар Десарт. Шеро предложил оригинальное прочтение пьес самого крупного французского драматурга конца XX в. Бернара Мари Кольтеса (1948-1989), раскрыв в них постмодернистскую множественность смыслов, не сводимых только к изображению современного маргинального мира. Весьма далекую от полит-корректности среду обитания персонажей Кольтеса — цветных иммигрантов, бродяг, преступников — Шеро воплощал в изысканно-красивых сценических картинах, в которых урбанистические элементы встраивались в открытые пространства тьмы и цвета. В «Битве негра с собаками» (действие происходит в Африке, на европейской стройке) границы между сценой и зрителями не было, театр был превращен в ангар, в котором огромный виадук на трех опорах вел из зала неизвестно куда. Игровое пространство заполняли облака пыли, которые отражали холодный свет автомобильных фар. На этой стройплощадке, окруженной сторожевыми вышками, мужчины — двое белых и один негр — и приезжая молодая женщина вели разговоры как битву, не понимая при этом друг друга. Все герои общаются на «книжном» французском, но парижанка Леона предлагает негру Альбури «говорить по-иностранному», чтобы «настроиться на одну волну»; он переходит на родной язык, она читает по-немецки Гёте, и оба пробуют достичь взаимопонимания через интонацию и тембр. Шеро сравнивал текст Кольтеса с негритянским блюзом и утверждал, что слова в нем не тождественны смыслу — герои при помощи слов пытаются убежать от реальности и от самих себя33. В игровом пространстве «Западной пристани» двигались пустые стены и металлические конструкции, создавая ежеминутную угрозу человеческому существованию. Неживая материя, обладавшая какой-то особой красотой, превращала людей в фантомы, втягивала в себя и глушила их побуждения, равно как и слова. «Заброшенные доки где-то на берегу большой реки, ангары, пустые склады, резервуары с маслянистой черной водой, контейнеры, из которых складывается, как лабиринт, ощущение одиночества, забвения, угрозы... И посреди этого страшного сна мужчины и женщины, будто бы явившиеся из небытия, выброшенные обломки, осевшие на берегу или скитающиеся, они движутся и сталкиваются как бы ощупью, они обращаются друг к другу в молчании, они встречаются, чтобы потеряться» (П. Маркабрю)34. В трактовке Шеро драмы Кольтеса обретали большую обобщенность, сквозь межличностные конфликты выявлялись глобальные столкновения возрастов, полов, рас. Глава 26 Германия Немецкий театральный экспрессионизм. Эстетика экспрессионизма стала одной из определяющих в искусстве XX в. Так же как в футуризме, здесь декларируется отказ от отображения реальности. Художественный мир представляется замкнутой системой, существующей по законам, определяемым художником, а не жизнью. Экспрессионизм совершенно лишен футуристического жизнеутверждающего начала, мир воспринимается как хаос, которому не присуща какая-либо целесообразность. Экспрессионизм, сформировавшийся уже во время Первой мировой войны (1914-1918) и сразу после нее, не принимает мир во всех его проявлениях. Философской основой немецкого экспрессионизма стал «Закат Европы» (1918) Освальда Шпенглера и последующие его книги. Хаосу реальности, хаосу истории и невозможности раскрытия смысла человеческого существования противопоставляется в экспрессионизме личность художника. Она обладает всеми противоречиями мира, но стремится к целостности) и не утрачивает индивидуальность. Неприятие мира во всей совокупности наиболее остро проявилось в драматургии («драме крика»). Крик, как наиболее сильное выражение человеческих чувств, стал одним из основных образов экспрессионизма. Преображение ральности под воздействием крика визуально воплощено в картине норвежского художника Эдварда Мунка «Крик» еще в 1893 г. Предчувствие войны и в особенности опыт первой в истории человечества поистине «мировой» войны упраздняют «объективную» точку зрения на вещи, и экспрессионист видит: мир потерпел катастрофу и человек оказался один на развалинах. Экспрессионизм наиболее ярко проявил себя в немецкой художественной культуре, а характерней всего - в изобразительном искусстве и поэзии. Достигнутое в этих областях было впоследствии, главным образом в 20-е гг. XX в., синтезировано в феномене режиссуры немецкого экспрессионизма. Именно в режиссуре проявилось своеобразие экспрессионизма как эмансипировавшегося от всех прочих художественных направлений XX в. специфического театрального стиля. В этом узком, но зато более определенном и конкретном смысле можно и нужно говорить о феномене режиссуры немецкого экспрессионизма. Ее предпосылки сложились еще в довоенной Германии: формальным началом в отношении драматургии принято считать 1912 г. — время премьеры первой экспрессионистской пьесы, «Нищего» Рейнхардта Зорге (1892-1916); в том же году возникает в Берлине первый экспрессионистический театр Джона Шиковского Штурмбюне (Sturrm-blihne). Однако только послевоенное пятилетие Веймарской республики создало ту специфическую атмосферу, в которой дух экспрессионизма мог адекватно воплотиться. В театре эстетика экспрессионизма стала проявляться еще до Первой мировой войны, поэтому здесь нет еще ощущения обреченности и разрушительной стихии, но резко заявлена тема противопоставления личности и массы. Собственно поиск сценического решения образа толпы и рассмотрение героя в контексте не социума, а мироздания — стали определяющими в экспрессионистическом театре. В предвоенные годы экспрессионизм постепенно формировался в немецком театре внутри развивающихся тенденций натурализма и модерна. Экспрессионистические мотивы проявились в спектаклях М. Рейнхардта «Ромео и Джульетта» (1907), «Разбойники» (1909) и особенно «Гамлет» (1909) и "Царь Эдип» (1910). М. Рейнхардт отказывается от традиционной сцены, используя помещение цирка, собора, площади, но принцип самостоятельности сценического пространства, отграниченного от зрителя и обыденной реальности, сохраняется прочно. Сценическое же пространство и идея мирового хаоса передаются образом толпы. «Деперсонализация и героя и массы - вот то новое, что Рейнхардт внес в искусство театра своим программным спектаклем 1910 года»35. Судя по этому выводу Т. И. Бачелис, можно было бы провозгласить утверждение экспрессионизма в «Царе дипе». Однако вопрос с героем более сложен и не позволяет полностью отнести спектакль к эстетике экспрессионизма, стим На пеРвыи ВЗГЛЯА экспрессионизм и вовсе не совме-с театром как прежде всего зрелищным видом искусства, гДе внешнее, зримое воплощение является условием существования сценического образа, причем воплощение в телесности кивого человека. С возникновением экспрессионизма — и в этом его огромное значение — остро осознается лидирующая роль режиссера. Выдвижение фигуры режиссера на первый План мотивировалось как изменившейся организационной ^Уктурой театрального дела, так и собственно художественными задачами. В начале 1920-х гг. на сцене рейнхардтовского Дойчес Театер стали появляться постановки новых режиссе-Р°в - экспрессионистов. «Работы Густава Хартунга из Франкфурта и Бертольда Фиртеля из Вены отличались от рейнхард-товских, но общее тем не менее очевидно — на германской сцене стали появляться постановки, подтверждавшие зрелость новой профессии в версиях экспрессионистской драматургии»*». Театральный экспрессионизм заявлял о себе в законах ярко выраженного режиссерского театра. Густев Хартунг (1887-1946) в 1917 г. поставил во франкфуртском Шаушпильхауз пьесу Пауля Корнфельда «Обольщение». Пьеса состоит из четырнадцати эпизодов, действия обобщенных персонажей психологически не мотивированы. В центре пьесы молодой человек Биттерлих, неудовлетворенный окружающей буржуазной действительностью и охваченный смутными разрушительными желаниями. Эти желания реализуются в «немотивированном» убийстве жениха девушки Мари, который воспринимается как символ обывателя. Другая девушка — Рут — спасает Биттерлиха из тюрьмы, но ее брат Вильгельм убивает Биттерлиха, как разрушителя общепринятых ценностей. Хаос в сознании героев воплощался на сцене в асимметричных мизансценах, ярких лучах света, прорезывающих полумрак, гипертрофированных бытовых интерьерах (художник Ф. К. Дела-вилла). В следующем году Хартунг поставил пьесу Фрица фон Урну «Род», также насыщенную убийствами, но имеющую мистическое и роковое содержание. Урну — один из тех авторов, которые задались целью создания мифа современности, способного преобразить человеческое сознание. На сцене Дойчес Театер Хартунг ставил также и не экспрессионистические пьесы, в том числе «Кина, или Гений и беспутство» А. Дюма-отца.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |